Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Африка, анализ и прогнозы.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В марте 2007 г. отмечалась 50-я годовщина независимости Ганы. Эта страна в течение 80 лет была колонией Великобритании. Торжества в Гане – первое звено в целой цепочке праздничных мероприятий, которые скоро пройдут в ряде африканских стран, которые обрели независимость в рамках первой волны освобождения от колониализма. Многие из этих стран будут отмечать 50-летие освобождения от колониального гнета в 2010 г. Но есть ли у них повод для торжеств?

Пусть и медленными темпами, но определенные преобразования позитивного характера идут. 13 африканских стран, расположенных к югу от Сахары, перешли в категорию стран со средним уровнем доходов, еще 5 стран вплотную подошли к этой категории и вскоре присоединятся к ней. Более трети населения Африки проживают в 15 странах, которые в 2007 г., согласно прогнозам, вероятно, вновь смогут обеспечить экономический рост на уровне всего последнего десятилетия – 5,3%. В 2005 г. девять стран почти достигли отметки в 7% либо превысили ее, а именно этот уровень считается необходимым для устойчивого сокращения масштабов бедности.

В 2004 г. общий уровень набора детей в начальные школы в странах Африки составил 96%. В период с 2001 по 2005 г. число африканцев, обеспечиваемых противоретровирусными препаратами от ВИЧ-СПИД, которые продлевают жизнь больных, увеличилось в 5 раз. 14 стран приняли обязательства по расширению гласности, присоединившись к Инициативе по обеспечению прозрачности в деятельности добывающих отраслей. 

Африка занимает третье место среди регионов мира по темпам реформ, направленных на сокращение затрат времени и денежных средств на открытие новых предприятий.  По данным совместного доклада Всемирного банка и МФК «Условия предпринимательской деятельности в 2007 году: пути реформ» (DoingBusiness2007: HowtoReform),

в 2005-2006 г. в первую десятку стран мира по темпам и эффективности реформ вошли Танзания и Гана.

Но несмотря на позитивные перемены впереди еще немало проблем. В Демократической Республике Конго удалось остановить одну из самых кровопролитных войн за весь период с 1990 г., в то же время продолжалось обострение гуманитарных кризисов в суданской провинции Дарфур, на востоке Чада, не севере Центрально-Африканской Республики и в Зимбабве. И все же восстановление центральной власти в Сомали – через 16 лет после свержения Сиада Барре – и успешный переход к демократическому правлению в Мавритании, где в августе 2005 г. произошел последний по времени государственный переворот в Африке, - это те события, которые свидетельствуют о неуклонной решимости населения африканских стран бороться за благополучное будущее.

Наращивание объемов помощи идет слишком медленно

На саммите стран «большой восьмерке», состоявшемся в середине 2005 г. в Глениглсе, восемь наиболее развитых стран мира приняли обязательства удвоить объемы помощи странам Африки в целях развития, увеличив годовые объемы оказания помощи с 25 млрд. долл. США в 2004 г. до 50 млрд. долл. США в 2010 г. Однако наращивание объемов помощи идет слишком медленно. С учетом этого обстоятельства на саммите «большой восьмерки», который состоится в июне 2007 г. в Германии, предполагается вновь уделить повышенное внимание вопросам оказания помощи Африке. На саммите в Глениглсе главы наиболее развитых стран мира также обязались усилить работу по сокращению внешнего долга беднейших стран; действуя через Всемирный банк и другие многосторонние финансовые учреждения, эти страны согласовали новый механизм – Инициативу по сокращению долга перед многосторонними кредиторами (MultilateralDebtReliefinitiative), - в рамках которой в ближайшие 40 лет предполагается списать внешний долг ряда стран в объеме 37 млрд. долл. США (большую часть этой суммы составляют долги африканских стран), причем эта инициатива будет действовать в отношении стран, создавших эффективные механизмы управления финансовыми ресурсами и принявших обязательства по сокращению масштабов бедности.   

Объявляя в феврале 2007 г. о начале очередного пополнения средств МАР, Всемирный банк указал, что важнейшим условием достижения целевых показателей в области развития для африканских стран является улучшение качество и увеличение объемов оказываемой помощи. Более 314 млн. жителей Африки – почти вдвое больше, чем в 1981 г., – в настоящее время имеют доходы менее 1 доллара в день. 34 из 48 беднейших стран мира и 24 из 32 стран мира, имеющих самые низкие индексы развития человеческого потенциала по системе ПРООН, - это страны Африки. Более 3 млн. африканцев ежегодно умирают от ВИЧ-СПИДа и малярии. Издержки, связанные с этими двумя заболеваниями, составляют более 1% годового роста совокупного ВВП африканских стран.

Оказание помощи по линии Всемирного банка

Для решения этих непростых задач в 2005 г. Всемирный банк принял План действий в интересах Африки (AfricaActionPlan), стал уделять особое внимание достижению поставленных целевых показателей в области развития по важнейшим направлениям деятельности – в части обеспечения эффективности систем управления, сокращения отставания в развитии инфраструктуры, формирования дееспособных государств,  обеспечения более справедливого распределения благ экономического развития.

Всемирный банк – крупнейший источник содействия развитию Африки – за последние 5 лет существенно увеличил масштабы оказания помощи региону. В 2006 финансовом году объем финансирования по линии МАР составил: субсидий на сумму 1,2 млрд. долл. США, кредитов на сумму 4 млрд. долл. США, что вдвое больше объема помощи, предоставленной в 2000 финансовом году. Суммы выплат кредитных средств в 2006 финансовом году увеличились более чем на 100% и составили 3,5 млрд. долл. США  Объем зарезервированных средств МАР на 2007 год, по расчетам, достигнет рекордной суммы в 5,5 млрд. долл. США, - это 50% всех средств МАР.

Принимая во внимание, что в ряде африканских стран продолжаются кровопролитные конфликты и (или) эти страны можно отнести к категории нестабильных государств, которые не обладают достаточным институциональными и финансовыми возможностями для противодействия чрезвычайным ситуациям в области развития, Банк в марте 2007 г. принял новую Политику оперативного реагирования. В рамках этой политики Банк обязуется обеспечивать оперативное предоставление помощи странам, обратившимся с соответствующими просьбами при наступлении обстоятельств, которые привели или могут привести к серьезным неблагоприятным социально-экономическим последствиям, связанным с техногенными или природными бедствиями.

Банк приступил к реализации этой политики, выделив чрезвычайную субсидию в объеме 180 млн. долл. США Демократической Республике Конго. Эти средства направлены на восстановление системы образования (45 млн. долл. США), на погашение долга правительства перед отечественными поставщиками, возникшего в годы войны и политической нестабильности (50 млн. долл. США), на расширение доступа малоимущего населения Киншасы к безопасным источникам воды, (25 млн. долл. США); на меры против малярии (13 млн. долл. США), на восстановление важнейших шоссейных дорог в городах (42 млн. долл. США).

Важнейшим направлением деятельности Банка по-прежнему является сокращение масштабов бедности. В 2007 г. по линии Банка выделены средства на меры по улучшению оказания основных услуг беднейшему населению, малообеспеченным общинам и социально уязвимым категориям населения Бурунди, Коморских Островов, Сьерра-Леоне, Гамбии. Банк обеспечил более широкие возможности в плане получения финансовых услуг и создания рабочих мест в Гане и Лесото; осуществил финансирование мероприятий по мелиорации засушливых земель в Кении, обеспечил активизацию деятельности правительства и общественности по борьбе с малярией и поддержанию качества важнейших услуг в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства в Демократической Республике Конго, Нигерии и Сенегале. Банк обеспечил более широкую доступность противоретровирусных препаратов, продлевающих жизнь больным, в рамках реализации новых проектов в Руанде, на Мадагаскаре и в Малави, а также предоставление безопасных источников воды и объектов канализации для большего числа жителей в Нигере и Замбии. Банк осуществил меры по укреплению возможностей важнейших министерств Мавритании, Маврикия и Сенегала в плане повышения эффективности органов управления, по борьбе с коррупцией, по содействию реализации реформ в области торговли и инвестиций, а также содействовал повышению эффективности управления в лесном хозяйстве и горнорудной промышленности Демократической Республики Конго, Габона и Камеруна.   

Урегулирование военных конфликтов и совершенствование процедур подотчетности

Во взаимодействии с участниками программы НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки») (NewPartnershipforAfrica’sDevelopment(NEPAD) ) Банк осуществляет деятельность, направленную на достижение мира и стабильности в регионе, - необходимых условий повышения темпов экономического роста, привлечения иностранных инвестиций и увеличения объемов экспорта. Во всех странах Африки Банк принимает меры в соответствии с принятыми обязательствами по обеспечению прозрачности в деятельности добывающих отраслей и по сокращению доходов от нелегальной торговли сырьевыми товарами, являющейся причиной возникновения военных конфликтов, а именно от торговли нефтью, газом, алмазами, древесиной, драгоценными металлами.

Инвестиционная деятельность в Африке   

План действий в интересах Африки (AfricaActionPlan) призван содействовать расширению формирования государственно-частных партнерских объединений и применению новаторских подходов в области финансирования. Банк, МФК и МИГА принимают меры к тому, чтобы обеспечить эффективное использование опыта и квалификации специалистов Группы учреждений Всемирного банка в целях расширения участия частных предприятий и лиц в сооружении приоритетных объектов инфраструктуры. Фонд каталитического кредитования и содействия экономическому росту Африки (AfricaCatalyticandGrowthFund), учрежденный в марте 2006 г., призван способствовать увеличению темпов развития экономики, сокращению масштабов бедности и достижению Целей ООН в области развития в странах, имеющих положительные показатели эффективности, оказывать поддержку реализации региональных программ и обеспечивать укрепление экономических преобразований.

Как и в аналогичных докладах за прошлые годы, в докладе Группы учреждений Всемирного банка «Условия предпринимательской деятельности в 2007 году: пути реформ» (DoingBusiness2007: HowtoReform) отмечается, что несмотря на определенные достижения, на то, что Африка занимает третье место по темпам преобразований среди регионов мира, в большинстве африканских стран условия предпринимательской деятельности по-прежнему характеризуются высокими уровнями издержек и риска, и лишь немногие страны принимают необходимые меры по упрощению процедур регулирования предпринимательской деятельности, укреплению защиты прав собственности, сокращению налоговой нагрузки, расширению доступности кредитования, снижению непомерных экспортных и импортных пошлин. Из-за всех этих проблем на африканские страны по-прежнему приходится лишь 10% суммарного объема прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны, причем большая часть этих инвестиций направляется в страны Африки богатые природными ресурсами (имеющие запасы нефти, газа и других полезных ископаемых) и в страны, где развита сфера услуг.

В 2006 г. большинство нефтедобывающих стран Африки получали высокие доходы от высоких цен на нефть, при этом у стран региона, являющихся нетто-импортерами нефти, совокупный объем ВВП сократился примерно на 3,5%, во многом также из-за высоких цен на нефть. Объемы экспорта многих стран увеличились примерно на 8%, но этот рост оказался недостаточным, и доля Африки в объеме мировой торговли продолжает сокращаться.

Для расширения торговли необходимо обеспечить более энергичное развитие сельского хозяйства; в этом секторе занято 70% трудоспособного населения Африки, он обеспечивает 40% экспорта из стран региона. Банк оказывает поддержку реализации комплексной Программы НЕПАД, направленной на развитие сельского хозяйства Африки. Цель программы – обеспечить к 2015 г. увеличение сельскохозяйственного производства в Африке на 6% в год.

Кроме того, Банк и НЕПАД принимают меры по либерализации торговли между странами региона, содействуют созданию рынков капитала, устранению факторов, затрудняющих создание новых предприятий, укреплению систем защиты прав инвесторов и регистрации прав собственности, добиваются отмены системы каскадных тарифов.

Региональная интеграция

В Плане действий в интересах Африки отмечается, что одним из основных факторов достижения благосостояния на континенте, где 15 стран не имеют выхода к морю, а объем ВВП – такой же, как у Бельгии, должна стать региональная интеграция   (regionalintegration).

Объем регионального кредитования Африки (на реализацию опытных проектов одновременно в нескольких странах) в 2006 финансовом году составил более 475 млн. долл. США, что втрое выше показателя 2005 финансового года; предполагается, что в 2007 г. региональное кредитование составит 10% от объемов финансирования региона по линии МАР. Продолжается реализация программ, направленных на содействие развитию торговли, организацию мероприятий регионального масштаба по борьбе с ВИЧ-СПИД, развитие частного сектора, строительство региональных систем энергоснабжения, связи, транспорта, систем здравоохранения и высшего образования, финансирование сельскохозяйственных исследований, борьбу с мигрирующими вредными насекомыми, обеспечение продовольственной безопасности, решение трансграничных экологических проблем, а также проблем зависимости сельских районов от неблагоприятных погодных условий.

Координация деятельности по оказанию помощи

Банк оказывает поддержку мерам по реализации в Африке положений Парижской декларации (ParisDeclaration), в которое отмечается, что правительства должны сами определять приоритеты в области развития и играть ведущую роль в их реализации, а международные организации-партнеры должны обеспечить увеличение объемов стабильной и надежной финансовой помощи, ориентированной на достижение конечных результатов при одновременном снижении затрат.  Чтобы добиться успеха, правительства африканских стран должны вести решительную борьбу против коррупции, за справедливое распределение благ экономического развития, за достижение конкретных, реальных результатов деятельности в целях развития. 

Банк призывает страны-доноры выполнить обязательства, принятые на Монтеррейском саммите 2003 г. (в части увеличения объемов помощи иностранным государствам в области развития до 0,7% ВВП), а также обещание, сформулированное на саммите «большой восьмерки» 2005 г. в Глениглсе (вдвое увеличить объемы помощи в целях развития к 2010 году), и тем самым помочь Африке достичь темпов экономического роста на уровне 7% в год, что необходимо для реализации Целей ООН в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. 

Информация обновлена в марте 2007 г.

--

2

Ну не знаю, не знаю. Про Гану в средствах массовой информации очень даже положительную информацию гонят, но с другой стороны пишут, что страна только за счет распродажи ресурсов более менее держится, а так - новый сырьевой придаток богатых стран. Но если послушать мнение наших "африканцев", что черные ленивые и работать не хотят, то сложно что-либо сказать нам, людям неопытным. Я считаю что без нормально функционирующего сельского хозяйства рыночного типа и без промышленности, которая должна развиваться, у африканских стран никогда не будет шансов пойти вперед. Но это мое личное мнение, а то есть такое понятие монокультура - ко бишь кофе тоже, или как в Узбекистане - хлопок, монокультура, это плохая вещь.

3

Karas написал(а):

Ну не знаю, не знаю. Про Гану в средствах массовой информации очень даже положительную информацию гонят, но с другой стороны пишут, что страна только за счет распродажи ресурсов более менее держится

про Россию тоже говорят что мы только за счет продажи нефти живем...
а вообще ну не хочется наверное западу о положительных сторонах в развитии африки говорить...

4

Запад к Африке в средствах массовой информации значительно более положительно и честно относится чем Россия например, здесь слово негр вообще не употребляется официально. А что по поводу России - ты не согласна что-ли?

5

.

6

Karas написал(а):

Про Гану в средствах массовой информации очень даже положительную информацию гонят, но с другой стороны пишут, что страна только за счет распродажи ресурсов более менее держится, а так - новый сырьевой придаток богатых стран.

Karas написал(а):

Про Гану в средствах массовой информации очень даже положительную информацию гонят, но с другой стороны пишут, что страна только за счет распродажи ресурсов более менее держится, а так - новый сырьевой придаток богатых стран.

В области PR Гана - абсолютный чемпион. Чиновники только то и делают, что празднуют великие достижения страны, а Президент даже порггивает их, что мало празднуют. До того как я сюда приехал, я даже не думал, что может быть такая разница между международным имиджем страны и реальностью. Надо сказать, что имидж страны это настоящее достижение правительства - в большинстве стредств массовой информации Гана - "звезда" Африки, подающая огромные надежды. Куфуор был выбран президентом Африканского Сообщества и вась-вась с главами государств всего мира. Как хотелось бы чтобы за этой блестящей оболочкой было бы что-то реальное - растущая экономика, возвращающиеся в страну специалисты (которых в Гане - огромное количество), рабочие места, диверсификация. Несмотря на то, что Гана действительно переживает некоторый экономический бум - он основан на стандартном сырьевом экспорте (и на нестабильности соседних стран), а не на продуманной экономической политике. Вот сейчас ещё достижение, блин, - нашли нефть, все празднуют. Я очень люблю эту страну, но когда празднуют её великие достижния, мне как то не очень радостно.

7

Артем! СМИ западные Гану раскритиковали, конечно, но при этом они говорят что Гана по сравнению с другими .... очень даже получше будет. Как среди слепых и одноглазый король!!!

А Россия чего? Тоже ресурсы распродает вот  и все!! В Москве бум, да, а отъедь за Москву, там такое .... просто ужас!!!!!!!!!!1

8

Немецкие СМИ правы - здесь стоит проехать три с половиной часа до Ломе чтобы почувствовать разницу. Того - совершенно нефункционирующее государство, работает только рынок, который там огромный. В Буркина Фасо непрекращающийся кризис, политический застой с одним старым диктатором, в Кот д Ивуаре непрекращающийся кризис. На из фоне Гана смотрится просто потрясающе - всё же это нормально функционирующее государство, экономика растёт и всё такое. То что нам свет и воду постоянно отключают, по государственным масштабам, в общем-то фигня. Всё равно здесь создаётся впечатление, что страна достигла лишь малой части собственного потенциала. Ну Россия тем более, я уверен, тоже работает очень маленькой частью своего потенциала.

9

Артем! Россия это не Европа, понимаешь, то что у нас рожи похожи на европейские, это не факт. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить! Веришь? Я нет. Веришь в Гану? Думаю что тоже нет...