Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Политика и история » Конфликты в Африке.


Конфликты в Африке.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Аве Адеронке. Конфликты в Африке. Доклад
1.12.2003 13:58 | А.С.Заикина/ ред. Д.Ю.Столяров

Приобретение странами Африки своей независимости от колониальных держав происходило в ходе жесткого противостояния, зачастую принимавшего формы вооруженных конфликтов (Алжир, Ангола, Гвинея-Бисау, Египет, Зимбабве, Конго, Кения, Мозамбик, и др.). Постколониальный эпоха характеризуется отнюдь не ослаблением, а расширением и усилением вооруженной борьбы. В 60-е - 80-е годы полагали, что это, прежде всего, является следствием противостояния СССР и западных стран. Но эскалация конфликтов в Африке в 90-е годы, многие из которых приобрели размах полномасштабных войн, указывает на более глубокие причины сложившейся ситуации, в которой внешнее вмешательство - лишь одна из составляющих африканской трагедии. Общее число погибших в постколониальных африканских войнах уже превышает 10 млн. человек, большинство из которых мирные жители. Многие десятки миллионов остались без крова и работы, миллионы людей стали вынужденными беженцами или перемещенными лицами.

Слабые, несовершенные, чуждые местным социумам государственные структуры часто не в состоянии не в состоянии справиться с межэтническими и межконфессиональными проблемами, когда каждая этническая группа отстаивает свои собственные, эгоистические, интересы. Данная ситуация характерна как для стран, находившихся под управлением военных структур, так и для формально гражданских, даже "демократически" созданных режимов.

К большому сожалению, ООН не может похвастаться положительными достижениями в области предотвращения или урегулирования военных конфликтов в Африке. Их число не сокращается, в то время как военнослужащие ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия, или попадают в заложники к вооруженным группировкам, а иногда и под перекрестный огонь противоборствующих сторон.

Конфессиональные и/или этнические стереотипы и убеждения как вновь возникающие, так и древние, социально-этническая или религиозная психология послужили основными факторами нестабильности в ходе развития или провоцирования конфликтов. Борьба за ресурсы, власть или территорию сопровождается опасениями за собственную самоидентификацию - за судьбу своего этноса или конфессиональной группы, свою безопасность. Традиционное сознание создает образ врага в достаточно жестких формах, при этом достижение компромиссов, налаживание сотрудничества и взаимопонимание становятся крайне проблематичными. Несмотря на то, что демократические принципы сосуществования различных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях и актах, на практике они игнорируются. Та или иная религиозная или этническая элита полагает, что имеет особые преимущества, а также определенные исторические заслуги, позволяющие именно им претендовать на высшие должности в армии, администрации, на большую долю доходов и собственности. В условиях постоянной конфронтации в людях воспитывается фанатичная преданность интересам своей группы, зачастую доходящая до полного отрицания прав другой группы. Политики используют любые методы для сплочения той или иной этнической или конфессиональной группы против другой. С помощью средств массовой информации укрепляется групповая сплоченность, фанатизм, находится оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другой группе. Отрицательные стереотипы и образ врага искусственно культивируется и закрепляются в сознании населения участниками конфликтов. Более того, негативное восприятие другого этноса или другой конфессиональной группы порой целенаправленно культивируется правящей верхушкой для того, чтобы стимулировать продолжение войны и отвлечь большую часть населения от внутренних социально-экономических проблем.

В качестве иллюстрации данных проблем возьмем, например, два африканских государства, продолжающих в той или иной мере страдать от внутренних затяжных конфликтов - Нигерию и Либерию.

Независимость Нигерии была провозглашена 1 октября 1960 г. Страна под названием Федерация Нигерии стала суверенным государством в рамках Британского Содружества. 1 октября 1963 г. Нигерия стала Республикой. История страны изобилует военными переворотами, во главе которых обычно стояли представители мусульманского севера - Муртала Р. Мухаммед, Ибрагим Б. Бабангида, С. Абача. После смерти последнего 8 июня 1998 в ходе демократических выборов в итоге 29 мая 1999 г. победил бывший политический узник, уже однажды правивший страной и позволивший когда-то привести к власти первое гражданское правительство, О. Обасанджо, представитель народности йоруба.

Накал внутриполитической борьбы в Нигерии, где правительство более - менее контролирует ситуацию, пока не перерос в междоусобную войну, благодаря тому, что президент О. Обасанджо является выдающимся лидером государства. Но религиозные и межэтнические столкновения за последние годы стоили жизни более чем 2000 человек. Бедность, безработица, коррупция, и другие социально-экономические проблемы подогревают нетерпимость людей из разных этнических и конфессиональных групп друг к другу.

Мусульманские вооруженные группы нападают на представителей других этнических и религиозных групп в северных штатах, особенно в городе Кано, где доминируют хауса, вытесняя христиан йоруба. В дельте реки Нигер, богатой нефтью, регулярно происходят вооруженные столкновения между представителями этносов итсекири, урхобо и иджо. В 1999 году всего лишь за неделю конфликтов, связанных с перераспределением правительственных субсидий и распределением нефтяных доходов, здесь погибло несколько сот человек. В юго-западном городе Сагаму йоруба убили почти 60 человек из народности хауса. В городе Кано было убито примерно столько же йоруба.

В феврале 2000 года произошли столкновения между христианами и мусульманами в Кадуне. По разным данным, погибло более 400 человек обеих сторон. Вмешательство армии, переброска войск из центральной Нигерии и Лагоса сумели остановить эскалацию насилия, которое грозило перерасти в малую гражданскую войну. Христиане стали мигрировать на юг, в Лагос, на юго-запад или в Восточную Нигерию.

Шариат стал знаменем северной политической элиты, которая использует религию для осуществления собственных политических амбиций. В ответ на это появились группы, которые выступают за самоопределение йоруба, а в районе дельты Нигера усилилось движение местных этносов за автономию.

Президент страны О. Обасанджо, хорошо понимая, что необходимы изменения во взаимоотношениях между центром и регионами, занял нейтральную позицию в отношении введения шариата, хотя это и противоречило светской конституции Нигерии.

К 2001 г. мусульманское население преобладало в 18 северных штатах. В 9 из них уже был официально введен шариат, а еще в одном штате - фактически. Это вызывает опасения христиан оказаться в северных штатах на положении людей второго сорта.

Напряженность между Севером, с одной стороны, и Западом и Востоком - с другой, растет. Многие губернаторы уверили Обасанджо, что применение шариата будет ограничено. Но сами они не в состоянии контролировать сложившуюся ситуацию и понимают, что их собственное будущее, то есть переизбрание, напрямую зависит от поддержки со стороны мусульманских активистов и улемов. Сообщения из Нигерии о погромах, столкновениях и убийствах, совершенных на религиозной и этнической почве, приходят все чаще.

Внутриполитический конфликт в Либерии имеет давнюю историю. Республика была создана в 1847 г. освобожденными чернокожими рабами из США. У Вашингтона в этой стране, богатой железной рудой, каучуком и алмазами, свои сугубо экономические интересы. Правивший режим во главе с американо-либерийцами был хорошо отлажен. В 70-80 годы политическая элита начала проводить тоталитарный курс - начались убийства, репрессии, гонения "инакомыслящих" политиков. Так продолжалось до 1997 года, когда в стране прошли чуть ли не первые демократические выборы. На них победил Чарльз Тейлор. Однако и он через некоторое время с демократией "завязал", постепенно устранив из правительства всех деятелей других политических движений Либерии. Это, естественно, не понравилось тем самым другим политическим движениям, и в стране начались восстания, стали постоянными нападения на правительственные войска. В итоге разразилась гражданская война, которая до сих пор и продолжается. При этом повстанцы за эти годы уже неоднократно подходили вплотную к столице Монровии, но так ее и не брали. Руководство ЭКОВАС заявило, что оно не признает нового правительства и конфликтующим сторонам необходимо вести переговоры. Эти переговоры с переменным успехом, заключавшимся в периодическом перемирии, велись до сих пор. Летом прошлого года боевые действия возобновились, повстанцы вновь подошли к Монровии и чуть было ее не захватили.

Главной целью вооруженной оппозиции является отставка президента страны Чарльза Тейлора, который, по ее мнению, является главным виновником вооруженного конфликта в стране, человеком, не способным вывести ее из глубокого экономического кризиса.

Между тем экономика страны находится в очень бедственном положении. С началом гражданской войны из страны ушли все иностранные компании, даже американские. Сельское хозяйство захирело, месяцами не выплачиваются зарплаты. Либерия находится еще и под санкциями ООН. Совет Безопасности ООН единогласно принял в мае этого года резолюцию, продлевающую еще на год и расширяющую действие международных санкций в отношении Либерии. Они включают в себя эмбарго на вывоз всех необработанных алмазов из Либерии, запрет на поставки в эту африканскую страну любых видов вооружений, а также ограничения на зарубежные поездки либерийских высших должностных лиц. С 7 июля этого года к ним добавился 10-месячный запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов.

Совет Безопасности постановил, что правительство Либерии "не выполнило в полном объеме требования, содержащиеся в резолюции 1343", принятой два года назад. Тогда против Либерии был введен режим санкций за то, что она оказывала поддержку повстанцам из Объединенного революционного фронта (ОРФ), воюющего против правительства соседней Сьерра-Леоне. В частности, известно, что Монровия активно помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы и взамен поставляла им оружие и боеприпасы, подпитывая таким образом вооруженный конфликт. СБ констатировал, что Либерия продолжает оказывать "активную поддержку" и другим "вооруженным повстанческим группам в регионе, и в частности, повстанцам в Кот д'Ивуаре" и вообще дестабилизирует регион Западной Африки.

Международное давление на президента Либерии усилилось после того, как в столице государства Монровии прошли многотысячные антитейлоровские демонстрации. Митинги протеста в стране начались в связи с жестокой междоусобной войной, в ходе которой за последнее время погибло уже около 1000 либерийцев.

Обе повстанческие группировки отказались от проведения мирных переговоров с президентом и потребовали, чтобы он покинул страну. Чарльз Тейлор согласился на это и попросил политического убежища у нигерийских властей, но при условии появления в стране международного миротворческого контингента.

В июне этого года правительство Либерии сообщило о начале переговоров с различными государствами, в том числе и США, о возможности отправки в Либерию миротворческой группировки. Как считает Монровия, только это позволит предотвратить сползание страны к полномасштабной гражданской войне.

Государства западно-африканского блока уже пообещали направить в Либерию 5-тысячный миротворческий контингент. Об этом заявил президент Ганы Джон Кофи Агьекум Куфуор во время визита в страну министра иностранных дел Франции Доминика де Вильпена. По словам лидера Ганы, Франция также готова оказать помощь в урегулировании конфликта в Либерии.

В свою очередь, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже обратился к Совету Безопасности ООН с просьбой срочно принять решение об отправке в Либерию миротворческого контингента. Как считает К. Аннан, члены СБ ООН должны провести экстренную встречу для обсуждения ситуации в африканской стране. В связи с тем, что США пока отказались вмешиваться в дела Либерии, с которой имеют тесные связи, К. Аннан заявил, что взять ситуацию под контроль "должны члены СБ ООН".

В самом начале июля Президент Либерии Чарльз Тейлор согласился выполнить американский ультиматум - оставить свой пост и покинуть страну - в случае, если контроль над ситуацией возьмут на себя международные миротворческие силы, передает Reuters.

6 июля, в воскресенье, Чарльз Тейлор (Charles Taylor) принял предложение о предоставлении ему политического убежища в Нигерии, сообщает AP. Однако отказался сообщить, когда он покинет страну.

В тот же день вечером в Либерию направилась группа из 15 американских военных инспекторов. В их задачу входила оценка обстановки в стране перед возможным вводом туда миротворческого контингента.

Чарльз Тэйлор настаивал на том, что он покинет Либерию только тогда, когда возглавляемые США миротворческие силы возьмут в свои руки контроль над ситуацией в стране. Кроме того, он хочет, чтобы его отъезд прошел "в законном порядке, без кровопролития".

"Я полагаю, что небезосновательно было бы просить, чтобы это было законное сложение полномочий", - заявил Тэйлор на совместной пресс-конференции с главой Нигерии Олусегуном Обасанджо (Olusegun Obasanjo).

Такой способ решения проблемы не устраивает ООН, которая собирается привлечь Тейлора к международному суду за совершение военных преступлений и оказание помощи повстанческим силам во время гражданской войны в соседней с Либерией Сьерра-Леоне.

12 августа в либерийской столице - Монровии - состоялась церемония передачи власти вице-президенту Мозесу Бла, который будет руководить страной до 2 октября, когда состоятся выборы. 11 августа Тэйлор прибыл в Нигерию, которая предоставила ему убежище. Международная правозащитная организация "Хьюмэн райтс уотч" наряду с ООН призвала привлечь Тэйлора к суду за военные преступления. Он считается одним из главных виновников многолетней гражданской войны, в ходе которой погибли десятки тысяч жителей Либерии.

* * *

2

Адетокунбо Адевале Абиодун. «Гигант Африки» - Нигерия - на страницах журнала «Азия и Африка сегодня». Материалы конференции "Россия: цивилизация, патриотизм, культура".
4.12.2004 18:57 | В.В.Ванчугов

Адетокунбо Адевале Абиодун
“Гигант Африки” - Нигерия - на страницах журнала “Азия и Африка сегодня”

Первый номер журнала “Азия и Африка сегодня” был подписан к печати 26 июля 1957 года. Назывался он тогда “Современный Восток” и был органом Института Востоковедения АН СССР. В 1961 году (с третьего номера) журнал обрел новое название “Азия и Африка сегодня”. Руководство Института Востоковедения и редакция пришли к мнению, что новое название более точно и адекватно отражает цели журнала и содержание его материалов. В 2002 году журнал отметил 45-летие своего издания.

Подведенные итоги свидетельствовали о том, что за все время своего существования журнал опубликовал более 10 тысяч статей по разным проблемам стран Азии и Африки: об истории и культуре их народов, современном внутриполитическом, экономическом, социальном и международном положении.

Африканскому континенту было посвящено около четырех тысяч статей. Освещая положение на “черном континенте” в целом, журнал “Азия и Африка сегодня” уделял большое внимание и отдельным странам. Жизнь Нигерии получила особое отражение на страницах журнала: более 300 материалов (7,5 % от общего количества материалов по всем 56 странам Африки). Подобное явление объясняется тем, что Нигерия является самой большой страной в Африке и по площади, и по количеству населения, и по нарастающей роли на политической арене африканского континента. Такими геополитическими и стратегическими факторами объясняется повышенный интерес к ее прошлому, настоящему и перспективам будущего развития.

В 60-х годах ХХ века специалисты, публиковавшие свои работы на страницах журнала, подробно раскрывали политическую жизнь Нигерии, особенно останавливаясь на вопросе о системе политико-административного управления в период, как до провозглашения независимости страны, так и после. Среди наиболее интересных работ, посвященных политическим событиям Нигерии 1960-х годов, можно выделить статьи Е. Коршунова. Ему удалось отобразить действительную политическую картину Нигерии и его выводы не вызывают сомнений. Коршунов написал серию статей, в которых выделил три периода в политической в истории переход от колониальной системы, независимое государство и первое гражданское управление 1. В своих статьях автор знакомил читателя с процессом прекращения функционирования гражданской администрации и формирования военной диктатуры в январе 1966 года.

Редакция журнала “Азия и Африка сегодня” всегда ставила своей целью показать своим читателям, в каком положении находится в настоящее время Нигерия, пытается осветить существующую ситуацию как можно более объективно.

Для читателей, интересующихся историей второй гражданской администрации и процессом политических выборов в Нигерии, полезной является статья Л. Прибытковского “Нигерия при гражданском правлении” 2.

Среди журнальных публикаций следует также выделить ряд статей, посвященных значению традиционных племенных вождей. Даже в современной политической ситуации вожди играют роль религиозных лидеров, особенно на севере страны, где население считает эмиров потомками пророка, олицетворяющими его божественную силу. В. Новиков и В. Черный дали определение султану как прямому потомку святого Османа Дана Фодио, который является главой мусульман не только Нигерии, но и всей Западной Африки. Именно он назначает высших блюстителей мусульманского права и следит за чистотой веры.

Каковы же функции вождей, круг их прав и обязанностей? Авторы статьи объясняют следующее: по декрету о местных органах управления 1976 года на них официально возложены руководство советами вождей при правительствах штатов, разработка рекомендации для местных властей, поддержание правопорядка. Кроме того, они занимаются благотворительностью.

Говоря о правящей династии, исследователи отмечают, что на престол могут претендовать только члены правящей семьи. Как правило, преемником умершего правителя становится его старший сын, назначение которого должно быть подтверждено советом вождей и правительством штата. Восхождение эмира или “оба” на престол – крупное событие в жизни не только города, но и всей страны.

В журнале авторы исследуют исторические корни роли традиционных вождей в обществе. В колониальный период вожди стояли во главе территориально-политических организаций и являлись низшим звеном системы косвенного управления страной, сохраняя за собой немало функций (сбор налогов, административный контроль, духовная власть и т.д.).

До колониального гнета Нигерия была под контролем традиционных вождей. В языке йоруба есть выражение “Aye Oba, aye ajerorum”. Буквальный перевод этого изречения следующий: “Жизнь короля – жизнь, продолжающаяся после смерти”. В культуре языка йоруба это выражение имеет большое значение не в семантическом смысле, а в социологической функции языка. Можно толковать эту фразу так: “король для всех, и все для короля”. В доколониальной Нигерии король в своих руках сосредотачивал все три ветви власти. Его слова являлись законом для всех. Король обладал большим количеством рабов, которые должны были сопровождать его даже в иной мир после смерти их повелителя, чтобы и там продолжать служить ему. Тема традиционной жизни, обрядов и обычаев народов доколониальной Нигерии еще не до конца раскрыта. В этом плане журнал “Азия и Африка сегодня” прокладывает своими публикациями путь и направление новых исследований.

В колониальный период и после провозглашения независимости страны жизнь традиционных вождей заметно не изменилась. Только после военного переворота 1966 года были предприняты некоторые меры для ограничения роли этого социального института в системе управления страной. Журнал “Азия и Африка сегодня” дает интересную и полезную информацию о месте традиционных вождей в современном обществе. Авторы журнала признают, что традиционные вожди активно участвовали и продолжают играть важную роль в политической и культурной жизни страны, влияя на ход исторических процессов в Нигерии 3.

Много внимания уделяется на страницах журнала вопросам традиционных верований и роли мировых религий в современном нигерийском обществе 4.

В поле зрения авторов статей в журнале “Азия и Африка сегодня” постоянно находится вопрос о жизни нигерийского населения, их психологии и образу мышления.

Среди социально-политических проблем в центре внимания журнала оказался вопрос о положении женщины в Нигерии. В публикациях журнала раскрыта одна из специфических черт нигерийского общества, связанная с особенностями национального менталитета. Каждый здоровый нигерийский мужчина, имеющий только одну жену, должен нести наказание в законодательном порядке, ибо как свидетельствует последняя перепись, число незамужних женщин в стране увеличивается. Сторонники многоженства обосновывают свою позицию ссылкой на ислам и традиции. Вместе с тем они указывают на серьезность проблемы женщин-одиночек, а некоторые даже утверждают, что полигамия служит “интересам мира” и общественного спокойствия 5.

Широко освещен в журнале и вопрос о национальной кухне. Авторы статей в журнале условно делят блюда нигерийской национальной кухни на “южные” и ”северные” 6. Критерий деления – продукты, составляющие основу блюд..

В южных штатах страны, в зоне влажных тропических лесов, наиболее распространенными из продовольственных культур являются ямс и маниока. Здесь выращивают также бананы, ананасы, апельсины и много других фруктов. В южно-восточных штатах народности игбо имеют свое национально блюдо - “апа”, которое обычно едят руками. На юго-западе йоруба едят “амала” и “ёба”, сдабривая их различными соусами. Любимым блюдом является также “икокоре” (иджебу, йоруба).

На севере страны в зоне саванн основными продовольственными культурами являются просо и сорго, дающие более или менее устойчивые урожаи даже при недостатке влаги. На орошаемых участках выращиваются бобы, кукуруза, рис, томаты, лук, и другие овощи. Северные штаты являются основным источником продуктов животноводства.

Развитие внутренней торговли способствует все более интенсивному обмену традиционными блюдами. Некоторые из них получают самое широкое распространение и постепенно становятся популярными в масштабе всей страны. Рис, ямс и просо являются основными для приготовления многих блюд нигерийской кухни.

Одно из самых известнейших блюд – соус “Ёгуси”, популярный во всей стране. Готовится он легко: ломтики сухой дыни или кабачков толкут и смешивают с луком, обжаренном в пальмовом или арахисовом масле. Сюда же добавляют перец и мелко нарезанные помидоры. Все это тушится с куском какого-нибудь мяса или рыбы.

На основании многочисленных и разнообразных статей, опубликованных в журнале “Азия и Африка сегодня”, можно сделать вывод о положительных результатах научной деятельности российской интеллигенции, способствующей созданию и развитию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами России и Нигерии.

1 Коршунов Е. Испытания Нигерии// Азия и Африка сегодня. 1968. №10. С. 22-23; №11. С. 24-25; №12. С. 10-11.

2 Прибытковский Л. Нигерия при гражданском правлении// Азия и Африка сегодня. 1980. №5. С.11-13.

3 Традиционные вожди в современной Нигерии// Азия и Африка сегодня. 1980. №4. С. 58-59.

4 Кочакова А. Огун - Бог войны и железа// Азия и Африка сегодня. 2000. №12. С. 62-64.

5 Женщины Нигерии // Азия и Африка сегодня.1976. №4. С. 27; Проблема семьи в Нигерии // Азия и Африка сегодня.1966. №3. С.15; Женщины выступают за мир // Азия и Африка сегодня. 1987. № 11.С.62-64. Брак по расчету // Азия и Африка сегодня .1983. №4. С.28.

6 Нигерийская кухня // Азия и Африка сегодня. 1981. № 1. С. 59; Что нового в сельском хозяйстве // Азия и Африка сегодня. 1983. С. 30.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Политика и история » Конфликты в Африке.