Косухин Н.Д. Африка: политизация этничности // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 1 (6) – С. 100–108.
Одной из наиболее приметных и политически актуальных форм социальной сегментации является этническая стратификация в африканских странах.
Этническая стратификация представляет собой неравномерное распределение взаимодействующих этносов в различных сферах жизни общества: экономической, политической, культурной. Речь идет о различных подтипах этнической стратификации: этносоциальной, этнополитической, этнокультурной; при совмещении же этнических и религиозных различий в качестве отдельного типа целесообразно выделить этноконфессиональную стратификацию (см.: [13, c. 29]).
Этническое неравенство в той или иной форме присуще любому политэтническому обществу.
Этнический фактор в большинстве стран Африки является одной из наиболее сложных социально-политических проблем, интегрирующий в себе комплекс всех противоречий в африканском обществе. Через призму этнического фактора и этнической общности (клан, этнос, народность, нация) необходимо ставить и решать экономические, социальные, политические и культурные проблемы Африки. Это объясняется прежде все тем, что социально-классовые и национальные факторы в условиях недостаточно развитой социальной структуры как бы скрыты, заслонены этническими проблемами, которые выступают на передний план общественно-политической жизни. Этнические проблемы (этнократия) в Африке возникли еще в колониальную эпоху, и особую остроту они приняли в постколониальный период, когда стали возникать национальные государства, имеющие многоэтническую основу (об этом подробнее см.: [6]).
Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках.
На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы (см.: [1, c. 92]). При этом [c.100] следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.
Кроме этнической пестроты, каждая африканская страна исключительно разнообразна и по религиозной принадлежности. В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане – также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.
В качестве примера можно привести ситуацию в Федеративной Республике Нигерии. Этнический фактор (этничность) продолжает играть существенную роль в общественной жизни Нигерии. Он проявляется в деятельности политических партий и организаций, в армии и военных переворотах, в организации государственного управления, влияет на формирование политики и осуществление конкретных социально-экономических и культурных мероприятий в различных штатах страны.
На каждом из этапов исторического развития этнический фактор имел свои особенности и выражал интересы тех или иных социальных классов и слоев. Зачастую он используется политическими кругами для разжигания межэтнических противоречий и конфликтов, подрыва политической стабильности государства, а также в целях направления социального протеста народных масс в русло межэтнической борьбы (подробно см.: [8]).
Нигерия – страна этнического плюрализма. На ее территории проживает более 200 народов, говорящих на разных языках, различающихся по уровню и особенностям социально-экономического и культурного развития, по конфессиональной принадлежности, по традициям и обычаям, относящихся к разным историко-культурным областям.
Более половины всего населения Нигерии приходится на три народа – йоруба, игбо и хауса. Хауса насчитывают более 20 млн. человек и составляют около трети населения Северной Нигерии, 10% – фульбе, 5% – ибибио и 4% – канури. Таким образом, шесть народов составляют более 70% всего населения. Кроме того, имеется огромное количество более малочисленных этнических групп – иджо, нупе, игала и др. Точная их численность неизвестна (выше дана оценка на начало 1989 г.). Различны языки, уровень экономического, культурного, социального и этнического развития этих народов.
В мае 1967 г. Нигерия была разделена на 12, в 1976 г. – на 19, в 1987 г. – на 21, в 1991 г. – на 30 штатов. В настоящее время их – 36. Новое административное деление было проведено с большим учетом этнического состава по сравнению с прежним делением на пять больших районов (Северная Нигерия, Западная Нигерия, Восточная Нигерия, Среднезападная область и Федеральная территория Лагос). Во многих штатах один из народов составляет большинство населения. Однако большая часть штатов полиэтнична по своей структуре. Значительной сложностью отличаются штаты Плато, Баучи, Бенуэ, Тараба, Адамава, Кросс-Ривер, где имеется огромное количество небольших по численности народов (см.: [10, c. 21]).
Росту значения этнического фактора в Нигерии, его политизации в большей степени способствовала нерешенность национального вопроса, напряженность межэтнических отношений. Трудности, имеющиеся в отношениях между различными нигерийскими народами, проистекают из совокупности различных [c.101] факторов исторического, социально-экономического и психологического характера. Главные из них – нерешенность социально-экономических проблем, региональная неравномерность социально-экономического развития, наличие антагонистических слоев и групп, политика правящих кругов и решение унаследованных ими от колониального периода проблем, в том числе этнических. Значительную роль в отношениях между этносами играют живучие этнические предрассудки и стереотипы, сохранение многих традиционных структур, в том числе этнической стратификации.
Распространенные в массовом сознании этнические предрассудки и предубеждения представляют собой характеристику всей группы или отдельных ее членов. Подобные стереотипы, как правило, этноцентричны – основываются на господствующей в данной группе системе культурных норм и порождаются недостаточной или неадекватно воспринимаемой информацией о других этнических группах, а также существующими сложными межэтническими отношениями.
В многомиллионном населении Нигерии, по оценочным данным конца 80-х годов, мусульмане составляли от 44 до 49%, христиане – от 34 до 39–40, приверженцы так называемых традиционных верований – примерно 17% (см.: [10, c. 38]).
Различные вероисповедания распространены неравномерно по территории страны: мусульмане преобладают в северных штатах, в западных штатах составляют немногим более половины населения и на востоке – менее 1%. Подавляющее число христиан живет на востоке (около 80% населения восточных штатов) и на западе (более 40% населения западных штатов), на севере христиане составляют не более 10% населения. Приверженцы традиционных верований (традиционалисты) рассеяны по всей стране, больше всего их сохранилось на среднем западе, на востоке и в центральных северных штатах. Такое исторически сложившееся разделение на религиозные «сферы влияния» постепенно, хотя и медленно, размывается. В современной Нигерии нередки семьи, в которых под одной крышей уживаются приверженцы всех основных религий страны.
Наиболее общие тенденции 80-х гг. в сфере распространения религий при сохранении за мусульманами сильных позиций на севере и западе Нигерии – продвижение христианства в ряд северных штатов (главным образом, в форме христианско-африканских церквей) и расширение сферы его влияния в юго-западных штатах, сокращение численности традиционалистов (в 1976 г. они составляли 31,5% населения страны), главным образом за счет увеличения количества христиан (в 1976 г. они составляли около 20% населения).
По конституциям 1979, 1989 и 1999 гг., правительства штатов или федерации не имеют права принимать какую-либо религию в качестве государственной. Часть нигерийской общественности трактует это как признание светского характера нигерийского государства. Однако в действительности прямых указаний на светский характер государства в конституциях нет.
Религия как форма идеологии оказывает большое влияние на жизнь нигерийского общества. С 80-х гг. усилилось стремление государства к использованию ее нормативных функций, ей отводится важная роль в формировании нравственности. Не только традиционное религиозное воспитание (в семье, в деревне и т. п.), но и вся система образования – от начальной школы до университета – прививает уважение к религии. Различные аспекты ее регулярно освещаются средствами массовой информации. Атеизм не [c.102] проповедуется, однако допускаются публичное осуждение клерикализма и критика поведения религиозных деятелей. Со второй половины 80-х годов усилилась тенденция к использованию в политической борьбе религиозных различий и разногласий.
Нигерийские исламские фундаменталисты считают, что ислам в его «чистой» форме может стать программой, осуществление которой будет способствовать решению социальных, экономических и политических проблем современной Нигерии. Фундаменталисты объявляют еретическими и немусульманскими организациями оба крупнейших мусульманских братства на территории Нигерии – кадирия итиджания – и призывают мусульман возвратиться к первоначальному, «чистому» исламу.
Крупнейшими общенигерийскими организациями мусульман являются Общество победы ислама (Джаамату насрил ислам), основанное в 1962 г., и Союз мусульман Нигерии.
Религиозная ситуация в Нигерии отличается значительной напряженностью, которая особенно резко усиливалась в 80-х гг. Практически все сколько-нибудь крупные движения социального протеста этого периода выражались в форме конфликтов на религиозной почве. С конца 1980 г. типичным выражением религиозных конфликтов были массовые демонстрации, вооруженные столкновения и бунты, в которых участвовали тысячи людей. Религиозные волнения сопровождались многочисленными человеческими жертвами, разрушением культовых сооружений, порчей имущества, яростными нападками на символику и ритуал «чужой» религии. В печати велась и ведется острая полемика по религиозным вопросам; для общественной жизни Нигерии характерно использование вероисповедальных разногласий в политической борьбе. Бунты и другие наиболее значительные волнения на религиозной почве в 80-х годах не распространялись за пределы северных штатов страны. В начале 80-х годов они имели характер борьбы различных сект и направлений внутри мусульманской общины. С 1986–1987 гг. центральное место в религиозных конфликтах заняло христианско-мусульманское противоборство. Беспорядки подавлялись силами федеральной полиции и армии с применением танков, авиации, артиллерии.
Основную массу участников выступлений составляли городские низы, люмпены, безработная молодежь, студенты и учащиеся, религиозные фанатики. Правительственные и общественные обследования показали, что глубинными причинами конфликтов были рост социальной напряженности в стране, массовая безработица молодежи и этноконфессиональные противоречия, вызванные ущемлением прав национальных меньшинств.