Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Вопросы науки и образования » Лауреаты Нобелевской премии из Африки


Лауреаты Нобелевской премии из Африки

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

ГОРДИМЕР (Gordimer), Надин

род. в 1923 г.

Нобелевская премия по литературе, 1991 г.

Надин Гордимер, писательница из ЮАР родилась 20 ноября 1923 года в семье ювелира в маленьком шахтерском поселке неподалеку от Йоханнесбурга. По окончании школы год училась в университете Йоханнесбурга. Писать начала в девятилетнем возрасте. Когда ей было 16 лет, выходивший в Йоханнесбурге журнал «Форум» напечатал новеллу «Завтра приходи снова».

В 40...50-х годах в ЮАР утверждался апартеид, росла расовая дискриминация, были запрещены браки между людьми различного цвета кожи. Сама писательница вспоминала, что в детстве воспринимала «собственную белую кожу» как признак преимущества, и только впоследствии как будто пережила второе рождение.

Ситуация в стране для творческой интеллигенции была невыносимой: запрещено и сожжено 12 тыс. книг от Мопассана до Хемингуэя и Фолкнера; большинство писателей, в частности П. Абрахамс и А. Ла Гума, эмигрировали.

Первый сборник рассказов Н. Гордимер «Лицом к лицу» увидел мир в 1949 г., а в 1953 г. вышел ее первый роман «Лживые дни», где молодая героиня Хелен проходит такую же эволюцию, как и писательница. Творчество Гордимер отразило всю сложность общественно-политических обстоятельств, характерных для Юга Африки (хотя Гордимер всегда подчеркивала, что не была рупором политических идей).

Роман Гордимер «Земля чужестранцев» (1958) – многоплановая картина йоханнесбургского общества середины 1950-х годов, увиденная глазами молодого англичанина-журналиста Тоби Ходда.

Роман «Любовь по случаю» (1963) о бегстве героя от жестокости мира в свою личную, изолированную жизнь был в течение многих лет запрещен к изданию в ЮАР.

Роман «Потерянный буржуазный мирок» (1966) в полной мере отразил нарастающее в Гордимер чувство одиночества и изоляции. В течение некоторого времени этот роман также находился под запретом в ЮАР. В романах «Почетный гость» (1970, премия памяти Джеймса Тейта Блэка 1971 года) и «Хранитель» (1974, лауреат Букеровской премии) интонация Гордимер еще более пессимистична, чувство изоляции еще более очевидно. Роман «Дочь Бургера» (1979) также подвергался цензурному преследованию.

Мировой резонанс имел роман «Народ Джулая» (1981). В центре сказания – семья архитектора Смайзла. Бежав из Йоханнесбурга в деревню, семья живет у собственного слуги. Глубоко психологически Гордимер показывает отношения между жителями села и семьей белых, анализирует социальную и культурную бездну между ними. Потом вышли романы «Игрушка природы» (1987), «Сказание моего сына» (1990); среди сборников рассказов следует отметить «Шесть футов земли» (1956), «След Пятницы» (1960), «Не подлежит оглашению» (1965), «Спутники Ливингстона» (1971), «Наверняка в понедельник» (1976), «Объятия солдата» (1980)

Роман «Июльские люди» (1981), сборник рассказов «Что-то где-то там» (1984) и два других романа – «Забавы природы» (1987) и «История моего сына» (1990) вновь подтверждают верность Гордимер своей постоянной теме – проблемам жизни в ЮАР.

Как-то Гордимер заметила, что все ее произведения составляют единую книгу. И романы, и десятки ее рассказов пронизывает как тема расизма, так и осуждение эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости.

Несколько раз Гордимер выдвигали на Нобелевскую премию. В 1991 г. Нобелевская премия была присуждена Надин Гордимер «за литературное творчество».

Сборник «Прыжок» и другие рассказы (1991), вышедший вскоре после вручения Гордимер Нобелевской премии, включает рассказы, с разных сторон трактующие любимые темы писательницы, разнообразие манеры письма свидетельствует о виртуозности ее техники «малого жанра».

В романе «Рядом со мной – никого» (1994) Гордимер рассказывает историю Веры Старк, полностью посвятившей свою жизнь политике в надежде таким способом лучше понять самое себя. Роман «Домашнее ружье» (1998) некоторые критики назвали «триллером из жизни высших эшелонов власти». В 1999 году вышла книга «Жизнь в надежде и в истории: Заметки о нашем веке», куда вошли статьи и лекции Гордимер по проблемам литературы, культуры, правам человека и, разумеется, о ее работе и жизни в ЮАР. Романы, рассказы и статьи Надин Гордимер, обладательницы многих почетных званий и наград, переведены на 25 языков мира.

Источники информации:

   1. Енциклопедичний довідник «Лауреати Нобелівської премії. 1901 – 2001». Видання ювілейне. К.: «Український видавничий центр», 2001.
   2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 1998.

2

Нобелевским лауреатом по литературе за 2003 год
объявлен писатель
Джон Максвелл Кутзее из ЮАР.

Имя лауреата было определено 18-ю постоянными членами Шведской академии на одном из предыдущих заседаний, с тех пор оно хранилось в тайне. 2 октября конверт с именем победителя вскрыл постоянный секретарь Шведской академии Хорас Энгдаль.
В заявлении Шведской академии говорится, что «романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство... Однако одновременно он въедливый скептик, безжалостный в своей критике жестокого рационализма и искусственной морали западной цивилизации».
Джон Максвелл Кутзее родился в феврале 1940 года, имеет звание профессора литературы в Университете Кейптауна. Он первый писатель, дважды выигравший Букеровскую премию – в 1983 и 1999 годах. С 1980 года он стал четвертым представителем африканского континента, которому присуждена Нобелевская премия по литературе. Из произведений Кутзее в России были опубликованы «Осень в Петербурге» и «Бесчестие».

3

МААТАИ (Maathai), Вангари Мута

род. 1 апреля 1940 г.

Нобелевская премия мира, 2004 г.

Как говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте Нобелевской премии, Маатаи удостоена награды «за ее вклад в устойчивое развитие, демократию и дело мира».

В нобелевском комитете отметили, что Маатаи является первой женщиной из Африки, удостоенной этой высокой награды.

«Маатаи выступает на переднем крае борьбы за экологически ориентированное социальное, экономическое и культурное развитие в Кении и Африке в целом. Она обладает целостным подходом к проблемам устойчивого развития, который включает в себя рассмотрение вопросов демократии, прав человека и прав женщин. Она мыслит на глобальном уровне, а действует – на локальном», – говорится в обосновании награждения лауреата.

Маатаи активно выступала против прежнего реакционного режима в Кении, привлекая внимание к ситуации в стране на международной арене. Несколько лет назад она с подавляющим преимуществом победила представителя правившей в Кении партии на выборах в парламент. А президент страны затем назначил ее помощником министра окружающей среды.

Маатаи была инициатором и главным вдохновителем основанного в 1977 году общественного движения «Зеленый пояс» («Green Belt Movement»). Эта организация занимается восстановлением уничтоженных лесов Кении.

«Ее стратегия заключается больше чем просто в защите существующей окружающей среды, она направлена на обеспечение и усиление основы для экологического устойчивого развития», – отметили в Норвежском нобелевском комитете.

РИА «Новости», http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=702310

В сообщении Нобелевского комитета говорится, что, благодаря деятельности Вангари Маатаи, удалось приостановить превращение африканских лесов в пустыню. Она активно боролась за установление демократии в Кении, совмещая работу в экологической нише с политикой.

Первый канал, http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.mai … azdel_id=9

Вангари Маатаи основала «Зеленое движения Маатаи», действующее сейчас на всем африканском континенте. За 25 лет своего существования участники этого движения, в основном женщины, посадили более 20 миллионов деревьев. Организация, основанная Маатаи, занимается восстановлением уничтоженных лесов Кении.

Кроме того, Вангари Маатаи на протяжении многих лет боролась с прежним реакционным режимом в Кении, привлекая внимание к ситуации в стране на международном уровне. Несколько лет назад она со значительным преимуществом победила представителя правившей в Кении партии на выборах в парламент. Затем президент страны затем назначил ее помощником министра окружающей среды.

Справка: Вангари Маатаи получила образование в США, затем стала первой женщиной в центральной и восточной Африке, получившей ученую степень, а также первой женщиной, возглавившей факультет университета.

ВинТА, http://www.vinta.info/?id=3397

Новый нобелевский лауреат является основателем «Зеленого движения Маатаи», которое распространило свою деятельность на весь африканский континент. За 25 лет своего существования его участники, в основном женщины, посадили более 20 миллионов деревьев. Маатаи трижды подвергалась нападениям. Последнее случилось в 1999 году, когда вместе с соратниками она сажала деревья на территории, вырубленной под застройку.

Маатаи стала первой в Восточной Африке женщиной – доктором наук в области ветеринарии. Ее организации оказывают поддержку частные фонды из США, а также правительства Австралии и Нидерландов.

Лента.Ру, http://lenta.ru/world/2004/10/08/nobel1/

4

МАХФУЗ (Mahfouz), Нагиб

род. 10 декабря 1911 г.

Нобелевская премия по литературе, 1988 г.

Египетский беллетрист и драматург Нагиб Махфуз родился 10 декабря 1911 г. в Каире, в семье чиновника. В 1934 г. закончил философский факультет Каирского университета. Первые свои произведения публикует в журнале «Al Nadjalla al Djadida», в которых реалистически изображает традиционное национальное богатство. Произведения Н. Махфуза написаны с патриотическим вдохновением, которое вызвано далеким прошлым времён правления фараонов: «Дуновение безумия» (1938), «Игры судьбы» (1939). Н. Махфуз является автором более 40 сборников рассказов и романов.

После 1945 г. Махфуз в серии романов описывает египетское общество: «Новый Каир» (1945), «Улица Миддак» (1947), «Начало и конец» (1949). Эта панорама жизни находит свое кульминационное отображение в известной трилогии «Среди дворцов», «Дворец мечты», «Сахарный дом», написанной в 1947...1952 гг. и напечатанной в 1956...1957 гг. Описывая жизнь трех поколений каирской семьи, автор отображает социальные и политические события в истории Египта.

В 60-те годы происходят изменения в творчестве Н. Махфуза. Он тяготеет к малым формам (рассказ) и оставляет больше места символу. Чувство постоянной тревоги и страдания, вызванное эволюцией общества, где человек чувствует себя все более одиноким и покинутым, явно звучит в таких произведениях: «Вор и собака» (1961), «Свет бога» (1963), «Перепёлка и осень» (1964), «Путь» (1964), «Бедняк» (1965), «Словесный базар над Нилом» (1966), «Таверна чёрной кошки» (1968), «Медовый месяц» (1971).

Поражение Египта в арабо-израильской войне 1967 г. было для Махфуза страшным ударом. Только спустя пять лет вышли его романы «Зеркала» (1972), «Уважаемый господин» (1975), «Эпопея хара фишей» (1977), «Ночи тысячи ночей» (1982) и др., которые подтвердили, что писатель не только не исчерпал себя, но и стал более многообразным.

В 1988 г. Н. Махфузу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».

5

А Это вот не африканец конечно, но думаю он тут не лишний

КИНГ (King), Мартин Лютер

15 января 1929 г. – 4 апреля 1968 г.

Нобелевская премия мира, 1964 г.

Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви он был старшим сыном. Когда мальчику было шесть лет, отец изменил его и свое имя на Мартин. Мать К., Алберта Кристина Уильяме, до замужества преподавала в школе. Детство К. пришлось на годы Великой депрессии, однако рос он в благополучной семье среднего достатка.

Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, К. значительно опередил сверстников, т. к. прошел программу самостоятельно. В 1944 г., не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). В 1947 г. К. принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., К. поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (штат Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. К. защитил диссертацию на тему «Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна», став доктором философии. Глубокое влияние на К. в эти годы оказали труды священника и реформиста Вальтера Раушенбуша, Георга Гегеля, Генри Торо, Эдгара Брайтмена, Пауля Тиллиха и Рейнгольда Нибура. «Попытки создания социального евангелия, – говорил К., – свидетельство христианской жизни». В 1953 г. К. женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери.

Священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) К. стал в 1954 г., исполняя там обязанности до января 1960 г., когда вновь соединился с отцом в Эбинизерской церкви. В Монтгомери К. организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации.

После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, К. колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: «Сотрудничать с порочной системой больше невозможно». Вечером 5 декабря К. произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», – заявил К. собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Под руководством К. негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. К. приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм».

Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул К., уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования Топеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США.

Уникальный вклад К. в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя К. считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. «Философия ненасильственного сопротивления Ганди, – заявил К. однажды, – единственный метод, оправданный в борьбе за свободу».

Бойкот в Монтгомери, во время которого дом К. был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ), где К. был избран президентом. В это же время К., признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери» («Stride Toward Freedom: The Montgomery Story»). В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.

Используя КРХЮ в качестве базы, К. организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте – апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок.

За нарушения запрета на демонстрации К. был арестован на 5 дней. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения, – писал К. – Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе». Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации.

В 1963 г. К. совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна К. произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» – эти слова звучат в тексте речи рефреном.

Книга К. «Почему мы не можем ждать» («Why We can't wait») была опубликована в 1964 г. В мае – июне того же года К. вместе с членами КРХЮ участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линд он Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где К. присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью закона 1964 г. о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В конце года К. была присуждена Нобелевская премия мира.

Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие».

В своей Нобелевской лекции К. говорил: «Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдания, не причиняя их другим... Это значит, что мы не испытываем больше страха. Но из этого не следует, что мы хотим устрашить тех или других или даже общество, частью которого мы являемся. Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа».

В марте 1965 г. К. организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом предоставления избирательных прав, однако сам в марше не участвовал. После того как демонстранты подверглись нападению дорожной полиции, К. призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тыс. белых и черных демонстрантов, и более 25 тыс. присоединилось к ним по дороге. У стен Капитолия в Монтгомери с речью к собравшимся обратился К. 6 августа президент Джонсон подписал закон об избирательном праве, К. был приглашен в Вашингтон и присутствовал на церемонии подписания.

Оставаясь противоречивой фигурой, К. имел много врагов – не только на юге, но и в других частях страны. Наиболее влиятельным критиком К. был, очевидно, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Эдгар Гувер, который называл его коммунистом, предателем и глубоко аморальным человеком. Когда К. обвинил агентов ФБР в непринятии мер по жалобам в Олбэни (штат Джорджия), объясняя это их южным происхождением, Гувер не постеснялся назвать негритянского деятеля «самым отъявленным лжецом в стране». ФБР прослушивало телефоны К. и КРХЮ, собрало обширное досье о личной и общественной жизни К. В нем, в частности, нашли отражение внебрачные связи К. во время поездок по стране.

В 1967 г. К. издал книгу «Куда мы пойдем отсюда?» («Where do We go from here?»). В апреле он открыто высказался против войны во Вьетнаме. К. обратился с посланием к большому антивоенному митингу в Вашингтоне; стал сопредседателем организации «Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме».

В последние годы жизни внимание К. было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. К. стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. К. объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне.

28 марта 1968 г. К. возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, К. сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день К. был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррэйн». От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте.

Деятельность К. изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. В 1983 г. конгресс США отклонил предложение отмечать день рождения К. в третий понедельник января. Однако 16 января 1986 г. бюст К. был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне – темнокожий американец удостоился такой чести впервые. 20 января 1986 г. нация отметила первый День Мартина Лютера Кинга.

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

6

ЛУТУЛИ (Luthuli), Альберт

1898 г. – 21 июля 1967 г.

Нобелевская премия мира, 1960 г.

Южно-африканский политический деятель Альберт Джон Мвумби Лутули родился в миссии адвентистов седьмого дня близ Булавайо (Родезия, ныне Зимбабве). Хотя точная дата его рождения неизвестна, считается, что он родился в 1898 г. Л. принадлежал к знатному зулусскому роду, его имя Мвумби переводится как «Затяжной Дождь». Родители мальчика, Джон Буньян Лутули и Мтонья (Гумеде) Лутули, родились в Южной Африке, но переехали в Родезию, где Лутули-старший был миссионером и переводчиком. Он умер вскоре после рождения сына.

Примерно в 1908 г. мать Л. вернулась в провинцию Наталь, и семья поселилась на ферме у христианских миссионеров. Намереваясь дать сыну хорошее образование, Мтонья отправила его жить к вождю Гроутвилля, приходившемуся мальчику дядей. Здесь он впервые пошел в школу. В 1915 г. Л. поступил в методистскую учительскую школу в Ивендейле и окончил ее два года спустя, а затем стал директором и единственным преподавателем школы в Блаубосхе (Наталь). Тогда же он был рукоположен и стал исполнять обязанности священника методистской церкви.

Получив премию от департамента по образованию провинции Наталь, Л. продолжил образование в колледже миссии Адамса (в течение двух лет), а затем 13 лет преподавал там. Он основал Общество языка и литературы зулусов, выступал в качестве хормейстера и секретаря Южно-африканской футбольной ассоциации. В 1927 г. он женился на Нокуханье Бехенгу, местной учительнице и внучке зулусского вождя; в семье родилось семеро детей.

В 1933 г. группа племенных старейшин обратились к Л. с просьбой выставить свою кандидатуру на выборах вождя. Через два года, уступив их настойчивости, Л. уволился из колледжа и в 1936 г. стал вождем. В Гроутвилле, административном центре резервации, Л. принял на себя заботы примерно о 5 тыс. человек. Их экономическое положение и эксплуатация со стороны белого меньшинства не давали Л. покоя.

В том же году южно-африканское правительство обнародовало два закона, которые серьезно ущемляли права негров. Составляя 80% населения, они были исключены из избирательных списков провинции Кейп. В законодательном собрании черные имели только трех представителей (и то из числа белых), тогда как белые – 150. Надел негритянской семьи составлял 4...5 акров, белой – 375.

Хотя Л. удалось организовать сахароводов и добиться от правительства некоторых уступок, он начал понимать, что при власти белых успех маловероятен, что племенная система – хитрая уловка белых и «имеет целью создать у африканцев иллюзию автономии» при сохранении за собой командных позиций. Л. пока не имел четкого плана сопротивления, но его вера в церковь как средство политических и социальных изменений пошатнулась. В 1945 г. он примкнул к натальскому отделению Африканского национального конгресса (АНК), организации, созданной в 1912 г. для объединения племен в борьбе за избирательные права.

Во время второй мировой войны цветное население Южно-Африканского Союза (ЮАС) оказывало серьезную поддержку правительству, питая надежду, что их лояльность будет вознаграждена после победы. Однако в 1946 г. премьер-министр Ян Смуте начал политику апартеида, или раздельного развития рас. Черное население было окончательно лишено избирательных прав, вводились пропуска для поездок негров, межрасовые браки были запрещены. Ущемлены были в правах лица смешанной расы и выходцы из Азии.

Л. все больше углублялся в политическую жизнь. Он выступал перед племенами, а в 1948 г. совершил поездку в США, чтобы предупредить о кризисе в ЮАС и попросить помощи. По возвращении он был избран председателем натальского отделения АНК, который начал кампанию неповиновения, чтобы «донести свои чувства до белых людей». Черные сознательно нарушали комендантский час и правила сегрегации, не сопротивляясь при аресте. Л. был также арестован в Натале, хотя и освобожден на неопределенный срок. Представители правительства предложили ему покинуть пост председателя местного отделения АНК или вождя резервации, но он отказался. Впоследствии Л. отстранили от исполнения обязанностей вождя. Поддерживая свое существование работой на небольшом земельном участке, он продолжал политическую деятельность.

Через месяц после низложения Л. был избран председателем АНК. Он начал поездки по всей стране, осуждая законы о пропусках и образовании банту (в соответствии с которым закрывались школы при миссиях) и призывал к ненасильственному протесту. В ответ правительство запретило ему появляться в больших городах и на митингах в течение двух лет. В конце этого срока он возобновил свою ораторскую деятельность. Л. готовился возглавить кампанию протеста против высылки 75 тыс. негров, когда сам был сослан в Гроутвилль еще на два года. В 1955 г. он был переизбран председателем АНК.

Через пять месяцев после окончания второй ссылки власти арестовали Л. и 155 других активистов за государственную измену и поместили их в йоханнесбургскую тюрьму. Процесс укрепил положение Л. как фактического вождя черного населения ЮАС и принес ему международную известность. Даже из тюрьмы он организовывал кампании протеста, одной из форм которого было «сиди дома»: черные бойкотировали работу. В конце концов обвинения с Л. и 64 активистов были сняты.

Л. возобновил выступления, обращаясь и к белым, и к черным в провинциях Наталь и Кейп. Правительство вновь прибегло к высылке, на этот раз на 5 лет, «за распространение вражды между европейским и неевропейским населением». После шарпевилльской резни 1960 г., когда 64 невооруженных негра были убиты во время демонстрации против закона о пропусках, Л. сжег свой пропуск и призвал других африканцев последовать его примеру. Правительство объявило чрезвычайное положение и запретило деятельность АНК. 18 тыс. африканцев были арестованы, в т.ч. и Л. Его приговорили к 6-месячному заключению, которое было отложено ввиду слабого здоровья и высокого кровяного давления.

В следующем году во время встречи премьер-министров британского Содружества наций в Лондоне Л. направил телеграмму в газету «Тайме», с просьбой приостановить членство ЮАС в содружестве. Не дожидаясь голосования, правительство ЮАС само вышло из этой организации. Весной 1961 г. белые руководители Южной Африки приняли новую конституцию, объявлявшую Южно-Африканский Союз независимым под названием Южно-Африканской Республики (ЮАР).

В 1961 г. Л. был награжден Нобелевской премией мира 1960 г. за усилия «по утверждению справедливости между людьми и народами». Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян заявил, что деятельность Л. характеризуется твердым и непоколебимым подходом: «Ни разу он не поддался искушению использовать насильственные средства в борьбе своего народа». Став первым лауреатом среди темнокожих африканцев, Л. принял Нобелевскую премию «как знак признания той роли, которую африканский народ играет в течение полувека в становлении общества, где статус человека определяют личные качества, а не раса». Л. назвал премию «демократической декларацией солидарности с теми, кто борется за расширение зоны свободы в нашей части света». Борьба не кончена, напомнил Л. аудитории. «Неотложной задачей для всех является возвращение доброго имени матери-Африки».

По возвращении в ЮАР Л. был встречен ликующей толпой, однако обратиться к ней с речью ему не разрешили; заточение в Гроутвилле возобновилось. Год спустя увидела свет его автобиография «Освободи мой народ» («Let my People go»). В соответствии с законом о саботаже книга была запрещена, Л. окончательно отлучили от публичных выступлений. Даже цитирование этой книги было серьезным преступлением. Зрение и слух Л. сильно ухудшились, и 21 июля 1967 г. при переходе через железнодорожный мост он был сбит поездом; от полученных повреждений Л. скончался. Девять дней спустя его похоронили в Гроутвилле.

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

7

САДАТ (Cadat), Анвар

25 декабря 1918 г. – 6 октября 1981 г.

Нобелевская премия мира, 1978 г.
совместно с Менахемом Бегином

Египетский государственный и политический деятель Мохаммед Анвар аль-Садат родился в деревне Мит-Абу-эль-Ком в дельте Нила, он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родственники были ревностными мусульманами, С. в детстве посещал начальную религиозную школу, где изучал Коран. Его пламенную веру в Аллаха подтверждала темная мозоль на лбу, вызванная частыми поклонами во время молитв. В 1925 г. семья переехала в окрестности Каира, где С. получил среднее образование.

В 1882 г. в политическом и военном отношении Египет находился под контролем англичан, и, хотя в 1922 г. формально получил независимость, Великобритания продолжала играть в его делах важную роль. В юности С. мечтал стать офицером, чтобы покончить с британским господством в стране. Когда в 1936 г. представителям низших классов был открыт доступ в военную академию, С. воспользовался этой возможностью. Во время учебы он подружился с Гамаль Абдель Насером.

По окончании академии в 1938 г. С. получил назначение в подразделение войск связи, расположенное в Южном Египте. Здесь С., Насер и десять других офицеров создали то, что С. позже называл «тайным революционным обществом во имя освобождения», т.е. вооруженного восстания против англичан. Это общество стало ядром организации «Свободные офицеры», которая в 1952 г. свергла монархию.

Хотя официально Египет оставался нейтральным во время второй мировой войны, С. тайно сотрудничал с немцами, преследуя все ту же цель освобождения от британского господства. По просьбе немцев он пытался переправить уволенного из египетской армии генерала в Ирак для укрепления антибританской активности. Предприятие провалилось, и С. был арестован. За недостатком улик он был освобожден и стал сотрудничать с двумя нацистскими агентами в Каире, которые выдали его после своего ареста. В октябре 1942 г. осужденный трибуналом С. был уволен из армии и попал в тюрьму. Два года спустя он начал голодовку и был переведен в тюремную больницу, откуда сумел бежать. С. отрастил бородку и, около года находясь в подполье, постоянно менял внешность, адреса и работу.

По окончании войны С. вышел из подполья, но в 1946 г. вновь оказался в тюрьме, обвиненный в покушении на убийство министра. В ожидании суда он просидел в тюрьме почти три года, но затем был оправдан.

В 1950 г. С. был восстановлен в армии и отправился на Синай, где осуществлял связь между группами насеровских «Свободных офицеров» и гражданских террористов. 22 июня 1952 г. комитет осуществил бескровный переворот, король Фа-рук I был отправлен в ссылку. С. лично наблюдал за высылкой низложенного монарха.

Насер вскоре захватил власть, и С. в течение многих лет занимал почетные, но лишенные власти посты. С 1961 по 1968 г. он был председателем Национальной ассамблеи. С. заменял Насера во время протокольных визитов в зарубежные страны, был уполномоченным президента в Йемене, разорванном надвое гражданской войной.

Во время правления Насера С. считался человеком без претензий и даже слабым. Соратники именовали его «насеровским пуделем», сам Насер – «черным осликом»; способности С. недооценивались. С. умышленно скрывал свое честолюбие, позже он вспоминал: «Если Насер заподозрил в тебе честолюбие, ты погиб». В 1969 г. после долгой болезни Насер назначил С. вице-президентом, видимо, потому, что не доверял другим. 28 сентября l970 г. Насер скончался от сердечного приступа, и С. стал его естественным преемником.

С момента основания государства Израиль в 1948 г. арабские государства во главе с Египтом относились к нему крайне враждебно, периодически прибегая к вооруженной силе. Во время шестидневной войны 1967 г. Израиль захватил сектор Газа и Синайский полуостров. До выборов 1970 г. С. клялся вернуть эти земли арабам. Он обещал сотрудничать со своими соперниками; на выборах С. получил больше 90% голосов.

С. пришел к власти во время шаткого перемирия между Израилем и Египтом, на которое Насер согласился вопреки сопротивлению С. Ожидалось, что С. немедленно возобновит военные действия, но он, напротив, продлил перемирие. Кроме того, он в соответствии с пожеланиями египтян сократил влияние тайной полиции, удалил военных советников.

К 1973 г. переговоры с Израилем зашли в тупик, и С. попал под огонь критики как «неэффективный руководитель». Именно в это время он решил атаковать Израиль. «Пришло время нанести удар, – заявил он, – возобновление битвы теперь неизбежно». Заручившись согласием Советского Союза на ограниченное наступление при поддержке Сирии, С. скрытно подготовил свою акцию. 6 октября во время еврейского праздника Йом-кипур С. атаковал израильские позиции. Однако противник перешел в контрнаступление, остановив сирийцев и вынудив египтян отступить за Суэцкий канал. Через 18 дней боев израильские бронетанковые части оказались в 45 милях от Каира.

С. без колебаний согласился на перемирие, а США приняли меры для того, чтобы сгладить напряженность. Усилиями государственного секретаря США Генри Киссинджера было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Израиль вернул Египту часть Синая. Однако затем продвижение к миру замедлилось.

Политическое положение С. продолжало ухудшаться. В 1977 г. его решение повысить цены на продукты питания вызвало народные волнения, надежды на Женевскую конференцию по Ближнему Востоку становились все более призрачными: Менахем Бегин стал премьер-министром Израиля, который мог теперь нанести поражение Египту.

9 ноября С. удивил мир и египетский парламент заявлением о готовности вступить в переговоры о мире с израильским руководством. Неделю спустя он повторил свое предложение в разговоре с американским журналистом, заявив, что готов поехать в Иерусалим, если получит приглашение от Бегина. Приглашение не заставило себя ждать, и 19 ноября С. прибыл в Иерусалим, где присутствовал на заседании израильского парламента. Он изложил свои требования, предусматривавшие возвращение арабам всех территорий, занятых Израилем в 1967 г., и основание палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. В этом случае Египет мог бы признать государство Израиль.

Переговоры, начатые по инициативе С., длились без особого успеха, пока не вмешался президент США Картер. В августе 1978 г. он пригласил обоих лидеров в США для встречи в Кэмп-Дэвиде, своей резиденции в горах Мэриленда. Большинство обозревателей предсказывало провал встречи, да и сами участники сомневались в успехе до самого конца 13-дневной конференции. 17 сентября бывшие враги подписали «Основы мира на Ближнем Востоке» и «Основы для заключения мирного договора между Египтом и Израилем». В соответствии с этими документами Израиль согласился вернуть остальную часть Синая Египту. Остались открытыми вопросы о судьбе, израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, израильской оккупации Западного берега и сектора Газа, но все же некоторое подобие мира было достигнуто спустя 30 лет со дня образования израильского государства.

За подготовку и заключение основополагающих соглашений С. и Бегин были удостоены Нобелевской премии мира 1978 г. Представитель Норвежского нобелевского комитета Осе Лионес заметила: «К чести президента С., он осознал, что решение важных социальных и экономических проблем его страны требует немедленного мирного урегулирования с Израилем». Говоря об историческом визите С. в Иерусалим, она назвала его актом «величайшего мужества, личного и политического. Это был драматический разрыв с прошлым и смелый шаг в новое время».

В своей Нобелевской лекции С. также коснулся иерусалимского визита: «Я принял решение о поездке, т.к. убежден, что перед лицом нынешнего поколения, а также грядущего мы не можем оставить этого камня на дороге мира. Робкую надежду мы решили превратить в реальность и дать своим народам возможность подняться над своим печальным прошлым».

Присуждая Нобелевскую премию Бегину и С., Нобелевский комитет имел в виду не столько отметить прошлые заслуги, сколько «способствовать новым усилиям по выработке практических решений, которые могли бы сделать мечту о мире реальностью». Соглашения устанавливали срок подписания мирного договора – декабрь, однако договор не был заключен. Многие обозреватели винили в этом Бегина, который, кстати, явился в Осло лично, тогда как С. прислал представителя.

Три года спустя, когда политическая и религиозная оппозиция С. в Египте достигла максимального выражения, С. был убит во время военного парада в Каире. Рев реактивных истребителей облегчил задачу убийцам, одетым в военную форму, которые обстреляли трибуну и забросали ее гранатами.

С. был женат дважды, сначала на односельчанке Экбель Мади, у них родилось три дочери. После развода с первой женой он в 1949 г. женился на Джихан Рауф, происходившей из буржуазной семьи. У них родились сын и три дочери.

Кроме родного языка, С. владел английским, немецким и персидским языками, любил читать. Высокий мужчина запоминающейся наружности, он обычно одевался по-европейски, но в родной деревне любил появляться в арабской одежде. По отзыву «Нью-Йорк тайме», изысканный государственный деятель мог в любую минуту превратиться в заурядного домоседа.

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

8

ТУТУ (Tutu), Десмонд

род. 7 октября 1931 г.

Нобелевская премия мира, 1984 г.

Южно-африканский архиепископ Десмонд Мпило Туту родился в Клерксдорпе (провинция Трансвааль), в районе золотых приисков. Его отец, Захария Туту, происходивший из племени банту, преподавал в методической школе. Мать, Алетта, происходила из племени тсвана и была домашней служанкой. Крещенный в методической церкви, Т. затем вслед за родителями перешел в англиканскую церковь. После того как семья переехала в Йоханнесбург, он избрал себе наставником Тревора Хаддлстона, англиканского священника, выступавшего против апартеида.

Окончив среднюю школу в Йоханнесбурге, Т. получил диплом в колледже для банту в Претории, а затем степень бакалавра в Йоханнесбургском университете. С 1954 по 1957 г. Т. преподавал в средней школе. В 1955 г. он женился на Ли Номализо Шенксане, у них родились три дочери и сын.

В 1957 г., после того как правительство ввело дискриминационную систему образования для банту, Т. в знак протеста подал в отставку и решил стать священником. По примеру отца Хаддлстона он вступил в Общину искупления, предусматривавшую ежедневное причастие, регулярные молитвы, уединенное размышление. Опыт углубил его веру. В 1960 г. теологический колледж св. Петра присвоил Т. степень лиценциата теологии, а год спустя Т. был рукоположен в священники по англиканскому обряду.

Смена вероисповедания Т. совпала с серьезными политическими переменами в Южной Африке. В 1910 г. Южно-Африканский Союз был учрежден как конституционная монархия в составе британского Содружества наций. После второй мировой войны Национальная партия, в которой доминировали африканеры, внедрила в государстве систему расовой сегрегации, более известной под названием апартеида. В 50-х гг. дальнейшее ограничение свобод черного населения вызвало взрыв возмущения в стране и критику за рубежом. Под руководством Альберта Лутули Африканский национальный конгресс пытался найти мирное решение конфликта, но в 1960 г. был запрещен. В октябре белое меньшинство на референдуме высказалось за выход из британского Содружества и республиканскую форму правления. 31 мая 1961 г. Южно-Африканский Союз был переименован в Южно-Африканскую Республику.

Т. служил в церкви св. Альбана в Бенони (1960...1961), а затем в церкви св. Филиппа в Олбертоне (1961...1962). Четыре последующих года он учился за границей, получив степень бакалавра по богословию и степень магистра по теологии в Лондонском королевском колледже. Вернувшись в Южную Африку, Т. читал лекции в Федеральной теологической семинарии в 1967...1969 гг. и в Национальном университете Лесото в 1970...1971 гг.

Т. позже вспоминал, что опыт, полученный в Англии, помог ему «самоутвердиться», приобрести уверенность для спора с белыми. В 1972 г. Т. как заместитель директора Фонда теологического образования вновь посетил Англию, потом путешествовал по Африке и Азии. Вернувшись на родину в 1975 г. он был назначен настоятелем Йоханнесбургского собора, а через год – епископом Лесото.

Для Т. религия и политика не разделялись. «Бог выступает в Библии прежде всего как олицетворение политического опыта, средство освобождения рабов от ига», – указывал Т. В 1976 г., когда молодежь Соуэто стала на путь насилия, Т. совместно с негритянским активистом Нхато Мотланой сумел направить ярость толпы в русло мирных демонстраций. Тем не менее жертвами июньских мятежей стали 600 цветных из Соуэто. О возможности вспышек насилия Т. предупреждал в письме премьер-министру Валтасару Форстеру, в результате правительство стало относиться к епископу с подозрением.

В 1978 г. Т. стал генеральным секретарем Южно-африканского совета церквей. Под его руководством организация из 13 млн. христиан, 80% которых были цветными, потребовала от правительства покончить с системой апартеида. Большая часть бюджета Южноафриканского совета шла на помощь цветным, находящимся в заключении, а также их семьям. В 1979 г. Т. открыто критиковал южно-африканское правительство за насильственное переселение цветных жителей из городов в племенные резервации. Находясь в Дании, Т. вызвал раздражение руководителей ЮАР своим выступлением по телевидению, во время которого призвал датское правительство не покупать южноафриканский уголь.

Хотя его паспорт дважды отбирали, что в ЮАР рассматривается как серьезное предупреждение, Т. продолжал призывать к экономическим санкциям против ЮАР. Он также предупреждал правительство о том, что нежелание изменить политику неизбежно приведет к кровопролитию. В ответ на это была создана комиссия Элоффа для изучения финансового положения Южно-африканского совета церквей. В отчете комиссии, опубликованном в феврале 1984 г., критиковалось управление финансами совета и поддержка запрещенного Африканского национального конгресса, комиссия предложила считать призывы к санкциям против ЮАР преступными.

В конце того же года было объявлено о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик отметил: «Премию этого года следует рассматривать как признание мужества и героизма, проявленных черными южно-африканцами, которые мирными средствами борются против апартеида... Комитет хотел бы подчеркнуть, что премия мира есть знак поддержки не только Т. и возглавляемого им Южно-африканского совета церквей, но всех людей и групп Южной Африки, которые завоевали симпатии своей приверженностью к человеческому достоинству, братству и демократии».

В Нобелевской лекции Т. выразил уверенность в том, что «мира нет там, где нет справедливости». «Будем же миротворцами, – говорил Т., – им дана благая доля Всевышним. Если мы хотим мира, станем трудиться во имя справедливости. Превратим же наши мечи в плуги».

В ноябре 1984 г. синод англиканских епископов назначил Т. первым черным епископом Йоханнесбурга, а два года спустя он стал архиепископом. Став епископом, Т. поселился в «черном» предместье Соуэто, вместо того чтобы жить в епископской резиденции, расположенной в белом квартале.

Хотя напряженность в ЮАР не уменьшилась с тех пор, как Т. получил Нобелевскую премию, он продолжал придерживаться умеренной позиции. Его проповедь мирных перемен все чаще попадала под огонь критики радикалов. «Мы боремся не для подавления кого бы то ни было, – терпеливо пояснял Т., – но для всеобщего освобождения».

Т. совершал дальние поездки для расширения экономических санкций против ЮАР; в США он встречался с деловыми и политическими лидерами. В январе 1986 г. выступая в Атланте, Т. предупредил о возможной кампании гражданского неповиновения, если правительство ЮАР не откажется от политики расовой дискриминации. У себя на родине он призывал всех цветных к единству. По мере усиления конфронтации Т. было все труднее совмещать роли умеренного в черной общине и апостола мира в глазах белых.

Во время церемоний 1985 г. в соборе Девы Марии Т. призвал белое меньшинство Южной Африки отнестись с пониманием к цветным. «Дело в том, что мы обычные люди. Мы также любим находиться в обществе жен, мы радуемся, когда дети встречают нас вечером, после работы. Здесь нет ничего сверхъестественного, – говорил Т., – это потребность любого человека. Мы хотим видеть новую Африку, где все мы, черные и белые, могли бы идти навстречу будущему, которое Господь для нас откроет».

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

9

ТЕЙЛЕР (Theiler), Макс

30 января 1899 г. – 11 августа 1972 г.

Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1951 г.

Южноафриканский бактериолог Макс Тейлер родился в Претории и был младшим из двух сыновей Эммы (Джегги) и Арнольда Тейлеров, швейцарцев. Его отец, известный ветеринар, был начальником южноафриканской государственной ветеринарной службы. Поддерживаемый отцом в желании сделать медицинскую карьеру, Т. в 1916 г. поступил на двухгодичные медицинские курсы в Кейптаунский университет. Затем он отправился в Лондон, где обучался в медицинской школе при госпитале св. Томаса и в Лондонской школе гигиены и тропической медицины, филиалах Лондонского университета.

После получения медицинской степени в 1922 г. Т. занял должность ассистента в отделе тропической медицины Гарвардской медицинской школы. Его первая работа в Гарварде касалась амёбной дизентерии и контролируемого использования содоку (болезни, вызываемой укусом крыс) с лечебной целью (по аналогии с использованием Юлиусом Вагнером фон Яуреггом малярийной лихорадки для лечения сифилиса). Вскоре, однако, Т. заинтересовался желтой лихорадкой.

Желтая лихорадка представляет собой острое вирусное заболевание, наблюдающееся в странах Африки и Америки. Смертность от неё часто превышает 10 процентов, и даже в настоящее время это заболевание остается неизлечимым. Во время проектирования американцами Панамского канала члены комиссии по желтой лихорадке, включая Уолтера Рида и Уильяма Горгаса, установили, что переносчиком этого заболевания является определенный вид комаров. На основании исследований Рида в 1916 г. Рокфеллеровское общество подготовило программу по ликвидации желтой лихорадки. Принятие подобных мер было вызвано тем, что медицинские эксперты предположили, что корабли, проходящие через канал, будут способствовать переносу желтой лихорадки из Карибского моря в Азию. Бедствия все же не произошло, потому что иммунитет к денге-лихорадке является перекрестным по отношению к желтой лихорадке.

Однако этот факт еще не был известен, и Рокфеллеровская программа казалась весьма целесообразной.

Основываясь на результатах работы комиссии по желтой лихорадке, ученые заключили, что это заболевание поражает только людей и может быть ликвидировано путем уничтожения популяции комаров или создания вакцины. Поскольку осуществить последнее казалось более вероятным, основными задачами стали фундаментальные исследования болезни и ее возбудителя.

В 1919 г. японский исследователь Хидео Ногуши сообщил, что ему удалось изолировать бактерии, ответственные за возникновение желтой лихорадки. К середине 20-х гг. другим ученым удалось инфицировать возбудителем этой болезни лабораторных животных, что можно было считать выдающимся достижением, и в 1926 г. Т. и его коллега Эндрю Селард получили убедительное доказательство того, что желтая лихорадка вызывается не бактерией, а фильтрующимся вирусом. В следующем году ученым Рокфеллеровского общества удалось заразить макаку-резус, введя ей кровь больного желтой лихорадкой. Продолжая работу в Гарварде, Т. удалось инфицировать мышей, вводя вирус в их мозг, а не подкожно, как делали это другие исследователи. Это был важный шаг, т. к, использование мышей, значительно менее дорогих и более удобных в работе, чем обезьяны, ускоряло изучение желтой лихорадки.

В 1930 г. Т. оставил Гарвард и перешел в отдел международного здравоохранения при Рокфеллеровском фонде в Нью-Йорке. В течение года он усовершенствовал мышиный тест защиты, в котором мышам вводили смесь вируса желтой лихорадки и человеческой сыворотки. Выживаемость мышей свидетельствовала, что сыворотка нейтрализовала вирус и что сыворотка донора, таким образом, является иммунной. Этот тест позволил впервые точно оценить распространенность желтой лихорадки во всем мире.

Одной из постоянных опасностей для медицинских исследователей, занимающихся инфекционными болезнями, является возможность заражения. Действительно, в период с 1928 по 1930 г. пять ученых, включая Ногуши, заразились желтой лихорадкой и умерли. Т. сам заразился в 1929 г., но остался жив и впоследствии приобрел иммунитет к вирусу.

Используя комбинацию вируса и иммунных сывороток, Вильбур Сауер, руководитель лаборатории Рокфеллеровского общества, приготовил первую вакцину против желтой лихорадки. Получившие инъекцию такой смеси не заболевали желтой лихорадкой, и у них развивался иммунитет к ней. Будучи очень дорогой для повсеместного использования, вакцина была использована для иммунизации исследователей.

Штаммы вирусов, культивируемых Т. на мышах, постепенно стали основой для получения двух вакцин. Первая, ослабленный мышиный штамм, была использована в 1934 г. французским правительством для защиты резидентов на французской территории в Западной Африке, где вакцина оказалась очень эффективной и удобной для введения, хотя и не совсем безопасной (иногда она вызывала энцефалит – воспаление головного мозга). Поэтому Т. и его коллега разработали второй штамм. Обозначенный как штамм 17D, он был получен из штамма вируса Асиби, который выращивали на куриных эмбрионах с удаленной нервной тканью. В отличие от первого штамма новая вакцина вызывала только умеренные реакции, если вообще вызывала их; более легкая для массового производства, она стала повсеместно использоваться в 1937 г. В течение многих лет эти две вакцины были весьма эффективны для борьбы с желтой лихорадкой, несмотря на более позднее открытие того, что это заболевание встречается не только у человека. В Африке, в частности, оно поражает обезьян и периодически вновь передается человеку через укусы комаров.

«За открытия, связанные с желтой лихорадкой, и борьбу с ней» Т. был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине 1951 г. На презентации по поводу вручения награды Ганс Бёргстренд из Каролинского института заметил, что «открытие Т. дает новую надежду на то... что мы сумеем справиться с другими вирусными заболеваниями, многие из которых оказывают разрушительный эффект и против которых мы пока полностью бессильны».

Помимо желтой лихорадки, Т. изучал и другие вирусные заболевания. Он особенно интересовался полиомиелитом и открыл идентичную инфекцию у мышей, известную под названием энцефаломиелита мышей, или болезни Тейлера. В 1964 г. Т. стал профессором эпидемиологии и микробиологии Йельского университета. В 1967 г. он ушел в отставку.

В 1928 г. Т. женился на Лилиан Грахам, у них была одна дочь. Помимо работы, он увлекался бейсболом и чтением, особенно любил исторические и философские книги. Живя в США, Т. оставался гражданином Южной Африки.

Т. скончался 11 августа 1972 г.

Помимо Нобелевской премии, Т. получил медаль Чалмера Королевского общества тропической медицины и гигиены (1939), медаль Флаттери Гарвардского университета (1945) и премию Альберта Ласкера Американской ассоциации здравоохранения (1949).

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Вопросы науки и образования » Лауреаты Нобелевской премии из Африки