Эксперт #27 (474) от 18 июля 2005

Азиатский путь для Африки

Для того чтобы в Африке действительно начала решаться проблема бедности и увеличились темпы экономического роста, нужны усилия самих стран континента. Красивые жесты развитых государств могут лишь поддержать реформы

Александр Кокшаров

Теракты в Лондоне 7 июля серьезно изменили повестку дня саммита "большой восьмерки" в Шотландии, но проблемы Африки все-таки не были полностью забыты. На встрече G8 развитые страны подписались под программой помощи Африке на 50 млрд долларов. Программа включает в себя списание долгов 18 беднейшим странам континента, а также увеличение объемов гуманитарной помощи к 2010 году вдвое - до 50 млрд долларов. Россия, которая не оказывает помощи африканским странам, согласилась списать долги беднейшим из них.

И хотя для Африки, в трети стран которой ВВП на душу населения не превышает 1500 долларов, эти суммы кажутся весьма значительными, они не способны решить экономических проблем. Внешние долги и гуманитарная помощь давно превратились в основной источник существования правительств африканских стран. Это привело к тому, что правительства начали игнорировать свое собственное бурно растущее население. Существуя в параллельных мирах, правительства и население десятилетиями друг от друга практически не зависели, что не создавало никаких предпосылок для развития. Если в начале 70-х по доходам на душу населения Африка опережала многие страны Азии, то сейчас она безнадежно отстала.

Потерянные полвека

Когда в конце 1950-х африканские страны одна за другой начали избавляться от колониального правления европейцев, многие полагали, что это принесет стабильность и рост уровня жизни. Однако не случилось ни того, ни другого. Военные перевороты, гражданские войны, пограничные конфликты и "африканская Первая мировая" - война в Демократической Республике Конго в 1997-2002 годах - унесли миллионы жизней. Один лишь геноцид в Руанде в середине 90-х привел к двум миллионам смертей. Что касается экономики, то в начале 1960-х большинство стран Африки были в два раза богаче (по уровню душевого дохода), чем, скажем, Таиланд или Южная Корея. А в 2004 году Южная Корея была богаче, например, Кении в 25 раз. Из-за бурного роста населения и неадекватного ему экономического роста подушевые доходы в Африке последние тридцать лет сокращались.

Бедность и отсутствие средств на здравоохранение в сочетании с войнами, конфликтами и постоянным ухудшением состояния окружающей среды привело к гуманитарной катастрофе. На Африку приходится 85% смертей от малярии (1,2 млн человек в 2004 году) и 75% - от СПИДа (3,1 млн человек). Продолжительность жизни в Африке, медленно возраставшая до середины 80-х, последние два десятилетия сокращается. Как и в 1972 году, средний африканец живет 46 лет.

Однако корень всех этих проблем лежит не только в бедности. Беда большинства африканских государств в том, что они превратились в failed states - "провалившиеся государства", которые так и не смогли заработать после деколонизации. "Проблемы Африки, в том числе ее бедность, вызваны тем, что в постколониальный период здесь так и не сформировались функционирующие государственные институты. Колониальные системы налогообложения перестали работать после обретения независимости, в результате правительства были вынуждены финансировать свою деятельность из иностранной помощи или доходов от концессии природных ресурсов. Поэтому ни правительства не считали себя ответственными перед населением, ни население не ждало ничего от своих правительств. Там, где такие системы не работали, как это произошло в Заире в конце правления Мобуту Сесе Секо, начинался хаос и гражданская война", - рассказал "Эксперту" Пол Наджент, директор Центра африканских исследований Эдинбургского университета. В экстремальных же случаях, когда доходы правительства практически полностью зависят от иностранных компаний, разрабатывающих природные ресурсы, правительствам даже проще существовать без своего населения. Это объясняет политику правительства Судана, устраивающего геноцид и голод в Дарфуре.

Поэтому, сколь бы велика ни была помощь странам Африки, это не даст немедленного решения проблем. По оценкам Уильяма Истерли, бывшего сотрудника Всемирного банка, а ныне профессора Нью-Йоркского университета, с 1960 года гуманитарная помощь стран Запада Африке превысила 450 млрд долларов. Кроме того, в 1960-1980-е годы Африке помогал и СССР: по разным оценкам, объемы советской помощи за три десятилетия составили от 60 до 150 млрд долларов.

Спасение утопающих

Решение проблем во многом зависит от самих африканских стран. Страны-доноры, согласившись на увеличение объемов помощи и списание части долгов, поставят весьма жесткие условия. Так, те средства, которые африканские государства тратят на выплату долгов и погашение процентов по ним (часто это 20-40% всех расходов бюджета), теперь окажутся свободными и должны быть направлены прежде всего на образование и здравоохранение. При этом правительства африканских стран должны будут повысить прозрачность своих бюджетов перед странами-донорами и международными организациями. Далеко не все расходы на такие благие цели, как медицина или школы, в Африке доходят до адресата. Исследования Всемирного банка показали, что 75% оборота лекарств - препараты, выписанные несуществующим пациентам. До 20% расходов на зарплаты школьным учителям приходится на такие же "мертвые души".

Лидером повышения прозрачности управления стала ЮАР. "Как бы ни относиться к сложному наследию апартеида, результатом продолжительной власти белых в Южной Африке стало укоренение функционирующих государственных институтов, которые не были колониальными, как в остальной Африке. И когда в начале девяностых правительство черного большинства пришло к власти, у него хватило ума сохранить эти институты", - рассказал "Эксперту" Томас Каджилл, научный сотрудник Королевского института международных отношений (RIIA) в Лондоне. ЮАР стала инициатором появления APRM, а также экономического крыла Африканского союза - Нового партнерства африканского развития (Nepad). Кроме того, ЮАР стала лидером в борьбе с коррупцией. Президент страны Табо Мбеки в конце июня уволил вице-премьера Джекоба Зуму, против которого было заведено дело о коррупции. Как заявил южноафриканский президент, он будет бороться с коррупцией на самом высоком уровне.

Ключ - в развитии

Однако повышение эффективности госуправления - лишь средство, а не цель. Опыт стран Азии и Латинской Америки показывает, что прорыв возможен лишь в случае притока инвестиций. На саммите в Сирте тот же АС призвал страны континента улучшать экономические условия и инвестиционный климат, чтобы привлечь иностранные инвестиции и вернуть в Африку хотя бы часть вывезенного капитала. По оценкам Всемирного банка, с 1970-го по 2003 год из африканских стран на Запад было вывезено не менее 140 млрд долларов, которые в основном осели на номерных счетах в западных банках. Возвращение даже части этих средств в экономики африканских стран может создать возможности для роста.

И на саммите в шотландском Глениглсе, и в ливийском Сирте говорили о свободной торговле, особенно аграрными товарами. Развитые страны обещали постепенно уменьшить субсидии на ключевые товары, такие как хлопок, рис и сахар, что должно дать возможности для роста экспорта из развивающихся стран. Но в ответ развитые страны требуют от африканских стран открытия рынков. "Тут есть проблема. От отмены субсидий и открытия рынков выигрывают прежде всего развивающиеся страны со средним уровнем доходов, в которых функционируют рыночные институты, есть свои компании, более или менее развита инфраструктура. Например, Бразилия, Индия, Таиланд, ЮАР. Самые же бедные страны от этого могут лишь проиграть - это уже чувствуют многие африканские страны, в последние годы столкнувшиеся с дешевым китайским импортом, который делает местное промпроизводство невыгодным", - рассказала "Эксперту" Пратибха Тэкер, главный экономист по Африке лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit.

На протяжении десятилетий иностранные инвесторы обходили Африку стороной. Однако высокие темпы роста во многих странах (в среднем за последнее десятилетие ВВП африканских стран рос на 4% в год) привели к тому, что с 2000 года объем прямых иностранных инвестиций вырос на 35%. Во многом этому помогает та же ЮАР, компании которой видят возможности для роста в соседних странах - Мозамбике, Ботсване, Намибии - и активно наращивают свои инвестиции.

Но и здесь Африка должна помочь себе сама. За полвека она заметно потеряла в человеческом потенциале: разбежка по уровню образования и качеству жизни не только в Европой и США, но и со странами Азии заметно увеличилась. Чтобы обеспечить инвестиции и рост, африканским странам неизбежно придется пойти по азиатскому пути, где ставка делалась на человеческий капитал. "Африке нужно как минимум два поколения (то есть 40-50 лет. - 'Эксперт') инвестиций в собственное образование и здравоохранение, прежде чем она сможет увидеть серьезные инвестиции, заинтересованные в местных трудовых ресурсах. Поэтому африканским странам предстоит идти по азиатскому пути очень долго", - полагает Пратибха Тэкер из EIU.

Глениглс-Лондон