Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Политика и история » Большая Восьмёрка и НЕПАД


Большая Восьмёрка и НЕПАД

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Большая Восьмёрка и НЕПАД

http://newafrica.ru/polit/index.htm

C 2002 Африка оставалась в центре внимания Большой Восьмёрки. Продолжит ли эту линию Путин на Саммите G8 в Стрельне?

Романтическое начало: Мандела – гуру Клинтона

История программы Нового партнёрства для развития Африки (НЕПАД) восходит к 23 марта 1998, когда Нельсон Мандела и Билл Клинтон провели беседу в камере южноафриканского острова-тюрьмы Робен. Клинтон приехал в ЮАР в разгар "Моникагейта". Ему грозил импичмент, и президент США надеялся укрепить поездкой в Африку свой рейтинг среди чернокожих избирателей.

Мандела повёз Клинтона туда, где провёл в заключении 27 лет, и рассказал Биллу, что простил своих обидчиков. Клинтон внял совету африканского коллеги и простил Кеннета Старра и других мучителей: "Это делаешь для себя, не для других. Иначе они так и будут разрушать тебя изнутри", – сказал он, открыл свой офис в негритянском районе Нью-Йорка Гарлеме и сделал для афроамериканцев больше, чем все остальные президенты США. В февральский День президента в 1999 стало ясно, что он удержался в высоком кресле. Известная негритянская писательница Тони Моррисон назвала Клинтона "нашим первым чернокожим президентом".

Программа Тысячелетия для Африки

В октябре 1999 Клинтон заявил, что США готовы простить долги тридцати шести беднейшим государствам мира, если то же самое сделают другие страны. Мандела при поддержке США начал готовить Программу Тысячелетия для Африки, примеривая на свою страну роль панафриканского лидера.

И все же лидеры ЮАР не хотели "хранить яйца в одной корзинке". В ноябре 1998 официальный "преемник" Манделы – вице-президент Табо Мбеки, а также министр безопасности Сидней Муфамади и замминистра иностранных дел Азиз Пахад прибыли в Россию, где встретились с премьер-министром Евгением Примаковым и главой МВД Сергеем Степашиным. Но Россия только что пережила дефолт и идея прощения долгов – сердцевина Программы Тысячелетия – тут резко критиковалась как правыми, так и левыми. Российские эксперты забавно откомментировали "тысячелетние" планы ЮАР как "попытку занять место ослабевшей России в Африке".

16 июня 1999 Мбеки стал президентом ЮАР, а уже 20 июля представил на Саммите африканского единства (ОАЕ) Программу Тысячелетия по партнёрству ради африканского восстановления (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme – MAП). Председательствующий в ОАЕ Алжир МАП поддержал.

Тандем ЮАР/Алжир был в данном случае естествен. Как председатель ОАЕ, Алжир усилил африканскую линию своей внешней политики, особенно в сфере обеспечения безопасности. ОАЕ "миротворил" в регионах Африканского Рога и Великих Африканских озёр; на это требовались средства. США и ЮАР тут были более чем кстати. Кроме того, оба президента пришли к власти в своих раздираемых внутренними противоречиями странах одновременно (Бутефлика избран в апреле 1999), и теперь развивали сходные программы "национального примирения". А много лет воевавший Алжир, отягощённый 20-миллиардным долгом, стоял перед проблемой его реструктуризации.

Главным концептом Программы Тысячелетия стала идея экономического партнёрства Африки, США и других членов G8 с целью преодоления разрыва между богатыми и бедными странами. Сотрудничать планировалось прежде всего в сферах безопасности, борьбы со СПИДом, бедностью и коррупцией, а также в сфере IT.

35-й Саммит ОАЕ заложил юридическую базу этого сотрудничества, приняв "Конвенцию по предупреждению и борьбе с терроризмом". США в ответ обещали помочь в продвижении Программы Тысячелетия. Однако, при условии, что африканские лидеры возьмутся за реформирование своих экономик. Финансовые вливания в Африку должны исходить от частных компаний, правительств и международных организаций на фоне постепенного "прощения" долгов.

Первым знаковым проявлением нового сотрудничества ради Будущего Африки стала прорывная акция, каких не бывало. 8 сентября президент США и саксофонист Билл Клинтон, британский премьер-министр и гитарист Тони Блэр, страстный любитель музыки Нельсон Мандела, рок-звезда Дэвид Боуи, женатый на сомалийке, сознательный фронт-мен U2 Боно и "зелёный" чернокожий рэпер Уайклиф Джин при участии массы функционеров из ООН и при поддержке Cisco Systems Inc. (крупнейшего производителя интернет-оборудования) торжественно открыли сайт NetAid, направленный на борьбу с бедностью, СПИДом и в поддержку африканских IT. NetAid мог пропускать до 60 млн. посещений в час – больше, любой из действовавших до сих пор общедоступных интернет-сайтов. В Нью-Йорке, Лондоне и Женеве прошли благотворительные мега-концерты.

И хотя в 2000 президентский срок Клинтона закончился, Программу Тысячелетия уже было не остановить. Рейтинг "африканствующего" Клинтона сразу после выборов был в два раза выше, чем у только что избранного Буша.

Африканские лидеры определяются со своими интересами

После избрания нового президента Олусегуна Обасанджо, Нигерия присоединилась к Программе Тысячелетия. На 36-ой сессии Ассамблеи ОАЕ решили, что разработкой экономических рамок программы займутся Алжир, Египет, Нигерия, Сенегал и ЮАР. Три из пяти этих стран были крупнейшими нефтегазовыми державами, переживавшими с 1999 экономический подъём из-за роста мировых цен на нефть. Каждая из этих стран традиционно несла долю ответственности за весь континент и умела извлекать из этого свои выгоды. Историческое и политическое место ЮАР в этом проекте описано выше.

В экономическом же плане ЮАР переживала не лучшие времена: ситуация "пост-апартеида" вызвала "бегство капиталов" из страны, а с 1999 тут начался спад производства золота – основного источника валютных поступлений, и его рост на ближайшие 25 лет не прогнозировался. Рост ВВП ЮАР держался вокруг "плохих" 2%. Благодаря же "общеафриканской активности" ЮАР уже в апреле 2000 начала получать дивиденды, укрепив своё положение среди стран-экспортёров нефти особым, контролирующим, образом: как лидер Сообщества стран Юга Африки (САДК), она получила мандат ООН на право пресечения поставок горючего в зоны, контролируемые боевиками УНИТА в Анголе, а также на экспертизу нефти, которая шла в эти зоны, на источники происхождения (нефтяной аналог офиса по борьбе с "кровавыми алмазами"). Сенегал же был вовлечён в Программу Тысячелетия своим знаменитым музыкантом Юссу Н'Дуром, с некоторых пор – оонов-ским деятелем. Новый президент Сенегала Абдулай Вад (избран в марте 2000) занялся либерализацией экономики. Сенегал, не обладающий заметными природными ресурсами, решил претендовать на роль "информационного" панафриканского лидера. Юссу Н'Дур весь 2000 год провёл в мировом турне-миссии, везде провозглашая интернет новой африканской религией, а правительственные эксперты тем временем разрабатывали программу по преодолению разрыва между богатыми и бедными странами, в первую очередь – разрыва информационного (т.н. "План Омега"). Другие страны такой упор на интернет считали преувеличением. "Особое мнение" Сенегала привело к тому, что на Всемирном экономическом саммите в январе 2001 в Давосе Мбеки и Обасанджо представили План Тысячелетия как рабочую инициативу трёх африканских стран – ЮАР, Нигерии и Алжира. "Мы хотим понять, можем ли мы разработать новую программу африканского развития", – скромно заявил с высокой трибуны Мбеки. Давосский сюжет СМИ неблагоприятно откомментировали как "один из очередных шагов африканцев в антидолговой кампании".

Где взять денег?

11 июля 2001 в Лусаке (Замбия) прошел 37-й Саммит ОАЕ, наконец-таки объединивший "План Омега" и "Программу тысячелетия" в единую "Новую африканскую инициативу". К октябрю 2001 в документ были внесены поправки, и он был утверждён под названием НЕПАД (Новое партнёрство для развития Африки, New Partnership for Africa's Development, (http://www.nepad.org/). Секретариат НЕПАД обосновался в Мидранде, пригороде столицы ЮАР Претории.

НЕПАД определил стратегические цели (мир и безопасность; развитие демократии; либерализация экономик; региональная интеграция) и отраслевые приоритеты (развитие инфраструктур, новые технологии, здравоохранение, культура, образование, сельское хозяйство, диверсификация экспорта). Главной целью было объявлено сокращение бедности в Африке к 2015 в 2 раза. Для этого необходимы $64 млрд. Африка надеялась получить их в виде помощи или кредитов от "больших братьев". Кроме того, предполагалось, что развитый мир полностью спишет долги беднейших стран. ООН поддержала НЕПАД первой, учредив для поддержки этой программы Канцелярию Специального советника по Африке.

В феврале 2001 руководители главных кредитных учреждений мира – МВФ и Всемирного банка – встретились в Кении с инициаторами НЕПАД и заявили, что готовы финансировать программы сокращения бедности, борьбы со СПИДом, реформ в управлении и улучшение инвестиционного климата. Однако списать $20 млрд. долгов они отказались. "Цена такого шага будет слишком высокой и вынудит нас закрыться".

Из-за этих сомнений Финансистов в 2001 африканские лидеры, впервые приглашенные на Саммит G8, представили НЕПАД только в рамочном виде. G8 в ответ приняла рамочный же "Генуэзский план для Африки", решив наполнить его конкретным содержанием в 2002. Каждый президент стран G8 обязался назначить высокопоставленного личного представителя по связям с лидерами африканских стран. Таким представителем Президента РФ стал директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) академик Нодар Симония.

11 сентября 2001 теракт в Нью-Йорке заставил мир обратить на страны Развития самое пристальное внимание. Уже в конце 2001 года 30 развитых стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выработали новый документ о стратегических отношениях Север-Юг, прямо перекликающийся с НЕПАД. Так же, как и НЕПАД, ОЭСР считала, что на смену "помощи" должно прийти "партнёрство" Север-Юг: страны Развития организуют "надлежащее управление" (рыночная экономика, демократия, борьба с коррупцией), и за это развитые страны обеспечивают Развитие средствами: открывают свои рынки для товаров из "третьего мира", списывают долги, выделяют кредиты и оказывают безвозвратную помощь на "структурною перестройку" через МВФ и ВБ. Страны-члены одобрили документ в январе 2002 и готовились конкретизировать его положения 18 – 22 марта 2002 во время конференции ЮНКТАД в городе Монтеррей (Мексика).

Однако по инициативе США в центре обсуждения в Монтеррее оказались вовсе не запланированные темы (прощение долгов, открытие рынков и т.д.), а вопрос о несвязанной помощи Развитию. США заявили, что в полтора раза (с $9,76 млрд. до $15 млрд. в год) увеличат помощь уже к 2006. При этом будут направлять ее только в конкретные страны, преуспевшие в деле либерализации и демократизации. ЕС также заявил, что увеличивает объем помощи: к 2006 на цели Развития страны Европы будут выделять в среднем 0,39% ВВП (до этого средний показатель составлял 0,33%). Т.о. суммарная евро-помощь составит $12 млрд. в год. Однако, ЕС отверг требование США выделить существенные средства немедленно. Так же, как и США, ЕС заявил, что не менее половины помощи будет направляться в "хорошие страны".

2

И всё же основные решения по Африке должен был принять Саммит G8.

2002, Калгари: "звёздный час" для НЕПАД

Страны "Восьмёрки" серьёзно подготовились к африканской повестке дня канадского Саммита. Министр финансов США Пол О'Нил совершил ознакомительную поездку по странам Африки, и накануне Саммита Джордж Буш объявил о новой инициативе США выделить из бюджета $500 млн. на борьбу со СПИДом в 12 странах Африки и Карибского бассейна. В тот же день он наградил золотой "Медалью Свободы" (высшей гражданской наградой США) нескольких африканцев и афро-американцев: Нельсона Мандела, телекомика Билла Косби и бейсболиста Хэнка Аарона. Буш заявил, что посетит Африку в начале 2003.

Президент Франции Жак Ширак в целях популяризации темы обсудил ситуацию в Африке во время полуторачасовой встречи в Елисейском дворце с известным ирландским рок-певцом и борцом за права бедных лидером группы U2 Боно, недавно побывавшем на Чёрном континенте, и поклялся "совести мира" увеличить помощь африканским странам.

Хозяин Саммита – канадский президент Жан Кретьен – заявил, что Саммит станет "возвращением к корням", а его главной темой встречи будет помощь Африке. Пресса отмечала, что НЕПАД – любимая программа Кретьена, и он "не скрывает готовности встать грудью на его защиту в том случае, если американцы попытаются перенести внимание на другие темы".

Накануне Саммита в Калгари прошёл 3-тысячный марш антиглобалистов с транспарантами "Спишите долги Африки", "Уймите алчность корпораций", "Не продавайте мои права". А в самом сердце Африки, в небольшой малийской деревне Сиби, одновременно с Саммитом G8 с пародийной помпезностью открылся антиглобалистский "Антисаммит G8". Молодые люди полагали, что НЕПАД настежь открывает двери неоколониализму.

Президент РФ Путин провёл свою первую рабочую встречу со спецпредставителем по Африке Нодаром Симонией буквально за несколько дней до начала работы канадского Саммита. Очевидно, что Африка за год, прошедший с Генуэзского Саммита, не стала приоритетной сферой внимания России.

Канадский Саммит, прошедший 26-27 июня 2002 под Калгари, признал НЕПАД основополагающим документом для координации связей G8 с Африкой. Во встрече участвовали президенты ЮАР, Сенегала, Нигерии и Алжира. G8 приняла "План действий по Африке", в котором было записано, что деньги от G8 в Африку вот-вот "пойдут", если африканские страны проведут реформы. G8 выразила готовность содействовать созданию собственных миротворческих сил в Африке и избавлению континента от полиомиелита к 2005, а также обещала снять торговые барьеры для афро-товаров, уменьшить субсидии своим фермерам, увеличить помощь голодающим странам и постепенно списать 2/3 и более от общего долга 22 беднейших стран. Из "живых денег" была обещана только несвязанная помощь и скромные суммы на подготовку документов по списанию долгов.

Африканские лидеры прореагировали на партнёрскую осторожность спокойно. Президент Нигерии Обасанджо мудро сказал, что доволен результатами, ведь "ничто человеческое не является совершенным". НПО высказались более резко. "Врачи без границ", ожидавшие немедленных финансовых вливаний, заявили, что "Восьмёрка", видимо, желает погубить Африку.

В следующие пару лет НЕПАД была объявлена оперативной экономической программой Африканского союза, пришедшего на смену ОАЕ, а также признана основным афро-документом в ООН, ЕС и ВТО.

Три года дискуссии о списании долгов окончились победой Тони Блэра

Очередной Саммит G8, прошедший во французском Эвиане (http://www.g8.fr) в июне 2003 вскоре после окончания бомбёжек Ирака, был озабочен проблемами безопасности и Африкой занимался мало. Саммит конкретизировал афро-планы по миротворчеству, против голода, в области воды, здоровья, науки и технологий.

На Саммите G8, прошедшем на курорте Си-Айленд (США) в июне 2004, кроме лидеров Египта, Алжира, Нигерии, Сенегала и ЮАР, участвовали новые африканские фигуранты – президенты Уганды и Ганы, оказавшие особые услуги США во время антииракской военной кампании. Хозяин Саммита Джордж Буш предложил в отношениях с Африкой опираться прежде всего на возможности частного сектора. На государственном же уровне он выступил с особой инициативой по реформированию "расширенного" Ближнего Востока + Северная Африка (27 стран), которая вызвала весьма напряжённую реакцию в арабском мире. "Восьмёрка" подтвердила все свои прежние обязательства и решила создать всемирный консорциум по созданию вакцины от ВИЧ/СПИД. Лондон предлагал отменить все долги беднейших стран, но другие члены G8 этого предложения не поддержали.

Следующий Саммит прошёл в 2005 в британском Глениглсе. Почти за год до Саммита премьер-министр Тони Блэр заявил, что Африка будет пунктом №1 в его повестке дня. Хотя журналисты и предположили, что он "пытается переключить внимание общественности с неоднозначной темы Ирака на гуманитарно-безобидную Африку", в Англии программу Блэра гордо называли "Планом Маршалла для Африки". Блэр хотел затопить Африку деньгами и предлагал 100%-ное списание долгов перед МВФ, ВБ и АБР, удвоении помощи и полную отмену экспортных субсидий. Для удвоения помощи (что к 2010 обошлось бы в $80 млрд.) Блэр замахнулся на святое, предложив продать часть золотого запаса МВФ. Незадолго до Саммита он отправился согласовывать свои планы к Бушу. Золото МВФ Штаты, конечно, трогать не позволили, так же, как не согласились выделять на помощь Развитию 0,7% своего многотриллионного ВВП. Но идею немедленного списания долгов беднейшим странам на $40 млрд и постепенного списания еще $15 млрд одобрили. Из этих долгов $6 млрд приходилось на долю МВФ, $44 млрд – на ВБ и $5 млрд – на АБР. Согласование планов по "прощению" со странами-акционерами этих организаций, не являющихся членами G8, может продлиться долго, ведь акционерам придется компенсировать списываемые с Африки долги из собственных госбюджетов.

Тем временем общественность требует немедленного списания всей задолженности. К этому призывают Папа Римский и нобелевский лауреат южноафриканский архиепископ Дезмонд Туту. В дни британского Саммита по всему миру прошли многотысячные марши "Сделать бедность историей". Мега-концерты состоялись в Англии, Германии, Италии, Канаде, России, США, Франции, Японии и ЮАР. Среди участников шоу были такие звёзды, как Элтон Джон, Пол Маккартни, Мадонна, Боно и Робби Уильямс, а “Пинк Флойд”, давно распавшиеся, специально объединились в вечер акции.

Телеаудитория концертов превысила число телезрителей, смотревших в 2004 Олимпиаду.

2006: Россия и Африка в рамках G8

1 января 2006 председательство в G8 перешло к России. Саммит пройдёт 15-17 июля в дворцовом комплексе Стрельня под Санкт-Петербургом. Хозяин Саммита Владимир Путин уже давно заявляет, что основными вопросами повестки дня станут энергетическая безопасность и образование. Тема Африки до сих пор не являлась чем-то значимым для официальной России. Но она непременно будет рассматриваться на Саммите. Другие члены G8 полагают участие в решении проблем беднейших стран главным вопросом клуба глав самых состоятельных и ответственных держав мира. Стремясь соответствовать статусу члена G8, Россия ещё в середине 2005 официально объявила о своей готовности списать долги 13 самым бедным африканским странам из списка "Восьмёрки" на общую сумму $2,2 млрд. Все эти долги эксперты относят к "безнадёжным". Ранее уже был списан "безнадёжный" долг Эфиопии на сумму $1,125 млрд. Наша страна также согласилась со списанием долгов беднейших стран перед МВФ, ВБ и АБР. На этой операции Россия потеряет и вовсе мизерную сумму в $5 млн до 2015.

Во время Саммита-2005 в Глениглсе Путин высказывался против увеличения объёма помощи Африке, за выборочное финансирование наиболее эффективных проектов, сокращение дотаций экспортёрам развитых стран и унифицикацию условий международной торговли. Как заявил в середине 2005 замминистра финансов РФ Сергей Строчак, к Саммиту "Восьмёрки"-2006 будет разработана стратегия содействия развитию Африки. Общие положения этой концепции ещё не объявлены.

Иван СОЛНЦЕВ

3

Мнение эксперта

Александр ГОРЕЛИК,
директор Информационного центра ООН в Москве

Каковы ожидания в отношении Саммита со стороны Организации Объединённых Наций? Очень хочется надеяться – хотя до сих пор африканская тема
не являлась первостепенной
во внешней политике России, – что председательствование в Большой Восьмёрке станет для неё поводом сдвинуть этот вопрос вверх по шкале своих приоритетов. Конечно, Россия будет выстраивать позицию в соответствии со своими национальными интересами. Но важно учитывать здесь и аспект преемственности. В силу этой логики, африканская проблематика на новом саммите не может не звучать. И хочется надеяться, что российская дипломатия приложит усилия, чтобы не получилось паузы в этом процессе.
Думаю, основное внимание будет уделяться двум различным сторонам помощи беднейшим странам, прежде всего африканским. Во-первых, это вопросы стабильности и безопасности, разрешения военных конфликтов, с учётом тех серьёзных усилий, которые уже прилагаются здесь ООН и Африканским Союзом – миротворческая деятельность даёт плоды в таких странах, как Конго, Судан, в уже движущемся к стабильности Сьерра-Леоне. И во-вторых, вопросы развития. В этом отношении сентябрьский саммит ООН подтвердил курс на преодоление экономических проблем и развитие Африки, и в том числе – ориентир на отчисление в пользу Африки, как и всего развивающегося мира, 0,7% ВВП развитых стран. Была подчёркнута необходимость сочетать наращивание финансовой помощи со списанием долгов. Но при этом обозначены и соответствующие требования к африканским странам – чтобы они
в ответ на эти усилия демонстрировали готовность налаживать внутреннюю экономическую политику и проявляли заботу о том, чтобы эта помощь не пропадала. В этой двуединой задаче: работа на обеспечение стабильности и безопасности в странах Африки, с одной стороны, и работа на их развитие – мне видится основной вектор Саммита в этом плане.



Мнение эксперта

Аполлон ДАВИДСОН,
глава Центра африканских исследований ИВИ РАН, президент Ассоциации британских исследований

Для мира благополучного и богатого, средоточием которого является Большая Восьмёрка, не может быть иного выхода, как оказывать дальнейшую серьёзную помощь миру бедному и неблагополучному, в преодолении его бед. Иначе эти проблемы неизбежно выплеснутся за пределы бедных стран, которые могут оказаться и очагом эпидемий, и – нельзя исключать – резервом терроризма... Довольство и комфорт, игнорирующие чужую нищету и горе, рано или поздно окажутся взорваны. Поэтому я ожидаю, что новые разумные решения о помощи бедным странам на этом саммите будут приняты.
Есть другой вопрос.
За последние десятилетия ряд стран Северной Африки и околоафриканского региона – Ливия, Саудовская Аравия, Эмираты, Оман и так далее – стали гораздо богаче, благодаря продаже своих нефтяных запасов. Мы же, говоря
о "золотом миллиарде", по старинке подразумеваем только США и Западную Европу. Но мир меняется. Известно, какой экономический рост переживают сейчас Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. И мне хотелось бы знать: в какой степени считают себя обязанными помогать Африке эти новые богатые страны её севера и соседней Азии? Ливийский лидер Каддафи подчёркивает, что он прежде всего – африканец. Как это выражается в его помощи остальной Африке? Дело ли это только одной Восьмёрки?..
И третье. Насколько продуман будет контроль за ресурсами, которые будут поступать в виде помощи? Мы знаем, как успешно разворовываются они по пути (в том числе, увы, и по нашему опыту). Огромная ответственность здесь лежит и на самих африканцах. Любая помощь может кануть в песок, и мир останется таким же, каким он был. Будет ли найден против этого эффективный механизм?



Мнение эксперта

Алексей АНДРЕЕВ,
политический обозреватель газеты "Новые Известия", к.и.н

То, что Россия в качестве председателя G8 наконец вплотную займётся вопросами развития Африки, радует. Как показал прошлогодний саммит G8 в Шотландии, Москва вроде бы отказывается от характерного ещё для первой половины 1990-х годов высокомерного подхода к проблемам Чёрного континента. Отрадно, что в Африке (пусть для начала только в Египте и Алжире) побывал президент Путин. Впрочем, и последнее время при подготовке высоких визитов не обходится без накладок. Диссонансом прозвучало заявление российского президента, сделанное в связи с африканской повесткой дня шотландского саммита, по поводу того, что диктаторам типа Мугабе прощать долги не будем – как будто Зимбабве нам должна... Зачем брать на себя проблемы финансовых взаимоотношений Хараре и Запада? Актуальней выработка собственной программы сотрудничества с Африкой, в том числе в рамках НЕПАД. России необходима собственная африканская стратегия, иначе в Африке мы так и останемся на периферии большой политики. В прошлом году показательным получился визит в Россию одного из членов созданной британским премьером Тони Блэром Комиссии по Африке Фолы Адеолы. Г-н Адеола озвучил ряд претензий к нашей стране, главным образом касательно того, что Россия – крупнейший экспортёр лёгкого стрелкового оружия в Африку, хотя на торговлю ЛСО наложены международные ограничения, – как будто западные кампании, КНР и т.д. не грешат тем же. Но были среди этих претензий и весьма здравые, – скажем, недостаточное внимание Москвы к развитию связей с африканским частным сектором. Те, кто бывал в странах Чёрной Африки, знают, какие размеры во многих из них приняла коррупция. Один из плюсов НЕПАД как раз в том, что предполагается усилить роль частного бизнеса, сделать экономику более прозрачной. А в отношении ЛСО на уровне ООН Россия стала последовательным сторонником жёсткого ограничения этого рынка, включая пресечение его нелегальных форм.



Мнение эксперта

Олег КИРЕЕВ,
арт- и медиакритик, руководитель антиглобалистского проекта Getto.ru.

Разные направления антиглобалистского движения, развивающегося с 2000 года, сходятся в требовании изменить хищнические условия глобализации, часто называемые "новым колониализмом". Наиболее очевидный из аспектов этого колониализма – внешние долги беднейших стран. В этом отношении в последнее время, как представляется, происходят положительные сдвиги.
Глубинная причина смертности, болезней, нищеты и неравенства – политика корпораций, использующих беднейшие страны мира как резервуар дешёвой рабочей силы и свалку для экологических отходов. Актуальное на сегодня требование антиглобалистов - введение "налога Тобина" на деятельность корпораций, который позволил бы направлять некий процент с доходов корпораций на развитие программ экономического роста для беднейших стран.
Но по большому счёту, мы видим главной задачей полный отказ от неолиберальной политики, затем – развитие структурно новых идей и тенденций развития, таких, например, как информационные технологии и альтернативные источники энергии. В этом отношении Африка, как и другие элементы развивающегося мира, может сыграть решающую роль. Недаром второй в истории саммит ООН по информационному обществу проходил недавно (ноябрь 2005) в Тунисе.
Что касается России, то развивающееся и здесь антиглобалистское движение намерено выступить с этими требованиями на Социальном Форуме, который будет проходить в Санкт-Петербурге параллельно с саммитом Большой Восьмёрки.



Мнение эксперта

Беки Уинстон Джошуа ЛАНГА,
Чрезвычайный и полномочный посол ЮАР в РФ, доктор экономики

Со стороны африканских стран, конечно, есть большие ожидания в отношении обсуждения африканской проблематики на саммите.
Мы знаем, что уже обозначены центральные вопросы на период председательствования России в G8 – вопросы здравоохранения, энергетики и энергосбережения, образования. Но именно эти темы крайне важны для Африки. И уже было указано, что эта проблематика будет рассматриваться в диалоге G8 под углом содействия развитию африканских стран.
Нам кажется закономерным, что председателем Большой Восьмёрки сейчас становится именно Россия – страна, имеющая огромный и длительный опыт многостороннего сотрудничества с Африкой. А в последние годы Россия всё активнее участвует в различных программах и мероприятиях, направленных на развитие и помощь Африке. На настоящий момент Россия списала уже $11 млрд долга африканских стран.
На начальном этапе работы программы НЕПАД у России не было возможности принимать в ней активное участие – перед вашей страной стояли серьёзные проблемы, связанные с преодолением последствий дефолта. Все страны имеют собственные приоритеты и внутренне обусловленные задачи, в зависимости от исторического момента. Поэтому мы вдвойне рады, что на нынешнем этапе у России гораздо больше сил для плодотворной международной деятельности. И эта новая ситуация отмечена и подкреплена самим фактом избрания Российской Федерации председателем в Группе Восьми. Это признание усиления вашей экономики, растущей способности России к несению лидерских функций.
Однако хотелось бы отметить, что ожидания Африки от России не сводятся к односторонней помощи, такой как прощение внешнего долга. Африканцы заинтересованы в равноправном партнёрстве с вашей страной. Торговое сотрудничество России со странами Чёрного континента может и должно стать обоюдно выгодным. В этом плане могут буть весьма полезными различные мероприятия по поддержке торговли, облегчающие экспортно-импортные отношения, такие как целенаправленное снижение налогов и пошлин.
Россия традиционно успешно участвовала в экономической жизни Африки: своими высококлассными специалистами, технологиями (промышленность многих стран континента по-прежнему базируется именно на российских технологиях), своей медициной, образованием. Африка помнит о великолепных российских врачах, преподавателях.
Но есть все основания надеяться на максимальное расширение
областей сотрудничества – на сферу атомной энергетики, сферу освоения Космоса и космических технологий, на сферу информационных технологий...
Я думаю, мы находимся сейчас на очень важном и оптимистичном этапе подготовки всестороннего развития наших общих
дел.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Политика и история » Большая Восьмёрка и НЕПАД