Анализ ситуации в Африке
"Эксперт" #19 (513) от 22 мая 2006
Сложившаяся в Африке квазигосударственная система препятствует развитию региона. Она душит все зачатки местных экономик. А все деньги, поступающие извне, тратятся на вооруженное противостояние и обогащение элит
Ольга Власова
Черная Африка — незаживающая язва на теле человечества. Так думают многие, кто хоть раз пытался разобраться, почему ее население регулярно голодает и азартно убивает друг друга. Пока во всех остальных частях земного шара количество бедных постепенно сокращается, в Африке оно продолжает расти устрашающими темпами. Все известные на сегодня стратегии модернизации и демократизации там не работают, не помогает и вмешательство международных организаций и инвестиции транснациональных корпораций. Что особенного в этом континенте? Есть ли средство, способное вывести регион из затянувшегося кризиса? Не многие могут аргументированно ответить на этот вопрос. Один из этих людей — профессор социологии американского Northwestern University Уильям Рино, социолог-африканист, проводящий в путешествиях по Афpике в среднем по три месяца в году в течение последних пятнадцати лет.
В ходе своих исследований он пришел к выводу, что главная причина социального и экономического кризиса в африканских государствах — не коррупция сама по себе, а слабость государственной власти, вызванная острой конкуренцией внутри национальных элит. В своей лекции в рамках программы «Русские чтения», организованной Институтом общественного проектирования, г-н Рино, в частности, показал: основная проблема Африки в том, что африканские государства на самом деле государствами не являются. Все тамошние государственные институты — картонные декорации, созданные лишь для получения денег и помощи от ООН, Всемирного банка и тому подобных организаций. Доступ к этим благам постоянно провоцирует борьбу внутри элиты. Оказавшиеся у власти кланы ожесточенно борются с любой жизнеспособной силой в стране, рассматривая рост экономики как процесс, усиливающий потенциальных соперников. Пока подобная система правления будет существовать, любое вкачивание денег, оказание помощи и приток иностранных инвестиций в африканские страны чреваты лишь углублением кризиса.
По дороге в пропасть
— Вы часто ездите в Африку и хорошо ее знаете. Что там сегодня происходит?
— Прежде всего поражает, что Африка — самый стабильный континент (государственные границы здесь не менялись с 1880 года и в 1963 году были закреплены соглашениями в рамках Организации Африканского Единства). Но при этом Африка в течение десятилетий практически не развивается, а во многих местах и просто деградирует.
Посмотрите, что происходит: Сьерра-Леоне фактически является подопечной территорией ООН. В Либерии бандит устроил войну, в которой погибло восемь процентов населения. После этого он захватывает власть, становится президентом и ведет себя как пират до тех пор, пока международное сообщество не заставляет его убежать в Нигерию. В самой Нигерии сегодня — восемьсот тысяч внутренних вынужденных переселенцев. В этнических конфликтах гибнет более тысячи человек в год. Валовой национальный продукт составляет менее половины того, что было сорок лет назад. В Сомали тоже все развалилось.
Но, пожалуй, самый яркий пример развала государства — Конго. Начиная с 1996 года тамошний конфликт дестабилизировал весь регион и уже обошелся в три миллиона восемьсот тысяч так называемых излишних смертей. Считается, что в столице Конго около семи миллионов жителей, из которых примерно девяносто пpоцентов живут в трущобах, но на самом деле никто не знает, сколько там живет людей: последний раз перепись населения проводилась в 1984 году. А ведь так было не всегда. Начиная с пятидесятых годов, за десятилетие до независимости, бельгийские колонизаторы, которые пытались не отстать от социалистических стран того времени, запустили там очень мощные программы развития. В Конго строилась промышленность, которая должна была стать локомотивом индустриального прогресса для всей Центральной Африки. С 1956−го по 1962 год промпроизводство в Конго выросло втрое. По уровню, по скорости развития Бельгийское Конго тогда вполне соответствовало сегодняшнему Китаю (семь-восемь пpоцентов роста валового национального продукта в год). К 1988 году соpок пpоцентов мужского населения Конго были наемными работниками. Сегодня же эта цифра составляет практически ноль процентов.
— В чем причина деградации африканских стран?
— Большинство африканских стран погубила не коррумпированность африканских лидеров как таковая, о чем часто говорят, а коррумпированность в сочетании с конкуренцией элит внутри государства и отсутствием консенсуса внутри правящей элиты. Когда фасад колониальной власти развалился, африканские правители вдруг поняли: чтобы как-то поддерживать государственную власть, им необходимо договариваться с местными элитами, которые были совершенно оторваны от центральной власти. Чтобы с ними договориться, им надо было что-то дать взамен. Надо было распределять какие-то синекуры на местном и региональном уровне, иначе эти люди могли создать очаги нестабильности.
Конечно, в такой системе нет ничего необычного, присущего только Африке. То же самое происходило в послевоенных Южной Корее и Сингапуре — там коррумпированность власти, возможно, была даже выше, чем в Африке. Разница в том, что в азиатских странах коррупция связывала общими интересами довольно компактную элиту, внутри которой существовал определенный консенсус. В Африке же из-за искусственно нарезанных границ в одном государстве зачастую оказывалось несколько конкурирующих кланов, между которыми консенсус, вероятно, был невозможен. Другое важное отличие: Африка получала зарубежную помощь, тогда как азиатские элиты могли надеяться только на получение дивидендов от внутриэкономического развития. В итоге в Восточной Азии высокая коррумпированность повлекла за собой бурное экономическое развитие, а в Африке, наоборот, убила даже ту промышленность, которая была, и до сих пор не дает образоваться новой.
— А почему она ее убила?
— В Африке производительные члены общества считаются угрозой режиму. Ведь бизнесмены формируют оппозиционные партии, которые стремятся бросить вызов существующей власти. Бизнесмены помогают оппозиционным группировкам. Таким образом, правители отвлекаются от очень важных задач централизации и повышения эффективности своей власти. У них почти все усилия уходят на то, чтобы разрушить оппозиционные группировки. С другой стороны, по мере того как африканские экономики разваливались, все больше и больше простого народа возлагало ответственность за свои проблемы на местных богачей, тем более если эти богачи принадлежали к другому племени, например. Народ поддерживал президентов, которые боролись с такими группировками. И это позволяло президентам быстро становиться пожизненными.
— Что происходит потом?
— Следующая ступень распада — армия. Сильная армия представляет опасность для президента, поэтому он начинает ее ослаблять. Он может делать это, потому что ему не грозит никакая внешняя опасность — его суверенитет гарантирован международным сообществом. Это довольно рациональное поведение, если вы хотите ослабить угрозу военного переворота. Правители начинают сами разрушать свои государственные учреждения. Начинают с армии, затем распадается система сбора налогов. Это позволяет нейтрализовать потенциально опасные силы и сосредоточиться на удержании власти за счет тех возможностей, которые существуют уже просто потому, что они занимают президентские дворцы в своих странах. Они могут обращаться за международной помощью, они могут получать займы. Зачем собирать налоги, если вы можете получить займы?
А теперь посмотрим, что происходит на бытовом уровне, на нижних этажах. Солдаты и полицейские используют коррумпированность своих начальников, чтобы собирать то, что в Африке называется «денежки на пиво»: они устанавливают незаконные блокпосты на дорогах и грабят проходящее население. В Африке появление блокпостов на дорогах и распад государственной власти очень четко коррелируют между собой. Возникают военно-люмпенские группировки, которые грабят и раздирают страну на части. Государство в этих условиях может полностью развалиться.
Как бюрократический цезаризм в мабутовском Конго переходит в грабеж страны? Да просто в какой-то момент Мабуту разрешает своим бюрократам, чтобы они как-то ему подчинялись и слушались, заниматься личным обогащением. Становится хорошо заметно, что аппарат на местах главным приоритетом делает свое собственное обогащение и потребление. Администраторы провинции становятся главной силой.
Возможность центрального правительства руководить экономикой становится политическим орудием, поскольку формально за этими правителями остается суверенитет. Будучи формально президентами стран, они могут писать законы, они могут издавать какие-то подзаконные акты и регуляции, которые будут выгодны и облагодетельствуют конкретных союзников этих правителей. Их союзники и подчиненные будут создавать, какие-то совместные предприятия с иностранным капиталом, которые будут обогащать только членов этой группировки. Они будут получать иностранные займы и разворовывать их.
В Конго это продолжалось несколько десятков лет. Государство практически развалилось, но «суверенитет» Конго продолжал существовать. Правители уже не применяют никаких бюрократических процедур, используя государство только как фасад, за которым можно прятать свои личные корыстные сделки с подчиненными.
Но угрозы от внутренних соперников, реальных или воображаемых, никогда не исчезают. А государственные институты развалены уже настолько, что у лидеров не хватает денег ни на что, кроме подкупа различных группировок. Они еще более жестко фокусируются на своем собственном выживании. Они практически сознательно начинают подрывать эффективный бюрократический аппарат, который мог бы проводить какую-то социальную или экономическую политику.
— Зачем это делается?
— Вовсе не повстанцы, не угнетенные борцы за свободу свергали правителей этих стран. А бывшие министры, оппозиционные политики, которые организовали свои собственные группы вооруженной поддержки, чтобы свергнуть президента, занять его пост и заниматься тем же самым грабежом ресурсов. Организованные, а значит, контролируемые вооруженные силы в этих государствах исчезают. Правители все больше и больше полагаются на группировки своих вооруженных лоялистов. Так государства типа Конго разваливаются на враждующие вооруженные группировки.