РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АФРИКЕ
В. В. Богатырев,
заместитель начальника кафедрыгосударственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент
Е. А. Волкова,
курсант 4-го курса ВЮИ ФСИН России
В XXI в. человечество вступило в новую фазу развития международных отношений, которая характеризуется расширением и углублением международного экономического,
политического и культурного сотрудничества, интенсификацией процессов интернационализации и глобализации. Мировое сообщество стремится к более тесной интеграции, большей предсказуемости, укреплению меха-низмов организации и управления развитием. Главным уровнем современной интегра-ции является уровень регионов. Внимание
ученых в основном приковано к европей-ской, североамериканской и азиатской ин-теграции, в то время как по африканскому континенту и африканской интеграции исследования практически отсутствуют. Вместе с тем, на наш взгляд, процессы, проис-ходящие в Африке, требуют пристального внимания и научного осмысления.
Прежде чем перейти к рассмотрению инте-грации в Африке, необходимо дать определе-ние понятию «интеграция» и выяснить необ-ходимые условия, при которых она возможна.
Итак, термин «интеграция» происходит от латинских слов integration, что переводится как восстановление, восполнение, или integer – целый. В Большом энциклопедическом сло-
варе данный термин трактуется как состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в це-лом, а также процесс, ведущий к такому состоянию (Большой энциклопедический сло-варь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 452).
Исходя из вышеназванных смысловых значений термина «интеграция», мы можем определить интеграцию в Африке как про-цесс движения отдельных частей, состав-ляющих социальную систему континента, к связанности, единому целому. Процесс интеграции, как утверждает профессор социологии и экономики Бам-бергского университета Рихард Мюнх, возможен при наличии трех взаимосвязан-ных условий:
– континентальной солидарности, пред-полагающей чувство общности, которое возникает при отграничении от внешнего мира и внутренней гомогенизации: за счет политической централизации; администра-тивной централизации; правового единооб-разия; территориального организованного разделения труда; массового образования и массовой коммуникации;
– экономического роста, позволяющего постоянно увеличивающейся части населе-ния во все большей мере пользоваться эко-номическим благосостоянием;
– дееспособности государств, которым удается гарантировать широким слоям на-селения достаточно высокий жизненный уровень независимо от индивидуального успеха на рынке (Мюнх Р. Социальная ин-теграция в открытых пространствах // Фи-лософия науки. 2004. № 2. С. 30).
Следует отметить, что условия интегра-ции в рамках Европейского континента в це-лом соответствуют вышеперечисленным требованиям. В то время как для интеграции на Африканском континенте, на наш взгляд, данные условия еще не сформировались.
Как мы выяснили, одной из важных со-ставляющих интеграции является экономи-чески рост. Что касается Африканского кон-тинента, то его экономическая составляющая находится в очень отсталом по сравнению с Европейским континентом состоянии. Это объясняется колонизацией Африки с 1880 г.
по 1960 г. (Амин С. Африка: жизнь на грани. URL: http://scepsis.ru/library/id_486.html) и ее разграблением европейскими народами, ко-торые таким образом накапливали свои первоначальные капиталы. Колонизация в Аф-рике осуществлялась в трех моделях: (1) че-рез торговую экономику, включившую мел-кое крестьянство в мировой рынок тропиче-
ских продуктов и подчинившую его власти рынка, контролируемого олигополией, по-зволяющей свести плату за крестьянский труд к минимуму и приводящей к расходо-
ванию земли; (2) через дешевый труд путем насильственной миграции из других резер-ваций, ведущих традиционный сельскохо-зяйственный образ жизни; (3) через экономику прямого грабежа, осуществляемого компаниями-концессионерами, взимающими налоги с товаров, завозимых извне, там, где местные социальные условия не позволяли
организовать «торговлю» полезными иско-паемыми или их эксплуатацию и создать ре-зервации, из которых поставлялись избыточ-ные рабочие руки, необходимые для их осу-
ществления (Там же).
Каждая из указанных форм применялась в тех районах Африканского континента, где их использование давало оптимальную прибыль, и способствовала не только под-рыву экономической составляющей регио-на, но и отбрасывала ее далеко назад в раз-витии, а также обеспечивала формирование разноуровненности экономического разви-тия будущих государств, образовавшихся затем на этих территориях. Колониализм оказал серьезное влияние и на политико-территориальное разграничение африканских стран, формирование следую-щего условия интеграции – образование дее-способных государств. На территории Аф-рики расположены 53 государства, 4 непри-знанных государства и 5 зависимых террито-рий (островных). Современные государст-венные границы были созданы по сферам влияния колониальных стран, таких как Франция, Англия, Германия, Голландия и т. д. При этом делении не учитывались ни этнические, ни экономические, ни политиче-ские, ни религиозные особенности.
В результате политическая и экономиче-ская элита африканских стран оказалась до-вольно значительно оторванной от своих на-родов. Вместе с тем следует учитывать, что
одной из особенностей осуществления поли-тической власти в Африке является своеоб-разный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что состав-
ляет одну из самых старинных восточных традиций. При этом в политической жизни Африки преобладает авторитарно-бюрокра-тический тип государственной власти, осно-
ванный на доминирующем положении в сис-теме государства институтов исполнительной власти и отождествлении ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бю- рократического государства покоится на ад-министративном централизме и патримониа-лизме, который означает субъективно-лич-ностные отношения (Севортьян Р. Э. Государ-
ство и власть в современном мире. Теория. Политика. Реальность. М., 1977. С. 173).
Как пишет российский африканист Н. Д. Косухин, политическая власть в афри-канских странах представляет собой слож-ную систему общественных отношений.
Механизмы власти, методы ее осуществле-ния характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесением в новую систему политических отношений этнических, рели-
гиозных, клановых и иных неклассовых свя-зей. В результате власть отличается гибрид-ностью, этничностью, что приводит к ее не-устойчивости и противоречивости. С одной
стороны, это стало следствием унаследован-ных отсталых социальных структур, отсутст-вия демократических традиций, экономиче-ской слаборазвитости и зависимости. С дру-
гой стороны, это результат незавершенного постколониального политического развития, модернизации экономических и социаль-ных структур (Косухин Н. Д. Политическая
власть и политический процесс в Африке //Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Cер.:Политология. 2001. № 3. С. 84).
Однако первые шаги к созданию дееспо-собных национальных государств уже сде-ланы. В частности, после достижения неза-висимости в большинстве африканских стран к 1960 г. начинается процесс форми-рования новых политических систем, соот-ветствующих международным стандартам и способствующих унификации государст-венных структур в Африке. Данный про-цесс осуществлялся в основном в двух на-правлениях. Первое заключалось в фор-мально-правовом аспекте – принятии кон-ституции, формировании административ-ных и правовых институтов местных орга-нов власти. Второе направление выража-лось в создании конституционно-правовой модели, воспроизводящей ряд существен-ных элементов механизма власти в бывших монополиях, а также США и СССР. Это была попытка перенести на африканскую почву западные политические институты и
партии, которые не соответствовали ни со-циально-экономическим и политическим условиям, ни особенностям африканской политической культуры. Проведенные реформы не дали ожидае-мых результатов, при этом политическая ди-намика в условиях бюрократизации и обога-щения политических элит, с одной стороны, и поголовной безграмотности и крайней бед-ности основной массы населения в ряде слу-чаев обнаруживает движение не от автори-тарной системы к демократической, а прямо противоположную тенденцию. В настоящее время утверждение идеологии демократии в Африке явно преждевременно и, наверно, даже вредно, но сам факт осознания и стрем-ления африканских лидеров к интеграции на базе общемировых ценностей отражает здо-ровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-полити-ческих групп континента и сотрудничествумежду собой.
Следующей составляющей интеграции является создание континентальной соли-дарности на всем Африканском континен-те. Однако существует ряд проблем, не по-зволяющих реализовать идею панафрика-низма. Прежде всего, это связано с доволь-но большой территорией континента, со-ставляющей 30 065 000 км2, или 20,3 % площади суши, а с островами – около 30,2 млн км2, покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши, и значительным количе-ством населения, которое к началу 2007 г. составляло 924 млн человек, или 14,2 % насе-ления планеты (URL: http://zarnews.ru/4823.
html). Сами эти факты напрямую не оказы-вают сильного негативного влияния на процесс интеграции, но если на континенте сосуществуют более 3000 народностей, го-ворящих на примерно 1500 языках (Боль-шой атлас мира. Глобус. Африка и Австра-лия : [пер. с нем.]. М, 2006. С. 35), то ста-новится понятной сложность их объедине-ния в одно целое.
Следующим фактором, влияющим на создание континентальной солидарности, является количество религий, исповедуе-мых на Африканском континенте. Если в Европе главенствовала одна религия, хоть и имевшая деление на подвиды, – христи-анство, которая способствовала консолида-ции населения континента, то сегодня в Африке культивируются как мировые ре-лигии: христианство, ислам, иудаизм, – так и традиционные политеистические рели-гии. При этом количество последних до-вольно велико и разнообразно и их можно разделить на три группы: анимистические, полидемонические, политеистические (URL: http://www.apxu.ru/article/kako/africa/ … ucctvo.htm).
Понятно, что такая ситуация никак не спо-собствует процессу интеграции. Однако все названные религии, существующие в Аф-рике, синкретичны. Синтез культур и рели-гиозный синкретизм в Африке происходит в беспрецедентно широких масштабах и самых разнообразных формах, бурно и стремительно. Многочисленные формы и типы религиозного синкретизма образуют несколько духовных комплексов: синкре-тизм ислама с традиционными религиями банту Восточной Африки; синкретизм за-падного христианства с традиционными религиями Восточной, Центральной и За-падной Африки: заимствованные у арабов и синкретизированные на африканской почве комплексы астрологии и геомантики (у йоруба Нигерии, малагасийцев Мадага-скара) и т. д. Таким образом, с одной сто-роны, количество религий сдерживает ин-теграцию, а с другой, их синкретизация
создает для этого предпосылки. Перечислив только некоторые сущест-вующие проблемы, препятствующие соз-данию континентальной солидарности, мы можем сделать вывод о необычайной сложности интеграционных процессов в Африке. Вместе с тем общемировые тен-денции вынуждают африканскую элиту на-чать процесс интернационализации поли-
тической и экономической жизни конти-нента. Следует отметить, что представите-ли элиты африканских стран активно ис-пользовали опыт других регионов, инте-грация в которых, как правило, осуществ-лялась через создание региональных орга-низаций, как универсальных, так и специ-альных. В частности, в 1963 г. на Африкан-ском континенте была создана первая уни-версальная региональная организация – Организация африканского единства (ОАЕ). Поскольку интеграцию лидеры го-сдарств континента начали в основном с политической сферы, в качестве главной цели в Уставе ОАЕ была определена борь-ба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм расовой дис-
криминации на всем Африканском конти-ненте. При этом очень важный факт, что с момента создания ОАЕ основным принци-пом данной организации был заявлен принцип африканской солидарности.
Антиколониальная борьба велась ОАЕ по трем основным направлениям: оказание моральной и материальной помощи нацио-нально-освободительным движениям в ко-лониях; осуществление своими силами и через ООН политического и экономическо-го давления на колониальные и расистские режимы; оказание давления на политику их союзников – США, Великобританию, Францию, ФРГ.Несомненно, что объединение усилий всех африканских стран в рамках ОАЕ как в военной, так и в дипломатической сферах послужило причиной полного краха коло-ниализма и апартеида на континенте в на-чале 90-х гг. XX столетия.
Лидером интеграционного процесса на Африканском континенте была и остается Федеративная Республика Нигерия. Руко-водство этой страны принимало активное участие в создании ОАЕ и продолжает уча-ствовать в ее работе. Политическая элита Нигерии осуществляла различного рода посреднические миссии на Африканском континенте (например, в Судане, Либерии, Cьерра-Леоне, Сомали, Эфиопии, Мозам-бике и др.), основывая свою деятельность на принципах равенства и коллективизма, постоянно предлагала столицу страны Абуджу в качестве места переговоров меж-ду противоборствующими сторонами во внутриафриканских конфликтах. Значи-тельную роль Нигерия сыграла в разработ-ке механизма предотвращения и разреше-ния вооруженных конфликтов в рамках ОАЕ – она не только обеспечивала их фи-нансово, но и предоставляла для миротвор-ческих операций свои вооруженные силы. В этом отношении показательна роль Ни-герии в событиях, произошедших в Либе-рии в 1989–1997 гг. И сегодня Нигерия традиционно продолжает играть важней-шую политическую, экономическую и во-енную роль в Африке.
XXI век поставил как перед всем миро-вым сообществом, так и перед Африкан-ским регионом ряд новых целей и задач. Процесс глобализации экономики стал тре-бовать более тесной интеграции в этой сфе-ре, а значит, возникла необходимость по-иска новых институциональных решений. При этом ОАЕ, выполнив поставленную перед ней задачу, уже не могла отвечать мировым запросам. В связи с чем лидерами государств Африки было принято решение создать новую региональную организацию на Африканском континенте – Африкан-ский Союз (African Union, AU) (далее: АС).
Формирование данной организации прошло несколько этапов. Первым этапом стало принятие на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 г. в г. Сирте (Ливия) решения о создании этой организации. Следующим этапом – одоб-рение Учредительного акта АС главами го-сударств континента на саммите ОАЕ в июле 2000 г. в г. Ломе (Того), тогда же бы-ло официально объявлено о создании АС. Третий этап прошел на 37-й сессии Ас-самблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001 г.), где был утвержден пакетдокументов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Учредительный акт был ратифи-цирован уже 51 африканской страной. Он
заменил Устав ОАЕ, который, тем не ме-нее, продолжал действовать еще год в те-чение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит АС состоялся 9–10 июля 2002 г. в г. Дурбане (ЮАР). ПредседателемАС был избран президент ЮАР Табо Мбе-ки. Оперативной экономической програм-мой вновь созданной всеафриканской орга-низации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Афри-ки» – New Partnership for Africa's Development), которая представляла собой мас-штабную программу стратегии развития
Африки. В этой программе, во-первых, оп-ределялось место Африканского континен-та в современном мире, во-вторых, содер-жался конкретный комплекс мер в сфере экономики африканских государств, и, в-третьих, выражалась надежда на партнер-ство глобального уровня в процессе реали-зации поставленных целей и задач. В 2003 г.
членами АС были все государства конти-нента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской
Демократической Республики. Штаб-квар-тира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия) (URL: http://www.krugosvet.ru/articles/109/10 … 0966a1.htm).
Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать
единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и госу-дарствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с ми-ровым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые бу-дут способны отвечать на вызовы экономи-ческой глобализации), защита суверените-та, территориальной целостности госу-дарств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на кон-тиненте, эффективное разрешение регио-нальных конфликтов. Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что главным приоритетом деятельности новой организации провозглашается эконо-мическая интеграция, а не политическая ан-тиколониальная борьба. Формирование гло-бальной экономической системы поставило вопрос о месте Африки в ней. Очевидно, что интегрироваться с этой системой она сможет
только тогда, когда будет создана региональ-ная экономическая система, необходимыми составляющими которой являются регио-нальный общий рынок, единая валюта, а так-
же ликвидация барьеров движения капиталов и рабочей силы. Принятое АС решение ока-зывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие по-литико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании глава-ми государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути, и готовности к их преодолению.
Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств – чле-нов организации, существовавших на мо-
мент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания мест-
ными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепа- ратистских настроений и организации го-сударственных переворотов с целью кон-
троля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) оста-ется вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д'Ивуаре, Нигере, Ру-
анде, Сьерра-Леоне и других странах, ока-завшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение. Кроме того, в Учредительном акте АС
акцентируется внимание на взаимозависи-мости государств-членов. Предусматрива-ется также право АС на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств
(принятом 2/3 голосов) на прямые (в том числе вооруженное) вмешательства во внутренние дела государства-члена в слу-чае возникновения на его территории гено-цида, военных преступлений и преступле-ний против человечества. Принципиально новым является положение, согласно кото-рому к участию в работе АС не допускают-ся представители правительств, пришед-ших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также ком-плекс мер по обеспечению выполнения ре-шений Ассамблеи АС, в том числе введе-ние политико-экономических санкций (ли-шение права голоса на Ассамблее, прекра-щение транспортных и телекоммуникаци-онных связей с государством-«ослуш-ником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь кол-лективных решений. Выполнение новых положений, безусловно, должно способст-вовать повышению политической ответст-венности африканских лидеров. АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое сообщество (далее: АЭС), которое должно было проти-востоять негативным аспектам глобализа-ции путем содействия социально-экономи-ческому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989 г. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама орга-низация была создана в 1991 г., но ее дея-тельность не принесла существенных прак-тических результатов, что и вынудило ли-деров африканских стран ее заменить.
За время существования АС было прове-дено 12 саммитов. Последний проходил с 1 по 4 февраля 2009 г. и вновь показал, что противоречия между государствами – участ-никами АС до настоящего времени так и не были преодолены. Главными темами 12-го саммита АС стали модернизация инфра-структуры в африканских странах и послед-ствия мирового экономического кризиса.Также была затронута тема решения воору-женных конфликтов, препятствующих раз-витию континента и уносящих жизни людей, в частности, ситуация в Сомали, суданской провинции Дарфур, разногласия в Конго и политическая ситуация в Мавритании. Кроме того, лидеры африканских госу-дарств рассмотрели предложения ливий-
ского лидера Муамара Каддафи о создании Соединенных Штатов Африки вместо АС и формировании континентального прави-тельства с широкими полномочиями. Дан-ное предложение не нашло поддержки у тройки наиболее влиятельных государств континента – ЮАР, Нигерии и Кении, ко-торые не захотели расставаться с частью соего суверенитета в пользу единого пра-вительства континента. В результате на саммите было решено лишь немного рас-ширить полномочия Комиссии АС, превра-тив ее в некую «администрацию», но толь-ко после очередного саммита в июле.
Анализируя итоги прошедшего саммита, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов отмечает: «Африканская интеграция сего-дня – это борьба между различными груп-пами стран за влияние на континенте, за которыми стоят интересы не только афри-канских государств, но и США, Евросоюза, Китая и ряда других серьезных междуна-родных игроков, поэтому политическое и экономическое объединение континента, являющееся оптимальным выходом из множества кризисных стуаций в Африке, пока представляется делом далекого буду-щего… и до решения всех стоящих перед Африканским союзом проблем еще очень далеко» (URL: http://www.rosbalt.ru/2009/02
/06/616247.html).
Таким образом, несмотря на определен-ные трудности, процесс интеграции на Аф-риканском континенте уже идет. Руководи-тели стран Африки, понимая важность и
неизбежность интеграции, активно ее осу-ществляют на региональном уровне как в политической, так и экономической сферах через объединение усилий в рамках регио-нальной универсальной организации – АС.
Библиографический список
1. Амин, С. Африка: жизнь на грани /С. Амин. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_486.html.
2. Косухин, Н. Д. Политическая власть и политический процесс в Африке / Н. Д. Ко-сухин // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов.Cер.: Политология. – 2001. – № 3.
3. Мюнх, Р. Социальная интеграция в от-крытых пространствах / Р. Мюнх // Фило-софия науки. – 2004. – № 2.
4. Севортьян, Р. Э. Государство и властьв современном мире. Теория. Политика.Реальность / Р. Э. Севортьян. – М., 1977.