Крестный певец
Умер Джеймс Браун
Борис Барабанов, Коммерсантъ, 26 декабря 2006
Вчера умер знаменитый американский музыкант Джеймс Браун (James Brown). Накануне он был госпитализирован с диагнозом "пневмония". Джеймс Браун носил прозвище "крестный отец" и действительно был крестным отцом сразу нескольких направлений современной музыки.
Несколько лет назад Джеймс Браун выступил на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве. Ясно было, что исполнить полноценную программу ему уже тяжело, певец работал в формате "шоу в казино" – с большим количеством соло сопровождающих музыкантов, болтовни конферансье и пения бэк-вокалисток. В уходящем году "крестный отец" снова появился в столице России – в качестве "разогрева" для Дженнифер Лопес, выступавшей на дне рождения предпринимателя Тельмана Исмагилова. Немногие тогда смогли оценить, что видят перед собой живую легенду современной музыки.
Джеймс Джозеф Браун-младший родился в 1933 в городе Барнуэлле, штат Южная Каролина. Он помогал родителям собирать хлопок и подрабатывал чистильщиком обуви. Свою первую судимость он получил в 16 лет – за соучастие в вооруженном ограблении. Криминальная юность Джеймса Брауна наложила отпечаток на всю его жизнь. Скандалы с наркотиками и алкоголем преследовали его, соревнуясь с достижениями в чартах, как и сообщения о крутом нраве Брауна – главы семейства.
Проведя три года в колонии для несовершеннолетних, Джеймс Браун вышел на волю и попытался найти работу. Потерпев неудачу на боксерском ринге и на бейсбольной площадке, он обратился к музыке. Друг Бобби Берд задействовал своего кореша в коллективе The Famous Flames, исполнявшем ритм-энд-блюз. На обложке первой его пластинки значилось "James Brown with the Famous Flames 'Please, Please, Please'". В 1956 песня заняла пятое место в американском ритм-энд-блюзовом чарте и продалась миллионным тиражом. Постепенно The Famous Flames и вовсе сделались аккомпанирующим составом выдвинувшегося на первый план Джеймса Брауна.
Сочиняя песни, Джеймс Браун вдохновлялся соулом Рэя Чарльза и рок-н-роллом Литтл Ричарда и оттачивал собственный стиль с характерной ритмической остротой и атакующим вокалом. Важнейшей движущей силой песен становилась ритм-секция, отсчитывавшая танцевальный бит. Эротичные па стали фирменным стилем Джеймса Брауна и позднее повлияли на сценическую пластику Мика Джаггера, Майкла Джексона, Jamiroquai и сонма хип-хоповых артистов. В начале 60-х Джеймс Браун стал самостоятельно финансировать свои шоу и записи. Апогеем его карьеры стал 1965, когда на свет появились самые громкие хиты – Papa`s Got A Brand New Bag, It`s A Man`s Man`s Man`s World и, конечно, I Got You (I Feel Good), которая позже неоднократно возвращалась в "горячую ротацию", например, в 80-е, когда на экраны вышел фильм "Доброе утро, Вьетнам!" с Робином Уильямсом в роли радиодиджея. Новый ритм, новая вокальная манера, убойные шлягеры вкупе с зажигательной танцевальной манерой и имиджем (брюки в обтяжку, завитые волосы, подведенные глаза) привели к тому, что с Джеймсом Брауном стал ассоциироваться новый стиль, получивший название "фанк", а сам певец получил прозвище "крестный отец".
Создавая новые песни, Джеймс Браун часто использовал темы, которые уже фигурировали в его ранних работах, его целью было усовершенствование и усложнение ритма, и поэтому на его записях появлялось все больше джазовых музыкантов, знающих толк в синкопах и импровизации. Пение Джеймса Брауна все чаще напоминало речитатив, его записи конца 60-х – начала 70-х серьезно повлияли на формирование вокальной техники, получившей позднее название "рэп". В то же время саундпродюсеры с годами все активнее использовали ритмические находки ансамбля Джеймса Брауна, закольцованные партии его ударных становились основой для совершенно новых композиций, и в итоге Джеймс Браун был официально признан самым сэмплируемым музыкантом мира. "Диско – это Джеймс Браун, хип-хоп – это Джеймс Браун, рэп – это Джеймс Браун... Ты слушаешь всех этих рэперов, но 90% их музыки – моя",– говорил певец в 2003 в одном из интервью.
Революционер в музыке, Джеймс Браун не был равнодушен и к социальным проблемам. Его песня Say It Loud (I`m Black And I`m Proud) ("Скажи громко: 'Я черный и горжусь этим!'") (1968) стала в США настоящим антирасистским гимном. Он регулярно высказывался на тему положения черных в обществе, даже несмотря на то, что терял из-за этого солидную часть белой аудитории. Одним из самых ярких шоу 70-х был его концерт в Заире перед боксерским поединком между Джорджем Форманом и Мохаммедом Али.
В 1970-е Джеймс Браун вошел с суперхитом (Get Up I Feel Like Being) Sex Machine. Музыкант был одержим финансовой независимостью. Он владел несколькими радиостанциями и рекорд-лейблом, сочинял саундтреки для фильмов, без устали переиздавал свои старые песни. Певец стал сниматься в кино, эпизоды с его участием появились в "Братьях Блюз", "Рокки IV", сериале "Полиция Майами". С развитием хип-хоп-культуры в 80-е годы к наследию Джеймса Брауна стала все чаще обращаться новая генерация черных артистов, с певцом записался Африка Бамбаатаа, а Кертис Блоу объявил песню Джеймса Брауна Give It Up Or Turnit A Loose "государственным гимном хип-хопа". В 1985 Джеймс Браун выпустил и первый за долгое время большой хит – "Living In America", за который получил Grammy. В 1986 он в числе первых вошел в Зал славы рок-н-ролла. "Сегодняшняя музыка хороша ровно настолько, насколько хорош мой последний альбом" – шутил певец.