Культурные особенности Мали
http://sos.net.ua/geo4.php?t=684
Архитектура.
Народные жилища представляют собой круглые в плане хижины с плетневыми, обмазанными глиной стенами. Их крыши имеют коническую форму и настилаются из травы. Общая глиняная стена соединяет несколько хижин, принадлежащих одной семье. У народа догон хижины имеют прямоугольную форму, стены – глинобитные, крыша – плоская. Деревни догонов хорошо укреплены. Для украшения жилищ и дверей зернохранилищ использовалась резьба по дереву (фигурки людей и животных). Жилища кочевых народов (мавров, туарегов и фульбе) – хижины из циновок или шатры, покрытые кожами.
Для построек, выполненных а арабском стиле, характерны сравнительно высокие глинобитные дома кубической формы. Их плоские крыши увенчаны небольшими башнями, окна – небольших размеров, закрыты решетками. Часто такие дома облицовывали песчаником, а двери «обшивали» медными пластинами с различными украшениями. В сельской местности до сих пор используют банко – строительный материал из смеси глины и соломы. Скатанные вручную блоки служат материалом для постройки жилищ и мечетей (знаменитая глиняная мечеть в г.Дженне построена именно из банко). В современных городах сооружают здания из кирпича и железобетонных конструкций.
Изобразительное искусство и ремесла.
К эпохе неолита относятся росписи со стилизованными изображениями людей и животных (сцены охоты, войны и танцев), выполненные красной краской (обнаружены в 1955 в гротах недалеко от Бамако), а также наскальные росписи геометрического характера в скалах Бандиагары (юго-восток страны).
Хорошо развита традиционная деревянная скульптура: маски-наголовники у народа бамбара (представлены в экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в Санкт-Петербурге), знаменитые маски народа догон, использующиеся участниками ритуальных танцев, посвященных началу полевых работ, сбору урожая и траурных церемоний. Мировую известность также получила деревянная скульптура догонов – искусно вырезанные женские и мужские статуэтки. Сохранились образцы терракотовой скульптуры, датированные 12 в. Широко известны золотые украшения народа фульбе.
Становление профессиональной национальной живописи началось после получения независимости. Основоположник малийской живописи – Мамаду Соме Кулибали. Художники – И.Диабагате, А.Конате, М.Хайдара и др. Оригинальны картины-ковры художников Б.Думбии, Б.Кейты и Нене Тьямы.
Распространены ремесла и художественные промыслы. Развито искусство резьбы по дереву, которой украшаются различные предметы – двери жилищ, гребни, лодки, табуреты, тарелки, ткацкие станки, курительные трубки и пр. С серед. 1960-х началось изготовление сувениров из привозного черного (эбенового) дерева. Развиты также гончарство (в основном изготовление керамической посуды), кожевенный промысел, медное литье, ткачество и ювелирные работы по золоту, серебру и меди.
Литература.
Основана на богатых традициях устного народного творчества, исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературы религиозного характера на арабском языке. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г.Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами».
Языки народов Мали (за исключением языка фульбе) не имели письменности до кон. 1960-х. Современная литература, помимо французского, развивается и на местных языках. Первые опубликованные литературные произведения – записи народных эпосов (1930-е). Первые романы – Ожерелье из ракушек Ибраима Мамаду Уана (1957), Бесполезные С.Дембеле (1960). Писатели – А.А.Ба, С.Бадиан, М.Голого, С.Дембеле, М.М.Диабате, М.С.Кейта, М.Конате, П.Кулибали, Я.Сангаре, С.Сиссе, Ф.Д.Сиссоко, И.Б.Траоре, Я.Уологема и др. Поэты – М.Голого, Ш.Диарасуби, А.Кунта, Б.Сиссе, С.Сиссоко и др.
В феврале 2001 в Бамако прошел фестиваль литераторов Африканского континента, в котором приняли участие 40 писателей. Французский культурный центр в г.Бамако оказал поддержку в проведении фестиваля. Его организацию возглавил известный малийский писатель и драматург Муса Конате. Мали также представлял современный писатель-романист Коси Эфуи.
Музыка.
Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть национальной культуры. Музыкальный инструментарий народов Мали отличается разнообразием: кора (струнный), нгони (лютня – один из главных инструментов у бамбара), субала-нгони («лютня колдуна», корпус имеет форму фигуры человека), гингиру (арфа у догон), имзад (инструмент туарегов, напоминает лютню), бала (балафон), барабаны (табала, боло-бого, бой), колокольчики, погремушки, рога, свистки, трещотки, трубы и флейты. Музыкальные инструменты изготовляют из дерева, плодов растений (баобаба, тыквы и др.), кожи и рогов диких животных, стебля проса и пр. Существуют жанровые, кастовые и ритуальные ограничения при использовании музыкальных инструментов. Струнные музыкальные инструменты народа бамбара представлены в экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в Санкт-Петербурге.
Развито хоровое пение – обязательная составная часть многочисленных ритуалов и праздников. Сохранилось музыкальное искусство гриотов (каста бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов в странах Западной Африки), которые аккомпанируют себе в основном на коре.
Многие танцы представляют собой театрализованные действия – бака (народ бобо), коно, такамба (народ сонгаи), домба (народ бамбара) и др. Популярны различные инструментальные ансамбли. Национальный ансамбль музыки и танца Мали в 1980-е приезжал с гастролями в СССР.
Во второй пол. 20 в. на музыкальную культуру значительное влияние оказала поп-музыка, появились и широко распространились новые стили. Продолжает выступать с успехом Салиф Кейта – самый популярный в 1970–1980-е в стране певец. В 2000-х пользуется популярностью виртуоз игры на гитаре Али Фарк Туре. Певцы 1990-х – Ж.Диабате, А.Коута, С.Сидибе и др.
В мае 2002 в г.Бамако впервые прошел международный детский музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп». В ноябре 2004 малийский певец Идриса Сумаоро стал одним из трех финалистов престижного международного конкурса «Музыка мира», который проводится радиостанцией «Радио Франс интернасьональ» с 1981 с целью содействовать развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана.
Театр.
В доколониальный период у бамбара был кукольный театр. До наших дней у этого народа сохранились формы театра котеба (5–6 небольших сценок комедийного или сатирического содержания). Любительский театр современной формы начал развиваться в 1950-х. На формирование национального театрального искусства оказала большое влияние французская школа У.Понти (находилась в столице Сенегала г.Дакар), в которой обучались мастерству многие малийские актеры, драматурги и режиссеры. В 1970 создана труппа профессионального Национального театра. Его основатель – Мамаду Бадиаи Куйате. Активно работает театральная группа университета в г.Бамако. Драматурги – С.Бадиан, М.Диабале, Г.Диавара, А.Каба и М.Конате.
Кинематограф.
Начал развиваться после получения независимости. Первый документальный фильм – Человек и идолы (реж. Сулейман Сиссе, 1965). Режиссеры – К.Дьенте, Д.Кулибали, И.Ф.Траоре, Ш.Х.Сиссоко. Фильм Ветер (1982) режиссера С.Сиссе (кинематографическое образование получил в СССР) в 1983 отмечен призом Панафриканского кинофестиваля, проходившего в г.Уагадугу (Буркина Фасо). В 1987 жюри кинофестиваля в Каннах отметило его другую ленту – Свет. Она стала первым фильмом из Тропической Африки, представленным на кинофестивале такого высокого международного уровня. В 2001 на Каннском фестивале в числе нескольких кинематографистов из африканских стран представил свой фильм молодой малийский кинорежиссер Умар Сиссоко.
Пресса, радиовещание, телевидение и Интернет.
Издаются более 20 периодических изданий. Выходят на французском языке правительственный вестник «Журналь офисьель де ля Репюблик дю Мали» (Journal officiel de la Republique du Mali – «Официальная газета Республики Мали»), ежедневные газеты «Эко» (Les Echo – «Эхо») и «Эссор» (L'Essor – La Voix du people – «Подъем – Голос народа»), ежемесячная газета «Бакарела» (Barakela – «Пролетарий») – печатный орган Национального объединения трудящихся Мали, газеты «Репюбликен» (Le Republicain – «Республиканец») и «Орор» (L'Aurore – «Аврора»); на языке бамбара – ежемесячная газета «Кибару» (Kibaru – «Новости») и др. Информационное «Малийское агентство печати и рекламы», АМАПП (Agence malienne de presse et de publicite, AMAPP) работает с 1977. «Служба малийского радиовещания и телевидения» (Office de radiodiffusion-television malienne, ORTM) создана в 1957, находится под контролем государства. Программы ведутся на французском, английском и нескольких местных языках (бамбара, сараколе и др.) Насчитывается 25 тыс. Интернет-пользователей (2002).