Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



АФРОЦЕНТРИЗМ

Сообщений 1 страница 20 из 35

1

АФРОЦЕНТРИЗМ  – расовая идеология самоутверждения людей с черным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель – реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в нач. 1980-х в среде афро-американской интеллигенции.

Истоки афроцентризма. Панафриканские идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине 19 в. в Америке, где уже в это время велась активная борьба против рабства (аболиционизм), расовой дискриминации, за равноправие негроафриканского населения.

Эти идеи стали ответной реакцией африканцев на притеснения со стороны «белых», пытавшихся навязать им свою религию и культуру, язык, образ жизни и стиль мышления. С ростом расового самосознания появилось стремление преодолеть «комплекс неполноценности», сформировавшийся под воздействием воспитания, образования и прочих форм и методов социально-психической обработки, в процессе которой африканцам внушали расистские стереотипы относительно их патологической отсталости, нецивилизованности, лености, инертности и неспособности к приобретению знаний. Ведь евроцентризм возник как субъективная попытка объяснить другую непохожую культуру для оправдания варварских методов колониальной политики. Чтобы начать избавляться от этих предрассудков, потребовались усилия многих афроамериканских и африканских интеллектуалов, предвосхитивших возникновение афроцентризма.

В второй половине 19 в. Э.Блайден, западноафриканский просветитель, священник, государственный деятель (был министром иностранных дел Либерии) заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о ее особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом африканца часто ставил в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности, индивидуализме, материализме европейцев. Выступая против евроцентристских идей расового превосходства, Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х, уже в самой Африке, эти идеи об особом складе «негрской души» получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Л.Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Э.Сезер. Негритюд стал своеобразной формой протеста против европейской цивилизации, которая проникла в Африку в обличии колонизаторов, насильно насаждавших элементы своей культуры. Появляется стремление к утверждению своих начал и отрицание европейских ценностей, противопоставление африканской идеальности европейской ущербности. Сенгор делил человечество по расовому признаку, исходя из абстрактных духовных особенностей африканцев. Негритюд особенно был популярен в 1950–1960-х. Стал идейной основой движения «Black is beautiful», когда помимо ученых и общественных деятелей в борьбу за реабилитацию своей расы включились музыканты, модельеры, актеры, учителя.

В конце 19 – нач. 20 в. в США получило популярность движение «Таскиги», возглавляемое афроамериканцем Букером Вашингтоном. Оно названо по имени города, где он основал Педагогический и промышленный институт. Вашингтон считал, что африканцы еще не созрели до постановки политических требований, сначала им необходимо заняться самообразованием. Он распространял среди них сельскохозяйственные и ремесленные знания. Овладение определенными навыками и знаниями, по его мнению, может стать доказательством полноценности «черных».

В США зародилось явление и Черного сепаратизма – комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых.

Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале 19 в.) и отмены рабства (1863). Так, из афроамериканских переселенцев в Африке образовалась республика Либерия (свобода). В нач. 20-х 20 в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация Ислама», существующие и поныне, цель которого все та же – создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке. В африканских странах в середине 20 в разгар борьбы за политическую независимость особенно актуальным стал лозунг «Африка – для африканцев».

Политическое развитие идеи расового единства получили в Панафриканском движении первой половины 20 в., направленном на решение «негритянской проблемы» в мире.

Росту расового самосознания и развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.

Афроцентристские концепции мировой истории и прошлого Африки. Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям. Цель – доказать равенство обеих рас перед лицом истории, развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию.

В первой половине и середине 20 в. афроамериканский ученый У.Э.Б.Дюбуа и сенегальский историк Ш.А.Диоп одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негроафриканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия.

Суть афроцентристской концепции истории – первенство негро-африканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют высокоразвитой древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, именно негроафриканцами. Кроме того, «среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, … Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай» (М.К.Асанте).

Афроцентристы настаивают на огромном влиянии негроафриканской культуры на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной Западной цивилизации. По их мнению, «медицина, естественные науки, представления о монархиях, королевствах и Всемогущем Боге» появились прежде всего у негроафриканцев, а другие народы заимствовали их достижения. «Европа и Азия дали лишь младшие вариации первоначальной африканской темы в философии и науке». Так, М.Бернал, автор четырехтомного издания «Черные Афины», утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций. А И.Ван Сертима – распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности.

Говорится и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождении других рас от негроидной.

Утверждается, что культуры Черной Африки к моменту прихода белых колонизаторов нисколько не уступали, а где-то даже превосходили Западную цивилизацию. В колонизации афроцентристы видят лишь отрицательный момент «нарушения естественного развития африканского общества». Требуют у Европы компенсации за причененный ущерб.

Афроцентристы предлагают идею «культурного единства» (Ш.А.Диоп). Противопоставляются две историко – культурные зоны человечества (африканская и европейская), отличающиеся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» они заменяет новой – «Север – Юг». Африканская зона – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по их мнению, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, как считают афроцентристы, не свидетельство отсталости, что полагали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития. Европейская зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. «Западный мир должен быть вовращен к подлинным идеям Африки», поскольку, «если Запад проповедует материализм, а Восток, прежде всего Индия – духовность, то Африка сочетает материальное с духовным».

Исследования африканских ученых значительно увеличили источниковую базу по истории Африки. Но их тенденциозные, недостаточно обоснованные заявления имеют не научную, а идеологическую направленность.

Смешивая биологическое понятие расы с культурой, они тем самым повторяют ошибку евроцентристов, которых обвиняют в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории (по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми).

Такие афроцентристские схемы мировой истории включены в учебные курсы ряда афро-американских колледжей.

http://www.krugosvet.ru/articles/111/10 … 1163a1.htm

2

Афроцентризм — теория, направленная на ценностное возвышение афр. культуры. А. получил распространение после крушения колониальной системы. Идеологи негритюда, учения о всевластии негритянской расы, утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. В разработке А. существ, роль принадлежит создателю теории негритюда, философу, поэту и эссеисту из Сенегала — Леопольду Седару Сенгору (осн. работы: Дух цивилизации и законы афр. культуры, 1956; Негритюд и германизм, 1965; Негро-афр. эстетика, 1964; отд. вопросы А. см. Жозефо Ки-Зербо (Буркина-Фасо), Энгельберт-Мвенга (Камерун), Ола Балагун и Экпо Эйо (Нигерия). Огромное место в философии А. занимает проблема специфики собственно афр. культурной практики. Говоря о психологии афр. негра, Сенгор отмечал, что он — дитя природы, его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Приверженцы А. указывают, что для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется зап., рационалистическому. Психол. и художнические интуиции негро-афр. культурологии подхватывались и европ. сознанием. Так, Сартр в «Черном Орфее» противопоставляет черного крестьянина белому инженеру. По мнению Сенгора, именно отношение к объекту — к внешнему миру, к «другому», характеризует народ и его культуру.

Теоретики А. разрабатывали модель европ. человека как сугубо отрицательную, несоизмеримую с афр. в ценностном отношении. Белый человек, являющий собой объективный разум, человек действия, воин, хищник отделяет себя от объекта; вооружившись точными инструментами анализа, он безжалостно расчленяет объект. Образованный, но движимый лишь практич. соображениями, белый европеец воспринимает «другого» как средство. Эта страсть к разрушению в конечном счете сулит европейцам беду.

Афр. негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или об-ва. Он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает «другого» на субъективном уровне.

Раскрывая образ афр. культуры, Сенгор писал, что именно космич. ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных клетках, именно на него человек реагирует поведением; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонит, реакция.

Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: «Я чувствую, я танцую «другого», я существую». Афр. негру для осознания своего существования необходимо не «словесное определение», а объективное дополнение. Танцевать — значит открывать и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, существовать. Это — высшая форма познания. Поэтому познание афр. негра в трактовке негро-афр. эстетики есть одновременно открытие и воссоздание.

Жизненная сила афр. негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом, нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логич. категорий, не прикасаясь к нему. Слово афр. негра возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки. Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность, и привносит в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классич. Европы аналитичен, афр. негра — интуитивен. Сторонники А. полагают, что европ. культура постепенно приходит к озарениям, питающим афр. культуру.

В негритюде присутствует также социальная критика европ. мира — атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр. негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру и главное — гениальность его языка.

Влияние А. в последние десятилетия заметно упало даже в афр. странах.

http://www.countries.ru/library/terms/centrafro.htm

3

Афроцентризм
http://www.uniyar.ac.ru/projects/orient/g4.html

(Философия культуры или теория социальных перемен)

         Истоки афроцентризма. Афроцентризм - теория реабилитации чернокожего населения - возник в последней трети ХХ века. Он стал реакцией на расовую дискриминацию, на притеснения со стороны белых поработителей, колонизаторов - "хозяев", пытавшихся навязать неграм свою религию и культуру, язык, образ жизни и стиль мышления, и был направлен на преодоление "комплекса неполноценности", сформировавшегося под воздействием воспитания, образования и прочих форм и методов "отбеливания" - социально-психологической обработки, в процессе которой африканцы прочно усваивали навязанные им стереотипы относительно своей патологической отсталости, не цивилизованности, лености, инертности и неспособности к приобретению знаний. Чтобы избавиться от них, потребовались десятилетия и усилия многих людей, прежде всего интеллектуалов, призванных с помощью Дара Божьего - своей харизмы - "спасти и сохранить", просветить и повести за собой к светлому будущему миллионы жителей Африки. В их числе были М.Гарвей, У.Э.Б. Дюбуа, Ф.Фанон, Л.Сенгор, М.Мальком и М.Каренга, вставшие на путь защитников черной расы и своими идеями предвосхитившие возникновение афроцент- ризма(1).

         Большую роль в его формировании сыграли либерально настроенные теоретики мультикультурализма. Изменение этносоциальной ситуации, приток иммигрантов в страны Запада в 70-90-е годы с новой силой заставил заговорить об "очевидных меньшинствах", к которым относились и африканцы. Вслед за либеральным социологом Г.Мирдалом, автором работы "Американская дилемма", высказавшим в 40-е годы мысль о том, что противоядьем против расовой дискриминации и угнетения мог бы стать плюрализм, в последние десятилетия сторонники мультикультурализма (Ч.Тейлор, Э.Гутман, С.Рокфеллер, М.Валзер, С.Вулф) встали на путь признания специфических отличий отдельных рас и этносов и их места в обществе, подобном "E Pluribus Unnum", - "из многих одна нация, но не один народ".

         Афроцентризм как форма расового сознания вырос из черного национализма 60-х, движения "Black is beautiful". И пока ученые и общественные деятели думали, как противостоять господствующему в науке и в социально-политической мысли европоцентризму, в борьбу за реабилитацию черной расы включились музыканты и модельеры, актеры и учителя.

         Главным теоретиком афроцентризма стал Молефи Кете Асанте, директор Программы афро-американских исследований Университета Темпл (Филадельфия). В своих работах "Афроцентризм: теория социальных перемен" и "Афроцентристская идея"(2) он впервые заявил, что афроцентризм - идеология африканцев, живущих на континенте и за его пределами, в том числе афро-американцев, которые, как и все, должны помнить и чтить свою историческую родину, место, где "была захоронена их пуповина"(3). Автор сознательно стремился к замене европоцентризма и свойственного ему взгляда на мир неким подобием - афроцентризмом, общественно-политическим учением, претендующим на универсальный характер, которое он рассматривал как научную школу, метод, стратегию и наиболее приемлемую форму сплочения африканцев на основе общего происхождения. Новая концепция претендовала на право контроля над судьбами людей, над их моралью, нравственностью, поведением, культурой бытия и складом мышления и вполне могла выполнять функции религии для всех, кто в большей или меньшей степени соответствовал определенным соматическим признакам. Подобно пан-африканизму, афроцентризм первоначально получил распространение в среде диаспоры и намеренно противопоставлял традиции коллективизма и коммунализма американскому индивидуализму и британскому конформизму, однако, в отличие от него, сопровождался мощной идеологической обработкой. Неслучайно его противники усматривали в нем философию угрозы. М.Асанте видел свою задачу во включении африканцев в мировую историю любой ценой. Для этого, по его мнению, следовало пересмотреть многие социальные теории и установки.

         Подобно У.Э.Б.Дюбуа, выдающемуся ученому и общественно-политическому деятелю афро-американского происхождения, стоявшему у истоков пан-африканизма, главную проблему и противоречия ХХ века он связывал с "цветом кожи". У.Э.Б.Дюбуа и Ш.А.Диопа, одним из первых вставшего на путь реабилитации африканской истории и выдвинувшего идею о генетической связи и преемственности между современными культурами Африки и древнеегипетской цивилизацией, М.К.Асанте считал своими учителями.

         Книга Ш.А.Диопа "Негрские нации и культура", изданная в Париже в 1954 году, рекомендованная к защите в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Парижском университете и отвергнутая большинством ученых в силу присущей ей тенденциозности, определила интересы ученых-афроцентристов. Ее общая концепция строилась на базе древнегреческих и латинских текстов, данных этнографии и лингвистики. Хронологические рамки исследования автор определил в подзаголовке "От негро-египетской античности до культурных проблем сегодняшней черной Африки". Центральной идеей работы оказался тезис о принадлежности древних египтян к негроидной расе и о том, что именно из долины Нила негроидные племена расселились к югу от Сахары. К достижениям негро-египетской культуры автор причислил многие открытия в области математики, астрономии, медицины, земледелия и архитектуры, а также изобретение календаря и письменности. С точки зрения Ш.А.Диопа Древний Египет цивилизовал весь мир(4). Один из "отцов"-основателей негритюда, поэт Э.Сезэр отмечал, что "это самая смелая книга, написанная когда-либо негром, и она, без сомнения, разбудит Африку"(5).

         Главную заслугу своих предшественников М.К.Асанте видел в том, что они подготовили целое поколение африканских интеллектуалов, способных не только изучать Африку как сторонние наблюдатели, а "услышать ее голос и понять душу"(6). Творцами теорий реабилитации черной расы стали европейски образованные африканцы - ученые, писатели, общественно-политические деятели. Им не нужно было объяснять природу различий между африканцами и европейцами: они видели их корень в расе. Дихотомия "мы" и "они" по отношению к африканцам и европейцам прочно утвердилась в сознании К.Нкрумы, М.Гарвея, У.Е.Б.Дюбуа. Л.Сенгора и Ф.Фанона(7), вставших на путь защитников черной расы(8).

4

М.К.Асанте о функциях интеллектуалов. Подобно своим предшественникам, наставникам и духовным отцам, которых он называл "пророками"(9), М.К.Асанте придавал большое значение мотивам, мифам, ритуалам, символам, привнесенным в память посредством опыта, воспитания и образования(10). Неслучайно в ходе становления и распространения афроцентризма интеллектуалам - профессорам, преподавателям, ученым, непосредственно участвующим в процессе обучения молодежи, а также писателям и публицистам, чья деятельность, как правило, была связана с тиражированием информации, разъяснением каких-либо жизненно важных событий и явлений, отводилась ведущая роль. Им вменялось в обязанность убедить в истинности учения как можно большую аудиторию, пользуясь при этом своими знаниями и умением "свободно мыслить"(11). Интеллектуалы должны были не только воспринять и адаптировать идеи афроцентризма, но и развивать его, используя все возможные способы идеологической обработки и пропаганды. В студенческих аудиториях, в школах, в церкви, обращаясь к молодому поколению, им надлежало разъяснять стратегию афроцентризма, суть которой заключалась в изменении сложившейся в системе международных отношений расстановке сил, когда Европа играла ведущую роль учителя, наставника, а Африка довольствовалась положением ученика(12). Механизм превращения африканских государств в субъект мировой политики(13) М.К.Асанте и его сторонники видели в консолидации африканцев континента и диаспоры(14). Ее основой, по их мнению, могли стать единая африканская культура и универсальный менталитет, характерными чертами которого являлись склонность к гуманизму и коммунализму, подчинению и сочувствию, готовность к сопереживанию, умение довольствоваться малым, а также символизм, конформизм, способность к импровизации - качества, в значительно меньшей степени присущие европейцам и американцам(15). М.К.Асанте не отрицал различий в языках, быте, нравах и поведении отдельных этносов и племен, однако, с его точки зрения, они не были столь значительными, как противоречия между африканской и европейской культурой.

         Особое значение придавалось форме, в которой преподносились массам основные положения учения. С одной стороны, детально изучалась аудитория, к которой апеллировали идеологи афроцентризма. В первую очередь они обращались к учащимся университетов и колледжей, своим коллегам, профессорам и преподавателям, журналистам, творческой интеллигенции, дабы привлечь внимание людей, способных понять и оценить утилитарность их идей и воззрений, преподнести им "пищу для ума"(16). Во многих университетах США в 60-70-е годы создавались специальные отделения для обучения чернокожих и программы афро-американских исследований, в рамках которых всемерно поощрялись изыскания в области истории науки и культуры, целью которых было выявление вклада чернокожих в развитие отдельных отраслей естествознания и техники, медицины, гуманитарных и общественно-политических дисциплин, литературы и искусства.

         Будучи специалистом по средствам массовой информации, М.К.Асанте учитывал различные нюансы воздействия на зрителей, слушателей и читателей. Большое внимание уделялось стилю изложения материала, манере общения с публикой. Подобно Ф.Фанону, который, по воспоминаниям соратников и близких, был блестящим оратором и использовал в ходе подготовки к выступлениям свои знания по психологии, М.К.Асанте утверждал, что необходимо усвоить весь комплекс приемов работы с аудиторией и учитывать не только повод, место, время, продолжительность, периодичность встреч, но и половозрастной, этно-национальный, конфессиональный состав их участников. Успех во многом зависел от трех составляющих: характера аудитории, предмета выступления и личности оратора. Большинство образованных африканцев, как правило, совмещали таланты "лектора и поэта" и достаточно ловко могли поддерживать интерес слушателей не только к себе, но и к теме, особенно если владели ею в совершенстве. С другой стороны, значительное внимание уделялось нравоучениям, назиданиям, политическим сентенциям, различного рода афоризмам и анекдотам, парадоксам и инсинуациям. При этом допускалась весьма вольная трактовка событий прошлого. Cубъективный подход к интерпретации исторических сюжетов и биографий отдельных личностей проявлялся в устных выступлениях и в публикациях. Экзальтация и претензии на оригинальность в пропаганде учения создали благоприятную почву для критики. Проповедников афроцентризма неоднократно обвиняли в чрезмерном увлечении риторикой в ущерб анализу(17). Приоритет формы над содержанием был очевиден.

         Однако со временем афроцентризм превратился в специальную дисциплину и в методологию преподавания философии, истории и культуры. М.К.Асанте и его сторонники видели свою цель в пробуждении расового сознания и выделяли пять ступеней на этом пути. Первая - предусматривала принятие своего африканства как данности, на второй - адепт афроцентризма начинал совершенно индифферентно относиться к общественному мнению, третья - соответствовала осознанию себя личностью, четвертая - частицей африканского сообщества, на пятой - следовало включиться в борьбу за распространение идей афроцентризма на благо человечества(18). Последнее предусматривало использование знаний и опыта, способностей и талантов именно в тех сферах, где это приносило наибольшую отдачу, - в педагогической или исследовательской деятель- ности.

         Овладев в совершенстве новыми формами идеологической борьбы и со временем научившись применять их в ходе полемики с оппонентами, получившие образование на Западе интеллектуалы широко использовали современные знания для реабилитации африканской истории и культуры. Они привнесли в процессе научных изысканий новый метод - афрологию(19). С ее помощью предполагалось "перевернуть" господствующие ранее представления об истории человеческой цивилизации. И если Ф.Фанон, А.Кабрал, Э.Мондлане и К.Нкрума в последние годы жизни пришли к выводу, что идеалы нового общества следует искать в будущем, а не в прошлом, сторонники афроцентризма подчеркивали ценности "мудрости предков" и всех носителей "традиционного сознания, аккумулированного в племенном прошлом"(20). Они выступали за незыблемость общины и принципа опоры на собственные силы, за значимость идей аутентичности (формирования самосознания путем обращения к моральным ценностям предшественников) и "общинного гуманизма" и использовали общепринятые в научном мире методы и доказательства. В подтверждение своих идей они ссылались на данные археологических раскопок и антропологического анализа, однако, воздействуя на общественное мнение, нередко руководствовались теми же средствами, что проповедники и пророки, уповая на веру и справедливое воздаяние за содеянное. В аудиториях профессора вели себя как "богом избранные", как гуру или мессии, а студенты играли роль адептов - ревностных последователей и учеников. В противовес европоцентризму они пытались донести до них "правду", совсем не похожую на ту, которую ранее проповедовали западные ученые.

         Обращение к прошлому. Обращение к прошлому преследовало три главные цели. Во-первых, необходимо было доказать равенство обеих рас перед лицом истории. Во-вторых, ставилась задача развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию(21). И, наконец, в-третьих, акцент делался на активизацию научных исследований в области истории африканцев, в том числе афро-американцев, что, с одной стороны, способствовало общему накоплению эмпирического материала и соответственно увеличению объема знаний о предмете, а, с другой, служило делу реабилитации черной расы. Иными словами, сделав ставку на идеи национал-романтизма и поиск "в могилах предков", в легендах и мифах, в традиционных представлениях об окружающем мире каких-либо элементов, способных мобилизовать сознание масс"(22), афроцентризм вступил на путь фальсификации исторического прошлого, обрушив на головы чернокожих студентов и учащихся небывалую дозу вымысла.

         Основным объектом пересмотра стала древняя история. Согласно взглядам сторонников афроцентризма Египет в древности находился под властью чернокожих жителей Африки и представлял собой общество, достигшее необыкновенных высот в развитии. Подобные идеи не были оригинальны и ранее высказывались рядом античных авторов, таких, например, как Геродот, Страбон, Диадор, Евдоксий, Аристобул, отмечавших преемственность в развитии египетского и греческого искусства и философии. В Египет ездили учиться и набираться опыта. По свидетельству различных источников, Пифагор, Солон, Архимед и многие другие (по некоторым данным примерно две трети от их общего числа) именно там приобщились к наукам.

         В настоящее время накоплен большой эмпирический материал, позволяющий утверждать, что в период существования древней египетской цивилизации было сделано немало открытий в области естествознания, медицины, астрономии, математики, инженерного дела, архитектуры, которые позднее оказались заимствованы древними греками(23). Однако мало кто из специалистов готов принять версию о том, что истоки древней египетской цивилизации, в том числе науки и техники, были африканскими. Свидетельства Геродота, например, описавшего египтян, как "темнокожих, плосконосых, толстогубых, курчавых"(24), казались ученым не особенно достоверными. Произведения скульптуры и живописи тоже не давали достаточных оснований считать древних египтян чернокожими. Не имели успеха и ссылки на авторитетных исследователей - африканистов: Б.Давидсона, высказывавшего на страницах своей книги предположение о том, что, возможно, Египет при фараонах представлял собой первый и самый выдающийся образец прогресса и инициативы чернокожих"(25), и еще более категоричного в своих утверждениях Ш.Диопа (26). Недостаток источниковой базы некоторые авторы восполняли яркой манерой изложения. Неслучайно М Бернал, автор четырехтомного издания "Черные Афины", сторонник преемственности в развитии египетской и греческой цивилизации, неоднократно подвергался критике за то, что излишне пылко пропагандировал величие черной расы и ее причастность к мировой истории и культуре(27).

         М.К.Асанте не уставал утверждать, что египтяне, как, впрочем, и карфагеняне, были чернокожими, что Тутанхамон, Клеопатра и Ганнибал принадлежали к негроидной расе, а отцы церкви - Августин, Тертуллиан и Киприан - по происхождению африканцы. По его мнению, у истоков философии стоял не грек Фалес, а египтянин Птахотеп. Вслед за афро-американскими врачами, еще в 50-е годы выражавшими недовольство расовой дискриминацией и в ходе целой серии научно-практических конференций превозносившими заслуги древних египтян, он называл "отцом" современной медицины Имхотепа, гораздо более известного как архитектор, руководитель строительства ступенчатой пирамиды - храма и усыпальницы фараона Джосера в Саккаре(28). В древней Греции его отождествляли с богом - покровителем медицины Асклепием (29).

         В отличие от большинства специалистов, привыкших доверять фактам и приводящих доказательства в подтверждение выдвигаемых ими гипотез, афроцентристы предлагали любую информацию принимать на веру. С их точки зрения белые в свое время намеренно замалчивали факты и уничтожали сведения, с помощью которых можно было бы доказать наличие высокоразвитой культуры и цивилизации у африканцев в древности. Одним из наиболее активных проповедников такого рода идей стала профессор М.Р.Лейковитц. Ее путь к афроцентризму оказался достаточно сложен(30). Исходным моментом, определившим окончательный выбор, стало посещение ею лекции египтолога - афроцентриста Ю. А.А. Бен-Йоханнана. В ходе нее она поинтересовалась, в какой мере достоверным можно считать то, что Аристотель использовал египетские источники, если библиотека в Александрии, где он по преданию работал, была построена после его смерти. Докладчик нашел заданный вопрос возмутительным. Студенты обвинили ее в расизме. Все это собственно и вынудило автора заняться самостоятельным поиском ответа на вопрос.

         Со временем, признав уникальность и неповторимость европейской и африканской культуры и категорически отвергая претензии обеих на универсальность, М.Р.Лейковитц отказалась от европоцентризма как основы современной исторической науки и начала рассматривать происхождение греческой цивилизации в контексте афроцентризма. Утверждая, что Клеопатра и Сократ были чернокожими, М.Р.Лейковитц совершенно не задумывалась о наличии доказательств. Отсутствие сведений о принадлежности бабушки Клеопатры по отцовской линии к какой-либо расе, трактовалось в пользу негроидной, а отсутствие свидетельств тому, что Сократ принадлежал к белой расе, давало право считать его черным. Подобно многим проповедникам расового самосознания, она следовала установкам типа: "Это верно, потому что я так думаю!", "Это верно, потому что я так хочу!", "Это верно, потому что я в это верю!"(31).

         Изучение археологами и антропологами десятков тысяч мумий с использованием современных методов анализа дало основание утверждать, что египетское общество в действительности было смешанным. Среди мумий имелось небольшое количество экземпляров с признаками негроидной расы, и, по оценкам ученых, это были главным образом, пленные, рабы, солдаты - наемники, купцы, но никак не представители правящего сословия. Рамзес Великий, например, имел абсолютно прямые волосы и длинный орлиный нос, что ни при каких обстоятельствах не позволило бы идентифицировать его как африканца. Специалисты по античной истории высказывали по меньшей мере недоумение относительно заявлений о том, что египетские правители принадлежали к негроидной расе и заимствовали что-либо у черных африканцев, а греки в свою очередь воспользовались их достижениями и распространили на европейских землях. Никаких доказательств в пользу подобных утверждений в тексте книги не приводилось. М.Р.Лейковитц преподносила все это как абсолютную истину, а в выводах полагалась на интуицию и торжество справедливости. Главным, по ее мнению, было убедить африканцев в их сопричастности к выдающимся достижениям и доказать всему миру любыми средствами, что западная цивилизация является наследницей африканской. Смысл своей деятельности она видела в реабилитации сознания наиболее молодой по возрасту части диаспоры - учащихся школ и колледжей, студентов, в воспитании в них чувства уважения к расе, гордости за свой народ и культуру.

5

"Карикатура" на европоцентризм. Критика со стороны оппонентов нисколько не смущала сторонников афроцентризма. Они признавали субъктивность истины, а манерами скорее всего напоминали борцов, "независимых воителей", а не ученых. Не прислушиваясь к мнениям оппонентов, им удавалось тиражировать свои идеи, используя возможности телевидения и радиовещания. Дебаты о ценностях афроцентризма велись на страницах периодической печати, в университетских аудиториях, в среде интеллектуалов, в информационном пространстве ИНТЕРНЕТ. При этом проповедники афроцентризма не задумывались о том, насколько те или иные ее представители ощущали себя причастными к судьбе африканского континента и связывали свое африканство с фактом рождения или пребывания на исторической родине. Проблема идентичности для них не существовала. Она решалась однозначно раз и навсегда. Иллюстрацией этому стал эпизод, когда ведущий программы "60 минут", трансляция которой велась из стен Гарвардского университета 24 ноября 1996 года, в беседе с гостьей - профессором М.Р.Лейковитц, выразил недоумение по поводу того, что она, ни разу не побывав в Африке, проповедовала теорию афроцентризма. Вопрос не поставил ее в тупик, а даже создал повод для обнародования заранее подготовленного экспромта на тему необходимости консолидации, подобной той, что происходит в Европе, всех африканцев, родившихся и проживающих в Африке и за ее пределами, чернокожих негров и светлокожих метисов, воспитанных на христианских и мусульманских ценностях.

         Ее сторонники Л.Джефрис и Ф.Велсинг, отстаивая идею о безусловном превосходстве чернокожих "людей солнца" над белыми "людьми льда", отличительными чертами последних считали воинственность и жестокость. Африканцы, по их мнению, были более великодушны и добры. Различия в психологии и поведении двух выше названных категорий объяснялось тем, что представители белой расы слишком долго жили в пещерах. Недостаток в кожных покровах меланина, пигмента, заставляющего кожу темнеть под воздействием солнечным лучей, способствовал росту агрессивности. И хотя согласно общепринятым в науке представлениям уровень содержания нейромеланина в тканях мозга у представителей различных рас одинаков(32), Л.Джефрис проповедовал идеи интеллектуальной сегрегации - превосходства черной расы над белой. Его взгляды явно перекликались с теорией К.Леви - Строса, известного французского философа и антрополога, который в статье "Раса и история"(1952) и в книге "Дикая мысль" (1962) (33) предложил иную дихотомию, выделив традиционные ("холодные") общества (к ним автор относил большую часть территорий Африки, Азии, Океании и Латинской Америки, где в условиях относительной стабильности жили племена, не знавшие письменности), всегда вынужденные защищаться от каких-либо внешних факторов и поэтому сохранившие склонность к консервации, и "горячие" общества, "двигатель прогресса", гораздо более динамичные и подверженные трансформации(34).

         Сходство этих двух теорий только лишний раз подтвердило тот факт, что афроцентризм оказался ответной реакцией на господство европоцентризма в науке. С момента своего возникновения он претендовал на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства, руководством к действию и методологией научных исследований. Несмотря на некоторую амбициозность теоретика афроцентризма – М.К.Асанте, избравшего для себя едва ли не ту же роль, какую сыграли в процессе возникновения христианства и ислама Иисус Христос и Мухаммед, и в гораздо большей мере, чем ему представлялось, инфицированного идеями европоцентризма, учение оказалось весьма привлекательным для многих, особенно мучимых "комплексом неполноценности", африканцев, ищущих единения с "братьями" и "сестрами" вдали от родного дома. Идеи общности африканцев на основе их физиологии, психологии, менталитета в устах проповедников афроцентризма выглядели вполне убедительными для обитателей диаспоры, студентов, иммигрантов, нуждающихся в поддержке и сострадании со стороны себе подобных. Неслучайно, в процессе самоидентификации, на пути осознания своей принадлежности к самому значительному по численности на Западе и "очевидному", чернокожему меньшинству через преодоление "комплекса неполноценности", отказ от "белой маски" и стремление выглядеть при этом личностью и одновременно частью коллектива к признанию афроцентризма - теории консолидации африканцев и интеграции их в мировую культуру - пришло немало людей.

         Между тем в среде африканской интеллектуальной диаспоры отношение к учению в целом оставалось крайне сложным и неоднозначным. Например, В.Шойинка, первым из африканцев удостоенный Нобелевской премии в области литературы вполне разделял стремеление к реабилитации и сплочению черной расы, активно тиражируемое афроцентристами. К числу "сочувствующих" принадлежал и достаточно авторитетный специалист в области философии культуры - К.Э Асанте(35). Долгие годы живущий и работающий на Западе, известный ученый-историк А.Мазруи относился к европоцентристской трактовке периода великих географических открытий весьма скептически и выделял, по крайней мере две категории нарушений в освещении проблем Африки в западной историографии: во-первых, это недомолвки, пробелы, упущения, недооценка достижений африканской культуры; во-вторых, преувеличения и добавления, искажения в трактовке ценностей и менталитета. Именно они, по его мнению, вызывали в обществе и в среде читательской аудитории неадекватную реакцию - негрофобию, страх и презрение к чернокожим. Отношение А.Мазруи к афроцентризму было скорее отрицательным, чем позитивным(36). У всех сочувствующих и противников учения опасение вызывали не только идеи превосходства черной расы над белой, но и практикуемые его сторонниками методы идеологической обработки населения, в том числе попытки вести борьбу с расизмом при помощи расизма. Негативную реакцию со стороны интеллектуалов вызывало очевидное стремление "переписать" историю континента с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий, переоценка значения формы подачи информации и несомненно избранная самим М.К.Асанте роль живого пророка, мессии, которую он пытался играть в течение многих лет. Непрофессионализм исследователей - афроцентристов раздражал многих. Признание права на существование афроцентризма как одного из подходов к изучению общественных и гуманитарных наук, прежде всего философии и культуры, наряду, например, с европоцентризмом, отнюдь не означало того, что многие африканские ученые, писатели, публицисты разделяли его претензии на универсальность. Они воспринимали отдельные составляющие учения - методологию, философию культуры, отвергая при этом его агрессивную направленность, претензии на универсальный характер и явную амбициозность лидеров, считающих себя борцами за справедливость. Иными словами, для интеллектуалов афроцентризм оказался ничем иным, как возможностью, абстрагируясь от общепринятых приемов и стереотипов, критически переосмыслить историческое и культурное наследие "черного" континента и его вклад в развитие мировой науки и культуры. Воспитанные в русле западных традиций в лучших университетах Европы и Северной Америки африканские интеллектуалы в большинстве своем оказались приверженцами универсального (западного) образа жизни и стиля мышления и вряд ли в ближайшие десятилетия будут способны оценить смысл афроцентризма как теории социальных перемен.

6

наташ!

Замечатальная информация! Спасибо!

Вот немножко: Кук-клукс-клан считает что черные, евреи, итальянцы и также почему то славяне произошли от слияния Евы со змеем-искусителем. Люди - это только белые, они были созданы богом.

А вот идеология черного национализма - все белые по своей натуре дьяволы. Сначала существовали черные люди, созданные черным богом, но они предали  свои идеалы, и демон его имя я не помню, создал лунных людей, дьяволов, имеющих только человекоподобную оболочку, задача которых уничтожать черных людей. Поэтому все белые по своей натуре дьяволы но они будут в течение 1000 лет править черными, но потом черные поднимутся и уничтожат дьявола.

Ну и безумные мы все.

7

а интересно что придумали китайцы, думаю ничуть не лучше:)

8

Наташ,

а там в интернете такие сайты на русской языке, что закачаешься: евреи это роботы с человекообразной оболочкой, черные - пауки человекообразные, китайцы - драконы, люди - это только русские, остальные хоть и белые, но заражены генами пауков и роботов. Это не шутка, я все это нашла в интернете.

Евреи, китайцы и остальные я уверена придумали не хуже.

По моему только бушмены ничего не придумали, хотя я тоже что то читала где-то, у них письменности хоть и не было, и государственности и даже домов, но они устно что-то подобное придумали, а другие жители тамошние говорят, что бушмены и пигмеи это не люди, а тоже типа демонов, которые свою человекообразную оболочку только путем колдовства поддерживают.

Короче даже жители Папуа Новой Гвинеи, которые казалось бы ну совсем дикие остались, даже у них есть что-то в этом роде.

Боже мой, боже мой, боже мой

в 19 веке был деятель зулусский Чака - что-то вроде черного Гитлера, он организовал военное государство по типу монголо-татар с четкой расовой, кастовой и возрастной организацией, с порабощением и частичным уничтожением остальных народов. Белые с ним очень много лет воевали и только с большим трудом они победили

9

Тони Моррисон афроамириканская писательница, получила нобелевскую премию литературы. Один из ее романов называется Парадис, рай. Она не пощадила никого, не черных, ни белых, ни цветных.

Роман начинается так: Белую девушку они убили первой, с остальными они могли не торопиться.....

Только вопрос, какая девушка была белой, кто роман прочитал до конца, так и не смог этого выяснить.

10

а о ч5ем хоть роман то?

11

Я признаюсь честно, я от корки до корки не могла прочитать, очень тяжело читать, и к тому же немецкий перевод по-моему тоже был не очень. Черная община изолированная в США, они были изгнаны белыми, индейцами и более светлыми черными и организовали свой черный расизм, то есть если человек хоть немножко белой крови имеет, то он не может жить с ними. Рядом с их общиной поселяется группа девушек, и эти люди боятся, что зараза проникнет к ним, дьявол. И они устраивают охоту на ведьм, на этих девушек, для которых все равно у кого какая расса.

Ее читать очень сложно, ее называют последней классической писательницей США.

Тони  Моррисон ее имя.

12

а это реальная история или просто мысли автора?

13

Я знаю, что что-то подобное в США есть, замкнутые общины черные однозначно.

А поводу рассовых убийств, они там в США на обеих сторонах были, есть и будут. Как говорится, все мы люди.

А вот опять африканер меня обвинит, вчера в газете про ЮАР, все что Гарри там написал о ЮАР касательно этого Сумо с изнасилованием секретарши и спида и других моментов, все было слово в слово написано только по немецки, откуда он эту информацию взял, он написал, что из отчетов своих людей оттуда. Гарри человек очень мне лично приятный, но в ЮАР также как и я не был.

Значит средства массовой информации не врут.

да СПИД там закачаешься, но не 90%. А также прирост экономический якобы 6 процентов в год, а это очень хорошо, значит экономика не рухнула полностью.

Кому верить то?

14

Prive druzei

Программы африканских государств продолжают демонстрировать достижения и трудности, переживаемые всеми переходными обществами на пути к демократической государственности. К тому же, африканская земля настолько благодатная, плодородная – воткни палку и она зацветет.

15

Golos Afriki написал(а):

на пути к демократической государственности.

да уж... обсуждали мы тут уже эту демократизацию... и так и не пришли к единому решению - нужна ли она вообще... все это политические идеалы существующие отдельно от реальных людей...

16

Malkia, знаете на что это похоже? На национал-социализм и коммунизм.
Похоже тем, что внедряет в сознание человека исключительность, осознание собственной уникальности. Действует это подобно наркотику, который дает возможность двигать людьми, подверженными его влиянию.
Такой наркотик одинакого действовал на обедневших немцев, на рабочих царской России, живших в хлеву, думаю подействует и на миллионы чернокожих голодающих семей в Африке.

Мир вам!

17

Manuel-Amanullah
это ты на аватаре?

18

Угум. На твою посмотрел и решил подобную состряпать, что вышло то вышло  :)

19

Manuel-Amanullah написал(а):

Угум.

Симпатичный ты)

20

Manuel-Amanullah написал(а):

что вышло то вышло

папе с мамой спасибо скажи:)