"Известия" № 213 (26292) от 22.11.2002

Партия африканистов

Российские ученые устремились в Африку

Далекая Африка по-прежнему манит к себе не только богатых любителей сафари из числа депутатов Госдумы, но и ученых, которые хотят направить любовь к Черному континенту в научно-практическое русло. Для этого ученые мужи основали в столице российскую общественную организацию - Общество африканистов и арабистов. На первом учредительном собрании, состоявшемся в Институте Африки РАН, председателем организации был избран известный африканист Леонид Гевелинг, назвавший новую организацию "партией африканистов".

Заместитель директора Института стран Азии и Африки (ИСАА) Леонид Гевелинг сказал в интервью "Известиям", что ученым-африканистам сегодня "необходима консолидация": "Это старая российская традиция - объединяться в общества, и здесь мы не открываем Америку. На мировой арене нам, как специалистам в этой области, надо уметь объединяться", - сказал Гевелинг. Он привел в пример американскую Ассоциацию африканских исследований, созданную для тех же целей в 1957 году на базе Университета Нью-Джерси.

Создатели российского общества - ученые мужи, бывшие дипломаты, военные советники и знатоки африканской культуры - назвали целями новой организации "оказание помощи специалистам, работающим в африканских странах, содействие публикации научных трудов об Африке и организации практических конференций с участием представителей африканских стран". В президиум общества были выбраны такие известные знатоки Африки, как Анатолий Громыко и Аполлон Давидсон, и специалисты по арабоязычным странам Африки, таким, как Ливия, Египет и Алжир. Названные кандидатуры были встречены учеными одобрительно, хотя один из присутствовавших возмутился, что среди них нет "африканиста Журавлева и арабиста Синицина".

По словам замдиректора Института Африки РАН Ирины Абрамовой, создание общества поддерживают в Госдуме и Совете федерации, что лежит в русле общей активизации отношений с африканскими странами. Сегодня у африканских стран сохраняются хорошие деловые связи с Россией, но "мы начинаем там конкурировать с нашими бывшими партнерами по СНГ", - говорит Абрамова.

Товарооборот России со странами Африки упал с $2,7 миллиарда в конце 80-х годов до $970 миллионов к середине 90-х. Сейчас он составляет, по данным департамента Африки МИД, примерно $1 миллиард. Основные торговые партнеры России на континенте - Египет, Алжир, ЮАР, Марокко, Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Гвинея, Тунис, Нигерия.

К созданию организации африканистов и арабистов с энтузиазмом отнеслись и в Африканском деловом клубе, в чьем попечительском совете представлены такие компании, как "АЛРОСА", "КамАЗ" и "Рособоронэкспорт". "Среди ученых много людей, которые могут быть полезными для бизнеса", - сказала представитель клуба, который в настоящее время завершает процесс регистрации. По ее словам, ранее Институт Африки отрицательно относился к развитию деловых связей с африканскими странами и "давал отрицательные прогнозы" российским компаниям о перспективах их деятельности в странах Африки.

Сейчас, забыв о прежних идеологических ориентирах, о которых напоминают лишь названия книг в холле Института Африки - например, "Великий Октябрь и Африка", - российские бизнесмены ищут в Африке возможность заработать. Согласно исследованиям Африканского делового клуба, не менее 1000 российских компаний имеют африканские проекты.

- Но молодежь на Черный континент по-прежнему влекут "романтические чувства", - сказала корреспонденту "Известий" пришедшая на учредительное собрание Общества африканистов и арабистов Юля Ходырева. Двадцатилетняя студентка ИСАА с "арафаткой" на шее призналась, что хотела поступать на арабское отделение, а ей достался амхарский язык. На нем говорят в Эфиопии. "Родители были сначала шокированы моим выбором, но решили поддержать".

Александр БРАТЕРСКИЙ