"Известия" № 153 (26954) от 30.08.2005
Один за всех
В саду Эрмитаж выступил Тони Аллен
В конце лета москвичи получили редкую возможность познакомиться с главными легендами африканской музыки, причем с антрактом буквально в неделю. Вслед за сенегальским Orchestra Baobab на открытую площадку сада Эрмитаж в рамках фестиваля ARTPleasureCHESTERFIELD привезли выдающегося нигерийского барабанщика Тони Аллена.
Заслуги Аллена перед историей музыки таковы: в середине 70-х он играл в оркестре легендарного бунтаря Фела Аникулапо Кути и вместе с ним придумал стиль афробит - причудливо и дробно звучащую смесь джаза, фанка и местных африканских ритмов. То есть поначалу они вместе играли что-то вроде нигерийской версии американского джаза, а потом съездили в Штаты и услышали Джеймса Брауна, который произвел на них совершенно сокрушительное впечатление. Роль Аллена в создании того, что позже назовут афробитом, невозможно переоценить: вся громадная махина оркестра Africa'70 держалась на сложнейших ритмических схемах, которые изобретал Тони Аллен. Существует знаменитая и, по-видимому, правдивая легенда о том, что Аллена после его ухода из оркестра пытались заменить сразу четыре барабанщика, но даже вчетвером они не могли повторить того, что тот играл в одиночку.
У Фела Кути и его оркестра было достаточно поклонников еще в 70-е - среди них были, например, Пол Маккартни, Дэвид Боуи и Мик Джаггер, которые слышали его живьем и пришли в понятное изумление. Но все значение афробита мир осознал многим позже - когда Фела Кути умер от СПИДа, Тони Аллен отошел от дел, а на западном рынке стали появляться переиздания их ранних альбомов. Тут-то и выяснилось, что афробит - это одновременно очень энергичная и очень сложно устроенная музыка: ее многое роднит с симфоническим минимализмом, краут-роком, фри-джазом и вообще любой трансовой формой звукоизвлечения, в которой нет определенного смыслового центра и которая может длиться сколь угодно долго. Не последнюю роль в популяризации афробита сыграл Брайан Ино, который при любом удобном случае говорит о том, что Фела Кути - один из величайших музыкантов, когда-либо живших на Земле, а афробит - важнейшее изобретение, которое только-только начали оценивать по достоинству.
Именно желающие поточнее оценить, что же именно они чуть было не проморгали, в начале 90-х выдернули Аллена из полузабытья и стали помогать ему примерить к афробиту все новомодные жанрыя- от техно до хип-хопа. Одним из главным помощников стал Дэймон Албарн из группы Blur: он спел на последнем альбоме Тони Аллена и ангажировал его на запись своей собственной сольной пластинки, которая потихоньку выпекается в Нигерии. Именно из-за этой всеядности нигерийского барабанщика его редкие живые концерты ценятся вдвойне: на них-то как раз никакого хип-хопа нет и в помине. А есть только хитрый безостановочный ритм, звучащий все так же новаторски и 30 лет спустя, негромкое и нарочито безыскусное пение героя вечера и тактичные музыканты, делающие все, чтобы не навредить и ни в коем случае не помешать человеку, в одиночку играющему за четверых.
Алексей Мунипов