Жуткая история об обществе "людей-леопардов"
Это тоже Африка
Путешествие в африканские дебри связано с преодолением не только тысяч километров пространства, но и с возвращением вглубь веков человеческой истории, в ту эпоху, когда еще кругом царил мрак суеверия, вера в духов, фетешизм, культовые оргии и запреты "табу". Лесные негры еще верят в сверхъестественные силы. Для них не существует законов природы, связывающих между собой все события в мире. Каждое событие в мире они воспринимают как одиночное явление, как следствие действия какой-либо одной силы. Стремление познать эту силу, нейтрализовать ее там, где она вредит, усилить там, где приносит пользу, научиться употреблять ее в своих интересах для получения власти над людьми, фещами и событиями характеризует тот мир представлений, в котором подобно всем первобытным народам живут негры Центральной Африки.
Обитатель девственного тропического леса еще испытывает невероятно большой страх перед природой. Он живет в постоянном страхе перед силой злых духов, которые могут быть вызваны колдовством для причинения ему вреда. В качестве "контрсилы" он пользуется фетишем, служащим для него защитным средством от злых духов умерших, от злого волшебства людей и от злых сил природы. Этот фетиш может состоять из птичьих перьев, зубов леопарда, старого куска металла и сотен других предметов. Чтобы фетишь обладал особо действенной силой, к нему присоединяется кусок человеческого черепа, причем человек может быть убит и специально для этой цели.
Представления о табу еще более увеличивает страх негра. К вещи, на которую наложили табу, не разрешается прикасаться, на нее нельзя даже глядеть, не рискуя навлечь на себя несчастье или смерть. Рассказывают случай, когда одному мальчику-туземцу в качестве табу было запрещено есть бананы и даже прикасаться к сосудам, в которых они находились. Однажды его товарищи сообщили ему, что он ел рыбу из горшка, в котором находились остатки бананов. И что же? Спустя несколько часов мальчик в тяжелых мучениях умер.
В этих условиях настоящим бичем иногда могут стать многочисленные тайные союзы, приводящие в страх и ужас население целых районов. Одним из таких непонятных для нас союзов было общество "людей-леопардов".
***
Однажды на прием к молодому врачу совершенно неожиданно пришел старый почтенный вождь племени гола Бойма-Куи и спросил его, можно ли по трупу определить причину смерти человека, в частности установить, убит ли умерший леопардом или умер по другой причине. Существует подозрение, продолжал он, что под смерть от нападения леопарда маскируются путем подделки следов от зубов леопарда убийства, совершаемые людьми. Соблазненный возможностью заняться судебной медициной в девственном лесу, врач согласился обследовать случай на месте...
На циновке перед домом вождя врач нашел ужасно обезображденный труп пятнадцатилетней девочки. На ее шее были видны многочисленные раны от укусов и когтей, таз был совершенно разбит, кишки вырваны. Возле туловища лежали чисто обглоданная бедренная кость и часть голени. Так изуродовать тело девочки мог только хищный зверь, определил врач. Однако печень была столь тщательно отделена от диафрагмы, а на груди виднелись столь странные двухсантиметровые порезы, что это поневоле рождало подозрения. К тому же обнаружился кусок кишки, носивший явные следы разреза, а не разрыва. Чтобы удостовериться в правильности своих предположений, врач подстрелил обезьяну и подбросил ее домашним леопардам вождя, разорвавшим свою жертву совершенно иначе. Стало быть, речь шла об ужасном предумышленном убийстве с попыткой инсценировать смерть от нападения леопарда.
Туземцев охватил ужасный страх. Никто с наступлением темноты не выходил больше наружу. Лишь узнав о новом случае нападения леопарда на восьмилетнего мальчика из отдаленной деревни, они вздохнули свободнее: по крайней мере на месяц "идол" утолил голод. Однако спустя три недели старый страх вновь вернулся. было совершено третье убийство - на этот раз старой женщины, а затем и четвертое - восемнадцатилетней женщины... Страх перерос в панику. Вожди потребовали помощи. Была образована комиссия во главе с Бойма Куи. В течении трех недель ничего не происходило. А затем, можно сказать на их глазах, был убит пятый человек, на этот раз двадцатилетний мужчина. На его шее были обнаружены совершенно очевидные следы укусов хищного зверя, шейный позвоночный столб был сломан, однако других повреждений не было замечено. Врач недоумевал, для Бойма Куи уже больше не было сомнений.
Без всякого сожаления он вызывает ближайших родственников убитого и, заставив их произнести страшную клятву, устраивает им допрос. Однако они ничего не знают. Их подвергают пытке. Это ни к чему не приводит. Тогда Бойма Куи назначает на следующий день Большое Таинство Прута.
Большое Таинство Прута
Это таинство врач описал во всех подробностях.
На открытой площадке перед домом собраний, где заняли свои места на маленьких резных стульях вожди племени в окружении боязливо настроенных обитателей деревни, появилась фантастически разукрашенная женщина лет 40. Подобно большинству туземных женщин этого возраста она было очень худа и костлява, хотя и обладала сильной мускулатурой. Ее небольшая голова с почти мужскими чертами сидела на жилистой шее. Большие пронзительные глаза были запрятаны в глубокие глазницы. Расставив ноги, она опустила перед собой наклонно к земле длинный прут.
Направо и налево от нее присели на корточках две другие женщины. Перед ней молча и неподвижно застыли четверо мужчин и одна женщина - родственники убитого. По знаку Бойма Куи одна из сидящих на земле женщин начала медленно и ритмично постукивать маленькой палочкой по пруту колдуньи. Мертвая тишина на площади производила непривычное для здешних мест тягостное впечатление. Негритянка неотрывно смотрела на свой прут, зажатый в неподвижно вытянутых руках. Темп ударов палочкой по пруту все усиливался. Руки и тело колдуньи как бы окостенели. Она закатила глаза и начала в такт бить руками и прутом по земле. Чем громче и сильнее был стук палочки, тем быстрее и судорожнее становились удары прута по земле. Дикие судороги свели сильное тело женщины, она упала на бок и покатилась по земле, продолжая бить прутом в тяжелом гипнотическом трансе. Окружающие в страхе отпрянули назад, увлекая за собой и пятерых обвиняемых, взиравших на все это широко открытыми от ужаса глазами. Словно ожидавшая этого момента ведьма полупрыжком настигла сидевшую рядом с четырьмя мужчинами женщину и, словно обезумев от жестокости, начала наносить ей неистовые удары прутом до тех пор, пока бедная жертва с криком не упала на землю, а мужчины как от змеи не отскочили от нее в сторону.
Под непрестанными ударами несчастная женщина успела что-то крикнуть, после чего несколько мужчин набросились на рассвирепевшую колдунью и черезвычайно грубо оторвали ее от жертвы.
Между тем мужчины еще более грубо и бесцеремонно схватили избитую и изуродованную женщину и потащили ее к вождям. находясь в каком-то диком возбуждении и испытывая ужасный страх, женщина постоянно выкрикивала одни и те же слова: "Это была я! Я знаю!" Произнести что-либо иное она была не в состоянии. Врач достаточно насмотрелся на все эти средневековые ужасыи был очень озабочен судьбой этой, вероятно, невинной женщины, которую ожидала смерть. Сам он был совершенно уверен, что эта слабая женщина не могла совершить ужасных убийств.
Разоблачение общества леопардов
И тем не менее эта женщина оказалась виновной. Ее сопротивление было сломлено, и она выдала около 30 членов общества леопардов, к которому принадлежала и сама. Неизвестным остался один лишь главарь. Быть может, он общался с ними через посредников, которых еще не поймали?
Однако вскоре удалось поймать и его.
Однажды ночью моложой парень из деревни расставлял в лесу ловушки. Там его застала страшная гроза, от которой он укрылся в небольшой лесной хижине. Хижина оказалась очень маленькой и наполненной всяким хламом, ящиками и орудиями. парень очень устал и хотел спать, но никак не мог найти места для ложа. Осматривая хижину, он заметил наверху под самой крышей стропила с несколькими досками и постланной на них циновкой. Он взобрался туда и устроился на ночлег.
Вдруг - он уже не знал, как долго спал - его разбудил шорох. Внизу послышались шаги. В хижину проникла какая-то темная фигура, ориентировавшаяся здесь, видимо, как дома, и зажгла керосиновую лампу. парень едва смел дышать - он различил вниху мужчину. Тот открыл ящик, и у парня мороз пошел по коже: в ящике лежали шапка из леопардовой шкуры, сделанные из железа когти леопарда, копья, ножи и огромные щипцы. Человек внизу что-то взял, тщательно запер ящик и вновь исчез среди мрака и дождя.
Орудия убийства, принадлежавшие леопардовому обществу! А сам человек, владелец хижины, и есть главарь этого общества! От возбуждения сердце у парня стучало молотом. Не помня себя, он выбрался из хижины и сломя голову помчался к вождю Бойма куи.
Глава общества леопардов оказался негром-миссионером, пришедшим из Басаланда, что южнее Монровии. Он владел фетишем-талисманом, имевшим больший магический эффект, нежели другие чудодейственные силы. Он обладал способностью передавать людям, принадлежавшим к его магическому кругу, власть над другими людьми. Он обращал их в леопардов и требовал в качестве жертвы кровь, но не куриную, не бычью и не коровью, а человеческую. Поэтому-то, собственно фетишь и имел такую силу. Тот, на кого падал выбор, должен был принести в жертву самого себя, собственную кровь. поскольку в жилах его братьев и сестер, матери, ее сестер и братьев и их детей текла та же кровь, она могла быть принесена в жертву взамен с тем же успехом.
Бойма Куи знал это, поэтому он и распорядился устроить Большое Таинство Прута только над кровными родственниками убитого.
Решив принять нового члена в общество "леопарды" незаметно примешивают в его питье "чудотворный" напиток, приготовленный в человеческом черепе на крови убитого. после того, как напиток выпит, новому члену сообщается о его принятии в общество. Никто не возражает против этого. Новому члену дается поручение завлечь кого-нибудь из своих родственников в качестве жертвы, что он выполняет. Остальные между тем приводят себя с помощью возбуждающих напитков в состояние дикого экстаза и, вообразив себя настоящими леопардами, в безудержной жажде крови нападают на добычу и отрывают ей какой-нибудь кровоточащий орган. С помощью сделанных из железа когтей и зубов леопарда труп обезображивается, а на шее убитого огромными щипцами, сделанными по образцу леопардовой челюсти, оставляются характерные следы укусов.
Кровь из оторванного органа приносится в жертву "фетишу" - темному восковому шару, диаметром примерно в 15 см. Неужели это и есть бог, который выпил кровь столь многих людей? Внутри воскового шара находится маленький пучок тесно сплетенных листьев и другие мелкие частицы засушенных животных и растений, образующих ядро, которое, собственно, и является носителем магической силы. Толстая восковая оболочка призвана только защищать чудодейственную силу. При большой жаре она, естественно, сморщивается и трескается, что означает требование новой жертвы, новой крови. Этим и объясняются многочисленные убийства в сухое время года с трех-четырехнедельными перерывами.
Герберт Бутце. В сумраке тропического леса