Аве Адеронке. Конфликты в Африке. Доклад
1.12.2003 13:58 | А.С.Заикина/ ред. Д.Ю.Столяров
Приобретение странами Африки своей независимости от колониальных держав происходило в ходе жесткого противостояния, зачастую принимавшего формы вооруженных конфликтов (Алжир, Ангола, Гвинея-Бисау, Египет, Зимбабве, Конго, Кения, Мозамбик, и др.). Постколониальный эпоха характеризуется отнюдь не ослаблением, а расширением и усилением вооруженной борьбы. В 60-е - 80-е годы полагали, что это, прежде всего, является следствием противостояния СССР и западных стран. Но эскалация конфликтов в Африке в 90-е годы, многие из которых приобрели размах полномасштабных войн, указывает на более глубокие причины сложившейся ситуации, в которой внешнее вмешательство - лишь одна из составляющих африканской трагедии. Общее число погибших в постколониальных африканских войнах уже превышает 10 млн. человек, большинство из которых мирные жители. Многие десятки миллионов остались без крова и работы, миллионы людей стали вынужденными беженцами или перемещенными лицами.
Слабые, несовершенные, чуждые местным социумам государственные структуры часто не в состоянии не в состоянии справиться с межэтническими и межконфессиональными проблемами, когда каждая этническая группа отстаивает свои собственные, эгоистические, интересы. Данная ситуация характерна как для стран, находившихся под управлением военных структур, так и для формально гражданских, даже "демократически" созданных режимов.
К большому сожалению, ООН не может похвастаться положительными достижениями в области предотвращения или урегулирования военных конфликтов в Африке. Их число не сокращается, в то время как военнослужащие ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия, или попадают в заложники к вооруженным группировкам, а иногда и под перекрестный огонь противоборствующих сторон.
Конфессиональные и/или этнические стереотипы и убеждения как вновь возникающие, так и древние, социально-этническая или религиозная психология послужили основными факторами нестабильности в ходе развития или провоцирования конфликтов. Борьба за ресурсы, власть или территорию сопровождается опасениями за собственную самоидентификацию - за судьбу своего этноса или конфессиональной группы, свою безопасность. Традиционное сознание создает образ врага в достаточно жестких формах, при этом достижение компромиссов, налаживание сотрудничества и взаимопонимание становятся крайне проблематичными. Несмотря на то, что демократические принципы сосуществования различных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях и актах, на практике они игнорируются. Та или иная религиозная или этническая элита полагает, что имеет особые преимущества, а также определенные исторические заслуги, позволяющие именно им претендовать на высшие должности в армии, администрации, на большую долю доходов и собственности. В условиях постоянной конфронтации в людях воспитывается фанатичная преданность интересам своей группы, зачастую доходящая до полного отрицания прав другой группы. Политики используют любые методы для сплочения той или иной этнической или конфессиональной группы против другой. С помощью средств массовой информации укрепляется групповая сплоченность, фанатизм, находится оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другой группе. Отрицательные стереотипы и образ врага искусственно культивируется и закрепляются в сознании населения участниками конфликтов. Более того, негативное восприятие другого этноса или другой конфессиональной группы порой целенаправленно культивируется правящей верхушкой для того, чтобы стимулировать продолжение войны и отвлечь большую часть населения от внутренних социально-экономических проблем.
В качестве иллюстрации данных проблем возьмем, например, два африканских государства, продолжающих в той или иной мере страдать от внутренних затяжных конфликтов - Нигерию и Либерию.
Независимость Нигерии была провозглашена 1 октября 1960 г. Страна под названием Федерация Нигерии стала суверенным государством в рамках Британского Содружества. 1 октября 1963 г. Нигерия стала Республикой. История страны изобилует военными переворотами, во главе которых обычно стояли представители мусульманского севера - Муртала Р. Мухаммед, Ибрагим Б. Бабангида, С. Абача. После смерти последнего 8 июня 1998 в ходе демократических выборов в итоге 29 мая 1999 г. победил бывший политический узник, уже однажды правивший страной и позволивший когда-то привести к власти первое гражданское правительство, О. Обасанджо, представитель народности йоруба.
Накал внутриполитической борьбы в Нигерии, где правительство более - менее контролирует ситуацию, пока не перерос в междоусобную войну, благодаря тому, что президент О. Обасанджо является выдающимся лидером государства. Но религиозные и межэтнические столкновения за последние годы стоили жизни более чем 2000 человек. Бедность, безработица, коррупция, и другие социально-экономические проблемы подогревают нетерпимость людей из разных этнических и конфессиональных групп друг к другу.
Мусульманские вооруженные группы нападают на представителей других этнических и религиозных групп в северных штатах, особенно в городе Кано, где доминируют хауса, вытесняя христиан йоруба. В дельте реки Нигер, богатой нефтью, регулярно происходят вооруженные столкновения между представителями этносов итсекири, урхобо и иджо. В 1999 году всего лишь за неделю конфликтов, связанных с перераспределением правительственных субсидий и распределением нефтяных доходов, здесь погибло несколько сот человек. В юго-западном городе Сагаму йоруба убили почти 60 человек из народности хауса. В городе Кано было убито примерно столько же йоруба.
В феврале 2000 года произошли столкновения между христианами и мусульманами в Кадуне. По разным данным, погибло более 400 человек обеих сторон. Вмешательство армии, переброска войск из центральной Нигерии и Лагоса сумели остановить эскалацию насилия, которое грозило перерасти в малую гражданскую войну. Христиане стали мигрировать на юг, в Лагос, на юго-запад или в Восточную Нигерию.
Шариат стал знаменем северной политической элиты, которая использует религию для осуществления собственных политических амбиций. В ответ на это появились группы, которые выступают за самоопределение йоруба, а в районе дельты Нигера усилилось движение местных этносов за автономию.
Президент страны О. Обасанджо, хорошо понимая, что необходимы изменения во взаимоотношениях между центром и регионами, занял нейтральную позицию в отношении введения шариата, хотя это и противоречило светской конституции Нигерии.
К 2001 г. мусульманское население преобладало в 18 северных штатах. В 9 из них уже был официально введен шариат, а еще в одном штате - фактически. Это вызывает опасения христиан оказаться в северных штатах на положении людей второго сорта.
Напряженность между Севером, с одной стороны, и Западом и Востоком - с другой, растет. Многие губернаторы уверили Обасанджо, что применение шариата будет ограничено. Но сами они не в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию и понимают, что их собственное будущее, то есть переизбрание, напрямую зависит от поддержки со стороны мусульманских активистов и улемов. Сообщения из Нигерии о погромах, столкновениях и убийствах, совершенных на религиозной и этнической почве, приходят все чаще.
Внутриполитический конфликт в Либерии имеет давнюю историю. Республика была создана в 1847 г. освобожденными чернокожими рабами из США. У Вашингтона в этой стране, богатой железной рудой, каучуком и алмазами, свои сугубо экономические интересы. Правивший режим во главе с американо-либерийцами был хорошо отлажен. В 70-80 годы политическая элита начала проводить тоталитарный курс - начались убийства, репрессии, гонения "инакомыслящих" политиков. Так продолжалось до 1997 года, когда в стране прошли чуть ли не первые демократические выборы. На них победил Чарльз Тейлор. Однако и он через некоторое время с демократией "завязал", постепенно устранив из правительства всех деятелей других политических движений Либерии. Это, естественно, не понравилось тем самым другим политическим движениям, и в стране начались восстания, стали постоянными нападения на правительственные войска. В итоге разразилась гражданская война, которая до сих пор и продолжается. При этом повстанцы за эти годы уже неоднократно подходили вплотную к столице Монровии, но так ее и не брали. Руководство ЭКОВАС заявило, что оно не признает нового правительства и конфликтующим сторонам необходимо вести переговоры. Эти переговоры с переменным успехом, заключавшимся в периодическом перемирии, велись до сих пор. Летом прошлого года боевые действия возобновились, повстанцы вновь подошли к Монровии и чуть было ее не захватили.
Главной целью вооруженной оппозиции является отставка президента страны Чарльза Тейлора, который, по ее мнению, является главным виновником вооруженного конфликта в стране, человеком, не способным вывести ее из глубокого экономического кризиса.
Между тем экономика страны находится в очень бедственном положении. С началом гражданской войны из страны ушли все иностранные компании, даже американские. Сельское хозяйство захирело, месяцами не выплачиваются зарплаты. Либерия находится еще и под санкциями ООН. Совет Безопасности ООН единогласно принял в мае этого года резолюцию, продлевающую еще на год и расширяющую действие международных санкций в отношении Либерии. Они включают в себя эмбарго на вывоз всех необработанных алмазов из Либерии, запрет на поставки в эту африканскую страну любых видов вооружений, а также ограничения на зарубежные поездки либерийских высших должностных лиц. С 7 июля этого года к ним добавился 10-месячный запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов.
Совет Безопасности постановил, что правительство Либерии "не выполнило в полном объеме требования, содержащиеся в резолюции 1343", принятой два года назад. Тогда против Либерии был введен режим санкций за то, что она оказывала поддержку повстанцам из Объединенного революционного фронта (ОРФ), воюющего против правительства соседней Сьерра-Леоне. В частности, известно, что Монровия активно помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы и взамен поставляла им оружие и боеприпасы, подпитывая таким образом вооруженный конфликт. СБ констатировал, что Либерия продолжает оказывать "активную поддержку" и другим "вооруженным повстанческим группам в регионе, и в частности, повстанцам в Кот д'Ивуаре" и вообще дестабилизирует регион Западной Африки.
Международное давление на президента Либерии усилилось после того, как в столице государства Монровии прошли многотысячные антитейлоровские демонстрации. Митинги протеста в стране начались в связи с жестокой междоусобной войной, в ходе которой за последнее время погибло уже около 1000 либерийцев.
Обе повстанческие группировки отказались от проведения мирных переговоров с президентом и потребовали, чтобы он покинул страну. Чарльз Тейлор согласился на это и попросил политического убежища у нигерийских властей, но при условии появления в стране международного миротворческого контингента.
В июне этого года правительство Либерии сообщило о начале переговоров с различными государствами, в том числе и США, о возможности отправки в Либерию миротворческой группировки. Как считает Монровия, только это позволит предотвратить сползание страны к полномасштабной гражданской войне.
Государства западно-африканского блока уже пообещали направить в Либерию 5-тысячный миротворческий контингент. Об этом заявил президент Ганы Джон Кофи Агьекум Куфуор во время визита в страну министра иностранных дел Франции Доминика де Вильпена. По словам лидера Ганы, Франция также готова оказать помощь в урегулировании конфликта в Либерии.
В свою очередь, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже обратился к Совету Безопасности ООН с просьбой срочно принять решение об отправке в Либерию миротворческого контингента. Как считает К. Аннан, члены СБ ООН должны провести экстренную встречу для обсуждения ситуации в африканской стране. В связи с тем, что США пока отказались вмешиваться в дела Либерии, с которой имеют тесные связи, К. Аннан заявил, что взять ситуацию под контроль "должны члены СБ ООН".
В самом начале июля Президент Либерии Чарльз Тейлор согласился выполнить американский ультиматум - оставить свой пост и покинуть страну - в случае, если контроль над ситуацией возьмут на себя международные миротворческие силы, передает Reuters.
6 июля, в воскресенье, Чарльз Тейлор (Charles Taylor) принял предложение о предоставлении ему политического убежища в Нигерии, сообщает AP. Однако отказался сообщить, когда он покинет страну.
В тот же день вечером в Либерию направилась группа из 15 американских военных инспекторов. В их задачу входила оценка обстановки в стране перед возможным вводом туда миротворческого контингента.
Чарльз Тэйлор настаивал на том, что он покинет Либерию только тогда, когда возглавляемые США миротворческие силы возьмут в свои руки контроль над ситуацией в стране. Кроме того, он хочет, чтобы его отъезд прошел "в законном порядке, без кровопролития".
"Я полагаю, что небезосновательно было бы просить, чтобы это было законное сложение полномочий", - заявил Тэйлор на совместной пресс-конференции с главой Нигерии Олусегуном Обасанджо (Olusegun Obasanjo).
Такой способ решения проблемы не устраивает ООН, которая собирается привлечь Тейлора к международному суду за совершение военных преступлений и оказание помощи повстанческим силам во время гражданской войны в соседней с Либерией Сьерра-Леоне.
12 августа в либерийской столице - Монровии - состоялась церемония передачи власти вице-президенту Мозесу Бла, который будет руководить страной до 2 октября, когда состоятся выборы. 11 августа Тэйлор прибыл в Нигерию, которая предоставила ему убежище. Международная правозащитная организация "Хьюмэн райтс уотч" наряду с ООН призвала привлечь Тэйлора к суду за военные преступления. Он считается одним из главных виновников многолетней гражданской войны, в ходе которой погибли десятки тысяч жителей Либерии.
* * *