Большая Восьмёрка и НЕПАД
http://newafrica.ru/polit/index.htm
C 2002 Африка оставалась в центре внимания Большой Восьмёрки. Продолжит ли эту линию Путин на Саммите G8 в Стрельне?
Романтическое начало: Мандела – гуру Клинтона
История программы Нового партнёрства для развития Африки (НЕПАД) восходит к 23 марта 1998, когда Нельсон Мандела и Билл Клинтон провели беседу в камере южноафриканского острова-тюрьмы Робен. Клинтон приехал в ЮАР в разгар "Моникагейта". Ему грозил импичмент, и президент США надеялся укрепить поездкой в Африку свой рейтинг среди чернокожих избирателей.
Мандела повёз Клинтона туда, где провёл в заключении 27 лет, и рассказал Биллу, что простил своих обидчиков. Клинтон внял совету африканского коллеги и простил Кеннета Старра и других мучителей: "Это делаешь для себя, не для других. Иначе они так и будут разрушать тебя изнутри", – сказал он, открыл свой офис в негритянском районе Нью-Йорка Гарлеме и сделал для афроамериканцев больше, чем все остальные президенты США. В февральский День президента в 1999 стало ясно, что он удержался в высоком кресле. Известная негритянская писательница Тони Моррисон назвала Клинтона "нашим первым чернокожим президентом".
Программа Тысячелетия для Африки
В октябре 1999 Клинтон заявил, что США готовы простить долги тридцати шести беднейшим государствам мира, если то же самое сделают другие страны. Мандела при поддержке США начал готовить Программу Тысячелетия для Африки, примеривая на свою страну роль панафриканского лидера.
И все же лидеры ЮАР не хотели "хранить яйца в одной корзинке". В ноябре 1998 официальный "преемник" Манделы – вице-президент Табо Мбеки, а также министр безопасности Сидней Муфамади и замминистра иностранных дел Азиз Пахад прибыли в Россию, где встретились с премьер-министром Евгением Примаковым и главой МВД Сергеем Степашиным. Но Россия только что пережила дефолт и идея прощения долгов – сердцевина Программы Тысячелетия – тут резко критиковалась как правыми, так и левыми. Российские эксперты забавно откомментировали "тысячелетние" планы ЮАР как "попытку занять место ослабевшей России в Африке".
16 июня 1999 Мбеки стал президентом ЮАР, а уже 20 июля представил на Саммите африканского единства (ОАЕ) Программу Тысячелетия по партнёрству ради африканского восстановления (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme – MAП). Председательствующий в ОАЕ Алжир МАП поддержал.
Тандем ЮАР/Алжир был в данном случае естествен. Как председатель ОАЕ, Алжир усилил африканскую линию своей внешней политики, особенно в сфере обеспечения безопасности. ОАЕ "миротворил" в регионах Африканского Рога и Великих Африканских озёр; на это требовались средства. США и ЮАР тут были более чем кстати. Кроме того, оба президента пришли к власти в своих раздираемых внутренними противоречиями странах одновременно (Бутефлика избран в апреле 1999), и теперь развивали сходные программы "национального примирения". А много лет воевавший Алжир, отягощённый 20-миллиардным долгом, стоял перед проблемой его реструктуризации.
Главным концептом Программы Тысячелетия стала идея экономического партнёрства Африки, США и других членов G8 с целью преодоления разрыва между богатыми и бедными странами. Сотрудничать планировалось прежде всего в сферах безопасности, борьбы со СПИДом, бедностью и коррупцией, а также в сфере IT.
35-й Саммит ОАЕ заложил юридическую базу этого сотрудничества, приняв "Конвенцию по предупреждению и борьбе с терроризмом". США в ответ обещали помочь в продвижении Программы Тысячелетия. Однако, при условии, что африканские лидеры возьмутся за реформирование своих экономик. Финансовые вливания в Африку должны исходить от частных компаний, правительств и международных организаций на фоне постепенного "прощения" долгов.
Первым знаковым проявлением нового сотрудничества ради Будущего Африки стала прорывная акция, каких не бывало. 8 сентября президент США и саксофонист Билл Клинтон, британский премьер-министр и гитарист Тони Блэр, страстный любитель музыки Нельсон Мандела, рок-звезда Дэвид Боуи, женатый на сомалийке, сознательный фронт-мен U2 Боно и "зелёный" чернокожий рэпер Уайклиф Джин при участии массы функционеров из ООН и при поддержке Cisco Systems Inc. (крупнейшего производителя интернет-оборудования) торжественно открыли сайт NetAid, направленный на борьбу с бедностью, СПИДом и в поддержку африканских IT. NetAid мог пропускать до 60 млн. посещений в час – больше, любой из действовавших до сих пор общедоступных интернет-сайтов. В Нью-Йорке, Лондоне и Женеве прошли благотворительные мега-концерты.
И хотя в 2000 президентский срок Клинтона закончился, Программу Тысячелетия уже было не остановить. Рейтинг "африканствующего" Клинтона сразу после выборов был в два раза выше, чем у только что избранного Буша.
Африканские лидеры определяются со своими интересами
После избрания нового президента Олусегуна Обасанджо, Нигерия присоединилась к Программе Тысячелетия. На 36-ой сессии Ассамблеи ОАЕ решили, что разработкой экономических рамок программы займутся Алжир, Египет, Нигерия, Сенегал и ЮАР. Три из пяти этих стран были крупнейшими нефтегазовыми державами, переживавшими с 1999 экономический подъём из-за роста мировых цен на нефть. Каждая из этих стран традиционно несла долю ответственности за весь континент и умела извлекать из этого свои выгоды. Историческое и политическое место ЮАР в этом проекте описано выше.
В экономическом же плане ЮАР переживала не лучшие времена: ситуация "пост-апартеида" вызвала "бегство капиталов" из страны, а с 1999 тут начался спад производства золота – основного источника валютных поступлений, и его рост на ближайшие 25 лет не прогнозировался. Рост ВВП ЮАР держался вокруг "плохих" 2%. Благодаря же "общеафриканской активности" ЮАР уже в апреле 2000 начала получать дивиденды, укрепив своё положение среди стран-экспортёров нефти особым, контролирующим, образом: как лидер Сообщества стран Юга Африки (САДК), она получила мандат ООН на право пресечения поставок горючего в зоны, контролируемые боевиками УНИТА в Анголе, а также на экспертизу нефти, которая шла в эти зоны, на источники происхождения (нефтяной аналог офиса по борьбе с "кровавыми алмазами"). Сенегал же был вовлечён в Программу Тысячелетия своим знаменитым музыкантом Юссу Н'Дуром, с некоторых пор – оонов-ским деятелем. Новый президент Сенегала Абдулай Вад (избран в марте 2000) занялся либерализацией экономики. Сенегал, не обладающий заметными природными ресурсами, решил претендовать на роль "информационного" панафриканского лидера. Юссу Н'Дур весь 2000 год провёл в мировом турне-миссии, везде провозглашая интернет новой африканской религией, а правительственные эксперты тем временем разрабатывали программу по преодолению разрыва между богатыми и бедными странами, в первую очередь – разрыва информационного (т.н. "План Омега"). Другие страны такой упор на интернет считали преувеличением. "Особое мнение" Сенегала привело к тому, что на Всемирном экономическом саммите в январе 2001 в Давосе Мбеки и Обасанджо представили План Тысячелетия как рабочую инициативу трёх африканских стран – ЮАР, Нигерии и Алжира. "Мы хотим понять, можем ли мы разработать новую программу африканского развития", – скромно заявил с высокой трибуны Мбеки. Давосский сюжет СМИ неблагоприятно откомментировали как "один из очередных шагов африканцев в антидолговой кампании".
Где взять денег?
11 июля 2001 в Лусаке (Замбия) прошел 37-й Саммит ОАЕ, наконец-таки объединивший "План Омега" и "Программу тысячелетия" в единую "Новую африканскую инициативу". К октябрю 2001 в документ были внесены поправки, и он был утверждён под названием НЕПАД (Новое партнёрство для развития Африки, New Partnership for Africa's Development, (http://www.nepad.org/). Секретариат НЕПАД обосновался в Мидранде, пригороде столицы ЮАР Претории.
НЕПАД определил стратегические цели (мир и безопасность; развитие демократии; либерализация экономик; региональная интеграция) и отраслевые приоритеты (развитие инфраструктур, новые технологии, здравоохранение, культура, образование, сельское хозяйство, диверсификация экспорта). Главной целью было объявлено сокращение бедности в Африке к 2015 в 2 раза. Для этого необходимы $64 млрд. Африка надеялась получить их в виде помощи или кредитов от "больших братьев". Кроме того, предполагалось, что развитый мир полностью спишет долги беднейших стран. ООН поддержала НЕПАД первой, учредив для поддержки этой программы Канцелярию Специального советника по Африке.
В феврале 2001 руководители главных кредитных учреждений мира – МВФ и Всемирного банка – встретились в Кении с инициаторами НЕПАД и заявили, что готовы финансировать программы сокращения бедности, борьбы со СПИДом, реформ в управлении и улучшение инвестиционного климата. Однако списать $20 млрд. долгов они отказались. "Цена такого шага будет слишком высокой и вынудит нас закрыться".
Из-за этих сомнений Финансистов в 2001 африканские лидеры, впервые приглашенные на Саммит G8, представили НЕПАД только в рамочном виде. G8 в ответ приняла рамочный же "Генуэзский план для Африки", решив наполнить его конкретным содержанием в 2002. Каждый президент стран G8 обязался назначить высокопоставленного личного представителя по связям с лидерами африканских стран. Таким представителем Президента РФ стал директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) академик Нодар Симония.
11 сентября 2001 теракт в Нью-Йорке заставил мир обратить на страны Развития самое пристальное внимание. Уже в конце 2001 года 30 развитых стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выработали новый документ о стратегических отношениях Север-Юг, прямо перекликающийся с НЕПАД. Так же, как и НЕПАД, ОЭСР считала, что на смену "помощи" должно прийти "партнёрство" Север-Юг: страны Развития организуют "надлежащее управление" (рыночная экономика, демократия, борьба с коррупцией), и за это развитые страны обеспечивают Развитие средствами: открывают свои рынки для товаров из "третьего мира", списывают долги, выделяют кредиты и оказывают безвозвратную помощь на "структурною перестройку" через МВФ и ВБ. Страны-члены одобрили документ в январе 2002 и готовились конкретизировать его положения 18 – 22 марта 2002 во время конференции ЮНКТАД в городе Монтеррей (Мексика).
Однако по инициативе США в центре обсуждения в Монтеррее оказались вовсе не запланированные темы (прощение долгов, открытие рынков и т.д.), а вопрос о несвязанной помощи Развитию. США заявили, что в полтора раза (с $9,76 млрд. до $15 млрд. в год) увеличат помощь уже к 2006. При этом будут направлять ее только в конкретные страны, преуспевшие в деле либерализации и демократизации. ЕС также заявил, что увеличивает объем помощи: к 2006 на цели Развития страны Европы будут выделять в среднем 0,39% ВВП (до этого средний показатель составлял 0,33%). Т.о. суммарная евро-помощь составит $12 млрд. в год. Однако, ЕС отверг требование США выделить существенные средства немедленно. Так же, как и США, ЕС заявил, что не менее половины помощи будет направляться в "хорошие страны".