ИКТ СИСТЕМЫ АФРИКИ

Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2002, №5

2001 г. стал годом инициатив со стороны стран Африки в направлении самостоятельного решения собственных проблем развития. На ежегодной встрече глав африканских государств, которая состоялась в прошедшем году в Лусаке (Замбия), было представлено два долгосрочных плана развития континента. Первый план, названный "Партнерство века для возрождения Африки", был предложен совместно президентами ЮАР, Нигерии и Алжира. В нем выделяются три основных момента: поощрение местных инвестиций, привлечение иностранных инвестиций и экспорт африканских товаров. Указывалось, что экспортные международные правила не отвечают интересам Африки. Президент Нигерии Олусегун Обассанджо назвал этот проект "Планом Африки для населения Африки". Второй план, названный "Омега", был представлен президентом Сенегала Абдулой Вейдом. В плане критикуется политика помощи континенту со стороны развитых стран и предлагается опираться на четыре составляющие развития инфраструктуры: образование, профессиональное обучение, здравоохранение и сельское хозяйство. Авторы новых панафриканских проектов особенно подчеркивают, что представленные планы максимально опираются на собственные ресурсы и независимые действия африканских стран и народов.

Политическая активизация на континенте вызвана все нарастающим беспокойством африканских стран и их лидеров по поводу усиливающейся зависимости региона от помощи развитых стран. На упомянутой встрече глав государств африканские лидеры подчеркивали, что со стороны доноров поступает масса условий и указаний, которые препятствуют проявлению инициативы самих африканских государств. В настоящее время на континенте осуществляется более 70 программ помощи и их количество постоянно увеличивается. При этом в Африку в 2000 г. поступило лишь 1,9% от всех мировых инвестиций, вложенных в иностранные экономики.

Планы возрождения Африки и африканских стран многие лидеры континента прямо связывают с планами построения информационного общества в регионе в целом и в его отдельных странах. В рамках планов создания информационного общества в прошедшем году была образована комиссия под названием "Электронная Африка", которая ориентирована на оказание помощи африканским странам в освоении новых технологий и участии в электронной коммерции. Если первый проект комиссии, названный "Электронные школы", будет успешно осуществлен, то через десять лет все выпускники африканских начальных школ будут владеть компьютерной грамотностью. Комиссия является составной частью организации Новое партнерство для развития Африки.

С целью внедрения информационного общества в Африке в прошедшем году на континенте была создана еще одна организация - Африканская сеть регулирования телекоммуникаций. Она была образована во время проводившегося в Марокко форума Африканского телекоммуникационного союза (Эй-ти-ю). Африканский телекоммуникационный союз является частью вновь созданного Африканского Союза, который сменил в июле прошедшего года Организацию африканского единства.

В марте 2001 г. Эй-ти-ю совместно с правительством Ганы провел 3-й африканский телекоммуникационный саммит под названием "Универсальный доступ и ИКТ в Африке: стратегии для эффективного развития". На многих всеафриканских мероприятиях минувшего года, в том числе на саммите, речь шла о необходимости улучшения информационно-коммуникационных систем для целей развития континента. Говорилось и о том, что все большую роль в Африке начинает играть мобильная связь.

Мобильная связь. Напомним, что до того времени, когда появились сотовые телефоны, большинство организаций, в особенности те, которые предоставляли континенту помощь, для передачи информации задействовали дорогие спутниковые технологии. Альтернативой являлось радио, однако нехватка частот ограничивала его использование в основном для связи правительственных организаций, а также для нужд служб экстренной помощи. Мобильные технологии, которые начали использоваться в Африке в конце прошлого десятилетия, впервые предоставили альтернативные доступные способы связи по относительно низкой цене там, где проводная связь была невозможна.

Если в 1990 г. только 2% всех телефонов в мире были мобильными, то сегодня эта цифра выросла до 37%. В ежегодном докладе компании "Пауль Баддер коммьюникейшнз", базирующейся в Австралии и занимающейся исследованиями мирового рынка телекоммуникаций, говорится, что через 5 лет уже половина всех телефонных абонентов будет пользоваться сотовой связью. Страны Северной Европы - Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания - имеют наибольшее количество мобильных пользователей. В Финляндии, например, нагрузка по фиксированным и сотовым линиям мало отличается.

Порядка 20 стран в мире, в том числе ЮАР и некоторые другие страны Африки, сегодня имеют больше мобильных телефонов, чем традиционных. Данные о развитии сотовой связи говорят о том, что по скорости распространения сотовых телефонов континент опережает другие регионы. Африка в прошедшем году продемонстрировала наибольший рост мобильного рынка в мире (160%). Это объясняется многими причинами. Прежде всего, как известно, в Африке из-за крайне низкого уровня развития телекоммуникационных систем практически отсутствует традиционная проводная телефонная связь. Отсутствие соответствующей инфраструктуры, плохое снабжение электроэнергией, бедность, низкая грамотность не позволяют африканцам использовать мировые достижения в области телекоммуникаций, тормозят развитие новых технологий, препятствуют доступу к традиционным коммуникациям и различным видам СМИ, за исключением радио. Даже в ЮАР, наиболее развитой на континенте в техническом смысле стране, новые телекоммуникационные системы не могут пока обеспечить доступ к информации всем желающим, тем более что использующиеся традиционные телефонные линии устарели, так как эксплуатируются уже почти сто лет.

Многие специалисты считают, что 2001 год стал переломным для развития ИКТ в Африке. Именно в прошедшем году континент преодолел показатель, считающийся решающим для экономического роста и развития стран третьего мира: 1% всех жителей континента теперь имеет доступ к телефонам. Если в 1996 г. в Африке насчитывался лишь 1 млн пользователей мобильными телефонами, по сравнению с 14 млн, абонировавшими обычные телефонные линии, то в прошедшем 2001 г. рынок мобильной связи впервые опередил рынок традиционный и достиг 28 млн подписчиков. Традиционными телефонами в прошедшем году пользовались 22 млн африканцев. В настоящее время рынок проводной телефонной связи на континенте ежегодно растет на 25%, а мобильной - на 50%. Международный союз телекоммуникаций прогнозирует, что к 2005 г. в Африке будет использоваться более 100 млн сотовых телефонов, в то время как количество традиционных линий достигнет лишь 31 млн1.

Что же послужило катализатором этого процесса - "этой революции", как охарактеризовали столь стремительное распространение на континенте мобильной связи некоторые наблюдатели? Объяснений несколько. Прежде всего во многих африканских государствах происходит либерализация телекоммуникационных рынков и как следствие этого усиление конкуренции. Если в 1995 г. только 7% африканских стран имели более одного провайдера сотовой связи, то сейчас уже более половины стран располагают конкурентоспособными мобильными рынками. Многочисленные провайдерские компании, стремясь привлечь как можно больше пользователей, заметно снизили цены на мобильные телефонные аппараты и на доступ к сотовой связи. В специфических африканских условиях, где традиционными телефонами до последнего времени не была обеспечена и сотая часть населения, мобильные телефоны становятся не предметом роскоши и престижа, как это было еще несколько лет назад, а необходимым повседневным средством общения.

Примечательно, что на континенте особенно популярной стала мобильная связь с оплатой вперед, которая далеко не так широко распространена в развитых странах. Предоплаты используют 80% всех мобильных подписчиков в Африке, что более чем в два раза превышает средний показатель в мире. Предсказывают, что цифра поднимется до 90%, когда в ЮАР начнет активно действовать получившая в прошедшем году лицензию третья компания мобильной связи. Кенийский оператор мобильной связи "Сафариком" имеет 100% подписчиков с оплатой вперед, а египетская компания КликДжи-эс-эм - 85%. В то же время в США насчитывается лишь 8% подобных пользователей, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 29%. Такая популярность на континенте системы оплаты вперед объясняется прежде всего тем, что в африканских странах плохо налажена система кредитных платежей. Пока же Африка, как и Россия, продолжает использовать способы оплаты наличными деньгами. Традиционные телефонные компании, прежде чем установить телефон, требуют подтверждения, что заказчик имеете значительный счет в банке или даже оценку кредитоспособности. Желающие поставить обычный телефон годами ждут своей очереди. В то же время сегодня можно купить мобильный аппарат в ближайшем супермаркете, карточку с оплаченными вперед минутами у продавцов прямо на улице и тут же набрать нужный номер.

Большое значение для Африки будет иметь открытие нигерийского телекоммуникационного рынка. После многих лет пассивности и бездействия там начались преобразования, которые могут во многом изменить ситуацию в сфере ИКТ на континенте. До последнего времени нигерийцы располагали лишь 500 тыс. телефонных линий, там действовали всего два поставщика услуг доступа к Интернету и горстка провайдеров, обеспечивавших доступ к электронной почте. В настоящее время положение в сфере телекоммуникаций меняется. Крупнейшие на континенте компании мобильной связи "Эконет", Эм-ти-эн и телекоммуникационная монополия Нигерии "Нител" создают в стране разветвленную телекоммуникационную сеть. Уже имеются пункты присутствия в Лагосе и четырех других крупнейших городах. 40 поставщиков услуг в сфере Интернета получили лицензии и более трети из них достаточно успешно действуют. Напомним, что в Нигерии живет 120 млн человек - это 20% всего населения континента. Поэтому понятно, почему планам развития телекоммуникационного рынка этой страны уделяется столь пристальное внимание.

В отличие от рынка мобильной связи рынок Интернета на континенте развивается не так стремительно. Это объясняется экономической отсталостью африканских стран, отсутствием там необходимых телекоммуникационных инфраструктур, а также тем, что продвижением Интернета на континенте занимаются в основном общественные неправительственные организации или правительственные организации, а не энергичные, жаждущие доходов коммерческие онлайновые предприятия.

Реклама в СМИ Африки. Ограниченный рекламный рынок в странах Африки (как следствие экономической отсталости и нестабильности) тормозит развитие систем СМИ на континенте. Средства, предназначенные для рекламных целей, конечны, и поэтому традиционным СМИ - прессе, радио, телевидению - приходится бороться за свой кусок рекламного пирога друг с другом и с другими претендентами. Более того, деньги граждан все чаще уходят из медиасферы в сферу развлечений - к владельцам казино, устроителям лотерей - и в сферу мобильной связи.

Африканские рекламодатели, учитывая крайнюю бедность населения и ограниченный доступ граждан к СМИ, предпочитают устраивать рекламные акции прямо на улицах, в торговых центрах или отдельных магазинах; широко используются внешняя реклама и бесплатные рекламные бюллетени. Небольшая часть средств уходит на рекламу в Интернете. В результате уменьшается доля средств, выделяемых на рекламу в традиционных СМИ. Только процент средств, затрачиваемых на радиорекламу, продолжает увеличиваться. Радио остается наиболее распространенным на континенте и доступным массовой аудитории средством получения информации. В 2000 г. его доля от всех средств, потраченных на рекламу, составляла 13%, а в 2001 г. - 15%. Телевидение и печать продолжают терять свои позиции на медиарынке. Напомним, что, по данным Международной ассоциации газет, за последние 5 лет только в 16 странах мира, в том числе в ЮАР, наблюдалось уменьшение доли рекламных доходов прессы.

Процент затрат на телевизионную рекламу от общих затрат на рекламу также медленно, но неуклонно сокращается. Считают, что это происходит из-за крайне низкого качества телевизионных программ. Ранее все вещание на континенте являлось государственным. Как правило, в каждой стране действовал один официальный телевизионный канал. В настоящее время на континенте появилось частное телевидение, растет количество частных радиостанций. Однако качество программ как частного, так и государственного телевидения не улучшилось. Государственные каналы плохо финансируются, а частные мало заботятся о содержании передаваемого. На экране по много раз появляются одни и те же сюжеты. Транслируется множество американских и английских программ не самого высокого качества, которые за океаном очень дешево закупают африканские телевизионные предприниматели. В ЮАР, например, имеется несколько ТВ-станций и каналов, зрители переключают программы, находя нужное им, выбирая для себя не конкретный канал, а конкретную передачу. Поэтому рекламодатели не заинтересованы размещать рекламу на каком-то одном канале. Уменьшает количество рекламы на ТВ и высокая цена создания рекламных роликов.

И.Ю. Нечаева