Эксперт, #43 (350) от 18 ноября 2002
Нефтяное эльдорадо
С помощью Соединенных Штатов страны Западной Африки собираются составить конкуренцию ближневосточным шейхам на мировом рынке нефти
Александр Кокшаров
Еще пять лет назад Малабо, столица небольшой африканской страны Экваториальная Гвинея, был тихим тропическим городом, где жизнь неспешно текла на фоне колониальной испанской архитектуры и засаженных пальмами просторных площадей. Однако сейчас все изменилось. На месте трущоб появились офисные многоэтажки из стекла и бетона, в центре открылись многочисленные банки и гостиницы, а английская речь с сильным техасским акцентом заполонила улицы, кафе и рестораны. Источник экономического бума в Малабо можно найти на близлежащем шельфе, в Гвинейском заливе. За последнее десятилетие международные нефтяные компании обнаружили в прибрежных водах Экваториальной Гвинеи 70 млн тонн высококачественной нефти. В результате масштабных инвестиций, прежде всего американских компаний, нефтедобыча в этой стране выросла с 0,2 млн тонн в 1994 году до 11 млн тонн в году нынешнем. Нефтяной бум превратил страну в самую быстрорастущую экономику мира: рост ВВП Экваториальной Гвинеи в 2001 году составил феноменальные 65%, в 2002 году экономика вырастет "лишь" на 25%. Подушевой ВВП за восемь лет вырос с 800 долларов до 2200, что позволило полумиллионному населению страны выбраться из тотальной нищеты.
Пример Экваториальной Гвинеи, экспортирующей основную часть своей нефти в Соединенные Штаты и превратившейся в одну из самых обеспеченных стран "черной", не арабской Африки, пытаются повторить ее соседи, также обладающие серьезными запасами нефти. Их стремление заработать на нефти активно подогревается США и Западной Европой, которые стараются сократить свою зависимость от поставок энергоресурсов c Ближнего Востока. "Успех развития нефтедобычи в странах Западной Африки, не обладающих необходимыми технологиями и инвестициями, будет полностью зависеть от геополитических интересов США", - сказал "Эксперту" Дэвид Бивэн, сотрудник Центра изучения африканских экономик Оксфордского университета. Действительно, посольство США в Малабо, закрытое в 1995 году за ненадобностью, было вновь открыто в нынешнем октябре. За последние полгода в страны региона зачастили американские официальные лица, а место традиционных для Африки европейских TotalFinaElf или Royal Dutch/Shell стали занимать американские ExxonMobil и Chevron Texaco. Так, последняя планирует в течение пяти лет инвестировать в регион около 20 млрд долларов. "Результатом станет серьезное увеличение доли африканской нефти в импорте США и Евросоюза. Из-за нестабильности на Ближнем Востоке Африка получает шанс превратиться в одного из ведущих нефтеэкспортеров", - полагает Дэвид Бивэн.
Нефтяная лихорадка
Добыча нефти в странах Африки будет быстро расти
Ощущение нефтяного бума чувствуется сегодня во всех странах Западной Африки, в которых есть хоть какие-то запасы "черного золота". Если еще десятилетие назад основным экспортером нефти из этого региона была входящая в ОПЕК Нигерия, то сейчас разработка ресурсов активно ведется везде - от саванн Чада до побережья Анголы. Крошечное островное государство Сан-Томе и Принсипи с населением всего 150 тыс. человек, где запасы нефти составляют 550 млн тонн, сейчас пытается завлечь американских инвесторов точно так же, как несколько лет назад это сделала Экваториальная Гвинея. Нигерия, традиционно крупный экспортер нефти, в течение ближайших десяти лет планирует удвоить нефтедобычу - с ее резервами в 3,82 млрд тонн нефти крупнейшей по населению стране Африки опасаться скорого истощения ресурсов не стоит. Ангола и Габон, где нефть добывается уже несколько десятилетий, сейчас активно распределяют между нефтяными гигантами лицензии на разработку прибрежных месторождений, для того чтобы увеличить начавшую было сокращаться нефтедобычу. Чад, одна из беднейших стран мира, под гарантии Всемирного банка привлекает кредит под проект стоимостью 3,7 млрд долларов по строительству нефтепровода в камерунский порт Криби, что позволит Чаду экспортировать более 10 млн тонн нефти в год.
"За последние полгода Африка затмила Каспийский регион как самый перспективный для международных нефтяных компаний для разведки нефти и начала нефтедобычи, - сказал 'Эксперту' Саймон Уильямс, старший экономист Economist Intelligence Unit (EIU) по сырьевым рынкам. - Хотя запасы стран Западной Африки существенно меньше запасов нефти в недрах Ближнего Востока (пять с половиной миллиардов тонн во всех странах региона против тридцати пяти миллиардов шестисот миллионов в одной лишь Саудовской Аравии), качество нефти и географическое положение региона делают его невероятно перспективным для освоения". Действительно, нефть Гвинейского залива содержит мало серы, что удешевляет стоимость ее переработки и облегчает транспортировку. Порты Кабинды, Дуалы, Порт-Харкорта и Калабара расположены в двух-трех днях пути танкеров до побережий США и Евросоюза. "На пути этих танкеров нет узкого Суэцкого залива, расположенного слишком близко к нестабильному Израилю с его нерешенной палестинской проблемой, и нет перегруженного транспортными потоками и не самого безопасного Персидского залива", - сообщил "Эксперту" Дэвид Коуэн, старший экономист Economist Intelligence Unit по Африке. Недавний поджог французского танкера Limbourg у берегов Йемена вновь выявил риски транспортировки нефти из стран Ближнего Востока. По оценкам Роберта Арнотта, старшего научного сотрудника из Оксфордского института энергетических исследований, военные расходы США на поддержание стабильности поставок ближневосточной нефти оказываются неоправданно высокими. "В долгосрочной перспективе стоимость обеспечения безопасности транспортных маршрутов из Персидского залива в США и Западную Европу составит до пятнадцати-двадцати пяти долларов. Фактически это удваивает реальную стоимость нефти для Соединенных Штатов", - полагает профессор Арнотт.
Дополнительным фактором, привлекающим американские и европейские компании в Гвинейский залив, является дешевизна рабочей силы. "Страны региона до сих пор имеют высокую рождаемость и избыточное сельское население, которое постоянно выталкивается в города, что поддерживает низкие зарплаты. Всего за пятьдесят-сто долларов в месяц африканские рабочие готовы месяцами трудиться на буровых платформах в море", - утверждает Дэвид Коуэн из EIU. Средние издержки нефтедобычи в Гвинейском заливе хотя и выше, чем в ОАЭ или Саудовской Аравии (около 5-8 долларов за баррель против 1,5-2), это все же значительно ниже затрат в Северном море или в США. Кроме того, дополнительных затрат по транспортировке нефти от буровых к портам не возникает - 90% нефти добывается либо непосредственно в море, либо на берегу. "Поэтому экспорт нефти из Западной Африки будет оставаться выгодным даже в случае падения мировых цен на нефть до двенадцати-пятнадцати долларов за баррель. Ведь даже в этом случае транспортировка нефти в порты Техаса или Нидерландов остается экономически выгодной", - считает Роберт Арнотт.
Безопасность uber alles
С 2002-го по 2020 год доля Африки в американском импорте нефти должна существенно возрасти
Американские нефтяные компании не отпугивает недостаточная "цивилизованность" Африки - ведь не так далеко от богатых нефтью вод Гвинейского залива уже который год не прекращаются вооруженные конфликты. "Несмотря на гражданскую войну в Демократической Республике Конго, недавние столкновения в Кот-д`Ивуаре, нестабильность в Либерии и Сьерра-Леоне, Западная Африка сегодня куда более безопасна для западных компаний, чем Ближний Восток", - сказал "Эксперту" Джон Сендер, профессор Центра африканских исследований Лондонского университета. Гражданские войны в Анголе и Конго закончились в конце 90-х, с 1998 года Нигерия, где ранее правила военная хунта, взяла курс на демократизацию.
Сегодня на страны Африки (прежде всего Нигерию, Анголу и Габон) приходится 15% американского импорта, и эта цифра будет расти. В частности, потому, что официальная американская энергетическая стратегия, разработанная в 2001 году под руководством вице-президента США Ричарда Чейни, предусматривает уменьшение зависимости американской экономики от нефти стран ОПЕК. А в Западной Африке в нефтяной картель входит лишь Нигерия: Габон, ранее бывший членом этой организации, вышел из ее рядов в 1996 году. В докладе Чейни черным по белому записано, что Западная Африка является "одним из наиболее быстрорастущих источников нефти и газа для американского рынка". "Не только ОПЕК и Ближний Восток вызывают обеспокоенность в американском министерстве энергетики. Нестабильность в Венесуэле, Колумбии и Эквадоре также вынуждает США искать альтернативные источники нефти", - считает Саймон Уильямс из EIU. По оценкам вашингтонского института National Intelligence Council, к 2015 году доля африканской нефти в американском импорте возрастет до 25%. И эта тенденция, очевидно, получает серьезную поддержку официального Вашингтона.
"Сегодня эта часть Африки получает такое внимание американской администрации, какого весь Черный континент не получал за прошедшее десятилетие", - считает Джон Сендер из Лондонского университета. "Гвинейский залив - это, пожалуй, единственная часть Африки, которая оказалась включена во внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии официального Вашингтона", - вторит ему Дэвид Коуэн из EIU.
В сентябре 2002 года президент США Джордж Буш провел официальную встречу с президентами 11 африканских стран, во время которой поднял тему превращения Гвинейского залива в важный источник энергоресурсов для американской экономики. За последние три месяца Уолтер Кенстейнер, заместитель госсекретаря, курирующий африканское направление, дважды побывал в нефтедобывающих странах региона. Сам госсекретарь США Колин Пауэлл за последний месяц приезжал в Анголу и в Габон. Это уже не говоря о представителях американской администрации меньшего масштаба из министерств торговли и энергетики. А летом 2002 года бывшую португальскую колонию Сан-Томе и Принсипи с официальным визитом посетил один из высших военачальников американского генштаба Карлтон Фалфорд, заместитель начальника европейского командования армии США, что сразу же породило спекуляции о планах Вашингтона создать военно-морскую базу на этом острове для обеспечения американских национальных интересов в регионе. Лоббированием этой идеи в американской столице сейчас активно занимаются произраильские группы - в частности, Институт стратегических и политических исследований, в котором была специально создана "Инициативная группа формирования африканской нефтяной политики". Хотя официальный Вашингтон и опровергает предположения журналистов о создании американских баз, Республика Сан-Томе и Принсипи уже получила от США несколько патрульных катеров береговой охраны.
Власти США оказали значительную поддержку проекту по строительству 1070-километрового трубопровода Чад-Камерун, по которому нефть из южной части Чада пойдет к атлантическому побережью, где будет перегружаться на американские танкеры. Благодаря влиянию нынешней администрации США (а в ней и президент, и вице-президент, и советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс - все ранее занимали должности в крупнейших американских нефтяных компаниях) строительство трубопровода будет осуществляться американскими ExxonMobil и Chevron Texaco.
Ящик Пандоры
Но если активное превращение Гвинейского залива в новый глобальный центр нефтедобычи будет выгодно Соединенным Штатам, то что от этого выиграют сами африканские страны? Американские нефтяные компании утверждают, что бедные государства региона заработают миллионы долларов, которые они смогут потратить на совершенствование инфраструктуры, здравоохранения и образования. "Но при этом следует помнить, что в постколониальной Африке правительства характеризовались высокой степенью коррупции и власть предержащие часто присваивали себе доходы от экспорта природных ресурсов", - сказала "Эксперту" Патришиа Дейли, профессор географии Оксфордского университета.
Действительно, Нигерия, которая за последние тридцать лет экспортировала нефти на общую сумму 320 млрд долларов, до сих пор остается очень бедной страной. С 1980 года ВВП на душу населения в Нигерии снизился с 1400 до 300 долларов. Один из последних лидеров военной хунты, генерал Сани Абача, правивший страной в середине 90-х до своей смерти в 1998 году, по разным оценкам, присвоил более 4 млрд долларов, полученных за счет экспорта нефти.
В соседней Анголе доходы от экспорта нефти в течение нескольких десятилетий шли на закупки оружия для продолжения гражданской войны - причем нефтедоллары на вооружение тратили обе стороны: и правительство в Луанде, и повстанцы движения ЮНИТА. Кроме того, согласно последнему отчету МВФ, правительство страны не учитывает значительную часть экспортных доходов: в 2001 году "испарились" 1,4 млрд долларов правительственных доходов от нефти. И даже в Чаде, который совсем недавно получил 25 млн долларов первого транша кредита Всемирного банка на строительство нефтепровода, пятую часть этих денег правительство израсходовало не на трубопровод на юге, а на борьбу с повстанцами на севере страны.
Тесное сотрудничество США со странами Африки вызывает негативную реакцию у многих правозащитных групп. "Лишь Нигерия и Ангола находятся на пути демократизации. В остальных нефтяных странах региона существуют серьезные проблемы с соблюдением прав человека", - утверждает Патришиа Дейли. Действительно, в Габоне, где президент Омар Бонго правит уже на протяжении тридцати пяти лет, царит классический авторитаризм, и граждане не обладают большими правами, чем, скажем, граждане столь нелюбимого официальным Вашингтоном Ирака. То же относится и к Экваториальной Гвинее, где президент Теодоро Обианг Нгуема правит железной рукой, жестко расправляясь со своими оппонентами.
"Пока не ясно, захотят ли и смогут ли США повлиять на политические системы в Западной Африке. Многое будет зависеть от того, насколько долгосрочной окажется ставка Вашингтона на этот регион", - полагает Дэвид Бивэн из Оксфордского университета. Ведь нормализация ситуации на Ближнем Востоке в случае избежания войны против Ирака может снизить рискованность поставок нефти оттуда, соответственно, интерес США к альтернативным источникам нефти может несколько сократиться. "Многое будет зависеть от результатов поездки президента Буша в страны региона, которая запланирована на начало будущего года", - считает Дэвид Коуэн из EIU. Если результатом поездки станет предполагаемое формирование стратегического партнерства, то США и американские компании придут в этот регион надолго.