Культуры Африки
Африка была родиной многих самобытных культур и могущественных государств. Но со временем внешние силы - вначале арабы, позже европейцы - стали оказывать на нее все более разрушительное воздействие.
Вероятно, именно Африка была колыбелью человечества. В ущелье Олдовай (Танзания) найдены кости наших далеких предков и орудия труда, возраст которых специалисты определяют более чем в два миллиона лет.
Непреодолимый барьер
Начиная примерно с 8000 г. до н. э., люди каменного века населяли всю обширную территорию тогда еще зеленой и плодородной Северной Африки. Об этом свидетельствуют многочисленные образцы наскальной живописи. Однако между 4000 и 2000 гг. до н. э. климат изменился, земля высохла и появилась пустыня Сахара. С тех пор новым идеям и технологиям требовались века, чтобы преодолеть эту серьезную преграду, что значительно замедлило развитие Африки южнее Сахары. Тем временем Северная Африка стала частью средиземноморской культуры, вначале породив Египет, а позднее влившись в античную (древнегреческую и римскую) цивилизацию и, наконец, в исламский мир.
Жизнь в других регионах Африки определялась главным образом географическими и климатическими условиями, затруднявшими общение с внешним миром и усиливавшими разрушительный эффект болезней. Среди географических факторов следует назвать обширные пустыни и джунгли, а также высокие плато, с которых реки обрушивались стремительными водопадами, что мешало использовать эти естественные пути сообщения для переселения и торговли. Тем не менее, задолго до нашей эры на территорию Африки к югу от Сахары проникло сельское хозяйство, а где-то со II в. до н. э. с северо-востока - и технология обработки металлов. Путь этих знаний на юг был чрезвычайно медленным, и все же к 1200 н. э. пигмеи и бушмены остались единственными африканцами, живущими в каменном веке. Однако земледелие повсеместно находилось на крайне примитивном уровне, а колесо и плуг в исконно африканских культурах практически отсутствовали.
Связующий путь
Долина Нила была главным путем сообщения между севером и югом, поэтому неудивительно, что первая значительная несредиземноморская африканская культура возникла к югу от Египта, в стране Куш, на территории современного Судана. К 1000 г. до н. э. Куш оформился как независимое царство со столицей в Напате. В конце VIII в. до н. э. это государство было уже достаточно могущественным, чтобы завоевать Египет и основать там свою династию фараонов. Однако в 80-х гг. VII в. до н. э. кушитов изгнали ассирийцы. Это столкновение имело и положительные стороны - вероятно, кушиты узнали секрет плавления металлов от ассирийцев. Эти знания приобрели большое значение в следующем веке, когда столицей государства стал богатый рудой Мероэ, расположенный в 500 км к югу. Благодаря железу и золоту Куш разбогател, стала развиваться сложная и изысканная культура. На нее, несомненно, оказал влияние Египет - до нас дошли кушитские иероглифические надписи и пирамиды.
Куш просуществовал довольно долго, но около 300 г. н. э. был разрушен новым государством, возникшим в Северо-Восточной Африке - Аксумом, или Эфиопией. Эфиопия приняла христианство в IV в., но через три столетия была отрезана от остального христианского мира мусульманами-арабами, покорившими всю Северную Африку.
На протяжении столетий Эфиопия была единственным христианским государством в Африке. Средневековые европейцы знали о нем только из легенд. В отличие от остальных, особенно неисламских африканских культур, Эфиопия была страной с высокой грамотностью. В своем изолированном положении она смогла создать уникальную и развитую христианскую цивилизацию. Монархи, правившие ею вплоть до 1974 г., начинающие свой род от царя Соломона и царицы Савской носили титул "лев Иудеи".
Торговые связи
Начиная с I в. н. э., когда в Северной Африке появились верблюды, Сахара перестал быть непреодолимым барьером. Через нее были проложены караванные пути по которым в Средиземноморье и дальше в Европу везли золото, слоновую кость сафьяновую ("марокканскую") кожу, а обратно - ткани и предметы роскоши.
Некоторые города, например, Тимбук на южной границе Сахары, процветал благодаря этой торговле, а по берегам реки Нигер (Западный Судан) и озера Чад появилось несколько империй. Гана, Мали, Сонгаи и Канем-Борну сосуществовали или сменяли друг друга до конца XVI пока война с Марокко не разбила эту територию на небольшие, враждующие между собой царства. Многие современные африканские страны, получившие независимость только в 1960-х или позже взяли себе имена из истории Африки - Гана, Мали, Зимбабве, Лесото, поэтому нельзя путать старые и новые государства одинаковыми именами, которые часто находятся на карте в разных местах.
Около 1000 г. н. э. вместе с арабским торговцами Сахару пересек и ислам. Правители великих африканских империй Западном Судане были обращены в новую веру, однако большинство их подданные остались верными старым богам и культам. Стала развиваться богатая исламская культура, и вскоре в Тимбукту, имя, которого для европейцев ассоциировалось с самыми удаленными уголками света, появился университет, прославившийся во всем исламском мире. Большую часть знаний об этом регионе мы почерпнули из записок арабских путешественников, например, историка XIV в. Ибн Баттуты.
Арабы принесли ислам также в Восточную Африку, где племена побережья уже исполняли роль посредников на торговых путях, протянувшихся из глубин континента до Азии. Арабы поселились на побережье около 800 г. и вскоре смешались с населением, говорившим на банту. В результате появился язык суахили.