Концепция Бога в Африке
В контексте традиционной Африки люди окружены не вещами, а существами; первым из которых является БОГ. Хотя во многих районах Африки Бог воспринимается, как существо мужского пола, в других случаях присутствуют и женские образы. Например, верховные божества ганского племени эве это Маву-Лиса. Они близнецы. Женщина Маву представлена луной, в то время, как мужчина Лиса представлен солнцем. Как муж и жена Маву-Лиса произвели на свет семь пар близнецов, которые стали основными богами эве. Особый интерес для нас представляет статуя, которую можно увидеть у эве – она сделана из красного дерева, у неё большая грудь, а в одной из рук полумесяц. Этот образ Маву – единственное известное в Африке изображение Верховного Божества [3].
У ганских аканов похожий взгляд на Бога. А, например, ашанти иногда рассматривали (Ниамэ) ВЕРХОВНОЕ СУЩЕСТВО, как существо и мужского, и женского пола. Женское начало символизируется луной, которая водой сотворила человека. Мужское начало символизируется солнцем. Солнце вкололо в вены человека дающий жизнь огонь и сделало человеческие существа живыми. Однако обычно женщина рассматривается, как МАТЬ человечества, от которой произошли все люди. Акпоссо с Того рассказывают, что когда Бог сотворил человека, Он сначала сотворил на земле женщину, а потом дал ей ребёнка – первое человеческое существо [3]. Как говорят мбити, главной идеей здесь является прямая связь человеческой жизни с Богом через женщину. Сама же женщина сотворена Богом и в свою очередь становится инструментом человеческой жизни [4].
Хотя жизнь первых человеческих существ обычно изображается, как проходившая в какой-либо форме рая и полностью обеспеченная Богом всем необходимым для жизни, этот рай был утерян. ЗЕМЛЯ и НЕБЕСА отделились друг от друга, а Бог стал жить в раю, тогда как люди населили землю. На место потерянных даров пришли болезни, страдания и смерть. Так сложилось, что вина за эту несчастную трагедию всегда падает на женщину [5]. Но зачастую эти связанные с происхождением мира мифы предоставляют картину женщины, как человека находящегося в особых отношениях с Богом, с которым она разделяет творческий процесс жизни, равно как и неудачи, и смерть, которая приходит в мир разными путями.
Божества
Помимо веры в Верховное Существо, африканцы признают существование низших категорий духовных сил. Они считаются более отзывчивыми к нуждам человеческих существ и в земной, и в религиозной жизни. Эти божества были созданы Богом для выполнения определённых функций. О них говорят, как о детях Бога, посланниках Бога или его представителях. Они могут быть как мужского, так и женского пола, добрыми или злыми, могут обитать в окружающей среде – деревьях, камнях, реках, море и даже в некоторых животных. Но они не закованы в рамки физических объектов, в которых обитают, так как обладают неограниченной подвижностью и могут передвигаться куда угодно. К ним относятся с уважением, когда они соответствуют ожиданиям людей. Однако к ним могут относиться и с презрением, когда им не удаётся соответствовать ожиданиям людей и приносить им пользу. В культе этих божеств участвуют и жрецы и жрицы, которые служат в их храмах и святилищах. Однако пол служителя не определяет пол божества. Оба пола могут выступать посланниками божества. Следовательно, если сравнивать с другими мировыми религиями, то африканская традиционная религия является менее дискриминационной.
Именно этот факт дал и мужчинам, и женщинам возможность выполнять священные обязанности в поклонении Богу и его чиновникам, божествам, которые представлены обоими полами [6].
Дух Земли
Следующим после Верховного Божества стоит ЗЕМНОЕ БОЖЕСТВО. В большинстве африканских обществ земля наделяется женским образом. Акан в Гане и игбо в Нигерии рассматривают землю, как богиню. У акан она стоит на втором месте после Верховного Существа и является вторым божеством, которому во время службы предлагается напиток. Её день отдыха это четверг и те, кто нарушал это табу, в прошлом подвергались жесточайшему наказанию. Хотя нет посвящённых ей храмов, святилищ или священников, потому что её щедрость доступна всем, ей всё равно приносят жертвы в сезон сева. Обычно земля не подлежит возделыванию без того, чтобы на это не было испрошено её разрешение. Когда собираются копать могилу, Духу земли предлагается жертва. В отличие от акан, нигерийские игбо посвящают святилища и жриц богине Матери, Королеве подземного мира, которая отвечает за общественную нравственность. Убийство, похищение людей или сельскохозяйственных продуктов, супружеская измена и рождение близнецов или ненормальных детей – вот что считается преступлением против неё. Её именем произносят клятвы и создаются законы. Согласно Парриндеру Ани (или Але) это самое любимое и самое близкое людям божество. Она помогает, когда у людей возникают проблемы с другими божествами, но сурово наказывает закоренелых преступников [7]. Помимо этого самый важный праздник, праздник урожая батата, проводится в её честь, ей приносят жертвы во время сева, а также когда собирают первые плоды.
Во временных домах (мбари), сделанных для размещения священных скульптур и других изображающих божества статуй, всегда присутствует статуя Ани, которая располагается в самом центре. Здесь она изображается в виде матери с ребёнком на руках или на коленях и мечём в руке. Лицом к Ала стоит бог бури – подчинённый двойник богини [8]. Мэнде в Сьерра-Леоне также считают Мать землю богиней, общей матерью человечества и женой Бога (Маа-ндоо). Как и акан, мэнде не поклоняются Духу земли, хотя к ней и обращаются одновременно с Богом (НГЕВО) по некоторым особым случаям. Создаются законы для защиты её неприкосновенности, например, сексуальные отношения в лесу являются нарушением её святости, и нарушители жестоко наказывались. Помимо богини Земли в воде обитают и некоторые другие божества.
Духи воды
Считается, что сексуальная идентификация духовных существ предполагает, что божества, как и их человеческие аналоги, обычно ориентированы скорее на домашнее, чем на общественное [10]. Однако те свидетельства, которыми мы располагаем, ни коим образом не указывают на подчинённое положение божеств женского пола божествам мужского пола. По всей Африке такие водоёмы, как моря, реки, озёра и лагуны считаются обиталищами божеств, а значит, к ним относятся с большим почтением, им иногда поклоняются в святилищах со специально назначенными жрецами или жрицами. Например, Йемоя – наиболее известное среди йоруба речное божество – является не только матерью многочисленных речных божеств, но и правительницей реки Огун в Абеокуте. Ещё она мать рыбы и дарительница детей. Поэтому женщины обращают к ней молитвы и приносят бататы и дичь с просьбой даровать детей.
Существуют и другие известные богини, такие как Ойа, богиня реки Нигер, считающаяся компаньоном или одной из жён ШАНГО – бога грома [11]. Она настолько свирепа и ужасна, что никто не может на неё даже посмотреть. Ойа часто отождествляется с ветром, за которым не приходит дождь. Есть и другие, как Ориша ОКО – важная сельскохозяйственная богиня. Чаще всех других божеств йоруба встречаются храмы, возведённые в её честь. Женщины полоняются ей больше всего, особенно во время праздника бататов. Нет сомнений в том, что африканская традиционная религия – это жизнеутверждающая религия.
Религия стремится к тому, чтобы обеспечить плодородность и жизнеспособность человеческих существ и земли, от которой зависит и их собственная жизнь, и жизнедеятельность других существ. Значит это логично, что женщины молятся этим напрямую контролирующим плодородие божествам.