Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Лента новостей » Египет меняет конституцию


Египет меняет конституцию

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Египет меняет конституцию

Поджог, митинги, 100 бойкотирующих депутатов, 30 арестованных активистов, дезинформация прессы

Арестованы 30 оппозиционеров из движения "Хватит!"

24.03.2007. Депутаты Народного собрания (парламента) Египта одобрили все 34 поправки к конституции, предложенные президентом страны Хосни Мубараком.

Эти поправки дают возможность принять новый антитеррористический закон, который должен прийти на смену чрезвычайному положению, действующему в стране с 1981 года. Этот закон предоставляет дополнительные полномочия силам безопасности и ограничивает свободу собраний. Кроме того, запрещается создание партий на религиозной основе. Тем самым упор в законодательной деятельности делается не на религиозный и этнический фактор, а на общегражданское право. Предусматривается разработка нового избирательного закона, который отменит контроль судебных органов за голосованием, а выдвижение кандидатов будет осуществляться на основе партийных списков.

Поправки поддержали 315 депутатов парламента, где правящая Национально-демократическая партия (НДП) обладает подавляющим большинством.

НДП противостояли депутаты, причисляющие себя к запрещенной организации "Братья-мусульмане", а также примкнувшие к ним независимые парламентарии. Не обладая достаточным количеством голосов, чтобы блокировать принятие поправок, оппозиция бойкотировала заседания парламента. Более 100 депутатов проводили акции протеста прямо у здания парламента. Всего демонстрантов, по сообщениям Аль Джазиры, собралось около 200 человек.

Однако, вскоре они были вытеснены с главных улиц города на второстепенные, где продолжили протестные митинги. На следующий день силы безопасности Египта арестовали по меньшей мере 30 активистов оппозиционного движения Kefaya (в пер. с араб. "хватит" или "достаточно"), участвовавших в митингах протеста. Некоторые из них были выпущены из заключения в этот же день ночью, но источники из рядов оппозиции сообщили, что до 20 человек все еще удерживаются в тюрьмах. Судебные заседания по их делам должны были начаться в субботу, 24 марта, а это значит, что уличные волнения продолжатся. //А.Б., Новая Африка/Аль Джазира

В протестном районе Каира вспыхнул сильнейший пожар

Сильный пожар вспыхнул в ночь на 21 марта 2007 в одном из бедных кварталов Калаат аль-Кабш (Qalet Al-Kabsh) в районе Сейида Зейнаб (Sayyida Zaynab) в Каире. Сотни домов и торговых киосков оказались охвачены пламенем.

По словам начальника оперативного штаба в столичной администрации Хасана Казыма, в район пожара направлено 18 автомашин "скорой помощи" и 30 пожарных расчетов. Пожар тушили более суток, перекрыв весь район. В результате пожара погибли три ребенка и один старик.

По предварительной информации, причиной пожара стал взрыв баллона с газом в одном из несанкционированных торговых киосков, расположенных в районе. Несколько человек госпитализированы из-за отравления угарным газом. Десятки семей остались без крыши над головой.

22 марта власти сообщили, что "в основном ситуация уже взята под контроль, однако тушение пожара продолжается до сих пор".

РИА Новости, ссылаясь на египетский телевизионный канал Найл-Ньюз, объясняют пожар густой заселенностьтю Египта вообще и данного района в частности. Действительно, Каир - самая крупная африканская столица, в нем проживает около 16 миллионов человек. Здесь до сих пор есть немало районов стихийной застройки, жители которых лишены элементарных бытовых удобств. Именно в таких района чаще всего происходят обвалы домов, пожары. В настоящее время администрация города пытается навести порядок в районах стихийной застройки, которых насчитывается не менее 80.

Тем не менее необходимо напомнить, что район Сейида Зейнаб - все же совершенно особое место в столице, и назвать его "трущобами" можно только с большой натяжкой, хотя Калаат аль-Кабш - действительно район бедняков. Однако, именно в Сейида Зейнаб расположена знаменитая одноименная мечеть, связанная с именем Зейнаб, внучки самого пророка Мохаммеда, дочери Фатимы и Али, "последнего справедливого калифа". По легенде, именно тут Зейнаб побывала незадолго до своей смерти. Эта мечеть - одна из наиболее посещаемых во всем мусульманском мире и одна из двух самых "глобализованных" мечетей Египта. Тут параллельно проповедям идет даже их сурдоперевод для глухих! Именно в районе этой мечети традиционно проводят свои протестные акции члены оппозиционного движения Kefaya. Слово hurreya (по арабски "свобода") - самое популярное слово в этом районе в политически активные дни.

Как известно, около 30 членов этой организации были арестованы буквально через день после пожара в связи с их акцией, направленной против утверждения парламентом 34 поправок к конституции.

В сам же день голосования, 22 марта, в Калаат аль-Кабш были присланы бульдозеры и полиция для того, чтобы расчистить территорию под будущие коммерческие постройки. Естественно, никаких прав у бедняков на застройку этого района не было. Но все же они не ушли с пепелища в надежде скоро возвести новые халабуды. Нищие оказали сопротивление, принявшись кидать в полицейских камнями. Полицейские применили дубинки и слезоточивый газ. Среди пострадавших - 17 местных жителей и 10 полицейских. Как минимум пять камнеметателей арестованы. Все бывшие жители Калаат аль-Кабш, утратившие в пожаре жилища, полагают, что пожар возник в результате поджога, угодного властям, сообщает Daily Star - Egypt.

Мы бы в первую очередь рассматривали пожар в Сейида Зейнаб и дальнейшую расчистку местности прежде всего как предупреждение в сторону оппозиции со стороны властей, а также как проявление властного стремления обезвредить одну из наиболее активных оппозиционных площадок города, к которой во время протестных акций стихийно стекается огромное количество людей. Во много благодаря тому, что район Сейида Зейнаб был "веведен из строя" пожаром и уборочными работами, митинги оппозиции пришлось проводить в случайных местах, из-за чего на них собралось необычно мало народа. Как правило, в подобных демонстрациях участвует не менее 1000 человек.

Не исключено, что организацию поджога взяли на себя конкретные будущие застройщики, чье желание быстро освободить территорию счастливо совпало с желанием властей временно заблокировать район.

Но все это только версии. //А.Б., Новая Африка

Смысл поправок к конституции

Египетские власти утверждают, что конституционная реформа направлена на демократизацию страны и приведение основного закона в соответствие с современными реалиями. По словам президента Мубарака, в случае принятия поправок египетские депутаты обеих палат парламента получат большие полномочиями, что должно способствовать "достижению равновесия в отношениях законодательной и исполнительной власти". Народное собрание получит возможность утверждать правительство страны и выносить ему вотум недоверия, не прибегая при этом к общенациональному референдуму. Консультативный совет (аналог верхней палаты парламента) впервые в истории страны будет наделен законодательной властью, а его решения станут обязательными для выполнения.

Самыми спорными. 179 наделяют исключительными полномочиями силовые структуры в том, что касается противодействия терроризму. Оговаривается возможность несанкционированного ареста подозреваемых в терроризме, прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции, проведение обысков. Кроме того, обвиняемых в терроризме смогут судить в военных трибуналах. Предполагается, что со временем закон о борьбе с терроризмом придет на смену чрезвычайному положению, действующему в стране.

Статья 88 отменяет контроль судей за каждой урной для голосования на выборах, передавая его в руки "независимой комиссии".

Среди одобренных поправок также фигурирует запрет на формирование партий на религиозной основе, что, по мнению властей, должно подтвердить равенство всех граждан страны вне зависимости он их конфессиональной принадлежности.

По мнению наблюдателей, именно последний пункт не устраивает запрещенное, но достаточно влиятельное в стране движение "Братьев-мусульман", которые лишаются надежды сформировать легальную политическую партию исламистской направленности. Правозащитные организации в свою очередь опасаются, что закон о борьбе с терроризмом на деле приведет к ущемлению прав и свобод граждан. Существенные разногласия есть и по роли судей в контроле над ходом выборов.

После голосования в парламенте, поправки будут представлены на всеобщий референдум, проведение которого запланировано на апрель.

Оппозиция, начиная с правой партии "Аль-Вафд" и кончая египетскими левыми, не говоря уже о сторонниках "Братьев-мусульман", впервые объединилась и практически единодушно осудила эти поправки как "открывающие дорогу полицейскому государству и неприкрытой диктатуре".

Египетские власти со своей стороны утверждают: предложенные инициативы, которые после их окончательного одобрения в парламенте будут вынесены на референдум, служат укреплению демократии и представительных органов. //РИА Новости, Российская газета

Объявлена дата референдума по поправкам в Конституцию

21.03.2007. Президент Египта Хосни Мубарак объявил дату референдума по поправкам к конституции. Голосование состоится в следующий вторник, 26 марта.

Поправки к 34 статьям конституции были одобрены в понедельник, 19 марта, на экстренном заседании парламента.

Глава парламентской фракции Мусульманского братства, ведущей оппозиционной партии, Мохаммад Саад аль-Кататни считает единственным объяснением столь быстрого одобрения поправок со стороны парламента и близкой даты референдума попытку правительства воспрепятствовать оппозиции сообщить людям о последствиях, которые принесут изменения. Поэтому оппозиция заявила, что проигнорирует это мероприятие.//MIGnews.com

Министр иностранных дел Египта резко, но понарошку, осудил Кондолизу Райс

24.03.2007. В субботу вечером, 24 марта 2007, Египет посетила госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice). Она провела консультации с главами МИД арабского "квартета" (Египет, Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ) о возобновлении палестино-израильских переговоров. Встреча состоялась в субботу вечером в гостинице Nile River города Асуан на юге Египта - центра привинции, наиболее пораженной птичьим гриппом.

Накануне отлета Райс сообщила журналистам, что отправляется в Египет в политического шторма и "действительно беспокоится по поводу референдма". Неделя на подготовку такого серьезного мероприятия - вряд ли, на ее вгляд, вполне достаточно.

Когда Райс уже прибыла в Амуан, МИД Египта распространил заявление своего министра Ахмада Абула Рейта о ом, что страна "не потерпит вмешательства в свои личные дела даже со стороны своих друзей". "Это просто немыслимо, чтобы кто-то вот так вмешивался в наши внутренние дела. Даже если у Египта и США крепкие партнерские отношения, это не значит, что кто-то может решать что нам делать. У египтян есть своя точка зрения и мы будем ее отстаивать". Об этом сообщило АР.

Антиамериканские настроения очень популярны в Египте. Никакая серьезная законодательная инициатива не могла бы достичь успеха в этой стране, если бы в ней ни было капли антиамериканизма. Немного пожурив Египет, Райс сделала услугу его правительству, стоящему перед лицом серьезных испытаний голосом народа.//А.Б., Новая Афика

2

Этнопсихология арабов и Ислам

Мухиэддин Али, Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего Востока, islam.ru (публикуется в сокращении)

 

Этнопсихология арабов формировалась веками под воздействием различных факторов. Одним из важнейшим факторов, которые сформировали определенное мировоззрение, явился Ислам, как система ценностей, как метод мировосприятия, что, по сути, и сформировало определенный тип поведения, даже у арабов-немусульман.

Ислам создал не только уникальную систему общественной организации, но и сформировал ту общность народов, которая сегодня именуется арабами. Под лозунгами Ислама стали объединяться различные аравийские племена, которые впоследствии заполнили пространство от Машрика (Ирака) до Магриба (Марокко), покорив себе местное население, которое было впоследствии ассимилировано.

Ислам распространился и за пределами указанной территории, став основной религией и других этносов, которые стали весьма близкими по своему мировосприятию арабам, благодаря общей религии. Ислам оказался универсальным растворителем, морем, в котором растворились другие народы, привнеся в него свои особенности. Он сформировал определенное мировоззрение, дав человеку метод постижения окружающего мира и созерцания его, объединив народы под одной идеей, определив особые формы поведения и взаимоотношения между людьми.

Безусловно, ассимилированные народы привнесли в новый макроэтнос свою специфику, с одной стороны восприняв Ислам, с другой привнеся характерные черты своего мировоззрения. В арабских странах живут люди, которые объединены общей верой, но, при этом, они отличаются друг от друга не только внешне, но и по образу жизни.

Много факторов помимо Ислама, способствовали формированию этнопсихологии арабов. Можно выделить разные категории влияния, которые вместе образуют единое целое, поэтому выделение категорий весьма условно. В первую очередь – это влияние древних доисламских культур и цивилизаций: Египта времен фараонов, культур Месопотамии, Византии, Ирана. Большое влияние оказали финикийцы, растворенные в арабском море.

Греки (по-арабски «рум») также отложили большой отпечаток на арабском менталитете. И колоссальную роль сыграла греческая философия, особенно труды Платона и Аристотеля, а также других эллинских философов и ученых. При общении с завоеванными народами, арабы были вынуждены прибегать к методу убеждения. А для убеждения, они должны были постичь образ мысли, на который главным образом, повлияла греческая мысль. Так арабы стали постигать азы греческой философии, в том числе логику и рассуждение об образах и материях.

Большое влияние оказали и завоеванные персы, которые считали себя гораздо более культурными, чем арабы. Многие из них, во времена Ислама писали свои труды по-арабски. Появились такие видные мыслители и поэты, как Ибн Сина, Сахрауарди аль-Мактуль, Абу Наввас и другие.

На юге Аравийского полуострова (Йемен) особое влияние оказала древняя культура саббейской эпохи. Там также произошло смешение арабских и африканских (в частности эфиопов) народов, выявив определенный тип поведения и восприятия у южных аравитян.

Ислам возник во внутренней территории Аравии, тогда как внешние ее части были подвержены влиянию других культур: на севере – Византия, на северо-востоке – Сасанидский Иран. Во время возникновения ислама, две крупнейших державы враждовали между собой. Хотя византийцы во главе с императором Ираклием и смогли одержать победу над персами, но явного преимущества не было, и две страны были обескровлены.

Арабы, на тот момент находящиеся на менее цивилизованном уровне развития, но вооруженные сильной идеей, начали войну против двух держав, сначала объединив Аравийский полуостров. Завоевывая новые территории, арабы сталкивались с народами, находящимися на более высоком цивилизованном уровне развития. По мере завоевания многие племена осели и смешались с местным населением, восприняв их нравы и обычаи, и в тоже время, принеся с собой парадигму ислама, которую нужно было воплощать в жизнь.

Особенным фактором, который позволил сформировать арабское общество, было то, что Коран следовало читать только по-арабски, и молиться тоже надо только по-арабски. Так арабский язык стал языком в чем-то священным. Но помимо этого, он стал еще языком и межкультурного общения, что позволило под лозунгами Ислама и с помощью арабского языка создать общность арабов. Так образовалась особая среда обитания, объединенная исламом, орудием которого явился арабский язык.

В тех районах, где арабские племена стали доминировать, ассимилируя местное население, появился новый макро-этнос – арабы. Там, где была сильна своя традиция, как например, в Иране, этой ассимиляции не произошло. Что касается Египта со своей древней традицией, то здесь, скорее всего, произошло то, что эллины, завоевав Египет, в течение веков размывали эту традицию, пытаясь укоренить свою. Это привело к тому, что египетская традиция оказалась размыта и не способной противостоять новой пассионарной силе. Хотя особые черты в образе поведения египтян до сих пор выделяют их на фоне других арабов.

Сложно переоценить европейский вклад в формирование арабского этнопсихологического типа, а также арабского самосознания. Во многом, используя методологию эллинов, разработанную ими логику, арабы смогли определить себя и идентифицировать. Религия и быт подверглись жесткой логической ревизии, что позволило арабам, как носителям Ислама, завоевать себе легитимность в глазах населения Сирии и Египта.

Немалую роль в формировании арабского самосознания играла и авраамистическая традиция. Ведь Ислам, по сути, объявил о преемственности авраамистических ценностей и монотеизма, что позволило арабам относительно безболезненно внедриться в ближневосточную среду.

Идея поклонения Единому Богу, пожалуй, сыграла важнейшую роль в формировании сознания арабов. Эта идея витала в воздухе, и Мухаммад, как пророк, формализовал ее, передал Божественное откровение. Так сказать, он придал Божественному откровению форму в виде Ислама. А ислам в свою очередь стал тем фактором, который позволил сформировать единую общность разных племен.

До ислама их объединяло единое пространство, но говорить о единой общности и единой культуре можно было только условно, т.к. основные критерии мировосприятия были различными. Были арабы христиане, такие как гасаниды. Были арабы, исповедующие Иудаизм. И было множество языческих племен. Существовало множество наречий, и язык не был единым. Был широко распространен арамейский и различные его диалекты. Только с приходом Ислама удалось соединить все в единую систему, а арабский язык вытеснил арамейский, впитав в себя различные его особенности.

Ислам создал уникальную концепцию, с помощью которой мусульманин идентифицировал себя в современном ему мире. Таким образом, мы понимаем, что Ислам, как определенная концепция мировосприятия, способствовал формированию арабского макро-этноса.

Помимо Ислама, как набора методов, координат ценностей, важным является и язык, с помощью которого эти ценности формализуются. А ценности эти формализуются с помощью арабского языка. Именно поэтому носители арабского языка ощущают себя исконными хранителями Ислама. Это, однако, не препятствует обращению в Ислам не арабов, но наоборот приобщает их к арабской культуре.

Также было бы неверно утверждать, что арабское самосознание возникло исключительно благодаря исламу. Скорее всего, было какое-то «арабское поле», которое подверглось сгущению. И катализатором данного сгущения и выступил Ислам. Поэтому, хотя ислам и является основной характеристикой арабской культуры, он все же не является единственно этносообразующим фактором. И по сей день существуют арабы не мусульмане, как, например, в Сирии, Ливане, Ираке, Палестине. В Египте христиане в основном представлены коптами, считающимися наследниками фараонов.

Однако на сегодняшний день, находясь в окружении арабо-мусульманской культуры, и они «арабизовались». Это проявляется в традиционном быте и мировосприятии христианских общин Востока, которые, в целом, представляют собой арабские (или «арабизованные») общности, которые могут в каких-то определенных вещах тяготеть к Западу.

Это, например, можно заметить в Ливане, где христиане марониты являются традиционной опорой Франции в регионе. Так и по сей день в маронитской среде бытует отношение к Франции, как к «любящей матери и покровительнице» маронитов. Однако этот фактор не мешает арабскому самосознанию данных христианских общин, которые связаны с арабским мусульманским обществом общей землей, культурой, историей.

Этому есть много подтверждений, если рассматривать историю арабов. Так мы видим, что в период арабской «нахды» пионерами арабской культуры выступали писатели-христиане, такие как Бутрус аль-Бустани (основатель журнала «Аль-Джинан» в Ливане), Адиб Исхак. Также возникло удивительное явление, как «литературная сиро-американская школа», возникшая в среде арабских писателей иммигрантов в США и основоположниками которой были такие выдающиеся писатели, как Джебран Халиль Джебран, Амин ар-Рейхани, Михаил Нуайме…

На южных рубежах арабского мира мы можем говорить о влиянии африканских народов на мировосприятие арабов. На данных территориях произошло также смешение арабов с коренным населением. Мы можем наблюдать, что население, относящее себя к арабам, имеет более темную кожу (скорее уже не смуглую, а даже негроидного типа кожу). В данной среде бытуют различные суеверия, характерные африканскому архаичному сознанию, что сближает их с коренным африканским населением.

В таких странах, как Сомали, Джибути, Эритрея, Коморские острова, причисляющих себя к арабским странам, вполне очевидно, что этнопсихологический тип населения отличается от другого арабского населения. Звеном же, соединяющим населения данных стран с арабским миром, выступают Ислам и распространение арабского языка среди определенных групп населения (многие группы населения продолжают говорить на своих этнических языках). Эти страны являются, по сути, периферией арабского мира на южных его рубежах.

Трудно себе представить, как бы развивались представители «арабской периферии» в таких странах, как арабская часть Африки (в том числе и Египет), если бы ни Ислам.

Вообще говорить об арабах, как о едином макроэтносе стало возможно только в ХХ веке с эпохой становления национальных государств. В ХХ веке Египет стал, по сути, сердцем арабского национализма. И это притом, что египтяне заметно выделяются на фоне «традиционных» арабов Аравийского полуострова.

Безусловно, Саудовская Аравия всегда играла важную роль в формировании арабского самосознания, она, по сути, всегда была первым и лидирующим центром арабского самосознания до появления феномена арабского революционного национализма. В эпоху Османской империи аравийский полуостров отошел на периферию исламского мира, включавшего в себя страны с доминирующим арабским населением. Саудовская Аравия при этом продолжала оставаться основным символическим центром ислама, благодаря исламским святыням: Мекке, Медине.

Но все же традиционализм стал препятствием для создания из Саудовской Аравии лидера арабского национализма, т.к. становление его было связано в первую очередь с прогрессивными силами, вставшие на путь освобождения от колониального ига. Хотя в начале ХХ века арабский национализм проявил себя в первую очередь через политическую деятельность шерифа Мекки Хусейна и его сыновей. Впоследствии на основе арабского национализма были созданы две монархии – Иордания и Ирак.

Сирийский же опыт создания монархии провалился из-за иностранного вмешательства. В таких условиях Египет, в котором население за период развития страны было ассимилировано арабами, оказался в наиболее выгодном положении, чтобы стать лидером «арабского национализма».

Каким же образом повлиял «египетский тип» араба на политическую ситуацию? Как мы уже упоминали, у египтян своя психология, отличающаяся от психологии других арабов, что способствовало созданию из Египта центра арабского национализма. Сам Египет на протяжении своей истории был неоднократно под властью не арабов или не арабских ставленников Османской империи: это были мамлюки (среди которых были татары, черкесы, негры, албанцы, янычары и др.), сельджуки, турки.

Однако, при этом, он не терял своего арабского статуса, что было обусловлено глубочайшим проникновением Ислама в сознание египтян, которые использовали «парадигму Ислама» в создании своего мировосприятия, основанном на Исламе. Ислам смог впитаться в основу египетского сознания, что свидетельствует о наднациональной парадигме ислама, способной проникать в самые разные культуры, преобразовывая их изнутри, при этом преобразовываясь. Внимательно всмотревшись в историю Египта, да и других арабских стран, понимаешь, что именно ислам сохранил арабское самосознание. Это не значит, что он его породил. Оно существовало и в доисламскую эпоху, но оно было размыто, и было на грани уничтожения из-за разрозненности арабов и принятия некоторыми племенами Христианства и Иудаизма.

 

В Египте сложился особый тип психологии, который позволил в ХХ веке стать Египту лидером арабского мира. В первую очередь, это чувство исключительности, которое присутствует в сознании египетского народа (мы говорим о целостном сознании народа), что вызвано многовековой, даже многотысячной историей Египта. Ведь народ, проживающий до Ислама, не испарился, но стал основой уже исламского Египта. Произошло смешение хамито-византийского Египта с семитскими завоевателями (хамиты считаются наиболее близкими к семитам). И население уже стало считать себя в значительной мере семитским, т.к. ислам, победившая религия, была привнесена арабами семитами.

Вторая черта египтян, способствовавшая становлению националистического Египта, - покорность и покладистость населения. Однако эта черта не помешала перевороту, организованному организацией «Свободные офицеры», т.к. стране нужен «хороший хозяин», а не хозяин, который отдает богатства иностранцам. Здесь сыграло и чувство исключительности, и то унижение, которому подвергался Египет при англичанах.

Не сам факт присутствия англичан способствовал перевороту, но их поведение и расхищение богатств. Можно вспомнить, что Египет был в начале XIX века фактически независим от Османской империи в эпоху правления Мухаммеда Али, который по происхождению был албанцем, а не египтянином, что не мешало ему создать из Египта вполне модернизованную страну. Однако эта модернизация была ограничена иностранным вмешательством, которое поддержало Османскую империю против Мухаммеда Али, дабы не получить серьезного игрока на международной политической арене, да еще на Востоке.

 

Если в ХХ веке религиозность ушла на второй план, то в новом веке она все больше набирает обороты. Этому способствовало исчезновение социальной националистической альтернативы (с началом политики «открытых дверей» уже начался отказ от нее, а главное – впоследствии распад СССР способствовал ее забвению), а также отстранение от арабских и исламских ценностей, которые имеют большое значение в традиционном египетском обществе.

Это наводит нас на мысль, что в XXI веке возможен резкий сдвиг Египта и некоторых других арабских стран в сторону Ислама. По крайней мере, почва для этого есть и весьма существенная. Особо ярко это проявилось после израильской войны в Ливане, когда, например, «Братья-мусульмане» вывели на улицы толпы негодующих демонстрантов. При этом, следует отметить тот факт, что впервые за свою историю данная организация поддержала шиитскую партию Хизбулла.

Данный факт мог бы показаться незначительным и вызванным эмоциями, если бы он не отражал появившуюся политическую мобильность «братьев». Это уже политика, рассчитанная на повышение мобильности организации и адаптации ее к политическим реалиям, а, следовательно, выход из маргинальной (в данном случае мы используем слово «маргинальный» в значении «не определяющий» политический курс страны), хоть и серьезной и многочисленной, оппозиции на новый уровень понимания процессов и своей роли.

Это очевидно еще и благодаря тому, что левые и «братья-мусульмане», имеющие отделения в самых разных арабских странах, нашли общий язык. Политические союзы левых и исламистов все чаще возникают в арабских странах. Это было невозможно в условиях политических реалий ХХ века, но оказалось возможным сейчас. Мы наблюдаем это и в Ливане, где Хизбулла и компартия стали союзниками, и в Палестине, где многие левые поддержали ХАМАС.

Если в ХХ веке ведущую роль играл национализм, то сейчас на передний план выступает Ислам. При этом, следует подчеркнуть, что Ислам и арабский национализм друг другу не противоречат.

Что же мы наблюдаем? Мы наблюдаем, что ислам и арабское самосознание находятся в теснейшей связи друг с другом. И когда задают вопрос: «что возникло раньше: Ислам или арабы, как макроэтнос?», то возникают большие трудности с ответом, т.к. однозначного ответа нет. Скорее всего, они появились вместе, помогали друг другу в становлении и расширении своих пространств, которое было общее на них двоих.

Однако у Ислама оказалось больше возможностей распространиться (предложение звучит немного коряво, но так оно лучше отображает Ислам в качестве субъекта, что мы и хотели показать) благодаря тому, что он не привязан к этничности и генеалогии, к чему, безусловно, привязано арабское самосознание.

Мы рассмотрели выше характерные черты египетской психологии, играющие важную роль в формировании политического мышления. Указывая на то, что Египет стал арабским лидером, мы ни в коем случае не хотели сказать, что другие страны играли меньшую роль в формировании арабского самосознания и арабского народа. Огромнейшую роль всегда играли Сирия и Ирак, где у власти во второй половине ХХ века стояли конкурирующие партии Социалистического арабского возрождения (Баас), провозглашавшими единство арабской нации.

Интересно, что идею арабского национализма ставшую основой партии Баас, разработал сириец-христианин Мишель Афляк (Michel Aflaq). Это в очередной раз подтверждает, что культура и среда обитания влияет тотальным образом на восприятие человека. Что касается Ирака, где также встала у руля в прошлом веке партия Баас, то там более сложная ситуация, связанная с курдами, с национальными меньшинствами (ассирийцами, туркменами), а также шиитами, ориентированными на Иран, особенно после победы там Исламской революции.

При рассмотрении других арабских стран могут выделяться и возникать другие характерные черты. Однако мы попытались «нащупать» основу, суть, возникновения и особых характеристик тех, кого мы называем арабами. Это нам дало возможность что-то попытаться понять в причинах арабского самосознания, чем оно привлекательно и на чем базируется.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Лента новостей » Египет меняет конституцию