Анализ ДНК позволил вычислить районы, откуда на мировой черный рынок поставляется слоновая кость
Слоновая кость ценилась во все времена. По мере освоения европейцами африканского континента уничтожение слонов приняло такой размах, что в 1989 году ООН была вынуждена принять международный запрет на торговлю слоновой костью. Но онне остановил браконьеров – ведь с введением моратория стоимость этого и без того ценного материала возросла в четыре раза.
Поймать браконьеров за руку было очень трудно. Слоны широко распространены почти по всему африканскому континенту, и до сих пор не представлялось возможным определить, где было убито животное. Но на помощь пришла генетика.
Американский ученый Сэмюэл Вассер провел анализ ДНК слоновой кости из 6-тонной партии, конфискованной в Сингапуре в 2002 году. Чтобы вычислить родину убитых слонов, он сравнил генетический материал с образцами ДНК животных из разных уголков Африки – ведь в каждой популяции своя, неповторимая картина повторяемости некоторых генов. Кропотливая работа Вассера и его коллег позволила точно определить происхождение этой партии слоновой кости, которая оценивалась в шесть миллионов долларов. Оказалось, что убитые животные обитали на просторах саванн южной Африки, скорее всего в Замбии.
Генетики дали в руки правоохранительным органам важные улики. Они помогут проследить, какими маршрутами слоновая кость попадает с «черного континента» на черный рынок. Так, исследованная партия слоновой кости из 532 бивней прошла длинный путь: из Замбии ее отправили в Малави, а оттуда морем в Сингапур, где контрабандный товар и был арестован. Кроме того, исследование показало, что Замбия – как и некоторые другие африканские страны – занижает статистику браконьерства. Ранее власти Замбии утверждали, что животные были убиты в разных уголках Африки, но ДНК-анализ позволил сузить район поиска с точностью от 500 до 1000 километров. «Количество убитых слонов в 30-60 раз превышает указанные правительством Замбии цифры», - отметил Вассер.
Международные организации заинтересовались исследованием ученого из Центра биологии охраны природы при Сиэттлском университете имени Вашингтона. «Мы тесно сотрудничаем с Интерполом, чтобы проанализировать другие партии контрабандной слоновой кости», - сказал Вассер журналу New Scientist.
Вассер продолжает совершенствовать методику проведения анализа – для этого ему понадобятся дополнительные образцы ДНК животных: «Мы очень хотим получить материал из Демократической республики Конго, а также ряда других стран, где, как раньше считалось, браконьеров нет». //НАТАЛЬЯ СТЕРХОВА, Газета