Особенности африканского туризма
http://newafrica.ru/turizm/index.htm
Туристическая индустрия стран Африки южнее Сахары – наиболее интенсивно развивающийся сектор мировой экономики. Если объём международного туризма в мире в 2005 вырос только на 5,5%, то в отношении Африки этот показатель превышает 10%, а, в частности, по Кении составляет более 26%,
по Мозамбику – 37%, по ЮАР – 11%, по Сейшелам – 7% .
Эти достижения - абсолютный мировой рекорд, достигнутый каким-либо континентом за последние десять лет. Одна из основных причин такого положения дел – чрезвычайно высокая прибыльность африканских направлений для западных туристических компаний.
Между тем, лишь не более десяти из нескольких тысяч туристических компаний Москвы полагают африканские направления своим приоритетом. В чем же заключается специфика развития африканского туризма в России? С этим вопросом мы обратились к руководителям шести туркомпаний Москвы, специализирующихся на продажах Чёрной Африки.
АФРИКА ОЧЕНЬ БЫСТРО МЕНЯЕТСЯ
Олег ДОМАЛЕГА, исполнительный директор ООО "ALLA TRAVELS" ALLA TRAVELS – специализированный оператор по ЮАР; другие африканские направления – Кения, Танзания.
– Основная особенность туризма в Африку заключается в том, что возможности континента не совсем известны не только туристам, но и туркомпаниям. Существуют стереотипы, что Африка – это что-то неблагоприятное с точки зрения здоровья и инфраструктуры. И первое впечатление у людей, когда они попадают туда – шоковое. Вот недавно я вернулся из ЮАР. Едем из аэропорта в Кейптаун, проезжаем черные районы, туристы говорят – ну да, мы этого и ожидали, Африка – она такая. А приезжаем в отель – вот это да! мы и не думали, что так будет! То же самое и с Йоханнесбургом.
С прививками путаются даже операторы. Например, в сентябре прошлого года РБК делал конференцию в ЮАР. И у них на официальном сайте было написано, что нужна прививка от желтой лихорадки. А она не нужна.
Еще одна особенность афро-туризма – он очень быстро развивается, за этим не успеваешь следить. Вот мы отправились сейчас на водопад Виктория, а там уже всё другое. Огромные изменения в лучшую сторону. И так во многих местах. Операторы чаще всего не понимают, что продают.
Но есть и минусы. Например, несмотря на 3 тыс.км побережий, в ЮАР пляжного туризма практически нет. Но для активных или экстремальных видов - возможности неограниченные: акулы, парашюты, тарзанка, что хочешь.
Ещё в этом году мы смогли почувствовать, что такое теле-промоушн. Южноафриканская серия "Убойной силы" и телеигра "В сердце Африки" – очень на людей подействовали. Ещё в начале года наши африканские партнёры не собирались приезжать на МИТТ, но когда пошёл поток, решили всё-таки ехать.
Резко вырос в этом году и спрос на Кению-Танзанию. Кстати, в отличие от ЮАР, там кое-где есть и пляжный отдых. Правда, там тоже некоторая путаница с прививками. Официально прививку от жёлтой лихорадки отменили. Но насколько это правильно? Я бы очень настоятельно рекомендовал её всё-таки делать.
Интересно в этом году с Мадагаскаром. Видимо, после мультфильма "Мадагаскар", спрос на остров растёт безо всякой оперативной информации. У нас на сайте нет никаких предложений по Мадагаскару, а люди звонят.
И последнее – важно подбирать надёжных партнеров на принимающей стороне. Лучше сотрудничать с крупными компаниями, работающими по западным стандартам, а не вестись на то, что тебе просто удобней разговаривать с Африкой на русском языке.
В АФРИКЕ НУЖНО ИМЕТЬ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Марина КАТКОВА, генеральный директор ООО Килиманджаро" Специализация компании: ЮАР, Кения, Танзания, Мадагаскар
– Африка – очень сложное и очень интересное направление. Сложность заключается в том, что там недостаточно развита инфраструктура и прежде всего – отельная база. При этом стоимость тура вместе с перелётом высокая – поездка одному человеку обходится в среднем в $5000. Те, кто может позволить себе такую поездку – люди состоятельные, капризные, избалованные, они хотят роскоши. А партнёров, которые могли бы обеспечить уровень обслуживания для туристов, привыкших к европейскому классу, в Африке найти трудно. Надо бы, конечно, открывать там свои представительства, но это накладно. Но у нас на Мадагаскаре, например, есть постоянный человек на телефоне. Ему можно позвонить по сим-картам, которые мы выдаем, и получить консультацию. Ведь люди находятся за тысячи километров от дома!
Немаловажно и то, что Африка россиянам не очень известна. А ведь там, кроме роскошной природы, турист увидит массу бедных людей. Подготовить его к этому, чтобы не было обманутых ожиданий – особая задача туркомпании. Требуется специальная литература.
Но мы занимается не только индивидуальным туризмом – еще и организуем бизнес-поездки. Бизнесмены, конечно, в общих чертах понимают, куда они едут. Биснес-туризм в Африку – очень перспективное направление.
И, кстати, нельзя сказать, что рост африканского туризма в России такой уж низкий. Например, раньше мы отправляли на Мадагаскар по десять человек в год, а теперь – по десять человек в месяц.
ПРЕВРАЩАТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ В ИЗВЕСТНОЕ
Игорь ЛОГУНОВ, генеральный директор ООО "Экзотик трэвел клаб" Специализация компании: Сьерра-Леоне, Гвинея, Гамбия, Сенегал, Либерия, Мавритания, Мали.
Наш особый акцент на Западной Африке во многом имеет простое объяснение – я там прожил много лет, занимаясь туристическим и авиабизнесом.
Специфика афро-туризма – необходимость самостоятельно преодолевать трудности по превращению неизвестного в известное. Ведь у африканских стран нет классической "турполитики". У них нет средств на рекламу даже в Европе, не то, что в России. А россияне ничего не знают о Западной Африке. К тому же авиаперелет дорог, чартеров из России нет, а чтобы раздобыть свежую информацию о рейсах крупных консолидаторов – компаний "Кондор" или "Томас Кук" – нужно хорошо ориентироваться в европейском интернете. Ещё одна проблема – несоответствие туристическим ожиданиям. Там нет привычной "звёздности" отелей. Когда африканцы говорят о "звёздах", это они сравнивают себя с другими африканскими отелями. Когда-то Западная Африка была раем, но теперь не везде на этой части континента инфраструктура развита. В некоторых странах в результате междоусобных войн конца 90-х попросту всё разрушено. Государству заниматься отелями не под силу, а частному бизнесу для строительства нужны хотя бы нормальные дороги.
Ещё одна проблема – визы. В ряд стран их делают через консульства Британии и Франции по всем их правилам – долго и после полной оплаты всех услуг в стране. В некоторые страны визы дороги. Для Сьерра-Леоне, скажем, это $100, а срочная – $150. Остро недостает русскоязычных гидов. В Гамбии и Сьерра-Леоне нет ни одного, а в Гане они стоят до $200 в день. Так что дешёвая Африка – это миф. Если всё делать профессионально, то получается вовсе не дёшево. Поэтому 90% поездок в Западную Африку из России сегодня – это бизнес-туризм. И в то же время интерес индивидуальных туристов в последнее время ощутимо растёт. Почему? Там всё натуральное, там ничего не придумано, там возможно настоящее путешествие, настоящий, а не поддельный, эко-туризм. Думаю, уже к осени мы восстановим все недостающие звенья, свяжем все оборванные концы и предложим адекватный турпродукт для россиян.