Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Amhara (Эфиопия)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Amhara

ЕTHNONYM: Amara

Идентификация.
"Amhara" получен из amari, означая "тот, кто нравится, приятный, красивый, и добрый." Культура Amhara часто идентифицируется с Абиссинской культурой, которая расценена как наследник культурного смешивания древних Семитский и Cushitic (африканские) образцов; другие наследники - Говорящие тигром люди (Tigre-speaking people) Эритреи, и Tegreñña северной Эфиопии. Название "Эфиопия" получено от древнего греческого слова, означающего "люди с загорелыми лицами" и было восстановлено. Amhara часто используют слово "Amhara" обозначая "эфиопский Ортодоксальный христианин (Monophysite),", хотя их собственное, более точное выражение для этой религии - "Towahedo" (Ортодокс).

Местоположение.
Эфиопия расположена в северо-восточной части Африки. Является гористым, отделенным от Красного моря горячей пустыннной низменностью; с запада граничит с низменностью в Судане. Горные крепости часто позволяли людям плато сохранить их независимость против потенциальных захватчиков. Begemder, Gojam, и Welo – разговорные диалекты амхарского языка, как - части Shewa начиная с расширения Amhara при императоре Менилеке II в 1880-ых.

Демография.
Согласно переписи 1984 года, население Эфиопии было оценено как 42 миллиона. Из них, 28 процент упомянули себя как "Amhara", и 32 процента заявили, что они говорят на амхарском языке дома. Следовательно, приблизительно 14 миллионов могли быть идентифицированы как Amhara. Эфиопия - по существу сельская страна. Кроме столицы, Аддис-Абебы, немного городов имеют население более 10 000 человек: Гондэр, старый город на пути от горной местности до Судана; Harer, город кофе; и Дыре-Дауа, железнодорожный узел к побережью. Много маленьких городов - по существу рынки, служат внутренним районам сельского хозяйства.

Языки.
В Эфиопии есть три главных лингвистических семьи: Cushitic, Семитский, и нило-сахарский. Cushitic и Семитский - две семьи Афразийского происхождения. Языки нило-сахарского происхождения преобладают по северному и западному краю страны. Cushitic включает Oromo (прежде названный Galla), Sidamo, язык сомали, и Agau. Семитские языки, на которых говорят главным образом на севере страны, связаны с языком Ge'ez, на котором говорили там с первой половины первого тысячелетия до н.э и имел письменность, на основе которой получено существующее письмо амхарского языка. На Ge'ez прекратили говорить к четырнадцатому столетию нашей эры, но он используется в Ортодоксальной литургии в наше время. Это был язык религиозных и исторических документов, и лингвисты именовали это как "Древнеэфиопский язык". Амхарский язык связан с Ge'ez, но содержит сильные влияния от Cushitic. Это было важно с четырнадцатого столетия нашей эры, когда был написан самый ранний документ на амхарском языке "Песни Королей". Амхарский язык, который является преобладающим языком на плато северо-западной-центральной Эфиопии, является теперь официальным национальным языком Эфиопии.

История и Культурные Отношения
Есть недостаток надежных данных о предыстории Эфиопии, потому что археологические раскопки долго запрещались. Однако в изучении этого вопроса помогает: интерпретация поверхностных археологических участков, изучение древних торговых маршрутов, и лингвистический анализ. Наскальная живопись напоминает таковую из Ливии; но есть и другие изображающие рогатый скот без горбов, что говорит о раннем скотоводстве, еще до прихода из Йемена селекционеров горбатого рогатого скота (которые являются преобладающими сегодня), через Bab al-Mandab. Сложные обелиски в Aksum, 27 - 30 метров высотой, с ложными дверями и окнами (которые имеют копии в древнем Йемене), кажется, попадают в Семитский период приблизительно 500 до н.э и 300 н.э.

Определенные основные торговые маршруты, такие как, маршрут железа – почти не изменился за тысячи лет. Соль все еще ввозится от побережья Красного моря. Слоновая кость, золото, и рабы были принесены с юга. Дикий кофе был принесен с юга Эфиопии к Йемену, что, возможно, являлось оплатой за горбатый рогатый скот. Mashella (зерно Гвинеи), возможно, произошло на западном эфиопском плато, и распространился на запад оттуда. Большой стимул внешней торговле дали верблюды, которые были предоставлены Эфиопским областям, наряду с ослами около 100 л. н.э. Есть отчет экспедиции правителями Египта в Эфиопию. Птолемей III (245-222 до н.э) достиг порта Adulis (около современного Mesewa), запись этого свидетельствовала, что он захватил слонов, и надписанный блок камней с волшебными иероглифами. В том же самом порту в 60гг н.э., греческий торговец по имени Periplus сделал учетную запись импорта железа, и производство копий для того, чтобы охотиться на слонов, и в 350гг н.э. Аеизанах, король Aksum, победил Nubians и выиграл железо и бронзу Meroë.

Абиссинская династии Solomonic, как сказано на Ge'ez-языке сообщает Kebra Nagast (Честь Королей) обращается к правилу Менилека I, приблизительно 975-950 до н.э. Он был сыном Makeda, забеременевшей от Короля Соломона в течение ее посещения Иерусалима. Прерванная в 927 г. н.э. суверенами линии Zagwe, линия Solomonic была восстановлена в 1260, пока Император Хэйл Селасси не был свергнут в 1974. Абиссинские церкви все еще основываются на принципе храма Соломона в  Иерусалиме. Христианство прибыло в Aksum в четвертом столетии нашей эры, когда греко-говорящие Сирийцы преобразовали королевскую семью. Это направление Христианства сохранило множество правил Ветхого Завета, некоторые из которых соблюдаются в наше время: потребление свинины запрещается; обрезание мальчиков имеет место спустя приблизительно неделю после рождения; свадьбы предпочтительно имеют место в воскресенье, так, чтобы предполагаемое лишение девственности, после сумерек, как полагали, имело место накануне понедельника. Духовным правилом по Абиссинии управлял вначале архиепископ Александрии, отделенной только после Второй мировой войны. В Совете Chalcedon в 451 нашей эры, теологический Monophysites Александрии, включая Абиссинцев, покончил с европейской церковью.

Распространение Ислама в Эфиопии происходила от седьмого до шестнадцатого столетий. В течение этого периода, династия Solomonic была восстановлена в 1260 в области Shewa Королем Екано Амлаком, который расширял его царство от Абиссинии до Cuchitic-говорящего юга стран и востока. Амхарский язык развивался из этой лингвистической смеси. Используя обширное число рабов на феодальных церковных территориях, Abuna (архиепископ) Tekle Haymanot построил церкви и монастыри, часто на защитимых вершинах, типа монастыря Дебры Либанос в Shewa, который является все еще самым важным в Эфиопии.

С мусульманским завоеванием земли Сомали в 1430, кольцо вокруг Абиссинии было замкнуто, и недавно Islamicized Oromo (Galla) полукочевые племена с юга захватили через Восточно-Африканскую зону разломов, церкви и монастыри. Некоторые рукописи и церковные картины должны были быть скрыты на островах на Озере Тана. Когда вторая волна захватчиков прибыла, оборудованная турецким огнестрельным оружием, король Лебна Денгэль Shewan послал молодого армянина в Португалию, чтобы требовать помощи. Прежде, чем они прибыли, лидер Мохаммед Гран Oromo ("неуклюжий") подверг нападению при помощи Арабов из Йемена, Сомалийцев, и Danakils и перешел на далекий север как Aksum. Один год спустя, Сом Кристофо Да Гама приземлился в Mesewa с 450 португальскими мушкетерами; сын убитого короля, Galaudeos (Клавдий), боролся, пока он не умер в сражении. Поток поворачивался, однако, и в 1543 Мохаммеде Гране умер в сражении.

Shewa однако оставался улаженным Oromo. Королевская семья имела только палаточный город, что стало городом Гондэром. Там португальцы построили мосты и замки, и Иезуиты начали преобразовывать королевскую семью в римское Христианство. Король Денгэль был первым королевским новообращённым, но духовенством Monophysite, организовало восстание, которое привело к его удалению. Его преемник, Король Саснеос, был также преобразован, но боялся убеждать его людей преобразовываться; незадолго до его смерти в 1632, он объявил религиозную свободу для всех.

Новый король, Fasilidas (1632-1667), выслал португальцев и восстановил привилегии духовенства Monophysite. Он - и позже его сын и нанятые внуком рабочие, обучаемые португальцами, чтобы строить замки, которые стоят до сих пор.

Гондэр был оставлен Solomonic линией, когда узурпирующий вождь, Касса, выбрал это как местоположение, чтобы себя короновать как Король Теодор в 1855. Он побеждал короля Shewa и держал династического наследника, мальчика Менилека II, заложником. Теодор понял безотлагательность объединения многих этнических групп страны в нацию, что будет препятствовать Эфиопии терять ее независимость перед европейскими колониальными державами. Размышляя о том, что все европейцы знают, как изготовить орудия, Теодор пригласил иностранных техников и, сначала, даже приветствовал иностранных миссионеров. Но когда последние оказались неспособными создать орудия для него и даже критиковали его поведение, он их заключил в тюрьму. Это приводило к экспедиции Нейпира, которая приветствовалась и помогалась населением Области Tigray. Когда форт Magdalla упал, Теодор совершил самоубийство. Тигрей, Иохэйннс, короновался в Aksum.

В 1889 мусульманский месси использовал в своих интересах беспорядок в Эфиопии; он опустошал область Dembeya, вызывая серьезный и длительный голод. Тем временем, династический наследник Shewan, Менилек II, рос и понимал, что Эфиопия больше не могла изолировать себя. Он решил объединить страну. Как Amhara от Shewa, он понял его соседей Oromo и выиграл их лояльность с грантами земли и военными союзами. Он договарился об урегулировании с Тигрей. Он снабдил его силы огнестрельным оружием.

Его политика была настолько успешна, что он сумел победить итальянское вторжение в Adwa, в 1896, случай, который поместил Эфиопию в международную карту дипломатии. Императрица Тэйту любила район Shewa, даже при том, что это было в области Oromo, и император поэтому согласился строить его столицу там, называя ее "Аддис-Абеба" (новый цветок). Расширяясь Аддис-Абеба угрожала исчерпать местный лес, Менилек заказал импорт деревьев эвкалипта из Австралии.

Менилек II умер в 1913, и его дочь Зодиту стала номинальной главой; троюродный брат, Рас Тафари Маконнен, стал регентом и короновался Королей Хэйл Селасси I в 1930. Он позволил Эфиопии присоединиться к Лиге Наций в 1923, объявив вне закона торговлю рабами. Одно из его первых действий как императора было предоставить письменную конституцию. Когда Mussolini вторгся в Эфиопию в 1935, Император Хэйл Селасси, в Женеве умолял перед Лигой о помощи, предупреждая, что его страна не будет последней жертвой агрессии. Итальянское вторжение, закончилось в 1941 году сдачей британцам и возвращению императора. В течение последующих десятилетий, император продвинул образованную элиту и искал помощь в различных областях из Соединенных Штатов, а не британцев. Начиная приблизительно в 1960, молодое, образованное поколение Эфиопов все более и более беспокоилось относительно медлительности развития, особенно в политической сфере. В то же самое время, стареющий император, который переносил потерю памяти, терял его способность поддержать контроль. В 1974 он был свергнут, и он умер год спустя. Революционные комитеты, хотели следовать за Марксистской идеологией, сформировали военные диктатуры, которые высылали сельских жителей и казнили студентов и друг друга без суда. Диктатор Менджисту Хэйл Мариам сбежал из Эфиопии в мае 1991, поскольку Эритрейские и армии мятежника Tigrayan приблизились с севера.

Урегулирования
Типичное сельское урегулирование - деревня. Деревня может состоять из два и более хижин. Таким образом, деревня - часто немного больше чем изолированная или полуизолированная ферма, и другая деревня может быть рядом, если их пахавшие области - рядом. Четыре фактора, определяют, где деревня, будет расположена: экологическия, тип воды в пределах пешеходного расстояния для женщины, или доступного пастбища; люди почти всегда связываются в пределах деревни и формируют семью - экономическое сообщество; каждая деревня имела административную верхушку, для рассмотрения вопросов, типа унаследованной семейной собственности, аренда земли, принадлежащей феодалу прежних времен, или продление соглашения с соседней церковью, которая держала землю как феодальное владение до 1975 и продолжает получать часть урожая в обмен на ее услуги. Деревня может полностью населяться кузнецами Falasha или изготовителями глиняной посуды или кремами для загара Faqi. Большинство Falasha теперь оставило Эфиопию.

Чтобы избегать затопления в течение дождливого сезона, деревни обыно стоят на вершине. Граница между облостями обычно отмечается ручьем или оросительным каналом. Склоны, если на них нет террасы для возможности земледелия, обычно служат пастбищем для всех деревень на холме. Не только овцы и козы, но также и коровы, поднимаются по довольно крутым, густым склонам. Перенос воды и ветвей для топлива все еще считают работой женщины, и ей, приходится подниматься в течение нескольких часов от самого близкого круглогодичного водоема. Деревня обычно патрилокальна и патрилинейна. То есть, когда брак происходит, обычно в довольно раннем возрасте, сын может получить в использование часть хозяйства его отца, строить его хижину поблизости. Если отец не имеет земли, сын может (неохотно) устроиться в деревне невесты. Когда война убивает взрослых мужчин в деревне, родственники со стороны супруга(-и) могут также перебраться к нему. Некоторые деревни огорожены колючими кустарниками против вечерних-бродячих гиен и и иметь загон для рогатого скота. Телята могут быть взяты в хижину ночью. В каждой деревне есть обычно по крайней мере одна собака.

2

Экономика
Большая изобретательность Amhara долго инвестировалась в прямую эксплуатацию природных ресурсов. Amhara предпочитают провести много времени, в поисках соответственно сформированных твердых или мягких пород молодых деревьв, чем выполнять плотницкие работы, которые традиционно в значительной степени ограничены строительством кровати, деревянных седел, и простых музыкальных инструментов. Мыло получалось из фрукта endod (Pircunia abyssinica). Танин для депиляции и лечения получалось от желтых фруктов кустарника embway. Ароматические масла получали из листьев од (мирт) кустарника. Во времена неурожая, съедобное масло получалось из семен подсолнечника (Сафлор tinctorus). В случае необходимости, листья кустарника Лолы толклись женщинами, чтобы печь праздничный хлеб dabbo. Мед маленькой, крошечной-stingered пчелы (Пчела dorsata) собрался, чтобы произвести алкогольный напиток tej, тогда как мед дикой пчелы tazemma (Африканцы Пчелы miaia) собрался, чтобы лечить простуду и сердечные болезни. Лов рыбы был ограничен главным образом ограничен трехмесячным дождливым сезоном, когда реки полны, и вода грязна так, чтобы рыба не могла видеть рыбаков. Охота  на слонов имела обыкновение быть спортом молодой феодальной знати, но добыча слоновой кости имела место в значительной степени в non-Amhara областях.

Сельское хозяйство обеспечивает главную долю экономики для Amhara. Традиционный метод обработки земли требовал большие маштабы обработки земли, так как не производилось никакой удобрение почвы. Из навоза лепились кирпичики которые использовались при отопленииии и для очега при приготовлении пищи. Новая земля очищалась методом резать-и-жечь. Деревянный плуг с железным наконечником, который тянули волы, являлся главным инструментом сельского хозяйства. Ненадежность землевладения долго было главным фактором мещающим фермерам Amhara создавать большое хозяйства для производство продукции \больше чем требовалось для пропитания его семьи. Крестьянин арендного земледелия (gabbar) был почти как раб, он боялся феодального владельца или вооруженные силы, которые отбирали любой излишек. Революционное правительство (1975-1991) добавило дополнительные опасения в соответствии с ее сельскохозяйственной программой, объединяя крестьян в сообщество, чтобы облегчить Госконтроль и выслать крестьян на юг Эфиопии, где многие погибли вследствие бедного правительственного планирования и поддержки.

Привилегированная культивируемая культура у Amhara - tyeff (Eragrostis abyssinica), маленькие семена которой богаты железом. В низине или более сухие возвышения, выращивали несколько сортов сорго обыкновенного (durras): mashella (сорго обыкновенное Andropogon), часто смешиваемый с более дорогостоящим tyeff, чтобы печь хлеб лепешки injera; zengada (Eleusina multiforme), выращенный как страхование урожая; и dagussa (Eleusine coracana, или tocusso), используемый как компонент в пиве вместе с ячменем. Пшеница (Triticum spp.), выращивалась в более высоких возвышениях и считалась роскошью. Ячмень (Hordeum spp.), gebs, дает круглогодичный урожай, используемый прежде всего для того, чтобы готовить пиво, или готовить gebs qolo, готовая закуска.

Самое важное растительное масло происходит из nug (Guizotia abyssinica), черного Нигерского семени, и от talba (Linum usitatissimum), семени льна. Капуста (gomen) расценивалась как бедная пища. Орехи оценивались как основной элемент, который, будет помогать даже в войне и голоде; они потреблялись в течение Постного сезона, как и горох. Лук и чеснок выращивались как специи. Чечевицей заменяли мясо в течение периода голода. Разведение домашнего скота традиционно непосредственно не связано с доступным пастбищем, но с сельским хозяйством и желанием престижа. Волы необходимы, чтобы тянуть плуг, но традиционно не было никакого размножения, чтобы получить молочный скот.

Разделение Рабочей силы.
Хотя часто происходило деление, подобное касте по занятиям, таким как, кузнечное дело, создание глиняной посуды, и дубление кожи, но часто это происходило в сельских районах и было связано с этнической группировкой. Кроме того, мастеровые подозревались в колдовстве, которое позволяло ремесленникам превратить себя в гиен ночью, чтобы потреблять трупы, распространять заболевание, и взглядом превращать людей в ослов, чтобы использовать их рабочую силу. Такие ложные обвинения были очень серьезными. С другой стороны, волшебная власть, данная этим рабочим, как полагают, сделает их продукты крепкими, тогда как изготовленные посторонним, скоро сломаются.

Землевладение.
Землевладение среди традиционного сельского Amhara напоминало землевладение средневековой Европы больше чем в другом месте в Африке. Феодальные учреждения требовали, чтобы gabbar выполнял работу (hudād) для его лорда. Эта система влекла за собой, наследственное владение землей, была подчинена налогообложению, и конфискации в случае восстания против короля. За столетия, такая земля была добавлена к держащей феодальное владение церковной земле, и debber ager. Император Хэйл Селасси попытался изменить феодальную систему в его администрации. Он побеждал феодальные армии, но был загнан в угол у него аннулировали землю, особенно в области Amhara, феодалами, типа Ras Kassa. Парламент, который он породил, не имел никакой действительной мощности, Все остающееся феодальное землевладение было аннулировано в течение революционной диктатуры (1975-1991), но феодальных отношений, осуществленных сельскими чиновниками, типа shum shir сохраняется.

Родство

Расширенная патрилокальная, патрилинейная, патриархальная семья особенно сильна среди держателей земли, но найдена, в принципе, даже на уровне деревни пайщиков. Ввиду акцента на поиске безопасности в отношениях родства, есть несколько формальных методов установления вымышленного родства, zemed точильный камень, обеспечил, человек, который будет принят - attentam ("хороших костей," то есть, не родословной раба Shanqalla). Полное принятие обеспечивается грудному отцу (yetut abbat) или грудной матери (yetut ennat). Традиционная общественная церемония включала использование соски с медом и моделирование кормление грудью, даже если ребенок был уже в юности.

Брак и Семья
Брак. Есть три преобладающих типа брака в традиции Amhara. Только меньшинство - духовенство, некоторые пожилые люди участвует в евхаристическом церковном браке (qurban). Никакой развод в таком случае не возможен. Вдовы и вдовцы могут вступить в повторный брак, за исключением священников, которые, вместо этого станут монахами.

Договорной гражданский брак (semanya; освещенный., "восемьдесят"), является самым обычным. (Нарушение присяги брака имело обыкновение быть оштрафованным штрафом 80 thalers.) Никакая церковная церемония не происходила, но священник может присутствовать на свадьбе, чтобы благословить пару. О разводе, который вовлекает разделение собственности и определения хранения детей, можно договориться. Временный брак (damoz) обязывает мужа платить, заработную плату домохозяйке в течение периода заявленного заранее. Это, было существенной договоренностью в экономике, так как ресторан и гостиничные обслуживания не были доступны. Срок - сокращение demewez, "кровь и пот" (компенсация). Контракт, хотя устный, был перед свидетелями и был поэтому осуществим в соответствии с постановлением суда. Жена не имела никакого права наследования, но если бы дети были рождены в течение периода контракта, то они могли бы предъявить иск на часть собственности отца. Права Damoz были даже признаны в современном законе в течение правила Императора Хэйл Селасси.

Национализация начинается с присвоения имени ребенку, привилегия, которая обычно принадлежит матери. Она может базироваться на ее преобладающей эмоции в это время (например, Desta [радость] или Almaz [алмаз]), на существенном появлении случая в то время, или на специальном желании (Seyum, "быть назначенной на достоинство").

Национализация. Кормление грудью может длиться два года, в течение которых питомец никогда не покидает пределов досягаемости с телом матери или другой женщины. Обучение дисциплине начинается постепенно приблизительно в возрасте 5 лет для девочек и 7 лет для мальчиков. Старшие дети помогают их матерям в наблюдении за младенцами; мальчики ведут овец и коров к пастбищу и, с рогатками, охраняют зерновые культуры против птиц и бабуинов. Дети могут быть расспрошены в суде, чтобы выразить предпочтение относительно опекунства в случае развода их родителей. Пренебрежение обязанностью наказывалось выговором и избиением.

Систематическое образование в традиционной сельской церковно-приходской школе редко начиналось раньше 11 лет для мальчиков. Девочки – не обучались, чтобы казаться застенчивыми, но могут играть дом с мальчиками до юности. Юность - начало более строгого повиновения для обоих полов. К молодым людям обращаются как ashker; к 18 годам к ним можно обратиться как gobez, имея значение (сильный, красивый) молодой воин. На Temqet (крещение Иисуса) фестиваль, молодые люди сталкиваются друг с другом в командах, чтобы конкурировать в игре guks, турнир происходил верхом с тупыми, деревянными копьями в руках, уворачиваясь или защищая себя с кожаными щитами. На Рождество, играют в подобную хоккею игру - genna. К подросткам женского пола не обращаются как qonjo (красивая), больше как leja-gered (девица служащего). Пение громко в группах, собирая дрова привлекает группы молодых людей, далеко от родительского наблюдения. Молодые люди и женщины также встречаются после guks и genna игр, нося новую одежду и традиционную косметику и прически. Больше всего флирта происходит на Пасхе (Fassika), в конце сухого сезона.

Внутренняя Единица. Традиционный возраст девочки в первом браке может быть 14 лет, что позволяло защищать ее девственность, и позволять жениху приручить ее более легко. Жених обычно на три - пять лет, старше чем невеста. Чтобы защищать невесту против чрезмерного насилия, ей назначают двух шаферов, которые ждут позади занавеса, поскольку брак осуществлен; позже, она может обратиться к ним в случае конфликтов и они помогают в разбирательствах.

3

Социополитическая Организация

Возраст показывает старшего и означает серьезность, мудрость, и команду человеческих отношений в пределах жилой группы семьи или вне ее. Он может быть возрастом 40 лет и уже дедушка. Нет никакой автоматической эквивалентности для старших женщин, но они могут работать монахинями и продолжить жить дома, работая на кладбище, при выпечке хлеба и пивоварении для священников. Только женщины после менопауза, обычно вдовы, приняты как монахини в Monophysite Aybssinian церковь. Младших женщин не считают достаточно серьезными, чтобы быть в состоянии отрицать их сексуальные потребности.

Наследование. Когда смерть приближается, старшая семья умирающего человека приносят исповеднику последнее желание относительно наследования. Предпочтения даются патрилинейным потомкам. Личное имущество, типа oxhide циновок и shamma (тога), могут дать исповеднику, который управляет последними обрядами и назначает место погребения на кладбище.

Социальная организация связана с землевладением родственников, феодальных традиций и церкви, этнического разделения рабочей силы, рода, и возрастного статуса. Крестьянский класс разделен между землевладельческими фермерами, которые, даже при том, что они не имеют никакой формальной политической власти, могут мешать отдаленной правительственной власти их сельской отдаленностью, бедными дорогами, и весом численности, и пайщмков, которые не имеют такой власти против местных владельцев. Опасение относительно человека, который участвует в квалифицированном занятии, tebib (освещенный., "знающий,", к кому показаны сверхествественные тайны), вступает в стратификацию класса, специального для кузнецов, изготовителей глиняной посуды. Они презираются как члены более низкой касты, но их продукты необходимы, и поэтому их допускают. Ниже них в социальном масштабе - потомки рабов, которые имели обыкновение быть импортированными от negroid Shanqalla суданской границы, или Nilotic Barya.

Социальный контроль традиционно поддержан, и ситуации конфликта решены, в соответствии с иерархией власти. Судьи интерпретируют законы субъективно и не делают никакого острого различия между гражданскими и преступными процедурами. В дополнение к письменным Абиссинским и церковным правам, есть ненаписанные кодексы, типа оплаты наёмному убийце к семье жертвы. Огорченный человек мог обратиться к более высокой власти, лежа обессиленный и крича "abyet" (услышьте меня). Контракты не должны были быть написаны, если были надежные свидетели.

Религия и Выразительная Культура

Религиозная вера большинства Amhara - Monophysite-то-есть, Tewahedo (Ортодокс) Христианство, до такой степени, что срок "Amhara" используется синонимично с "Абиссинским христианином". Христианин Амхара носит синий шнур на шее (meteb),  чтобы отличать себя от мусульман, В сельских областях, правила церкви имеют фактическую силу закона, и много людей посвящены в церковные функции: священники, мальчики дьяконы и церковные студенты, певчие-писцы, монахи, и монахини. Помимо духовной функции qes (священник округа) певчие-писцы выполняют много услуг. Они переводят литургию от Ge'ez на амхарский язык, скандируют и иногда составляют религиозную поэзию (qēn ē), и пишут амулеты. Последние могут быть неофициальным и препятствовавшим священниками, но больные люди верят настоятельно в них и могут использовать их, чтобы предотвратить болезнь. До экспертиз, церковные студенты часто жуют и глотают сорняк Дурмана, названный astenager (освещенный, "стимулировать разговор"), чтобы увеличить память о библейских сценах и других деталях, выученных наизусть и помогать правильному произношению литургии.

Церемонии. Церемониями часто отмечают ежегодный цикл для народа, несмотря на акцент религии. Календарь Абиссинии является Юлианским, но год начинается 11 сентября, после древнего египетского использования, и называется amete mehrāt (год изящества). Таким образом, год 1948 Абиссинца утра соответствует примерно Грегорианский западный 1956. Новый год начинается с месяца Meskerem, который следует за дождливым сезоном и назван в честь первого религиозного церковного праздника года, Mesqel-abeba, празднуя Банкет Креста. В семнадцатый день, огромные кострища сложены для костра вечером, с большим общественным шествованием, танцем, и пированием. В отличие от этого, Рождество (Ledet) имеет немного социального значения за исключением genna игры молодых людей. Намного более важный - Крещение (Temqet), в одиннадцатый день Триоицы. Военные парады сопровождают священников, которые несут tabot, символический вариант святого ковчега, на их головах, к воде.

Долгий Постный сезон приближается к концу, и духовенство так же как публика с нетерпением ждут пирования на Пасху (Fassika), в семнадцатый день Miyazya. Дети получают новую одежду и собирают подарки. Даже добровольная братская ассоциация mehabber, как говорят, произошла из практики частной общины. Члены сменяются как хозяева на ежемесячных встречах, пьющий пиво вместе с исповедником-священником, который интонирует просьбы. Члены, действовуют как взаимная благотворительная организация, поднимая регулярные вклады, расширяя ссуды, даже платя за tazkar (формальное мемориальное обслуживание) спустя сорок дней после смерти члена, если его семья не может позволить себе это.

Искусство. Устные искусства, типа пригодного bedanya (говорящий задолго до судьи) - высоко уважаются вообще в культуре Amhara, но есть явное социальное различие между речью простоватого крестьянина, balager (следовательно beleg ē, неотполированный, иногда даже вульгарный), и chowa lij, речи высшего сословия. Дальнейшее дифференцирование в пределах последнего сословия - речь тех, традиционное образование которых включило sewassow (Ge'ez: грамматика; lit  (освещенный), "ladder" (Лестница),  "uplifting"(вздымаясь), с которым полностью справляются главным образом церковные ученые; речи прежнего императора Хэйл Селасси, который также справился с sewassow, производили на среднего обывателя впечатление как тайный и твердый смысл, и поэтому его еще более уважали. В искусствах вежливости, скрытого осмеяния, игры слов с двойными значениями, типа semmena-worq (воск и золото), даже частичное знание грамматики - преимущество. Драпирование тоги (shamma) используется в суде и других случаях, чтобы подчеркнуть разговорные слова, или общаться даже без речи. Это драпирование также использовалось, чтобы выразить социальный статус из уважения к человеку высокого статуса, в различных случаях, и даже выразить капризы, успокоить умеренность, к печали, гордости, социальному расстоянию, отчаянным мольбам, религиозной преданности, и так далее. Артистическое выражение в искусствах долго связывалось с церковью.

Медицина. Фундаментальные понятия и методы медицины Amhara могут быть проведены паралеллью с медициной древнего Египта и древнего Ближнего Востока и могут также быть приписаны региональным экологическим связям в пределах Эфиопии. Часто никакие острые различия не сделаны между физическими и духовными болезнями, но есть специальные занятия: woggesha (хирург-травник) - практически прагматист; debtera (писец) призывает мир духа. Последний официально или неофициально связан с церковью, но zar культ - обособленный и может даже быть женским. Его дух лечения имеет сложную космологию; это вовлекает социальный статус пациента и включает терапию группы. Главный zar доктор - часто женщина, которая вошла в профессию, когда сама она была охвачена духом; она сумела управлять небольшим количеством мощного колдовства, который она может тогда использовать в ее сражениях, чтобы преодолеть колдовство, которым обладают ее пациенты. Никакое лечение не происходит, только управление через переговоры и успокоение оскорбленного духа, в надежде на превращение этого в weqabi (защитный дух).

Много мужчин считают zar культ женоподобным и консультируются с его докторами втихомолку только, ночью. Мужья могут обидеться на финансовые издержки, если их жены - пациенты. Женщины, участие которых в Абиссинской церкви строго ограничено, находят выражение в zar культе. zar доктора в Гондэре считают их ежегодное соглашение двадцать третьей ночью месяца Yekatit, как раз перед началом христианина Monophysite Предоставленным (Kudade; освещенный, "страдание"). На церемонии происходит песнопение, танцы, игра на барабанах, и потребление различных напитков на банкетах любви zars. Бедные пациенты, которые являются неспособными заплатить деньгами или предметами потребления, могут отделаться от их долгов в трудовом обслуживании к культу-waitressing, плести корзины, принося воду и топливо, пивоварении и т.д. Они вообще анализируются zar доктором, как обладавшим низким статусом zar дух.

В отличие от этого, владение злым духом (buda) считают более серьезным и менее управляемым чем владение zar, и нет никакого культа. Усилие предпринято, чтобы предотвратить это, нося амулеты и избегая tebib людей (которые являются квалифицированными в отраслях как создание глиняной посуды и кузнечное дело). Так как это колдовство, как полагают, ударяет красивых или успешных людей, таких людей особенно, если они - дети - нельзя похвалить вслух. Если человек вызывает отвращение и чахнет, изгнание нечистой силы церковью может быть предпринято, или с tanqway (divinersorcerer) можно консультироваться; однако, последнее обращение за помощью считают опасным и позорным.

Смерть и Загробная жизнь. Когда старший находится на грани смерти, другие старшие из его семьи приходят к исповеднику и говорят ему "Признайте себя." Тогда они спрашивают у него умирающего последнее желание - что дать его детям и что для его души (церковь). Исповедник проводит последние обряды и, после смерти, назначает место погребения в кладбище. Труп вымыт, обернут в shamma, отнесен в церковь для прощания с народом, и похоронен, традиционно без надгробного украшения за исключением круга камней. Женщины выражают горе громким плачем и стенаниями. Мемориальный банкет (tazkar) проводят спустя сорок дней после смерти человека, когда душа имеет первый удобный случай, чтобы освободится от чистилища. Приготовления к этому банкету начинаются во время похорон: деньги обеспечиваются для священника, чтобы заказать fetet, просьба относительно прощения, кроме того, накапливают пищу и напитки. Это - часто самые большие экономические расходы целой жизни человека и, следовательно, главного социального случая. Для пирования, установлено большое, прямоугольное убежище (dass), и даже отдаленная семья, как ожидают, будет участвовать.