А.Б. ДАВИДСОН. ТРОЦКИЙ И ЮЖНАЯ АФРИКА
Глава из книги А.Б. Давидсона "Коминтерн в Африке". М., 2001.

  Незадолго до конца Коминтерна  заинтересовался Южной Африкой и Троцкий.
На Юге Африки в 30-х годах  существовал уже ряд троцкистских организаций: Коммунистическая лига Африки, Коммунистическая  лига Южной Африки, Лига большевиков-ленинцев, Южноафриканская организация IV Интернационала, Ленинский клуб, Клуб “Спартак”, Партия рабочих  Южной Африки. Большинство из них возникло в Кейптауне и Йоханнесбурге. Некоторые были эфемерны и быстро распадались. Другие существовали несколько десятилетий.
  Первая из них,  Коммунистическая лига Африки, была создана в Йоханнесбурге еще в 1932-м. Ее организовал Т.Тибеди, человек с богатым политическим прошлым. Он был единственным черным южноафриканцем в         Интернациональной социалистической лиге, из которой выросла КПЮА. Он был и первым черным         южноафриканцем в КПЮА. Исключенный из КПЮА в чистку 1932-го, он и создал первую троцкистскую         организацию. В августе 1932-го он написал письмо Троцкому, который тогда был в Турции, и Троцкий         ему сразу же ответил.
  Троцкистское влияние в левых  политических кругах Южной Африки, особенно в  Кейптауне, было весьма заметным. Сам Троцкий даже считал своих южноафриканских сторонников  секцией IV Интернационала. 27 апреля 1935 г. он так и записал в своем дневнике: “занимался делами IV Интернационала, в частности программными документами Южно-Африканской секции.”
  Роль южноафриканских троцкистов их духовный лидер, очевидно, преувеличил. Но и в 90-х годах я встречал южноафриканцев (например Б.Хирсона, автора многих книг и статей), которые говорили о себе: “Я  – троцкист”. Один из них дал мне с давних времен ходившее по рукам письмо Троцкого к его         южноафриканским последователям.
   В советской научной литературе вопрос о влиянии троцкизма в Южной Африке ( как, впрочем, и в других странах) всегда обходили – по цензурным соображениям. Здесь, в рамках темы об африканской политике Коминтерна, я, конечно, не могу рассматривать его всесторонне – это отдельный большой разговор.
Но Троцкий затронул и то, что прямо касается коминтерновской политики в Африке – и как раз в том документе, ходившем по рукам. Это письмо Троцкого к Партии рабочих Южной Африки, которая обратилась к нему с просьбой высказаться о проекте ее программных тезисов.
   Он ответил 20 апреля 1935-го, что в основном согласен с проектом, но из его замечаний видно, что важные положения он оспорил. Не теорию марксизма, а то, что относилось непосредственно к южноафриканским проблемам. Подчеркнув, что он “слишком мало знаком с условиями Южной Африки” и поэтому не может ничего утверждать категорически, он высказался как раз по самому острому тогда вопросу: о лозунге независимой туземной республики.
   В тезисах говорилось, что этот лозунг столь же вреден для дела революции, как и лозунг “Южная Африка только для белых”. Троцкий написал, что с таким сравнением он не согласен. В лозунге независимой туземной республики или, как она была названа в тезисах – “Черной республики” – он видел “первый шаг к         освобождению”, а во втором – “полное подавление”.
  Комментарий Троцкого вызвало и положение тезисов: “Мы не можем соревноваться с Африканским конгрессом, выдвигая националистические лозунги для завоевания поддержки туземных масс”.
  Как известно, АНК был тогда не так активен, не так влиятелен и далеко не так  известен за пределами Южной Африки, как впоследствии. Троцкий писал, что “будучи недостаточно знаком с деятельностью Туземного конгресса”, он мог исходить в основном лишь из общих принципов. В соответствии с этим он дал такие рекомендации:
   “1. Большевики-ленинцы должны защищать конгресс во всех случаях, когда его атакуют белые эксплоататоры или их шовинистские агенты из рядов самих организаций рабочих.
   2. Большевики-ленинцы должны стремиться заменять реакционные тенденции в программе конгресса прогрессивными.
   3. Большевики-ленинцы должны разоблачать перед африканцами неспособность Конгресса добиваться реализации даже своих собственных требований – из-за его непоследовательной примирительной политики, резко отличной от программы революционной классовой борьбы.
  4. Отдельные, эпизодические соглашения с Конгрессом, если обстоятельства того требуют, целесообразны лишь в пределах строго очерченных задач и при сохранении полной самостоятельности нашей собственной     организации и свободы политической критики”.
  Так что, хотя Троцкий и считал возможным сотрудничество с АНК еще до того, как VII Конгресс Коминтерна пришел в этому же выводу, но обставлял это рядом условий.
  В целом же он подчеркивал, что в  Южной Африке, как и повсюду только партия пролетариата может решить национальные проблемы и только путем классовой борьбы. И терминология в письме Троцкого близка к той, которой тогда пользовался Коминтерн.
  Так что у Троцкого, как и у Ленина, Южная Африка занимала заметное место в планах мировой пролетарской революции. Он и после смерти Ленина считал, что пролетарские революции будут происходить в обозримый исторический период в одной стране мира за другой, в том числе и в таких, как Великобритания.
  Проживи он дольше, остался бы он при таком мнении? Смертельный удар, нанесенный ему в 1940-м по приказу Сталина, лишил нас возможности узнать это.
  В своем послании он резко нападал на африканскую политику Коминтерна,  обвиняя его в отходе от принципа классовой борьбы. Но, судя по содержанию этого довольно пространного послания, и он не подозревал, что уже сочтены дни и самого Коминтерна и его африканской политики.