В Сомали кончается временное правительство
Александр ГАБУЕВ, Коммерсантъ, 22 декабря 2006
Вчера боевики сомалийской группировки "Объединенные исламские суды" (ОИС) начали штурм города Байдоа, в котором укрылось временное правительство Сомали. От мощного артобстрела погибло несколько сот горожан. Если исламисты возьмут Байдоа, то установят контроль над всей территорией страны и постараются превратить Сомали в африканский аналог Афганистана при талибах.
Решительный штурм Байдоа начался вчера рано утром. На рассвете последний город, который удерживает временное правительство Сомали, был обстрелян из орудий и минометов, а затем к окраинам города выдвинулись пехотные части сомалийских исламистов. Как сообщают очевидцы, перестрелки между бойцами временного правительства и боевиками ОИС продолжались весь день. При этом в защите города принимали участие части эфиопской регулярной армии. Судя по всему, именно они являются наиболее боеспособной силой в рядах защитников города. Моральный дух в сомалийских войсках, подчиненных временному правительству, далеко не столь высок. К примеру, на днях появились сообщения о том, что около двухсот сомалийских военнослужащих перешли на сторону ОИС.
Бои на подступах к Байдоа начались еще в ночь со вторника на среду. За день до этого истек срок ультиматума, выдвинутого неделю назад руководством ОИС правительству Эфиопии. Исламисты требовали, чтобы эфиопские части покинули территорию Сомали, в противном случае угрожая началом полномасштабной войны. Однако Аддис-Абеба проигнорировала ультиматум. Вечером в среду министерство информации временного правительства с гордостью заявило, что защитники Байдоа "успешно отражают атаки ОИС и их союзников-террористов. Противник понес серьезные потери в технике – три грузовика. Были убиты сотни исламистов, еще больше раненых". Вчера с похожим заявлением выступил штаб ОИС. Исламисты утверждают, что серьезные потери несут защитники города, который вот-вот окажется в их руках. Проверить правдивость этих слов в том хаосе, который происходит в окрестностях Байдоа, совершенно невозможно, но в большом количестве жертв с обеих сторон и среди мирного населения сомневаться не приходится.
Примечательно, что в день начала активных боевых действий посланец ЕС Луис Мишель заявил о том, что ОИС и временное правительство Сомали благодаря его усилиям близки к заключению мирного договора. "Президент Абдуллахи Юсуф и лидер ОИС шейх Хассан Дахир Авейс хотят забыть старую вражду и начать мирные переговоры в Хартуме",– рассказывал журналистам европейский дипломат.
Впрочем, идея провести мирные переговоры в Хартуме, судя по всему, лидерам ОИС все же понравилась. "Проведению переговоров ничего не мешает, поскольку сейчас под Байдоа происходят лишь незначительные столкновения. Мы пообщались с временным правительством и неожиданно достигли взаимопонимания",– убеждал вчера журналистов лидер ОИС. Ведь в том, что исламисты будут говорить с позиции победителей, мало кто сомневается. Многие эксперты полагают, что при желании войска ОИС могли бы взять Байдоа за пару часов, но сознательно не делают этого. Вероятно, руководство ОИС хочет получить контроль над Сомали из рук временного правительства, члены которого взамен получат гарантии неприкосновенности.
Если план исламистов сработает, то Сомали в скором времени может превратиться в африканский аналог Афганистана времен господства движения "Талибан". Впрочем, Запад, опасающийся превращения Сомали в рассадник исламского экстремизма, наверняка не сдастся просто так и будет противостоять ОИС всеми возможными способами. Скорее всего, в Сомали Запад попытается опробовать новую тактику борьбы с радикальными исламскими режимами, использовав для этого христианскую Эфиопию. Таким образом, война в Сомали может стать первым конфликтом в Африке, где столкнутся не местные этносы или колониальные державы, а Запад и местные исламисты. Похоже, именно к подобному столкновению готовятся и лидеры ОИС. По крайней мере, вчера шейх Хассан Дахир Авейс, месяц назад угрожавший Эфиопии джихадом, официально объявил Аддис-Абебе войну: "Пусть все, кто в состоянии нести оружие, выйдут на священную войну с оккупантами".