Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Традиции и культурные особенности » Религиозные конфликты раздирают Африку


Религиозные конфликты раздирают Африку

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Религиозные конфликты раздирают Африку

http://www.ng.ru/world/2001-02-23/6_conflicts.html

Христиане и мусульмане воюют по всему континенту

В Тропической Африке все чаще за религиозными лозунгами скрываются экстремисты.Фото из журнала
В Тропической Африке все чаще за религиозными лозунгами скрываются экстремисты.
Фото из журнала "Экспресс"

ЗРЕЛИЩЕ было не для слабонервных. Даже видавшие виды полицейские отводили взгляд. В жилых кварталах нигерийского города Кадуна повсюду валялись обугленные трупы. Тела обливали бензином и поджигали во время чудовищных расправ. Принюхиваясь к тошнотворному запаху горелой человеческой плоти, по безлюдным улицам среди пожарищ бродили бездомные псы. Они копошились возле гор переломанной утвари, выброшенной из полуразрушенных зданий, над которыми еще продолжали подниматься черные клубы дыма. Кое-где на закопченных стенах можно было разглядеть сделанные красной краской, словно кровью, опознавательные надписи: "здесь живет христианин" или "дом мусульманина". Надписи эти стоили жизни целым семьям.

Трагедия, разыгравшаяся в Кадуне, на сухом языке полицейского протокола именовалась насилием на религиозной почве. Вспышки такого насилия весь прошлый год сотрясали Нигерию. Ее превышающее 100 миллионов население, самое крупное по численности на континенте, разделено барьерами веры. Нигерийцы исповедуют традиционные культы, но в большинстве своем христианство или ислам. Толчком к столкновениям стало решение правительств нескольких штатов, которые пользуются значительной автономией, ввести шариатские суды. Первым такое постановление принял северный штат Замфара. Его примеру последовали Кадуна, Кано и Нигер.

В Замфаре, где абсолютное большинство жителей поклоняются Аллаху, нововведение восприняли относительно спокойно. Там, правда, еще не начали рубить головы и руки, как полагается за серьезные проступки по суровым законам шариата. Лишь одному человеку отвесили 80 ударов плетью, уличив в употреблении спиртного. Да супруга губернатора Карима Ахмед Сани возвратила на путь истинный заблудшие души 27 проституток, пожелавших оставить свою древнюю профессию. Они получили вознаграждение в 25 000 найра (около 250 долларов) в качестве единовременного вспомоществования на начало новой жизни. Госпожа губернаторша поведала журналистам, приглашенным освещать сию филантропическую акцию, что "в соответствии с ветрами шариата, которые дуют ныне в штате, все наши действия должны соразмеряться с учением священного Корана".

Но уже в другом штате - Кадуна - "ветры шариата" многие восприняли без восторга. Христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста в столице штата, тоже носящей название Кадуна. В считанные часы город оказался охвачен погромами. Полиция даже открыла огонь, чтобы навести порядок, но это не помогло. Банды юнцов, вооруженные ножами и палками, перекрывали магистрали. Ни в чем не повинных людей вытаскивали из машин, рейсовых автобусов и беспощадно убивали. Лишь после того, как центральное правительство перебросило в Кадуну армию, спокойствие удалось восстановить.

Всплеск исламского фундаментализма в Черной или де Тропической Африке - феномен недавний, причем, возможно, гораздо более опасный по своим последствиям, чем в арабских странах континента. В государствах, лежащих южнее Сахары, их граждане зачастую не только молятся разным богам, но и принадлежат к разным этническим группам. Трайбализм или племенная рознь - застарелая и общая болезнь Черного континента. Она взорвала изнутри не одну страну. Наиболее печальный пример тому - Сомали, которая уже десять лет как существует лишь номинально, развалившись на удельные клановые владения. Нигерия также чрезвычайно пестра в этническом плане. Под крышей одного государства оказались собраны около 200 племен и народностей. Страна после обретения независимости вообще чуть не распалась из-за попытки Биафры отделиться.

Вспыхнувшая в 1960-х годах жестокая гражданская война унесла до одного миллиона жизней. Отношения между тремя основными народностями Нигерии: хауса, ибо и йоруба - далеко не братские. У народностей и племен помельче свои претензии, обиды, амбиции и чаяния. Теперь же к чисто трайбалистским противоречиям прибавились трайбалистско-религиозные. Ведь в Кадуне друг друга истребляли не просто христиане и мусульмане, а ибо и хауса. Первые исповедуют христианство, вторые - ислам. С обеих сторон врагов били одновременно как иноверцев и инородцев.

Недавно резко ухудшилась обстановка на Занзибаре. Тамошняя оппозиция опирается на мусульман, составляющих большинство населения острова. Их противопоставляют христианам - жителям материковой части республики. Поначалу звучали голоса в пользу предоставления острову еще более широкой автономии, то теперь появились лозунги о полном отделении и выходе из состава Танзании. Дошло до террористических вылазок, что спровоцировало жестокие ответные репрессии армии и полиции. Трения между христианами и мусульманами начали осложнять обстановку и в соседней Кении. Кровь пролилась недавно во время столкновений в столице Найроби. Началось все с обычного спора из-за торговых лотков. А закончилось побоищами, охватившими кварталы, где проживают приверженцы разной веры. Еще более суровое потрясение пережил Кот-д"Ивуар. Там толчком к трагедии послужили политические страсти. Одного из видных деятелей оппозиции - мусульманина - отстранили от участия сначала в президентских, а потом и в парламентских выборах. Тогда его сторонники вышли на улицы. Власти постарались подавить эти выступления протеста. В итоге погибли около 30 человек. А так как новый президент - христианин и опирается на христианскую общину, политические разногласия соперничающих партий приобрели религиозную окраску.

Даже в ЮАР, стоящей особняком в Африке благодаря своему уровню развития, проявился элемент исламского экстремизма. В Кейптауне среди приверженцев ислама возникло движение против нарастающей преступности. Организовано оно было по типу отрядов самообороны и носило название "Население против гангстеризма и наркотиков", сокращенно "ПАГАД". Однако очень скоро движение превратилось в законспирированную подпольную группировку, занявшуюся терроризмом. За минувшие четыре года в Кейптауне прогремели взрывы 190 бомб, покалечившие десятки людей.

Нарастание в последнее время религиозных конфликтов в Тропической Африке тревожит. Регион, лежащий южнее пустыни Сахары, давно уже переживает глубокий социальный и экономический кризис, став зоной сплошных бедствий. Задавленные нищетой, находящиеся в невыносимых условиях, люди ищут выход в религии, в наиболее крайних ее проявлениях, что становится своеобразным протестом. Ислам тут не одинок. Христианство тоже начинает принимать воинствующие формы. Множатся самые различные культы и секты, чью ориентацию вообще сложно определить.

2

http://religion.historic.ru/books/item/ … t008.shtml

3

Ассалам алайкум!

Даже не знаю, что и сказать... Плохо, когда свои политические задачи решаются упрощенно, да еще и с привлечением религии...
Ислам может и должен вести к порядку и единению, а не так вот...
Я вот не понял - а с чего начались беспорядки в Нигерии? Пожелали установить Шариат для мусульман - замечательно! А кому это помешало-то? Или устанавливали недопустимыми методами?
Кто-то вообще отделяться решил... Зачем, спрашивается..?
Ндаа... Определенно у нас, мусульман, большие проблемы с организованностью и вообще с пониманием своих задач и методов их решения... Особенно в столь информационно-"изолированных" регионах...
А есть у Вас какие-нибудь первоисточники в Сети - именно африканские, ну ведь есть же хоть маленько компов с Сетью и в тех странах, или нет?..

4

Салам!

Махмуд Аль-Хисан написал(а):

Пожелали установить Шариат для мусульман - замечательно! А кому это помешало-то?

Ну все было бы так просто если бы большинство жителей Нигенрии были бы мусульманами... Вспомни проблему Судана:(

Махмуд Аль-Хисан написал(а):

Кто-то вообще отделяться решил... Зачем, спрашивается..?

Если разделись Африку еще на сотни мелких стран мне кажется станет ещё хуже, наоборот мне кажется что более прогрессивно было бы объединяться.

Но мне кажется что многие такого рода проблемы искусственные, то есть они становятся проблемами есть есть другие проблемы, и часто их навязывают европейцы, ведь большинство переворотов в Африке берут начало в Европе и Америке...

5

Салам!

Насчет опять же введения Шариата в части Нигерии - дык как я понял, он немусульман тамошних не касается? В чем тогда для них проблема? Ведь вроде как Шариат не должен устанавливаться обязательным для НЕмусульман. Вот это и понять хочу. А про Судан тоже мало чего знаю :( Знаю, что конфликт был/есть - вот и все... Я вообще сюды пришел в осн. потому, что Африкой интересуюсь, но являюсь кромешным невеждой в этом деле. Пока, ин шаа Аллах... ;)

Насчет разделения - я об этом же и говорю везде и про все, не только про Африку. Сепаратизм - вообще вредная тупиковая штука! Только вот почему-то многие видят в нем "выход", пусть и временный... Отсюда многие проблемы.
Ну и естественно, что многое специально разжигается, согласен...
Взять то же Сомали - насколько я знаю, полевым командирам США помогало(-ет). Да и везде так - что только не сделают некоторые для развала...
Что касается переворотов в Африке и вообще в "Третьем Мире" - я не шибко осведомлен. Слишком уж отрывочные сведения в СМИ, благо теперь Сеть есть и могу смотреть более специализированные источники.

6

Махмуд Аль-Хисан написал(а):

Насчет опять же введения Шариата в части Нигерии - дык как я понял, он немусульман тамошних не касается? В чем тогда для них проблема? Ведь вроде как Шариат не должен устанавливаться обязательным для НЕмусульман.

Может и так, но как ты например можешь себе представить если московские мусульмане вдруг возмут за основу Шариат и перестанут использовать светсике законы, а остальные жители москвы будут жить по старому, что будет?!?
Мне кажется Шариат подойдет именно для стран где подавляюще большинство людей - мусульмане.

Махмуд Аль-Хисан написал(а):

Я вообще сюды пришел в осн. потому, что Африкой интересуюсь, но являюсь кромешным невеждой в этом деле. Пока, ин шаа Аллах... ;)

Так мы поможем:)

Махмуд Аль-Хисан написал(а):

Слишком уж отрывочные сведения в СМИ,

А это вообще не источник:) так просто, посмотреть:)

7

Почему африканцы и жители Карибского бассейна обращаются к Исламу?

http://www.islam.ru/newmuslim/karib/

В Африке и в странах Карибского бассейна мужчины и женщины начинают проявлять к Исламу все больший интерес. Он обладает той способностью, которой нет у христианской церкви – привлекать людей независимо от их расовой принадлежности. И, безусловно, темнокожих людей, принимающих Ислам, следует относить к мусульманскому сообществу, поскольку религия начинает играть для них первостепенное значение

Большую часть своей работы я провел в беседах с африканцами и жителями стран Карибского бассейна, принявшими Ислам. С двумя из этих людей я до сих пор поддерживаю отношения. Так, я постоянно общаюсь с одним художником, принявшим Ислам в середине 90-х годов.

Его духовное путешествие началось со слушания записей проповедей мусульман-афроамериканцев. Это было, когда он учился в выпускном классе средней школы в Америке. В выступлениях звучала мысль о тесной связи между преданностью Аллаху и открывающейся перед темнокожим населением возможностью освободиться от нищеты, наркотиков, преступности и бессмысленности существования.

Первое же его посещение афроамериканской мечети перевернуло жизнь этого юноши. Сотни опрятно одетых людей, полных самоуважения и понимания смысла своего жизненного пути сразу же стали для него примером для подражания.

Так происходит и сегодня. Многие темнокожие попадают под сильное воздействие мусульманских проповедей, в которых их призывают освободиться от чувства расовой неполноценности и отсталости. Известно, что «звезда» движения за права афроамериканцев 20 столетия, Малколм X перешел в Ислам из Христианства в поисках средства возрождения своего народа.

Мой друг, художник, также утверждает, что Ислам дает ему почувствовать свою социальную значимость и призывает к расовой справедливости, о чем часто забывают христианские церкви.

Надо сказать и о моем племяннике, который недавно принял Ислам, отбывая срок тюремного заключения. Находясь длительное время в одиночной камере, он читал Библию и Коран, и его внимание привлек тот факт, что Ислам является последним Заветом, ниспосланным Богом человеку. Он проявил интерес к мусульманской религии и стал брать уроки у имама, работавшего в тюрьме. Впоследствии мой племянник стал очень сильным в вере.

Безусловно, тот ежедневный режим, к которому призывает Ислам, приучил его к дисциплине и заставил заниматься интеллектуальным трудом. Находясь в тюрьме, он стал учиться и, что самое главное, «завязал» с преступной деятельностью. Освободившись, парень стал менеджером. Он и сейчас строго соблюдает требования Ислама.

Тот факт, что многие жители стран Африки и Карибского бассейна принимают Ислам потому, что он дает им надежду и смысл жизни, не новый. Еще в 1888 году Эдвард Вилмот Блайден, известный просветитель, работавший в странах Карибского бассейна, утверждал, что Ислам проявляет гораздо больше уважения к культуре темнокожего населения и более понятен им, чем Христианство.

Конечно же, всегда найдутся люди, которых увлекают крайние идеи, в особенности – среди разочарованной в социальных перспективах темнокожей молодежи с рабочих окраин. Однако таких меньшинство, как и в случае с белыми представителями среднего класса, причастными к террору в Африке.

О последнем мне рассказал один беженец из Конго. Высокообразованный человек, академик, он покинул родину, спасаясь от ужасов гражданской войны. Во время нашей беседы о положении дел в Африке этот человек напомнил мне о том, что «многие хорошо образованные белые люди» участвуют в актах террора в его стране.

Конечно же, он имел в виду не террористов-смертников, а представителей среднего класса, сотрудников крупных корпораций, осуществляющих финансирование местных главарей банформирований и низкопробных политиканов в обмен на доступ к алмазным копи и другим полезным ископаемым. Их действия вполне можно было бы приравнять, по словам моего собеседника, к этническим чисткам, изнасилованиям, издевательствам над детьми и убийствам, совершаемым теми подонками, которые получали от них деньги.

Испугавшись возможного возникновения стереотипа, я заметил, что из этого никак не должно следовать, что все белые люди, занимающиеся бизнесом в Африке, – злодеи.

8

Мой друг протестант, он говорит что у них мусульмане это люди второго сорта, которые мечтают стать христьянами:)  хотя я вот не согласна, просто он уж очень религиозный, и другие религии неприемлет! Мама у него в церкви работает и он сам очень верующий.
Боюсь что конфликты на Востоке передадутся и в Африку!

9

Эксперт, #18 (421) от 17 мая 2004 ПОЛИТИКА 

Религиозная война в Нигерии

На севере Нигерии продолжаются межконфессиональные столкновения. Волнения охватили территории, где проживает преимущественно мусульманское население. Самые страшные погромы идут в христианских кварталах Кано и его пригородах. Мусульмане сжигают дома и автомобили, христианское население бежит из города. Последняя вспышка насилия началась после того, как христианская милиция убила несколько мусульман. По официальным данным, за последние дни погибли десять человек, однако точное количество жертв неизвестно. Нигерийские полицейские пока не в силах остановить беспорядки.

Президент Нигерии Олусегун Обасанджо призвал к прекращению насилия, однако во многих штатах местные мусульманские элиты выступают с новыми угрозами в адрес христиан. Де-факто власти не контролируют значительную часть территории Нигерии. В первую очередь это касается северных штатов. Так, в начале мая губернатор штата Замфара Ахмед Сани отдал приказ об уничтожении всех церквей в штате - в рамках проекта по введению законов шариата. (Губернатор, вопреки воле федеральных властей и конституции страны, ввел в своей провинции шариат еще в 2000 году.) Выступая в столице штата Гусау, Сани заявил, что его правительство "вскоре начнет уничтожать все молитвенные места неверных в штате в соответствии с исламским указанием бороться с неверными всюду, где они будут обнаружены".

Нигерия живет под постоянной угрозой военного переворота. Так, в первой декаде мая нигерийский президент заявил о провале военного переворота и аресте 20 армейских офицеров. Подобное обострение ситуации в Нигерии может негативно сказаться на мировом нефтяном рынке. США, которые столкнулись с серьезными проблемами в Ираке, начинают уделять особое внимание Нигерии как одному из перспективных районов нефтедобычи вне взрывоопасного Ближнего Востока. И не исключено, что Вашингтону в качестве партнера привлекательной может показаться военная хунта, а не слабый президент Обасанджо.

Михаил Чернов

10

"НГ Религии" (приложение к "НГ") № 10 (140) от 02.06.2004

Нигерийский синдром

Кровавые распри мусульман и христиан грозят целостности самого большого по численности населения государства Африки

Борис Пиляцкин

Первая годовщина президентского правления Олусегуна Обасанджо, вступившего на этот пост в мае прошлого года, ознаменовалась резней в одном из центральных регионов Нигерии - Плато. Во время двухнедельных столкновений погибли свыше 200 мусульман, сожжены их дома и разграблено имущество. Непосредственным поводом для погромов, которые произошли в сельской местности, стали споры из-за земельных наделов. Но у этого конфликта есть глубинная причина, дамокловым мечом нависшая над страной с населением в 130 млн. человек.

Примерно половина общего числа нигерийцев (народности хауса и фульбе), компактно проживающих на севере республики, считает своей священной книгой Коран. Другая половина, населяющая центральную часть Нигерии, ее западные и восточные районы (народности йоруба и ибо) исповедует христианство. В реальной жизни и тех и других можно встретить на всей территории государства. Но на севере христиане являются этническим меньшинством, точно так же как в остальной части Нигерии им являются мусульмане.

Отношения между двумя религиозными общинами никогда не были безоблачными, но в период колониального правления английская администрация жестко контролировала ситуацию, пресекая вылазки религиозных экстремистов. За прошедшие после провозглашения Нигерии 40 с лишним лет ее правители, сначала гражданские, затем военные и снова гражданские, старались сделать все, чтобы не допустить разгула страстей, чреватых широкомасштабной гражданской войной. Обеспечению интересов различных народностей и племен, а их в Нигерии около двухсот, в немалой степени способствует федеративное устройство республики, объединяющей 36 штатов, каждый со своим парламентом и губернатором.

Однако соперничество между Севером и Югом за доминирование в политической и экономической жизни (Нигерия - крупная нефтедобывающая страна) фактически никогда не прекращалось. Оно то обострялось, то принимало латентные формы, проявлением которых и являются столкновения на религиозной почве. Лишь за последние пять лет, по официальным данным, жертвами этих конфликтов стали не менее 10 тыс. человек.

Естественно, президент Обасанджо, сам христианин, закончивший баптистскую школу, не мог оставить без последствий двухнедельную резню мусульман в штате Плато, которую при явном попустительстве тамошнего губернатора учинила местная милиция, состоящая из христиан. Тем более что ответная реакция мусульманских лидеров последовала незамедлительно: в городе Кадуна была открыта охота на христиан, повлекшая человеческие жертвы. Чтобы положить конец беззакониям, президент пошел на беспрецедентный шаг. Он объявил в штате Плато чрезвычайное положение, сместил избранного региональным парламентом губернатора и распустил парламент. Национальная ассамблея республики одобрила эту меру подавляющим большинством голосов. Однако искры конфликта полностью не потушены. Уже после введения чрезвычайного положения в межконфессиональных стычках в штате Плато погибли пять человек.

Деятели оппозиции обвиняют главу государства в авторитаризме и нарушении демократии. А один из парламентариев без обиняков заявил, что с ведома президента "олигархи из числа народностей фульбе и хауса, объявили джихад христианскому населению страны". Мрачным предзнаменованием стали действия владельцев похоронных бюро: предприимчивые гробовщики поспешили воспользоваться моментом. В административном центре штата Плато городе Джос они выставили на улицах свою продукцию, как бы намекая, что смута не кончилась и их товар в ближайшее время будет пользоваться массовым спросом…

Последние события в Нигерии не могут не вызывать тревоги в Африке уже в силу демографического фактора. Ведь каждый пятый житель континента - нигериец. Как уже не раз бывало в новейшей истории континента, внутренние конфликты в засушливой саванне распространяются со скоростью огня на другие страны, и требуются годы, чтобы их погасить.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Традиции и культурные особенности » Религиозные конфликты раздирают Африку