Маски из коллекции музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Африканская маска нужна не затем, чтобы прятать лицо человека. У неё – своё лицо, свои привычки и своя жизнь, а тот, кто её надевает, – лишь послушный слуга, он движется туда, куда его посылает дух маски, и делает то, что он ему велит.
№ 1603-93 Маска-наголовник. Изображает предка. Орнамент на щеках маски и рог на лбу воспроизводят традиционные татуировки и прическу. Использовалась в церемониальных танцах при обрядах инициации и погребения. Дерево, кожа антилопы, краска, металл. Камерун, народ обaнг. Приобретена у Г. Мейера, 1910 г.
Две камерунские маски привез А. Мансфельд из Камеруна. Наголовники в виде бычьих голов предназначены для ежегодных торжественных шествий свиты правителей, приуроченных, например, к празднику сбора урожая. Явления правителей «королевств» Бамум и Бафунтам народу сопровождались грандиозными церемониями и раздачей подарков. Бык символизировал силу, мощь и плодородие. Такие маски считались младшими в иерархии по отношению к маскам леопардов, предназначавшихся для самих правителей, и маскам слонов, которые носили высокопоставленные приближенные. Танцоры в масках быков надевали обычный костюм – парадную рубаху и шаровары. Лучших танцоров зрители награждали угощениями.