Народность Бага

Сорока-пятитысячное племя Бага населяет побережье Гвинеи-Биссау деревнями, разделенными по 2 и 4 квартала, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на 5-6 кланов. Традиционно каждую деревню возглавляли наиболее старые члены каждого клана, которые образовывали тайное объединение. В наши дни эта система была заменена должностью мэра, избираемого в каждой деревне. Бага почитают единого бога, называемого Каню, которому помогает мужской дух — Сомтуп, и женский — А-Бол. Дух А-Мантшо-нга-Тшол, обычно представляемый в образе змеи, заботится о низших звеньях общества То-Лом, и ответственен за обряд инициации.

Первые скульптуры Бага появились на Западе в 50-х гг.; натиск исламизации и отказ от традиционных верований и ритуалов позволили западным купцам вывозить маски, гребни-наконечники и скульптуры бага. В наши дни бага стараются возродить свою культуру при помощи старшего поколения - они воссоздают церемонии и празднества, которые были созвучны их традиционной жизни

МАСКИ

Наиболее известная маска бага называется нимба (d'mba на языке бага). Это маска, водружаемая на плечи, поддерживаемая четырьмя опорами, с большой грудью, крупной головой и полукруглыми ушами, заостренным носом и подбородком. Она фигурировала во время рождения, бракосочетаний, сбора урожая и любого веселого праздника. Различают два типа маски нибма: один, более известный на западе, имеет вогнутое лицо (А), в то время как у второго лицо выпуклое (3). На территориях, расположенных к северу и к югу от зоны, занимаемой бага, там, где живут племена Ситемю и Пукур, гребни под названием зиринген-вонде (5) надевались танцорами во время церемоний, которые знаменовали окончание обряда инициации девочек, а также во время празднований, приуроченных к сбору урожая и на похоронах. Он символизирует молодую женщину и представляет собой фронтальной щит с двумя опорами и длинной, унизанной кольцами шеей, поддерживающей маленькую головку. Как и в случае с нимба, преувеличенный размер груди символизирует плодородие и многочисленные рождения. Гребни бага в форме змеи (I) являют собой духа А-Тшол и могли достигать 260см. в высоту. Для них характерна волнообразная форма, полихромная роспись и зачастую стеклянные вставки в глаза. Во время церемоний, в которых принимали участие кланы каждого квартала, эти фигуры носились танцорами в вертикальном положении при помощи опор из легкого дерева. Другие маленькие гребни, представляющие дух А-Тшол, известного на востоке под именем Этиоль (4), использовались во время церемоний, завершавших инициацию взрослых, или во время празднеств, сопровождавших начало периода сбора урожая. У гребня коническая основа, поддерживающая длинную шею под горизонтально расположенной головой с заостренным подбородком. Гребни в виде шимпанзе и птиц (12) олицетворяют качества, присущие этим животным. Бага до сих пор используют гребень под названием банда. Эта внушительная по размерам фигура являет собой смесь антропоморфных и зооморфных черт (7): вытянутое человеческое лицо, тело змеи и хвост хамелеона. Размеры в пределах 120-200 см.; эту статую применяют и в наши дни во время нерелигиозных праздников. Традиционно же они применялись во время охранительных церемоний и в завершении периода инициации мужчин. Гребень, называемый тонконгба (13), часто ошибочно приписывался племени Ландуман — соседней с Бага народности. На самом деле, он повсеместно представлен на севере территорий, управляемых Бага. Он может располагаться перед алтарем каждого клана или появляться во время церемоний, включающих жертвоприношения, — например, на похоронах. Тот, кто надевает гребень тонконгба, обладает властью божества и, следовательно, обладает способностью знать и возвещать хорошие или дурные новости. Согласно западным описаниям этого гребня, он представляет собой стилизованного дельфина с треугольной мордой, а шаровидная голова, увенчанная парой рогов, предположительно символизирует хвост дельфина. Менее типична Менда, связанная, возможно, с женским сообществом. Она представляет собой продолговатое лицо с заостренным подбородком и округлым лбом (8).

СТАТУИ

На сегодняшний день определенно выявлены два типа статуй. Первый представляет дух А-Тшол (II) и встречается повсюду на севере территорий бага. Этот тип статуи помещается у алтаря клана и охраняется самым старым членом каждой семьи. Округлое основание подпирает большую голову с подбородком, напоминающим клюв птицы. Она напоминает отчасти одноименный гребень, но стилизация в данном случае гораздо сильнее. Второй тип статуи [b] представляет собой мужчину или женщину с головой, похожей на головы наплечных масок нимба [А]. Эти статуи, возможно, более древние по сравнению с наплечными масками, но, к сожалению, их назначение нам неизвестно.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Барабаны-кариатиды (6) использовались в различных церемониях инициации для создания определенного ритма. В зависимости от пола кариатид, мужчины или женщины, проходящие инициацию, играли на этих барабанах. Табуреты-кариатиды бага являлись предметом особым и использовались старейшинами во время их секретных собраний. Гребни-расчески, также понимаемые как престижный знак отличия, часто украшались мотивами масок или геометрическими узорами.

СОСЕДНИЕ ПЛЕМЕНА

Вдоль берега Гвинеи-Биссау тридцать островов образуют архипелаг Биджого. Население этих островов живет преимущественно рыбной ловлей и выращиванием риса. Хотя достоверно известно, что эти острова заселены с XV века, до нас дошло слишком мало информации о населении и его обычаях. Маски биджого танцор водружает на голову или держит перед собой во время церемоний инициаций, связанных с сообществами, которые формируют народность биджого по возрастным классам. Они символизируют местных животных, таких как корова, акула [C] и рыба-пила (9). Движения танцующего в одной из таких масок напоминает символизируемое животное. Статуи биджого, которые называются иран, могут иметь более или менее абстрактные или реалистические черты (2), но всех отличает голова с заостренным подбородком, плоские лица, круглые глаза и полукруглые уши. Считается, что такие статуи иран обладают божественными способностями и выполняют множество функций: они защищают домашний очаг от болезней и злой участи и участвуют в церемониях, призывающих исцеление больного. Сохраняемые в маленьких святилищах или на почетном месте в каждом доме, эти статуи почитаются посредством жертвоприношений и часто покрыты шероховатой патиной. В начале 60-х гг. западными исследователями в Гвинее-Биссау была обнаружена группа бронзовых статуэток (10) под названием соно. Эти фигурки, которые помещали на концах тростниковых шестов, были изготовлены предположительно под влиянием завоевателей, пришедших из Мали между XIII и XV веками.