Совместный план Африка/"Группа восьми" по укреплению потенциала африканских стран для проведения опреаций в поддержку мира
http://www.g8russia.ru/g8/history/evian … print.html
1.1 В Программе «Новое партнерство для развития Африки» руководители африканских стран определили, что мир и безопасность относятся к числу основных необходимых условий устойчивого развития. Ключевое значение имеют также демократия, надлежащее управление, права человека и разумное экономическое управление. Они согласились, что в связи с необходимостью обеспечения мира и безопасности одной из первоочередных задач является создание «потенциала африканских институтов в области раннего предупреждения, а также укрепление их возможностей по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов». (Глава V, параграф 72 НЕПАД).
1.2 Вследствие этого, на саммите в Кананаскисе в июне 2002 года страны «Группы восьми» обязались оказывать «техническую и финансовую помощь, с тем чтобы к 2010 году африканские страны, Африканский союз и региональные организации могли предпринимать более эффективные действия в целях предотвращения и урегулирования разрушительных конфликтов на континенте и проводить операции в поддержку мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». (Глава 1.2 Плана действий «Группы восьми» по Африке). В целях выполнения этого обязательства руководители стран «Группы восьми» договорились работать по следующим трем взаимосвязанным ключевым направлениям:
* взаимодействие с африканскими партнерами в целях выработки к 2003 году совместного плана создания в Африке потенциала для проведения операций в поддержку мира, в том числе на региональном уровне;
* подготовка африканских миротворческих сил, в том числе посредством создания региональных центров переподготовки по военным и гражданским аспектам предотвращения конфликтов и поддержания мира, таких, как Международный учебный центр по вопросам миротворчества Кофи Аннана;
*
улучшение скоординированности инициатив в области подготовки миротворцев.
1.3 Африканский союз, некоторые африканские государства и региональные организации, а также Организация Объединенных Наций и отдельные доноры (как входящие, так и не входящие в состав «Группы восьми») уже предпринимают серьезные шаги по созданию потенциала в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов в Африке, а также проведения операций в поддержку мира. Более того, многие африканские страны уже предоставляют весьма значительный по численности персонал (миротворцы, наблюдатели и сотрудники гражданской полиции) для участия в текущих ооновских и африканских миротворческих миссиях в Африке и других районах мира. Влияние и эффективность этих индивидуальных и коллективных усилий по созданию потенциала могут быть значительно повышены в случае их реализации в рамках единой концепции. Чтобы быть выполнимой и иметь долгосрочную перспективу, эта концепция должна принадлежать самим африканским странам и ими же осуществляться. Она должна отражать обязательство африканцев инвестировать в свое будущее. Руководители стран «Группы восьми» четко заявили, что готовы взять на себя встречные обязательства (План действий «Группы восьми», параграф 4).
1.4 После саммита в Кананаскисе страны «Группы восьми» и их африканские партнеры в тесном сотрудничестве друг с другом разработали следующий план по созданию в Африке потенциала для проведения операций в поддержку мира, в том числе на региональном уровне. Африканский союз и африканские региональные организации продолжают работу по созданию институциональной основы для обеспечения мира и безопасности на континенте. Ожидается, что ключевые решения по этому вопросу будут приняты в ближайшие месяцы, а также в течение ближайших лет. Как следствие план должен быть поэтапным и постоянно действующим и должен корректироваться по мере создания и развития африканских институциональных механизмов.
2. Цель
2.1 Составные элементы совместного плана должны определяться его целями и задачами. Отправной точкой при подготовке совместного плана является Протокол о создании Совета мира и безопасности Африканского союза, принятый на Ассамблее Африканского союза в Дурбане 9 июля 2002 года, но еще не ратифицированный всеми государствами-членами. В этом Протоколе, в частности, предусматривается создание:
* системы раннего предупреждения;
*
коллективных сил быстрого реагирования;
*
военного комитета; и
*
"совета старейшин".
Африканские партнеры обратились с просьбой об оказании поддержки в осуществлении Протокола на практике.
2.2 Вопросы практической реализации положений Протокола были рассмотрены на третьем совещании глав военных ведомств африканских стран, проходившем 15‑16 мая с.г. в Аддис-Абебе в рамках подготовки к июльскому саммиту Африканского союза в Мапуту. На совещании был принят программный документ, касающийся создания коллективных сил быстрого реагирования и военного комитета. Этот документ, в частности, предусматривает создание в рамках Африканского союза органа, занимающегося вопросами стратегического управления, и пяти региональных бригад, что должно позволить Африканскому союзу, начиная с 2010 года, осуществлять на поэтапной основе комплексные операции в поддержку мира. Африканский союз продолжает обсуждать с африканскими региональными организациями вопросы налаживания эффективных партнерских отношений. Секретариат Организации Объединенных Наций, со своей стороны, продолжает оказывать Комиссии Африканского союза консультативную помощь в вопросах, касающихся институциональных требований Комиссии в области управления операциями в поддержку мира, уделяя первоочередное внимание штабным возможностям и организационной структуре.
3. Необходимый потенциал
3.1 При рассмотрении долгосрочной концепции африканского потенциала для проведения операций в поддержку мира и в целях разработки стратегического плана необходимо будет определить, какой конкретно потенциал потребуется для достижения поставленных африканскими странами целей. Затем необходимо будет оценить уже существующий в африканских государствах потенциал, и определить, какую его часть можно будет использовать для проведения в Африке операций в поддержку мира, а также каким вопросам следует уделить первоочередное внимание в целях устранения остающихся пробелов и узких мест. Важная информация в этой связи может быть получена в процессе составления списков необходимого для создания потенциала быстрого реагирования.
3.2 Опыт ООН и доклад Брахими об операциях ООН в пользу мира говорят о том, что эффективный многофункциональный потенциал для проведения операций в поддержку мира должен включать три следующих основных элемента:
* легитимный и полномочный орган для принятия политических решений;
* многофункциональный потенциал в области стратегического управления и комплексного планирования миссий, позволяющий, в частности, осуществлять общее руководство, планировать деятельность на местах и оказывать ей поддержку, а также оказывать поддержку сторонам, которые предоставляют или потенциально могут предоставить воинские контингенты и имущество (в том числе материально-техническое обеспечение и подготовка кадров);
*
комплексный полевой потенциал, включающий готовую к быстрому развертыванию штабную структуру, обученные и оснащенные всем необходимым воинские контингенты и персонал гражданской полиции, предоставленные государствами-членами, а также гражданских сотрудников/сотрудников по политическим вопросам для обеспечения других различных компонентов миссии (права человека, правопорядок, управление и т.д.)
С учетом этого Департамент операций по поддержанию мира Секретариата ООН разработал следующие шесть сценариев, определяющих конкретные потребности в связи с развертыванием различных видов операций в поддержку мира, включая:
1) помощь военных консультантов при осуществлении политической миссии;
2) развертывание миссии наблюдателей Африканского союза параллельно с миссией ООН;
3i) развертывание самостоятельной миссии наблюдателей Африканского союза;
4) развертывание миротворческих сил Африканского союза (традиционное миротворчество или превентивные действия);
5) развертывание миротворческих сил Африканского союза (комплексные многофункциональные миссии);
6) развертывание "миссии вмешательства" Африканского союза. Эти сценарии обеспечивают базу для определения необходимого и имеющегося в наличии потенциалов, узких мест и пробелов. Это могло бы оказаться полезным при разработке новых элементов для включения в совместный план.
3.4 Многие африканские страны располагают обученными и обладающими необходимым опытом миротворческими контингентами. Однако потенциал в области стратегического управления комплексными операциями в поддержку мира еще только формируется в рамках Африканского союза и субрегиональных организаций. Одним из условий эффективности комплексных операций в поддержку мира является увязка потребностей в гуманитарной помощи, первоочередных задач в области миростроительства (включая восстановление правопорядка) и потребностей в области восстановления хозяйства, что требует привлечения гражданских экспертов. Для создания такого управленческого потенциала необходимы время и значительные ресурсы. Вот почему в совместном Плане вполне обоснованно сделан акцент на создании на первом этапе комплексного полевого потенциала.
4. Партнерские отношения в ключевых областях
4.1 Создание в полном объеме необходимого для полноценного осуществления комплексных операций в поддержку мира и связанной с ними деятельности потенциала, а также условий для его сохранения потребует больших затрат времени и ресурсов. В процессе создания такого потенциала Африке не обойтись без партнеров. Широкими возможностями в области стратегического управления и планирования операций в поддержку мира обладает Организация Объединенных Наций, которая готова на разовой основе предоставлять эти возможности в распоряжение африканских организаций. В этой связи Организация обсуждает с Африканским союзом и африканскими региональными организациями механизмы, которые позволили бы им использовать на партнерских началах потенциал ООН в области планирования и стратегического управления. Кроме того, ООН оказывает африканским государствам и региональным организациям консультативную помощь, содействие в подготовке кадров, а также поддерживает региональные и национальные учебные центры. Она также помогает в установлении взаимодействия между донорами и африканскими странами, предоставляющими войска и нуждающимся в имуществе и снаряжении для проведения операций по поддержанию мира.
4.2 Моделью для создания африканской региональной или субрегиональной бригады быстрого реагирования может служить Многонациональная бригада быстрого развертывания для проведения операций ООН (ШИРБРИГ). Можно рассмотреть возможности командирования специалистов в подразделение по планированию ШИРБРИГ в Копенгагене, проведения консультаций экспертов по методам его работы и оказанию технической помощи (аналогичной помощи в планировании, которую ШИРБРИГ в настоящее время оказывает ЭКОВАС в связи с возможной миссией в Кот-д'Ивуаре).
5. Составные элементы укрепления потенциала Африки для проведения операций в поддержку мира
5.1 Работа по формированию африканской концепции собственной инфраструктуры мира и безопасности еще только ведется. Признавая это, «Группа восьми» и африканские партнеры будут постепенно разрабатывать ключевые элементы, позволяющие более эффективно направлять имеющиеся ресурсы для обеспечения концепции более долгосрочной перспективы. Без ущерба для решений, которые могут быть в ближайшие месяцы и годы приняты Африканским союзом по вопросу реализации его Протокола о мире и безопасности (особенно в отношении потенциала быстрого реагирования), к числу установленных первоначальных составных элементов относятся следующие:
1) создание, оснащение и подготовка к 2010 году жизнеспособного многонационального многофункционального потенциала для бригады быстрого реагирования, включая гражданские компоненты, на уровне Африканского союза и региональном уровне, в частности потенциала для комплексного планирования миссий, полевого штаба и стратегических штабных структур, которые могли бы использоваться санкционированными ООН миссиями под эгидой ООН, Африканского союза или какой‑либо африканской субрегиональной организации;
2) создание потенциала для оказания гуманитарного содействия, содействия в сфере безопасности и восстановления в контексте комплексных операций в поддержку мира;
3) создание континентальной сети региональных центров наблюдения и мониторинга (раннего предупреждения), связанных по электронным каналам с основным центром Африканского союза;
4) создание организационного потенциала на континентальном и региональном уровнях для предотвращения конфликтов с помощью посредничества, содействия, наблюдения и осуществления других стратегий;
5) создание приоритетных региональных складов материально-технического обеспечения в целях укрепления имеющегося потенциала;
6) унификация учебных доктрин, пособий, учебных программ и планов для гражданского (включая полицейский) и военного персонала, предназначенных для использования национальными и региональными учебными заведениями и центрами по переподготовке в области миротворчества, и содействие внедрению информационных технологий в деятельность учебных центров в Африке и международных миротворческих центров;
7) укрепление потенциала региональных учебных центров по вопросам миротворчества;
8) продолжение проведения совместных учений на региональном уровне;
9) нынешние региональные миротворческие инициативы, такие как миссия в Бурунди и миссия ЭКОВАС для Кот‑д'Ивуара; и
10) формирование в Комитете ОЭСР по оказанию помощи на цели развития консенсуса относительно рассмотрения в качестве официальной помощи развитию более широкого круга видов и форм помощи, направленной на укрепление потенциала для проведения операций в поддержку мира и связанных с этим видов деятельности.
5.2 Каждый из этих предлагаемых составных элементов должен быть подразделен на отдельные поэтапные компоненты, позволяющие лучше планировать усилия всех заинтересованных сторон. Эта работа должна проводиться африканскими партнерами при поддержке со стороны ООН и экспертов стран-доноров, которые уже принимают или стремятся принимать активное участие в деятельности по каждому компоненту.
6. Координация деятельности доноров
6.1 Многие партнеры по «Группе восьми», другие доноры в настоящее время осуществляют в сотрудничестве с африканскими государствами и учреждениями широкие программы содействия укреплению потенциала Африки для проведения комплексных операций в поддержку мира и связанных с этим видов деятельности. Необходимо усиливать координацию между самими донорами, а также между ними и африканскими партнерами во избежание дублирования и в целях обеспечения эффективности затрат. Настоящий совместный план является одним из инструментов, позволяющих вписывать индивидуальные и коллективные усилия в русло формирования африканской концепции собственного потенциала по предупреждению и разрешению конфликтов, а также укреплению мира. Достижению ощутимых результатов могут способствовать также осуществление дополнительных программ и установление отношений партнерства между донорами в целях реализации четко определенных африканских приоритетов.
6.2 Наиболее эффективным средством определения приоритетов, повышения транспарентности и обеспечения согласованности является проведение консультаций между донорами относительно осуществляемых ими военных и гражданских программ укрепления потенциала поддержания мира на местах. Такие консультации могут проводиться на регулярной основе между участниками процесса в столицах, где расположены африканские континентальные и региональные институты по вопросами мира и безопасности, а также в столицах африканских государств, участвующих в операциях в поддержку мира.
6.3 Предлагается сосредоточить этот широкий консультационный процесс на проведении ежегодных консультаций по вопросам мира и безопасности между Африканским союзом, всеми заинтересованными донорами (не только из числа членов «Группы восьми») и африканскими институтами по вопросам мира и безопасности на континентальном и региональном уровнях (например, учебные центры по вопросам миротворчества). Эти консультации могут выполнять роль постоянного механизма по доработке совместного плана, а также контроля за ходом его осуществления. Такие встречи могут также предоставить возможность проведения обзора широкого круга мероприятий в рамках реформы сектора безопасности, которые являются основой потенциала для поддержания мира.
6.4 В дополнение к консультациям предлагается также создать базу данных о деятельности доноров по содействию развитию потенциала Африки для проведения комплексных операций в поддержку мира и связанных с этим видов деятельности. Со временем это может осуществляться в рамках Комиссии Африканского союза, сегодня, однако, «Группа восьми» и африканские партнеры проявили интерес к предложению ООН о развитии глобальной базы данных по вопросам оказания помощи в подготовке миротворцев (первоначально созданной в 1996 году и функционирующей под эгидой Службы профессиональной подготовки и оценки Департамента операций по поддержанию мира) путем создания веб-сайта, содержащего ссылки на электронные страницы всех доноров с описанием их деятельности в области мира и безопасности в Африке и информацией для контактов.
7. Конкретные рекомендации, касающиеся мер на ближайшее время
7.1 Африканскому союзу (при поддержке доноров) следует проводить ежегодные консультации по вопросам укрепления потенциала Африки для участия в операциях в поддержку мира между Афросоюзом, всеми заинтересованными донорами (не только из числа членов «восьмерки») и африканскими институтами по вопросами мира и безопасности на континентальном и региональном уровнях (например, учебные центры по вопросам миротворчества).
7.2 В той мере, в какой это необходимо и целесообразно, Африканскому союзу следует провести серию совещаний экспертов с заинтересованными донорами (опираясь на персонал посольств государств «Группы восьми» и государств, в нее не входящих) для разработки подробных стратегий (с определением контрольных ориентиров и этапов) реализации каждого из составных элементов, определенных в настоящем плане, что позволило бы донорам лучше спланировать содействие, оказываемое на индивидуальной и коллективной основе.
7.3 Следует оказать поддержку, с тем чтобы ООН могла продолжить предоставление АС консультативной помощи по вопросам создания его органов в сфере мира и безопасности и осуществления их взаимодействия с региональными организациями.
7.4 Следует оказать содействие Африканскому союзу и региональным организациям в получении более исчерпывающей информации о ШИРБРИГ, которая является возможной моделью для создания африканских сил быстрого реагирования.
7.5 Следует поощрять ООН к выработке совместных с Африканским союзом и региональными организациями механизмов, которые позволили бы им использовать потенциал ООН в области планирования и стратегического управления. Необходимо поощрять проведение дискуссий между международными донорами и ООН о путях решения вопросов финансирования осуществляемых под африканским руководством миссий в поддержку мира.
7.6 Представители государств «Группы восьми» призывают других заинтересованных доноров и африканских коллег к проведению на регулярной основе в столицах, где размещаются африканские континентальные и региональные институты по вопросам мира и безопасности (будут определены после консультаций с африканской стороной), а также в столицах африканских государств, участвующих в операциях в поддержку мира, консультаций по вопросам поддержки африканских инициатив в области мира и безопасности.
7.7 Следует рассмотреть предложение ООН о создании веб-сайта, содержащего ссылки на электронные страницы всех доноров с описанием их деятельности в области мира и безопасности в Африке.