Африканский фронт войны с терроризмом
Николай Пахомов, Политком ру, 17 января 2007
Во второй половине минувшего года, когда в Демократической республике Конго активизировался демократический процесс, в Сомали с новой силой вспыхнула гражданская война, а безнадёжность положения в Дарфуре стала очевидна даже самым неисправимым оптимистам, к ситуации в Африке оказалось привлечено большее внимание экспертного сообщества, чем раньше. В том числе и благодаря росту такого интереса уже в январе появилось несколько любопытных работ о положении дел на самом бедном континенте Земли.
Особую активность в этом направлении проявил Центр современных конфликтов Школы ВМФ США в Калифорнии. Этот авторитетный исследовательский институт выпустил ряд статей, среди которых оказался и анализ террористической активности в Африке.
Любопытно, что это исследование разоблачает несколько мифов, в соответствии с которыми Африка является сегодня чуть ли не главным источником ресурсов для террористов. Конечно, доля истинности в подобном утверждение есть: массы африканских бедняков гарантируют постоянные пополнения для террористических группировок, а обширные территории, где отсутствует государственная власть, становятся подходящим местом для подготовки злоумышленников. Однако сами так называемые «несостоявшиеся» государства, по мнению авторов работы, источником терроризма, основанного на исламском фундаментализме и имеющего международный масштаб, не являются. Многолетние наблюдения свидетельствуют, что в Африке террористические организации исламистов возникают и крепнут там, где существует развитая, как правило, ещё с колониальных времён инфраструктура, экономика подрастает, а правительства являются стабильными и даже демократическими. Более того, специалисты американского ВМФ подчёркивают, что мнение о многочисленности африканских мусульманских террористических групп, распространённое в общественном мнении и даже экспертном сообществе, мало соответствует действительности – в реальности в Африке опасных в международном масштабе организаций исламских террористов не так уж и много.
Куда чаще оказывается, что центральные правительства торопятся объявить террористами различных повстанцев, надеясь тем самым заручиться поддержкой международного сообщества в целом и США в особенности. Кстати заметим, что американские специалисты, в данном случае авторы этого аналитического доклада, очень чётко увязывают понятия терроризм и исламский фундаментализм… Ещё одна особенность нынешней борьбы США с терроризмом, видная и в данном исследовании, заключается в том, что опасными признаются именно группы, ориентированные на совершение терактов за рубежами своей страны. Получается, что если массовая резня идёт в национальном масштабе, как, например, сегодня в суданском Дарфуре, значит, события эти оказываются на периферии внимания Белого Дома, Пентагона и Госдепартамента.
Впрочем, самих американцев это совершенно не смущает, и они продолжают в международном масштабе бороться именно с исламским фундаментализмом. Расстановка сил в Африке описана сотрудниками Центра современных конфликтов достаточно ясно: в центре и на юге континента позиции террористов-исламистов слабы, север почти полностью исламский (борьба с экстремистами там относится скорее к ближневосточному фронту глобальной войны), а вот наиболее взрывоопасны, особенно потенциально, запад и восток Африки.
Успех американских антитеррористических усилий в Африке совершенно не гарантирован. Безусловно, становящийся всё более комплексным подход, о подробностях которого можно узнать, прочитав названную работу, свои первые плоды приносит уже сегодня, однако создаёт и новые проблемы с точки зрения координации различных американских ведомств и отдельных национальных правительств. Также очевидно, что от Вашингтона для такого успеха потребуется в разы увеличить вложения в антитеррористические меры в Африке, сегодня на порядок отстающие от сумм, потраченных на операции в Афганистане и Ираке.