Афель Али Сарре, который является потомком нескольких поколений династии ткачей в Мали, ищет пути сохранения своего ремесла.
Афель, представитель народности пеулхов, родившийся в Томбукту 60 лет тому назад, помнит, как было прежде. Еще не так давно семьи нанимали ткачей на целый год для изготовления от 10 до 40 одеял к свадьбе, говорит Афель, который работает, пропуская две нити между большими пальцами ног. Сложные орнаменты, которые он сплетает из парчи, были когда-то «писком моды» в самом Лионе, Франция.
Африканцы всегда славились роскошными тканями, которые они изготавливали для религиозных церемоний, свадеб и для своих вождей и королей. В каждой стране они называются по-своему: в Гане — кенте, в Бенине — боголан, в Нигере — тера-тера, а в Камеруне — ндоп. На их изготовление уходят недели, иногда месяцы.
В бедных странах Африки ткачество по своему экономическому значению уступает только сельскому хозяйству. Однако с приходом модернизации и обострением нищеты для ткачей наступили тяжелые времена. Две трети жителей африканских городов носят готовую одежду, и ткани, импортируемые из Индии или Китая, которые стоят в два раза меньше местных материалов.
«Сегодня, если ты можешь соткать только одно одеяло, тебе не хватит денег на еду», говорит Афель. Чтобы как-то продержаться, он приобщил к своей работе четырех сыновей. Каждый делает в день по два куска, которые сшиваются в одно одеяло. В наши дни одежды для невест привозят из Дакара (Сенегал), Франции или Америки, жалуется Афель.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) собрала около 40 африканских ткачей и ремесленников, в числе которых был Афель, для участия в конференции «Волшебники нити», чтобы продемонстрировать их искусство, привлечь внимание к тяжелому положению традиционных ткачей и найти решения проблемы. Эта конференция стала уже четвертым форумом в этой серии, а предыдущие три были посвящены ткачам из Бангладеш, Боснии и Герцеговины и Латинской Америки.
Ткачи борются за выживание своего ремесла, организуя кооперативы и федерации и изыскивая новые каналы для оптовых закупок, получения небольших кредитов и сбыта своей продукции. Кроме того, они используют технологии своих предшественников для того, чтобы угодить современному потребителю, сочетая элементы традиционного дизайна с более спокойной палитрой современных тканей, таких, как вискоза или искусственный шелк.
Афель узнал много нового на этой конференции ЮНЕСКО. Ее участники, включая министров, обсуждали вопросы предоставления местным производителям налоговых льгот для противодействия импорту. Кроме того, они говорили о предоставлении кустарным тканям специального статуса, увеличении государственных расходов на поддержку культуры и правовой защите ремесленников, чьи авторские права на дизайн часто «воруют» кутюрье или «присваивают» иностранные компании.
«Культура не является второстепенной областью, она открывает самый быстрый путь к развитию», — говорит министр культуры Сенегала Абдулай-Элиман Кане.