Сурков и Африка
О колониальной суверенности
Валерий Скурлатов, Лимонка, №311 (декабрь 2006)
…допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
Владислав Сурков, «Эксперт», № 43, 20 ноября 2006 г.
Текст нового опуса Владислава Юрьевича Суркова о «суверенной демократии» не подлежит комментированию, но его можно сопоставить с «трудами» других апологетов и идеологов периферийных авторитарных режимов компрадорского типа, рядящихся под некую посконно-исконную особенную разновидность народовластия.
В связи с сурковской «суверенной демократией» сразу на ум приходят венесуэльский теоретик «демократического цезаризма» Лауреано Валленилла Ланц (1870-1936) и теоретик «заирской идентичности» ныне здравствующий сановник-посол Доминик Сакомби Инонго.
Сеньор Ланц обслуживал неграмотного диктатора Венесуэлы генерала Хуан Висенте Гомеса (1857-1935), а Сакомби – конголезского (заирского) диктатора Сесе Секо Мобуту (1930-1997). Оба доказывали, что обычная демократия западного типа не подходит менталитету туземцев, осчастливленных такими великими лидерами, как Гомес или Мобуту, и поэтому уместнее внедрять и использовать свою доморощенную имитацию "демократии", через которую народ, якобы, выражает свой суверенитет. Излишне говорить, что подлинным суверенитетом (как и демократией) в этих странах тогда и не пахло.
На мой взгляд, Ланц ученее Суркова, зато Сакомби весьма схож с ним, даже отчасти внешне. Ланц пережил хозяина всего на год, зато ушлый и способный Сакомби процветает по сей день.
Ну, да начнём по порядку… Жил-был в сказочно-богатой всякими ресурсами и занимающей центральное место на африканском континенте стране Конго полковник Мобуту, и в 1965 году сменил он западную марионетку Чомбе, и был избран президентом, и завел личные счета в швейцарских банках, и быстро перевел на них для начала 5 миллиардов долларов, и мародерствовал со своей хунтой изо всех сил. А со своими подданными не церемонился, откручивал им головы.
Пользовался поддержкой США и других западных стран, гнал им сырье, однако общественности цивилизованного мира не нравилось столь явное откручивание голов, и лидеры империализма вынуждены были иногда пенять своему конголезскому другу - "Нехорошо! Не комильфо!"
«Достали, сволочи, со своими правами человека и демократией! – думал Мобуту – У нас в Африке такого отродясь не было, с какой стати буду слушать этих колонизаторов. Как откручивал головы, так и буду откручивать, пусть пищат и визжат. Традиция у нас такая».
Все люди одинаковы, и все правящие негодяи в таких ситуациях прибегают для самозащиты к последнему прибежищу - официальному патриотизму. Да, на деле грабит свою страну и изводит население и ведет себя как банальный шкурник-мародер, но на словах распинается об исконности-посконности и о святости традиции, вне которой подвластные людишки не выживут.
И по просьбам трудящихся провозгласил себя Мобуту пожизненным "отцом нации", и заклеймил колонизаторов, которые навязали народу чуждые ему демократические ценности, и объявил политику authenticite («достоверность», «подлинность», «идентичность»), и надел леопардовую шкуру, и переименовал Конго в Заир, а себя - в Мобуту Сесе Секо Нкуку Нгбенду Ва За Банга, что в переводе значит "Всемогущий Воин, Который Благодаря Своей Неукротимости И Несгибаемой Воли К Победе Идёт От Успеха К Успеху, Оставляя Огонь На Своем Пути".
Народец ликовал, рейтинг зашкаливал за 100%, швейцарские счета распухали, румынский диктатор Чаушеску (он взял на вооружение идеологию "румынской идентичности") стал лучшим другом, а США имели от Заира всё, что хотели. Хотя и поругивали для проформы, но не сильно. Дескать, есть те или иные эксцессы повсюду, с кем не бывает, но это же "идентичность", Ну, а «Всемогущий Воин» говорил очень правильные слова, в том числе ругал перед подданными «западных империалистов» и исправно пополнял банковские счета на том же Западе, гоня туда же все заирские природные богатства. Повсюду и всех уверяли, что в Заире нет альтернативы Мобуту, и слоган выдвинули "Или Мобуту, или хаос!" Ну, а советник диктатора Сакомби Инонго пописывал умные, не лишенные изящества, статьи и статейки на эту тему.
Поддерживать суверенитет без ущерба для демократии и быть открытыми, не теряя идентичности…/В.Ю.Сурков/
…концепция суверенной демократии претендует на выражение силы и достоинства российского народа через развитие гражданского общества, надежного государства, конкурентоспособной экономики и эффективного механизма влияния на мировые события. /В.Ю.Сурков/
Нет ничего нового под солнцем, и "суверенная демократия" Путина-Суркова - разновидность идентичности-authenticite. Таких "идентичностей" хватает в периферийных странах - и "чучхэ" в Северной Корее, и "Рух-намэ" в Туркменистане, и вариант Бирмы (тамошние "черные полковники", следуя примеру Мобуту, переименовали её в Мьянму). Поборники "особых преимуществ" православной цивилизации могут отринуть такие аналогии - мол, у нас всё по-особому. Тогда им надо ткнуть в нос режим "черных полковников" в православной Греции, который, как и фашистский режим Франко в католической Испании, ссылался на "особый" православный менталитет для оправдания откручивания голов у своих...
Шкурно-компрадорские правители нынешней больной и обессиленной России раскручивают идеологию "суверенной демократии". И заголосили всякие ципко, нарочницкие, дугины и прочие об «особости русского понимания свободы», о русской соборности и коллективности, о русской жертвенности во имя государства и, конечно, "царя" (то есть Путина). И уже заявляют о том, что ради сохранения русского государства и стабильности необходимо оставить Путина на троне (ну или в лучшем случае его «наследника»). Короче, как в Заире - "или Путин, или хаос".
И начинается, как в Заире и в других режимах "идентичности", яростная критика Запада, которая собственно то Западу совершенно ничем не мешает... Нас лишают средств существования, грабят и вывозят за рубеж (на ругаемый Запад!) наши невосполнимые ресурсы, в том числе "живой товар" (мозги, тела), добивают ростом коммунальных платежей, выдергивают нашу землю у нас из-под ног…
И при этом лицемерно рассуждают о том, что для русского человека не годится 2х2=4, что у нас некий "особый путь", что мы, русские, чуть ли не с молоком матери усваиваем хотение "царя, попа и кнута", что нам нужна не демократия западного или индийско-японского типа, а некая "суверенная демократия".
У каждого Мобуту есть свой Инонго, у каждого Путина свой Сурков. Но сущность у них одна, какими бы интеллектуальными измышлениями её не маскировали.