Жонас С. Агидиссу

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

Развивая экономическое и техническое сотрудничество со странами Западной Африки, правительство СССР учитывало ряд присущих им специфических особенностей. Эти особенности были обусловлены заметным отставанием в экономиче-ском и социальном развитии, а также финансовыми трудностями, связанными с неразвитостью экономики. Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве были заключены со многими африканскими государствами после завоевания ими политической нзависимости.
Большинство стран не имели достаточно мощных строительных организаций, способных выполнять работы по сооружению объектов, предусмотренных в соглашениях об экономиче-ском сотрудничестве с СССР. По просьбе правительств Гвинеи и Мали там были созданы советские строительные организации, возводившие объекты фактически «под ключ». Поскольку большинство стран не располагали необходимыми кадрами опытных инженерно-технических и административных работников, после завершения строительства промышленных предприятий советские специалисты оказывали содействие не только в обеспечении технологических процессов производства, но и в организации
и налаживании работы пред-приятия в целом. При их активной помощи подготавливались национальные кадры, с тем чтобы со временем они могли сами обеспечивать нормальную эксплуатацию промышленных предприятий и других объектов.
По состоянию на конец 1973 г. с помощью Советского Союза в странах исследуемого региона возводилось около 25 объектов, в том числе промышленных и энергетических, геологоразведочных, сельскохозяйственных, а также в области транспорта и связи, в сфере образования, культуры и здравоохранения. Сотрудничество охватывало основные отрасли национальной экономики стран, но профилирующим направлением являлась сфера материального производства. На строительство промышленных и энергетических объектов предназначалось примерно 50% общей суммы предоставленных кредитов, геолого разведочных – 12%, сельскохозяй-ственных – 11%, транспорта и связи – 6%. Остальные средства расходовались на нужды просвещения, культуры, здравоохранения и др. Такая политика помогала ряду государств Западной Африки создавать базу для развития национальной экономики.
В начале 1990-х годов в экономи-ческом и научно-техническом сотруд-ничестве произошли резкие измене-ния, вызванные в первую очередь распадом Советского Союза, что привело к дезинтеграции сложившихся в тече-ние десятилетий советско-африкан-ских внешнеэкономических связей…
В первые годы руководство Российской Федерации придерживалось приоритетного курса на развитие сотрудничества прежде всего с США, странами ЕС и Японией и недооценивало значения активных контактов с другими государствами. В странах Западной Африки заметно сократилась численность российских посольств и были практически ликвидированы торговые и другие пред-ставительства РФ.
Такая политика привела к радикальному снижению объемов рос-сийско-западноафриканского торгово-экономического сотрудничества, а в отдельных случаях к его полному прекращению. При этом и прежде ограниченный круг основных торговых партнеров еще более сократился.
Из наиболее крупных остались страны Северной Африки, а среди стран Западной Африки – Гвинея и Нигерия.
Во второй половине 90-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидно, что ориентация на экономическое и техническое сотрудничество преимущественно с западными странами не принесла желаемых результатов, и российским внешнеэкономи-ческим организациям пришлось восстанавливать ранее утраченные позиции в странах «третьего мира», включая государства Западной Африки. Однако образовавшийся в свое время вакуум попытались в ходе острой конкуренции заполнить ведущие западные государства и Китай. Им удалось многого достичь в этом направлении, и Западная Африка продолжает оставаться в зоне их интересов.
Между тем Западная Африка, на территории которой находится 15 государств с населением около 250 млн. человек, представляет для России несомненный интерес с точки зрения расширения внешнеэкономических связей. На долю региона приходится до 36% ВВП и до 43% внешнеторгового оборота Западной Африки, значительная часть запасов некоторых видов минерального сырья, в том числе нефти – 48%, марганца – 40%, бокситов более 90%.
Западная Африка представляет собой крупную сырьевую базу. За счет ее поставок страны ЕС обеспечи-вают существенную долю своих потребностей в минеральном сырье и топливе. Российский рынок также не может обойтись без такой продукции стран Африки, как стратегическое сырье – ниобий, тантал, марганец, кобальт, бокситы, а также некоторых видов сельскохозяйственной продукции – какао-бобы, кофе, пальмовое и арахисовое масло, ваниль, гвоздика, тропические и субтропические фрукты,
а кроме того древесина ценных тропических пород, каучук. Вместе с тем в недалеком будущем Западная Африка, скорее всего, будет не только выступать в качестве мирового поставщика сырьевых ресурсов, но и представлять постоянно растущий рынок сбыта промышленной продукции для индустриально развитых государств.
Россия и регион Западной Афри-ки обладают большими потенциаль-ными возможностями для развития деловых связей на взаимовыгодной основе. Однако в настоящее время экономическое сотрудничество России со странами Западной Африки переживает период спада в связи с переходом к новым формам, взаимовыгодным контактам на коммерческой основе и прекращением поставок товаров на кредитной основе.
Поступательное развитие дву-стороннего сотрудничества России с государствами Западной Африки сопряжено с немалыми объективными трудностями, обусловленными, как и прежде, незнанием экономических реалий этих стран, а также географической удаленностью партнеров и, соответственно, высокой транспортной составляющей в цене товаров.
Увеличению объемов товарообо-рота между Россией и странами За-падной Африки препятствуют монокультурность их экономики и широкое привлечение посредников к осуществлению коммерческих сделок, слабое изучение конъюнктуры рынка стран региона, недостаточная реклама как российских товаров, так и возможностей для африканских бизнесменов в РФ. Что касается российских предпринимателей, то они не готовы вкла-дывать средства в проекты с неясной перспективой получения прибыли в будущем, к тому же они плохо знакомы с местной спецификой. Между тем в условиях Западной Африки при налаживании деловых связей весьма желательно личное присутствие и работа предпринимателей непосред-ственно на месте, на что они идут весьма неохотно. Определенным препятствием на пути развития двустороннего эконо-мического сотрудничества является широко распространенная коррупция среди чиновников всех уровней – как в странах Западной Африки, так и в России.
______
Возможные пути развития сотрудничества России со странами Западной Африки, по нашему мнению, заключаются в следующем.
 Участие российских организа-ций в проводимых на территории стран Западной Африки геологоразведочных работах, добыче полезных ископаемых, рыболовном промысле, строительстве зернохранилищ, хладокомбинатов, подготовке кадров средней и высшей квалификации и других сферах сотрудничества, в которых накоплен определенный опыт и достигнуты положительные результаты.
 Создание при участии РФ малых и средних совместных предприятий по производству удобрений, изготовлению сельскохозяйственных орудий для развития малой механизации,
строительных материалов, стеклянных и пластмассовых изделий из местного сырья, а также по переработке продуктов тропического земледелия
для поставок в Россию и другие страны СНГ – производство растворимого кофе, детского питания, соков и консервов из апельсинов, грейпфрутов,
ананасов, манго, папайи и других тропических и субтропических фруктов, а также крахмала и иной продукции
из кассавы (растения и кустарники, содержащие млечный сок).
 Перспективно участие российских организаций в ирригационных работах. Многие страны исследуемого региона испытывают потребность в расширении площадей орошаемого земледелия, существует также необходимость в строительстве больших и малых ирригационных сооружений.
 Сотрудничество в сфере нефтегазовой промышленности. Россий-ские организации могли бы оказать содействие в освоении новых месторождений нефти и газа, строительстве
тепло- и электростанций, работающих на природном газе, а также в сооружении нефте- и газопрово-дов. Следует особо отметить, что российские специалисты приобрели положительный опыт строительства последних в условиях субтропиков. Так, на рубеже 70–80-х годов в Нигерии в сжатые сроки и на высоком техническом уровне в трудных климатических условиях (трасса проходила в болотистой местности вдоль побережья Гвинейского залива) были построены две системы нефтепро-дуктопроводов протяженностью бо- лее 900 км, с пятью насосными стан-циями общей производительностью 11,2 млн. т нефтепродуктов в год.
 Совместные исследования в использовании солнечной и тепловой энергии. Как отметил генеральный директор компании «Союзкарта-Имиекс», новые российские техноло-гии, особенно в космической области, предоставляют возможность решать многие проблемы не только в России, но и в других странах – в частности, проблемы экологии, создания и обновления топографических карт, геологии поиска воды, нефти и газа.
 Создание совместных торгово-закупочных фирм, а также учреж-дение совместного банка или финансовой компании...
Несмотря на переживаемые обеими сторонами трудности как фи-нансово-экономического, так и поли-тического характера, двустороннее торгово-экономическое сотрудниче-
ство начинает восстанавливаться в различных сферах на взаимовыгодной основе и главным образом за счет расширения частного бизнеса.
Технико-экономическое сотруд-ничество в различных формах приобретает стабильный характер. В 2001 г. сделан первый шаг в налажи-вании межбанковских контактов. Российский межрегиональный АКБ «Форте-Банк» и нигерийский «Холл-марк бэнк» установили прямые парт-нерские отношения, что позволяет осуществлять комплексное обслуживание, включая все виды финансирования экспортно-импортных операций российских товаропроизводителей, обеспечивать гарантирование торговых
сделок. С 1996 г. возобновлено предо-ставление государственных стипендий гражданам стран Западной Африки для обучения в российских вузах.
Заметно активизировались за последнее время обмен высокопо-ставленными представителями властных структур и деловых кругов, организация
торгово-промышленных выставок, проведение «круглых столов » российскими и африканскими предпринимателями.
Предприятия Уральского и других регионов России для координации усилий по продвижению своих товаров и услуг в страны Азии, Африки и Ближнего Востока создали компанию «Уралимпекс». В 2000 г. была организована поездка послов ряда африканских стран в Челябинск, где они могли на месте ознакомиться с возможностями российской промышленности. Дипломаты выразили заинтересованность своих стран в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Уральским регионом.
Крупным российским торгово-промышленным объединениям было бы целесообразно устанавливать связи с африканскими региональными интеграционными структурами, в частности
с экономическим сообществом стран Западной Африки ЭКОВАС, в которое входит 16 государств. В ЭКОВАС реализуются программы либерализации торговли, таможенных процедур, создания свободной торговой зоны, развития региональной инфраструктуры.
Как отмечали многие участники бизнес-форума «Российские предприниматели в Африке», состоявшегося в конце марта 2002 г. в Институте Африки РАН, интересам России отвечает дальнейшее расширение политических, торгово-экономических, научно-технических, культурных и других связей с африканскими странами, включая и государства Западной Африки. При этом избыток рабочей силы в ряде стран в сочетании с богатыми природными ресурсами обес-печивают одну из самых высоких в мире норм прибыли при осуществ-лении постоянного товарообмена и долгосрочного экономического сотрудничества.
В настоящее время требуется восстановление и наращивание межгосударственных контактов, в том числе на высшем уровне, укрепление механизмов двусторонних консультаций.
Остро ощущается необходимость обновления и совершенствования договорно-правовой базы торгово-экономического
и технического сотрудничества РФ со странами Западной Африки и перехода к практическим делам, а также активизации дея-тельности межправительственных комиссий
по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.Важным направлением развития деловых контактов со странами Западной Африки является взаимодействие
в вопросах стимулирования и защиты капиталовложений. Имеются определенные сдвиги в восстановлении и расширении технико-экономических связей России со странами Западной Африки. Все более активно проявляют себя в исследуемом регионе местные предпри-нимательские структуры.
Хорошие перспективы всесторон-них связей открылись после офици-альных визитов в 2001 г. в РФ президентов Нигерии и Гвинеи. В результате их встреч и бесед с президен-том В.В. Путиным и другими высо-копоставленными представителями российских государственных структур и деловых кругов достигнут ряд важных соглашений. Россия и Нигерия договорились в течение ближайших пяти лет увеличить товарооборот. Кроме того, Россия готова принять участие в осуществлении запуска нескольких космических аппаратов в интересах Нигерии для контроля над окружающей средой и зондирования околоземного пространства.
В ходе переговоров глав государств
были намечены конкретные шаги по расширению взаимодействия в области добычи и переработки бокситов, дорожного строительства, геологоразведки, авиаперевозок. Также была достигнута договоренность о передаче «Русскому алюминию» в концессию сроком на 25 лет ряда ме-сторождений бокситов Диан-Диан. Сотрудничество с Гвинеей в по-следние годы приобрело устойчивый взаимовыгодный характер. В горнодобывающей промышленности Гви-неи действует несколько компаний с участием российского капитала. Они созданы с целью проведения геоло-горазведочных работ и добычи золота, алмазов и бокситов. Среди них российская компания “Геопроект”. Она проводит работы по уточнению запасов бокситов на месторождении Диан-Диан по контракту с “Русским алюминием”, открывшим в середине 2000 г. свое представительство в Гвинее, по-скольку предполагается масштабное сотрудничество по добыче алюминиевого сырья для российской промышленности.
Объемы поставок бокситов с ныне действующего бокситодобывающего комплекса, построенного еще при содействии СССР, оцениваются примерно в 700 тыс. т.
* * *
Встречи на высшем уровне, несомненно, способствуют не только восстановлению, но и дальнейшему расширению всестороннего сотрудничества России со странами Западной Африки. Но темпы развития и характер российско-африканских экономических отношений во многом будут определяться темпами возрождения российской экономики.
Инициатива налаживания сотрудничества с западноафриканскими странами в сырьевой области принад-лежит ныне преимущественно частно-предпринимательскому капиталу. И в обозримом будущем, видимо, именно его интересы будут определять возможные направления и конкретные сферы и формы взаимодействия с западноафриканскими партнерами. Нужно учесть и то, что 80% кадров во многих отраслях этих стран учились в советских вузах, что могло бы способствовать процессу развития совместных предприятий. Эти специалисты в настоящее время во многих странах Западной Африки занимают ведущие посты в области бизнеса и политики. Поэтому российским бизнесменам
всегда можно найти с ними общий язык в различных сферах предпринимательской деятельности.
Однако думается, что действия российского бизнеса могли бы быть более успешными, если бы предпри-ниматели руководствовались не только коммерческими интересами, но и долгосрочной государственной внешнеэкономической стратегией, определяющей цели и приоритеты во взаимоотношениях с западноафри-канскими государствами. Кроме того, важно, чтобы бизнес-структуры ощущали твердую волю высшего руко-водства России, направленную на последовательное осуществление принятой
стратегии, а также опирались на конкретные механизмы, способ-ствующие реализации стратегического курса.

ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад.С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
Лопатов В.В. Сотрудничество в сырьевой области – перспективное направление расширения российско-африканского взаимодействия // Внешне-экономический бюллетень. 2004. № 9.
Паньков В. Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) // МЭиМО. 2005. № 3.
Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие // МЭиМО.2005. № 2.