Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Африканистика » Африканистика в России


Африканистика в России

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Африканистика в России
Владимир Шубин
Заместитель директора Института Африки
Российской академии наук
Москва, Россия

12 января 2001 г.

http://www.h-net.org/~africa/africaforu … illic.html

История африканистики в России восходит к девятнадцатому столетию. Традиционно наиболее развиты были два ее направления - египтология и эфиопистика. Несколько российских исследователей совершили путешествия по Африканскому Рогу и Восточной Африке в конце того века. После революции 1917 г. больше внимания стало уделяться антиколониальной борьбе африканских народов и рабочему движению.

Первые центры африканистики были созданы в Москве в начале 1930-х годов в виде Африканского кабинета просуществовавшей недолго Научно-исследовательской ассоциации по изучению национально-колониальных проблем и африканского отделения так называемого Коммунистического университета народов Востока. В 1945 г. была создана кафедра африканских языков в Ленинградском (ныне - Санкт-Петербургском) университете, а позднее – Сектор Африки в Институте этнографии и Отдел Африки в Институте востоковедения.

Кульминацией процесса быстрого развития африканских исследований в СССР в 1950-х годах, когда Африканский континент выходил на передний край международной политики, явилось создание в 1959 г. Института Африки в системе Академии Наук СССР (ныне - Российская Академия Наук). Этому способствовала встреча Уильяма Дюбуа с Никитой Хрущевым.

Несмотря на распад Советского Союза и последовавшие за этим трудные времена, Институт Африки, который с 1992 г. возглавляет профессор Алексей Васильев, остается, кажется, крупнейшим центром африканистики в мире, число его сотрудников составляет 160 человек, в том числе 120 научных работников, большинство из которых имеют ученые степени кандидата или доктора наук. В структуре Института Африки имеются следующие научные центры:

    * Центр изучения экономики переходного периода, зав. – к.э.н. Валерий Морозов
    * Центр исследований российско-африканских отношений, зав. – к.и.н. Татьяна Дейч
    * Центр стратегических и глобальных исследований, зав. – профессор Леонид Фитуни
    * Центр политологических и социологических исследований, зав. – д.и.н. Юрий Потемкин
    * Центр исторических, национальных и культурных исследований, зав. – д.и.н. Артем Летнев
    * Центр изучения стран Северной Африки и Африканского Рога, зав. – к.и.н. Александр Ткаченко
    * Центр стран Тропической Африки, зав. – к.и.н. – Юрий Винокуров
    * Центр исследований Юга Африки, зав. – к.э.н. Андрей Притворов
    * Центр Энциклопедия Африки, зав. – профессор Роза Исмагилова Лаборатория информации
    * Лаборатория геоэкономического анализа и проблем социального развития, зав. – Александр Неклесса
    * Отдел аспирантуры, зав. – Тамара Булатова.

В структуре Института Африки имеется также Центр цивилизационных и региональных исследований при Отделении международных отношений РАН, возглавляемый профессором Игорем Следзевским. Этот центр занимается как африканскими проблемами, так и проблемами Средней Азии и Кавказа, а также регионов Российской Федерации.

Кроме Института Африки, проблемы Африки изучаются в Центре африканских исследований Института всеобщей истории, в Институте востоковедения (в основном Северной Африки), Институте мировой экономики и международных отношений, Институте мировой литературы, Институте языкознания, Институте государства и права (все они находятся в Москве), а также в Музее антропологии и этнографии (в Санкт-Петербурге). Особенность советской/российской системы заключается в том, что все эти институты и большинство других относятся к Академии Наук и подготовка африканистов там ведется только на уровне аспирантуры.

Что же касается вузовской подготовки, то она ведется в ряде университетов, в частности, в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Московском государственном институте международных отношений, Санкт-Петербургском государственном университете. Курсы по истории Африки и Азии читаются во всех российских университетах и педагогических институтах. Естественно, преподаватели указанных учебных заведений также ведут исследовательскую работу, так, в Институте стран Азии и Африки имеется Центр африканской истории.

Хотя концентрация африканских исследований в столице является еще одной характерной чертой, африканисты работают также в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Казани, Кирове и других городах России.

Африканские исследования в постсоветской России ведутся в довольно трудных условиях. Как и другие области общественных и естественных наук, они пережили неоднократное сокращение бюджетного финансирования в течение 9 лет реформ по рецептам МВФ. Финансирование институтов РАН из государственного бюджета составляет всего лишь 15% от уровня 1990 г. Если в целом уровень жизни в России снизился наполовину, то у ученых – в три-четыре раза. Средства, выделяемые для зарубежных поездок и для полевых исследований, чрезвычайно ограничены. Тем не менее, российские африканисты продолжают свои исследования, а в некоторых областях – и расширяют их.

За 40 лет своего существования Институт Африки опубликовал свыше 60 книг и брошюр. Направленность африканских исследований в России может быть видна из некоторых названий 42 книг и брошюр, опубликованных учеными Института в 2000 г.:

    * Глобальное сообщество Новая система координат
    * Россия и Африка. Взгляд в будущее
    * СПИД в Африке (будущее России?)
    * Африка. Новые тенденции в экономической политике
    * Исламские банки в современном мире
    * Африка. Реформы и развитие
    * Лидеры современной Африки. Политические портреты
    * Страны Арабского Востока. Ислам и реформы
    * Африка. Экологический кризис и проблемы выживания.
    * Строители империй. Портреты колониальных деятелей.
    * Цивилизационные модели политогенеза (издано на английском языке)
    * Альтернативные пути к цивилизации

Совместно с Институтом востоковедения Институт Африки издает ежемесячный журнал Азия и Африка сегодня и ежеквартальный – Восток-Ориенс (оба на русском языке). Состояние и перспективы африканских исследований в России регулярно рассматриваются на конференциях африканистов. Последняя конференция такого рода была проведена в Москве в сентябре 1999 г. под названием Африка на пороге нового тысячелетия, а следующая, 9-ая, планируется в мае 2002 г. Рабочими языками конференции будут русский и английский, поэтому, наряду с важностью ее как академического форума, конференция должна содействовать контактам между российскими и зарубежными исследователями. К сожалению, эти контакты затруднены в виду того, что большинство наших публикаций – на русском языке. Чтобы преодолеть это затруднение, Институт Африки публикует тезисы всех докладов, представленных на конференциях, и отчеты об их работе, как на русском, так и на английском языках. Кроме того, Институт публикует на английском языке ежегодник Африканистика в России и Бюллетень Института Африки. Институт имеет связи со многими исследовательскими учреждениями в Африке, Европе, Азии и Америке, С некоторыми из них подписаны соглашения о сотрудничестве, например, с Институтом Африки ЮАР, Дар-эс-Саламским университетом (Танзания), Институтом африканских исследований Каирского университета и Нигерийскими институтом международных отношений

2

Коллекции по культуре и быту народов Африки
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Самая ранняя африканская коллекция зарегистрирована в Музее в 1836 г., а первой коллекцией предметов из Африки к югу от Сахары стал дар Леопольда Гарро (1866), капитана французского флота, в дальнейшем – военного коменданта Габона. Важнейшим в формировании африканских фондов МАЭ можно считать 1879 г., когда была получена в дар богатая (1950 предметов) коллекция, собранная русским путешественником В.В. Юнкером в Центральной Африке. В 1894 г. поступила часть коллекции чешского путешественника по Южной Африке Э. Голуба. В конце XIX - начале ХХ вв. фонды отдела пополнялись различными путями: покупками, дарами, обменом с этнографическими музеями Европы. Из дарителей особо нужно отметить членов Попечительного совета Музея Ганса и Германа Мейеров, обогативших отдел бронзовыми изделиями и резными бивнями из древнего города-государства Бенин, коллекциями из района Килиманджаро, а также большой (более 500 предметов) коллекцией из Камеруна (сбор А. Мансфельда). Обмен с этнографическими музеями Берлина и Лейпцига пополнил отдел предметами из Нижнего Конго, Гвинеи, а из Гамбурга были получены 2 коллекции (археологическая и этнографическая) из экспедиции Лео Фробениуса в Западную Африку. В 1913 г. в Стокгольмском музее была приобретена коллекция, собранная Ж. Линдбломом у камба и асу (паре) в Восточной Африке. В этом же году поступили коллекции от лиц, командированных Музеем (от С.Б. Смогоржевского по туарегам и кабилам Алжира, от Н.С. Гумилева - по народам Эфиопии и Сомали). После 1917 г., помимо случайных покупок и даров, в отдел поступали отдельные предметы и коллекции из других музеев страны. В 1946 г. МИД передал коллекцию масок и предметов быта мпонгве, собранную в Конго врачом Н.В. Шарбо д'Артуа. С 50-х гг. XX в. увеличилось поступление предметов из Африки. Внесли свой вклад в собирание коллекций и сотрудники отдела. В 1964 г. из экспедиции в Мали Д.А. Ольдерогге привез коллекцию земледельческих орудий, масок, предметов быта. От В.Р. Арсеньева получены в дар и приобретены 5 коллекций предметов быта и искусства разных народов Мали, от Е.Н. Кальщикова - коллекция предметов из Гвинейской Республики, от Позднякова – предметы из Сенегала и Камеруна, от В.Ф. Выдрина - коллекции из Мали, Гвинеи, Буркины Фасо, Демократической Республики Конго, Камеруна, Уганды, Танзании и Кот-д'Ивуара, от А.Ю. Эрман – предметы из Того и Буркины Фасо.

В фондах отдела насчитывается почти 13 тыс. экспонатов, отражающих материальную культуру, искусство и религиозные представления основных народов Африки. Больше всего предметов быта и оружия, значительно меньше предметов ритуально-магической практики. Коллекции охватывают почти все регионы Африки. По числу коллекций на первом месте Эфиопия (едва ли не треть всего собрания) благодаря предметам, поступившим от врачей русского отряда Красного Креста в 1896-1913 гг. (А.И. Кохановский, Н.В. Бровцын и др.), затем Западная Африка, Конго, Восточная Африка.

Гордостью собраний отдела являются многие предметы из коллекции В.В. Юнкера, бронзовые изделия Бенина, ритуальные глиняные фигурки из Эфиопии.

Описанию и составу коллекций МАЭ РАН по этнографии Африки посвящены следующие публикации:
Африка. Краткий путеводитель по экспозиции / Отв. ред. А.И. Собченко. М.; Л., 1964. 24 с.
Голованова И.Н. Фигурки варега в коллекциях МАЭ // Africana Т. VII М.: Наука, 1969. С. 221-227. (Труды института этнографии, нов. сер. Т. 93).
Гоцко Г.Н. История эфиопских коллекций отдела Африки // Краткое содержание докладов сессии Института этнографии АН СССР, посвященных столетию создания первого академического этнографо-антропологического центра. Л., 1980. С. 59-60.
Мисюгин В.М., Пугач З.Л. Традиционное производство железных изделий в Тропической Африке (по материалам коллекций МАЭ) // Africana. Л., 1978. T. IX. С. 54-97. (Труды института этнографии, нов. сер.. Т. 105).
Ольдерогге Д.А. Выставка абиссинских коллекций: Краткий путеводитель. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1935. 35 с
Пугач З.Л. Культура народов верховьев Нила (По материалам путешествий В.В. Юнкера). М.: Наука, 1985, 175 с.
Чекановский Я.В. Путеводитель по Музею антропологии и этнографии. Африка. СПб., 1912. 34 с.
Olderogge D. Africanische Kunst. Aus den Afrika-Sammlungen des Museums fur Anthropologie und Ethnographie, Leningrad . Prague, 1969. 131 p.
S.B. Chernetzov. Ethiopian Traditional Paintings on the Materials of Peter the Great's Kunstkammer // St.-Petersburg Journal of African Studies. 1998. № 6. P. 128-155.

3

Приходите в Африку гулять
c 16 января по 15 октября Санкт-Петербург



Под бой тамтамов в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого более известным как Кунсткамера вновь, после длительного перерыва, был открыт зал, посвященный народам Африки.

Хотя Музей антропологии и этнографии, выросший из собрания знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной в 1714 году, считается первым музеем России, его африканская коллекция сравнительно молода. В 1866 году в музей попали первые экспонаты с "черного" континента, происходившие из собрания, привезенного в Европу капитаном французского флота Леопольдом Гарро. С тех пор щедрые дары коллекционеров и трофеи участников африканских экспедиций музея регулярно пополняют ее. Так и в день открытия экспозиции коллекция пополнилась еще одним экспонатом - луком и стрелами, некогда входивших в охотничий арсенал одного из африканских племен. Хотя уже сейчас из 13 тысяч предметов собрания сотрудники музея смогли представить лишь 1,5 тысячи.

Африка велика и многолика, но неслучайно ее часто величают "черным континентом". Вот и африканская экспозиция Кунсткамеры посвящена черным племенам континента, живущим к Югу от Сахары, легендарной пустыни, возникновение которой ученые приписывают, однако, не капризу природу, а хозяйственной деятельности человека.

Впервые предметы из африканской коллекции Кунсткамеры были представлены публике более 100 лет назад. С тех пор эта экспозиция не раз менялась. Самым трудным при создании новой экспозиции, по словам сотрудников, было создать современную, оснащенную мультимедийным оборудованием, экспозицию в традиционном для старейшего музея России стиле.

Новая экспозиция содержит следующие разделы: "Повседневная жизнь", "Духовная культура", "Одежда и украшения", "Ремесла и торговля", "Война, охота и оружие". Специальный раздел "История африканской коллекции Кунсткамеры" посвящен памяти ученых и путешественников, создавших ее.

Экспонаты раздела "Духовная культура" сразу привлекают внимание. Рядом с причудливыми масками и ритуальными костюмами можно видеть знакомые религиозные символы, крест и полумесяц. Столетиями мусульманство и христианство соперничают друг с другом на Африканском континенте. Однако вера в колдунов, похитителей и пожирателей душ не ослабевает. Маски и деревянные скульптуры-фетиши (которым европейские художники первой половины прошлого столетия поклонялись почти столь же истово, как и их создатели) продолжают жить своей жизнью. Африканская маска в отличие от европейской не прячет лицо. У нее есть свое. Еще у нее есть свой характер, свои привычки (не всегда приятные). С их помощью призывают могущественных духов, которые также обитают в фетишах. Поэтому резные изваяния стараются всячески ублажать. Обмахивают их опахалами и кормят кровью жертвенных животных. В обмен они хранят дом и поля, гонят болезни и защищают от сглаза.

Шаманские обряды, религиозные шествия самая эффектная и притягательная для иностранцев сторона жизни обитателей этого региона Африки. Яркая и манящая, как полотнища тканей, созданных местными ремесленниками. С процессом их изготовления, возложенного здесь вопреки европейской традиции на мужчин, посетители Музея антропологии и этнографии могут ознакомиться во всех подробностях.

Повседневная жизнь жителей большинства африканских стран - это борьба за выживание. Вся тяжесть которой ложится на женские плечи. Поэтому появление в хозяйстве второй жены рассматривается всеми как благо. Еще одни руки в доме всегда пригодятся. Но в борьбе с бытовыми трудностями африканские жители не забывают о красоте. Знакомство с арсеналом "приборов" местного салона красоты весьма поучительно. Особенно интересно попытаться угадать какой предмет для какой операции предназначен.

Но все же у нас и обитателей Африки много общего. Ведь неспроста игрушки местных детей столь похожи на традиционные произведения русских умельцев. Так глиняные фигурки из Мали необычайно похожи на хорошо знакомые всем произведения Дымковских мастеров.

Дополнительно по Африке http://www.museum.ru/N29623


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Африканистика » Африканистика в России