Президент Нигерии разогнал преемников
Наталия Портякова, Коммерсантъ-Украина, 14 декабря 2006
Бывший нигерийский диктатор Ибрагим Бабангида объявил, что не станет баллотироваться в президенты на выборах в апреле 2007 года, мотивировав свое решение противодействием со стороны нынешнего главы государства Олусегуна Обасанджо. Действующий президент, заявивший, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок, и пообещавший в нужное время назвать имя преемника, почему-то чинит препятствия всем, кто мог бы реально прийти ему на смену.
Нигерия официально стала демократической страной в 1999 году, когда после 16-летнего военного правления состоялись первые всеобщие выборы, по итогам которых главой государства был избран Олусегун Обасанджо. В 2003 году господин Обасанджо был переизбран на второй и последний, согласно конституции, президентский срок. Впрочем, по мере того как второй четырехлетний срок начал подходить к концу, 69-летний президент повел себя как-то странно. Он неоднократно подчеркивал свою приверженность демократии и говорил, что не собирается менять политическую систему. Но никак не комментировал призывы лояльных ему политиков внести поправки в конституцию, которые позволили бы ему пойти на третий срок.
Между тем в апреле этого года депутаты от правящей Народной демократической партии (НДП), возглавляемой господином Обасанджо, внесли в парламент предложение о внесении соответствующей поправки. Ходили слухи, что нигерийским парламентариям предлагали более полумиллиона долларов за то, чтобы они за нее проголосовали. Однако вице-президент Нигерии Атику Абубакар резко выступил против изменения конституции, и парламент отклонил скандальный законопроект. Тогда-то и начались разговоры о преемнике.
Наиболее вероятным кандидатом в президенты, которым по негласной договоренности нигерийских элит должен стать представитель мусульманского севера страны (нынешний президент Обасанджо – христианин и выходец с юга), долгое время считался вице-президент Атику Абубакар. Однако открытое противодействие планам партии власти перекроить конституцию поставило крест на его президентских амбициях. Господина Абубакара обвинили в коррупции и на три месяца лишили членства в НДП. В минувшую пятницу апелляционный суд Нигерии признал решение о временном исключении вице-президента из партии незаконным. Однако выдвинуться в кандидаты на президентское кресло от правящей партии господин Абубакар все равно не смог: срок подачи соответствующей заявки истек за три дня до оправдательного вердикта суда. В конце прошлой недели вице-президент официально вышел из НДП, заявив, что будет баллотироваться от другой партии.
На этой неделе похожая история произошла с другим известным нигерийским политиком – Ибрагимом Бабангидой, также рассчитывавшим стать выдвиженцем от партии власти. В понедельник господин Бабангида, уже побывавший у власти в Нигерии с 1985 по 1993 годы, заявил, что снимает свою кандидатуру, мотивировав это отсутствием поддержки со стороны президента. Будет ли И-Би-Би, как его называют сторонники, баллотироваться от оппозиционной партии или вообще откажется от планов побороться за пост президента, пока неясно. "Никто не знает, что он собирается делать в следующий момент. Поэтому мы его и прозвали Марадоной",– отозвался на этот счет один из политических обозревателей.
Так или иначе, но, не будучи ставленниками партии власти – единственной из всех политических сил, обладающей необходимым для победы административным ресурсом,– ни популярный Атику Абубакар, ни И-Би-Би, человек богатый и пользующийся поддержкой военных, вряд ли имеют хоть малейший шанс выиграть выборы в апреле 2007 года.
Между тем праймериз в партии власти, в ходе которых членам НДП предстоит отобрать одного из примерно 40 претендентов на кресло будущего президента Нигерии, пройдут уже в эту субботу. При этом никто из потенциальных кандидатов не пользуется той широкой поддержкой, на которую могли бы рассчитывать отстраненные от президентской гонки лидеры. Тем временем президент Обасанджо, умело выведя из предстоящей гонки сильных оппонентов, по-прежнему не спешит объявлять имя своего преемника.
Президентские выборы в Нигерии: преемнику будет тяжело
Алексей Владимиров, Политком ру, 22.12.2006
Президентские выборы в Нигерии намечены на апрель 2007. Если всё будет нормально, то власть в самой населённой стране Африки впервые может быть передана демократическим путём. Однако с уверенностью сказать, как будут развиваться события, пока совершенно невозможно.
Нынешний президент Олусегун Обасанджо (Olusegun Obasanjo) победил на вполне демократических президентских выборов в 1999. Затем под громкие сетования оппозиции, обвинявшей его в многочисленных подтасовках и нарушениях, вновь праздновал победу на выборах 2003. Править ему в богатой нефтью стране настолько понравилось, что он предложил немного поправить конституцию таким образом, чтобы поучаствовать и в третьих подряд выборах следующего года.
Считается, что некоторым сенаторам для убеждения в правильности идеи президента были выплачены суммы до полумиллиона долларов, а особо стойким из них и вовсе в доходчивой форме объяснили, какая ужасная гибель их ждёт в случае несогласия с национальным лидером. Очень может быть, что это всего лишь слухи. Факт состоит в том, что предложенные изменения конституции весной этого года парламентарии отвергли, чем серьёзно опечалили президента. Пришлось ему срочно заняться подбором себе приемника.
После некоторых раздумий и колебаний таковым был определён Умару Яар-Адуа (Umaru Yar'adua), губернатор Кацина (Katsina), одного из северных, мусульманских штатов. Злые языки поговаривают, что президентский выбор пал на него потому, что особыми политическим амбициями он не отличается, да и здоровьем не крепок. Верным политическим соратником Обасанджо ещё в 1970-ые был старший брат регионального руководителя, а достоинство преемника, возможно единственное, заключается в том, что нигерийцами он воспринимается как политик, не успевший оказаться вовлечённым в порочные отношения нигерийской элиты. Другое дело, что большинство экспертов соглашается с тем, что в случае победы он может оказаться лишь ширмой, из-за которой Нигерией по-прежнему будет править Обасанджо.
Кто же попытается остановить коварного и могущественного политика? Как известно, в политических системах подобных нигерийской, основанных на поддержке определённого политика и выстраивания вокруг него партийных структур, любая возможность смены власти с обязательным уходом инкумбента приводит к расколу его соратников. Амбициозный вице-президент Атику Абубакар (Atiku Abubakar), убедившись, что для него нет надежды стать официальным преемником, который и вовсе должен стать марионеткой, быстро занялся выстраиванием собственных партийных структур из числа честолюбивых беженцев из правящей Народно-демократической партии (PDP, parti democratique populaire). Удалось ему это настолько, что прочие нигерийские оппозиционеры, ещё совсем недавно видевшие в Абубакаре верного соратника авторитарного президента, согласились считать его единым кандидатом от оппозиции.
Теперь стоит ждать интересной предвыборной кампании. Многое будет зависеть от того, кому из кандидатов удастся собрать больше денег «на работу с избирателями». Собрать деньги можно, куда сложнее потом, после победы будет убедить спонсоров, что их предвыборные взносы совершенно не означают выполнения любых их требований новым президентом. Также не обойдётся без взаимных упрёков в коррумпированности. Тема эта, правда, в Нигерии скользкая – с одной стороны, «накопать» компромата на каждого политика можно без труда, с другой, тот в ответ сумеет сообщить много интересного и про начавшего на него атаку оппонента.
Примечательно, что международное сообщество пока не спешит поддержать какого-либо конкурента, предпочитая дождаться определения явного фаворита, который уже затем сможет гарантировать стабильность в нефтедобывающей стране, где работает столько транснациональных корпораций. Можно с уверенностью сказать, что как только такой фаворит ближе к выборам появится, он и будет объявлен самым подлинным демократом из всех нигерийских политиков.
Модель Олусегуна Обасанджо
Виталий Портников, Радио Свобода, 22 декабря 2006
Недавно во время беседы с ведущим информационной программы одного из телеканалов я сравнил постсоветское пространство с нигерийским. Ведущий оскорбился – дело было до начала эфира, и наш не вполне политкорректный спор не стал достоянием зрительской аудитории. Коллега счел, что сравнение нашего мира с Нигерией неуместно.
Репортажей из далекой африканской страны о том, как бывший генерал, а сейчас надежда нигерийской демократии Олусегун Обасанджо выбирает себе преемника, коллега явно не читал. Так что имеет возможность узнать: президент Нигерии завершил два срока своих конституционных полномочий, во главе государства оказался новый руководитель – из населенных мусульманами регионов страны. А действующий президент, как известно, христианин. Так что и демократия налицо, и поликорректность присутствует, и Запад доволен, и мусульманское население счастливо. То, как бывший генерал зачищал под себя политическое поле, изымая из игры то одного, то другого претендента, никого интересовать не будет. Как когда-то сказала Наина Иосифовна Ельцина о снятиях и назначениях премьеров: оно подчиняется строгой логике. Или это она не о Нигерии?
Нигерия – огромное, и отнюдь не только по африканским меркам, государство с немалыми нефтяными запасами. Когда-то им правили с помощью военных переворотов. Армия все время брала на себя ответственность, которую ей никто не предлагал. Во времена, когда власть валялась под ногами, а регионы брали столько суверенитета, сколько могли унести, генерал Обасанджо в первый раз попытал президентского счастья. Но сделал парадоксальный вывод: демократия лучше, намного лучше. Диктатор должен все время опасаться за свою шкуру, бояться нового переворота, осуждения западных друзей, попыток сепаратистов провозгласить собственные государства в нефтеносных районах. А демократически избранный президент может находиться у власти всегда. И для этого ему совершенно не обязательно быть президентом. Можно стать «совестью партии» – именно на эту должность переместится бывший президент Нигерии, передав власть своему преемнику. И помогать в управлении, заодно получая разные премии и рассказывая о демократическом опыте своей родины.
Глядя на Олусегуна Обасанджо в роскошном национальном костюме, кто вспомнит бравого военного, оказавшегося во главе страны в результате даже не своего военного переворота, а неудавшегося чужого! Впрочем, генерал Обасанджо оказался тем военным, который провел выборы и передал власть гражданским лицам. И что же получилось? Вы догадались, наверное – военный переворот. Потом еще один. Потом еще… Даже если выборы и проводились, их победители не могли удержать власть. И, глядя на все это, генерал не мог не прийти к выводу: демократия – да. Но во главе с собой. Должна же у Нигерии быть хоть какая-то совесть…
Легко ему быть совестью в ситуации возрастающих цен на нефть! Ведь все перевороты случались как раз тогда, когда цены падали! А когда цены растут – тут хоть суверенную демократию строй, хоть нигерийскую: все будет выглядеть отменно. И съезд правящей партии проголосует за любого предложенного тобой преемника. И население поддержит любую кандидатуру, заранее одобренную съездом победителей. Но удастся ли поддержать это благолепие и сохранить совесть, когда цены начнут падать?