Amhara
ЕTHNONYM: Amara
Идентификация.
"Amhara" получен из amari, означая "тот, кто нравится, приятный, красивый, и добрый." Культура Amhara часто идентифицируется с Абиссинской культурой, которая расценена как наследник культурного смешивания древних Семитский и Cushitic (африканские) образцов; другие наследники - Говорящие тигром люди (Tigre-speaking people) Эритреи, и Tegreñña северной Эфиопии. Название "Эфиопия" получено от древнего греческого слова, означающего "люди с загорелыми лицами" и было восстановлено. Amhara часто используют слово "Amhara" обозначая "эфиопский Ортодоксальный христианин (Monophysite),", хотя их собственное, более точное выражение для этой религии - "Towahedo" (Ортодокс).
Местоположение.
Эфиопия расположена в северо-восточной части Африки. Является гористым, отделенным от Красного моря горячей пустыннной низменностью; с запада граничит с низменностью в Судане. Горные крепости часто позволяли людям плато сохранить их независимость против потенциальных захватчиков. Begemder, Gojam, и Welo – разговорные диалекты амхарского языка, как - части Shewa начиная с расширения Amhara при императоре Менилеке II в 1880-ых.
Демография.
Согласно переписи 1984 года, население Эфиопии было оценено как 42 миллиона. Из них, 28 процент упомянули себя как "Amhara", и 32 процента заявили, что они говорят на амхарском языке дома. Следовательно, приблизительно 14 миллионов могли быть идентифицированы как Amhara. Эфиопия - по существу сельская страна. Кроме столицы, Аддис-Абебы, немного городов имеют население более 10 000 человек: Гондэр, старый город на пути от горной местности до Судана; Harer, город кофе; и Дыре-Дауа, железнодорожный узел к побережью. Много маленьких городов - по существу рынки, служат внутренним районам сельского хозяйства.
Языки.
В Эфиопии есть три главных лингвистических семьи: Cushitic, Семитский, и нило-сахарский. Cushitic и Семитский - две семьи Афразийского происхождения. Языки нило-сахарского происхождения преобладают по северному и западному краю страны. Cushitic включает Oromo (прежде названный Galla), Sidamo, язык сомали, и Agau. Семитские языки, на которых говорят главным образом на севере страны, связаны с языком Ge'ez, на котором говорили там с первой половины первого тысячелетия до н.э и имел письменность, на основе которой получено существующее письмо амхарского языка. На Ge'ez прекратили говорить к четырнадцатому столетию нашей эры, но он используется в Ортодоксальной литургии в наше время. Это был язык религиозных и исторических документов, и лингвисты именовали это как "Древнеэфиопский язык". Амхарский язык связан с Ge'ez, но содержит сильные влияния от Cushitic. Это было важно с четырнадцатого столетия нашей эры, когда был написан самый ранний документ на амхарском языке "Песни Королей". Амхарский язык, который является преобладающим языком на плато северо-западной-центральной Эфиопии, является теперь официальным национальным языком Эфиопии.
История и Культурные Отношения
Есть недостаток надежных данных о предыстории Эфиопии, потому что археологические раскопки долго запрещались. Однако в изучении этого вопроса помогает: интерпретация поверхностных археологических участков, изучение древних торговых маршрутов, и лингвистический анализ. Наскальная живопись напоминает таковую из Ливии; но есть и другие изображающие рогатый скот без горбов, что говорит о раннем скотоводстве, еще до прихода из Йемена селекционеров горбатого рогатого скота (которые являются преобладающими сегодня), через Bab al-Mandab. Сложные обелиски в Aksum, 27 - 30 метров высотой, с ложными дверями и окнами (которые имеют копии в древнем Йемене), кажется, попадают в Семитский период приблизительно 500 до н.э и 300 н.э.
Определенные основные торговые маршруты, такие как, маршрут железа – почти не изменился за тысячи лет. Соль все еще ввозится от побережья Красного моря. Слоновая кость, золото, и рабы были принесены с юга. Дикий кофе был принесен с юга Эфиопии к Йемену, что, возможно, являлось оплатой за горбатый рогатый скот. Mashella (зерно Гвинеи), возможно, произошло на западном эфиопском плато, и распространился на запад оттуда. Большой стимул внешней торговле дали верблюды, которые были предоставлены Эфиопским областям, наряду с ослами около 100 л. н.э. Есть отчет экспедиции правителями Египта в Эфиопию. Птолемей III (245-222 до н.э) достиг порта Adulis (около современного Mesewa), запись этого свидетельствовала, что он захватил слонов, и надписанный блок камней с волшебными иероглифами. В том же самом порту в 60гг н.э., греческий торговец по имени Periplus сделал учетную запись импорта железа, и производство копий для того, чтобы охотиться на слонов, и в 350гг н.э. Аеизанах, король Aksum, победил Nubians и выиграл железо и бронзу Meroë.
Абиссинская династии Solomonic, как сказано на Ge'ez-языке сообщает Kebra Nagast (Честь Королей) обращается к правилу Менилека I, приблизительно 975-950 до н.э. Он был сыном Makeda, забеременевшей от Короля Соломона в течение ее посещения Иерусалима. Прерванная в 927 г. н.э. суверенами линии Zagwe, линия Solomonic была восстановлена в 1260, пока Император Хэйл Селасси не был свергнут в 1974. Абиссинские церкви все еще основываются на принципе храма Соломона в Иерусалиме. Христианство прибыло в Aksum в четвертом столетии нашей эры, когда греко-говорящие Сирийцы преобразовали королевскую семью. Это направление Христианства сохранило множество правил Ветхого Завета, некоторые из которых соблюдаются в наше время: потребление свинины запрещается; обрезание мальчиков имеет место спустя приблизительно неделю после рождения; свадьбы предпочтительно имеют место в воскресенье, так, чтобы предполагаемое лишение девственности, после сумерек, как полагали, имело место накануне понедельника. Духовным правилом по Абиссинии управлял вначале архиепископ Александрии, отделенной только после Второй мировой войны. В Совете Chalcedon в 451 нашей эры, теологический Monophysites Александрии, включая Абиссинцев, покончил с европейской церковью.
Распространение Ислама в Эфиопии происходила от седьмого до шестнадцатого столетий. В течение этого периода, династия Solomonic была восстановлена в 1260 в области Shewa Королем Екано Амлаком, который расширял его царство от Абиссинии до Cuchitic-говорящего юга стран и востока. Амхарский язык развивался из этой лингвистической смеси. Используя обширное число рабов на феодальных церковных территориях, Abuna (архиепископ) Tekle Haymanot построил церкви и монастыри, часто на защитимых вершинах, типа монастыря Дебры Либанос в Shewa, который является все еще самым важным в Эфиопии.
С мусульманским завоеванием земли Сомали в 1430, кольцо вокруг Абиссинии было замкнуто, и недавно Islamicized Oromo (Galla) полукочевые племена с юга захватили через Восточно-Африканскую зону разломов, церкви и монастыри. Некоторые рукописи и церковные картины должны были быть скрыты на островах на Озере Тана. Когда вторая волна захватчиков прибыла, оборудованная турецким огнестрельным оружием, король Лебна Денгэль Shewan послал молодого армянина в Португалию, чтобы требовать помощи. Прежде, чем они прибыли, лидер Мохаммед Гран Oromo ("неуклюжий") подверг нападению при помощи Арабов из Йемена, Сомалийцев, и Danakils и перешел на далекий север как Aksum. Один год спустя, Сом Кристофо Да Гама приземлился в Mesewa с 450 португальскими мушкетерами; сын убитого короля, Galaudeos (Клавдий), боролся, пока он не умер в сражении. Поток поворачивался, однако, и в 1543 Мохаммеде Гране умер в сражении.
Shewa однако оставался улаженным Oromo. Королевская семья имела только палаточный город, что стало городом Гондэром. Там португальцы построили мосты и замки, и Иезуиты начали преобразовывать королевскую семью в римское Христианство. Король Денгэль был первым королевским новообращённым, но духовенством Monophysite, организовало восстание, которое привело к его удалению. Его преемник, Король Саснеос, был также преобразован, но боялся убеждать его людей преобразовываться; незадолго до его смерти в 1632, он объявил религиозную свободу для всех.
Новый король, Fasilidas (1632-1667), выслал португальцев и восстановил привилегии духовенства Monophysite. Он - и позже его сын и нанятые внуком рабочие, обучаемые португальцами, чтобы строить замки, которые стоят до сих пор.
Гондэр был оставлен Solomonic линией, когда узурпирующий вождь, Касса, выбрал это как местоположение, чтобы себя короновать как Король Теодор в 1855. Он побеждал короля Shewa и держал династического наследника, мальчика Менилека II, заложником. Теодор понял безотлагательность объединения многих этнических групп страны в нацию, что будет препятствовать Эфиопии терять ее независимость перед европейскими колониальными державами. Размышляя о том, что все европейцы знают, как изготовить орудия, Теодор пригласил иностранных техников и, сначала, даже приветствовал иностранных миссионеров. Но когда последние оказались неспособными создать орудия для него и даже критиковали его поведение, он их заключил в тюрьму. Это приводило к экспедиции Нейпира, которая приветствовалась и помогалась населением Области Tigray. Когда форт Magdalla упал, Теодор совершил самоубийство. Тигрей, Иохэйннс, короновался в Aksum.
В 1889 мусульманский месси использовал в своих интересах беспорядок в Эфиопии; он опустошал область Dembeya, вызывая серьезный и длительный голод. Тем временем, династический наследник Shewan, Менилек II, рос и понимал, что Эфиопия больше не могла изолировать себя. Он решил объединить страну. Как Amhara от Shewa, он понял его соседей Oromo и выиграл их лояльность с грантами земли и военными союзами. Он договарился об урегулировании с Тигрей. Он снабдил его силы огнестрельным оружием.
Его политика была настолько успешна, что он сумел победить итальянское вторжение в Adwa, в 1896, случай, который поместил Эфиопию в международную карту дипломатии. Императрица Тэйту любила район Shewa, даже при том, что это было в области Oromo, и император поэтому согласился строить его столицу там, называя ее "Аддис-Абеба" (новый цветок). Расширяясь Аддис-Абеба угрожала исчерпать местный лес, Менилек заказал импорт деревьев эвкалипта из Австралии.
Менилек II умер в 1913, и его дочь Зодиту стала номинальной главой; троюродный брат, Рас Тафари Маконнен, стал регентом и короновался Королей Хэйл Селасси I в 1930. Он позволил Эфиопии присоединиться к Лиге Наций в 1923, объявив вне закона торговлю рабами. Одно из его первых действий как императора было предоставить письменную конституцию. Когда Mussolini вторгся в Эфиопию в 1935, Император Хэйл Селасси, в Женеве умолял перед Лигой о помощи, предупреждая, что его страна не будет последней жертвой агрессии. Итальянское вторжение, закончилось в 1941 году сдачей британцам и возвращению императора. В течение последующих десятилетий, император продвинул образованную элиту и искал помощь в различных областях из Соединенных Штатов, а не британцев. Начиная приблизительно в 1960, молодое, образованное поколение Эфиопов все более и более беспокоилось относительно медлительности развития, особенно в политической сфере. В то же самое время, стареющий император, который переносил потерю памяти, терял его способность поддержать контроль. В 1974 он был свергнут, и он умер год спустя. Революционные комитеты, хотели следовать за Марксистской идеологией, сформировали военные диктатуры, которые высылали сельских жителей и казнили студентов и друг друга без суда. Диктатор Менджисту Хэйл Мариам сбежал из Эфиопии в мае 1991, поскольку Эритрейские и армии мятежника Tigrayan приблизились с севера.
Урегулирования
Типичное сельское урегулирование - деревня. Деревня может состоять из два и более хижин. Таким образом, деревня - часто немного больше чем изолированная или полуизолированная ферма, и другая деревня может быть рядом, если их пахавшие области - рядом. Четыре фактора, определяют, где деревня, будет расположена: экологическия, тип воды в пределах пешеходного расстояния для женщины, или доступного пастбища; люди почти всегда связываются в пределах деревни и формируют семью - экономическое сообщество; каждая деревня имела административную верхушку, для рассмотрения вопросов, типа унаследованной семейной собственности, аренда земли, принадлежащей феодалу прежних времен, или продление соглашения с соседней церковью, которая держала землю как феодальное владение до 1975 и продолжает получать часть урожая в обмен на ее услуги. Деревня может полностью населяться кузнецами Falasha или изготовителями глиняной посуды или кремами для загара Faqi. Большинство Falasha теперь оставило Эфиопию.
Чтобы избегать затопления в течение дождливого сезона, деревни обыно стоят на вершине. Граница между облостями обычно отмечается ручьем или оросительным каналом. Склоны, если на них нет террасы для возможности земледелия, обычно служат пастбищем для всех деревень на холме. Не только овцы и козы, но также и коровы, поднимаются по довольно крутым, густым склонам. Перенос воды и ветвей для топлива все еще считают работой женщины, и ей, приходится подниматься в течение нескольких часов от самого близкого круглогодичного водоема. Деревня обычно патрилокальна и патрилинейна. То есть, когда брак происходит, обычно в довольно раннем возрасте, сын может получить в использование часть хозяйства его отца, строить его хижину поблизости. Если отец не имеет земли, сын может (неохотно) устроиться в деревне невесты. Когда война убивает взрослых мужчин в деревне, родственники со стороны супруга(-и) могут также перебраться к нему. Некоторые деревни огорожены колючими кустарниками против вечерних-бродячих гиен и и иметь загон для рогатого скота. Телята могут быть взяты в хижину ночью. В каждой деревне есть обычно по крайней мере одна собака.