Эксперт, #45 (445) от 29 ноября 2004 РУССКИЙ БИЗНЕС
Африкой будем прирастать
Экспансия крупных российских сырьевых компаний в Африку может стать одним из двигателей экономического развития нашей страны. Проекты в Африке - самый естественный путь транснационализации российского бизнеса. Как сырьевого, так и машиностроительного
Андрей Маслов (главный редактор российско-африканского делового журнала "Аф-Ро")
Африка становится одним из наиболее привлекательных регионов для крупного российского бизнеса. Низкие цены на сырье, опустошительные войны и засухи привели к тому, что за Африкой закрепился эпитет "потерянный континент". Но в 2001-2003 годах конъюнктура мировых рынков сырья резко улучшилась, а уровень политической напряженности на континенте снизился. Регион вновь стал динамично развиваться (по прогнозам МВФ и Всемирного банка, в 2004 году рост ВВП в Африке южнее Сахары составит 4,3-4,6%). Активную инвестиционную политику в Тропической Африке начали проводить Индия и Китай, что создает хорошие предпосылки для дальнейшего роста на континенте.
Африка, пожалуй, последний неподеленный резервуар минеральных ресурсов мирового значения. Именно здесь крупным российским сырьевым компаниям относительно просто закрепиться, сделав тем самым первый шаг к глобализации своего бизнеса. Африка - это реальная альтернатива бездумному наращиванию добычи сырья внутри России, это возможность укрепить российские позиции на мировых сырьевых рынках. Наконец, это и хорошая возможность для российских машиностроителей, которые могут работать в связке с российскими сырьевиками.
В последние годы российский бизнес неизменно проявлял к этому региону интерес: были начаты и реализованы некоторые проекты - пакет инвестиционных соглашений на 430 млн долларов, которые недавно заключила с ЮАР компания "Ренова", - из числа последних. Сегодня для России, быть может, наиболее подходящий момент, чтобы начать планомерную экспансию в Африку, сотрудничество с которой может стать одним из факторов быстрого устойчивого развития нашей страны.
Наши в Африке
Сегодня российские сырьевые компании реализуют в Африке целый ряд крупных инвестпроектов. Вот наиболее интересные примеры. "Русский алюминий" близок к покупке недостроенного плавильного завода в Нигерии (Aluminum Smelter Company of Nigeria, Alscon). Стоимость покупки вместе с необходимыми в течение первых лет инвестициями составит 400-500 млн долларов. Одновременно потребуется вложить около 350 млн в реконструкцию и расширение глиноземного комбината во Фрие (Гвинея), который уже контролируется "Русалом": в Нигерии нет ни бокситов, ни глиноземного производства, а завод Alscon рассчитан на переработку сырья из Гвинеи.
На пять стран приходится более половины торгового оборота России со странами Тропической Африки
В свою очередь, расширение мощностей Фрии потребует начать разработку одного из крупнейших в мире бокситных месторождений - Дян-Дян, которое также расположено в Гвинее и отдано российской компании. Специалисты "Русала" оценивают необходимый объем вложений в Дян-Дян в 1-1,5 млрд долларов и готовы привлекать сторонних инвесторов (вероятно, из Китая). За несколько дней до начала очередных переговоров в Нигерии делегация "Русала" встречалась с президентом Республики Конго Жозефом Кабилой и обсуждала возможность строительства плавильного завода стоимостью 1,2 млрд долларов уже в этой стране (очевидно, на случай срыва нигерийского контракта и для психологического давления на нигерийцев). Еще один запасной вариант - участие в приватизации плавильного завода в Тема (Гана), который, в отличие от проектов в Нигерии и Конго, реально работает и поставляет первичный алюминий на американский рынок.
Другой пример. Российская алмазная монополия "Алроса" владеет 32,8% акций Горнорудного общества "Катока", управляющего одноименным комбинатом в Анголе. Накопленная прибыль "Алросы" по этому проекту составила с 1997 года около 60 млн долларов (оценка ИК "Аф-Ро"). В декабре ожидается ввод в строй второй очереди комбината, после чего объем производства достигнет 350 млн долларов. В 2003 году неподалеку от "Катоки" и тоже с участием "Алросы" началось строительство другого комбината - "Камачия-Камажику" (стоимость проекта оценивается в 110-130 млн долларов). В обоих ангольских проектах партнером "Алросы" помимо местной государственной компании Endiama является Leviev Group, и судьба инвестиций во многом будет зависеть от того, как сложатся в дальнейшем непростые отношения российской госмонополии со Львом Леваевым.
Конечно, у российских компаний в Африке не все складывается так легко, как хотелось бы. Пожалуй, наиболее яркий пример - инвестиции "Норильского никеля" в южноафриканскую золотодобывающую компанию Gold Fields (GF). В марте "Норникель" стал крупнейшим акционером GF, потратив на покупку 20,9% акций 1,16 млрд долларов. Однако налоговый и политический климат уже давно не благоприятствует развитию золотодобычи внутри ЮАР. Наиболее ликвидные (с точки зрения себестоимости) активы GF находятся не в ЮАР (добыча около 90 тонн золота в год), а в Гане (19 тонн) и Австралии (22 тонны) - именно эти активы представляют наибольший интерес для инвесторов. Но "Норникель" не успел (или не смог) ввести своих представителей в состав совета директоров GF до того, как в августе стало известно о планах объединения зарубежных (за пределами ЮАР) активов компании с активами компании Iamgold, зарегистрированной в Канаде. Новая структура, если сделка будет одобрена, получит название Gold Fields International и помимо ганских и австралийских объектов будет управлять двумя рудниками в Мали (совместно с AngloGold Ashanti).