"Известия" № 75 (26393) от 26.04.2003

Геополитика постмодерна

ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Когда-то наше общество очень интересовалось Черной (транссахарской) Африкой и ее проблемами. СССР мыслил себя как защитник обездоленных африканцев, стремящихся сбросить гнет колонизации и двинуться к лучшей жизни. И советские люди оказывались в джунглях Анголы и на плато Зимбабве, помогая воевать, строить и производить. В мире "холодной войны" Африка была периферийной зоной конфликта. Сталкивались два альтернативных геополитических проекта Черной Африки, два образа.

Один образ был основан на так называемой "постколониальной легитимности". Это означало, что система административных образований, оставшихся после колониальной эпохи раздела Африки между европейскими державами, незыблема, а вся территория остается по-прежнему в зоне западного влияния. Колониальный порядок сохранял основные признаки, только прямая оккупация заменялась на местных правителей, остававшихся под полным контролем Запада. Понимание африканских проблем основывалось на почти расистском положении: африканцы - те же европейцы, только недоразвитые. Самобытность культур черной расы рассматривалась как дикарская экзотика. Черному континенту оставалось безнадежно плестись за Западом.

Второй вариант был сопряжен с левыми теориями, он активно поддерживался СССР. Негры представлялись как объекты капиталистической и европейской эксплуатации. Деколонизация была признана незавершенной, коль скоро прямой диктат метрополий просто менялся на более изощренную экономическую, политическую зависимость. Новая Африка мыслилась социалистической и свободной. Между этими двумя проектами, мифами, образами будущего шла борьба.

Сегодня померк не только советский проект, но и либеральный. Африка сошла с экрана, из газет, из зоны нашего внимания. Но там живет огромный сектор человечества. Он растет, думает и страдает. И, кажется, до него больше никому нет дела.

Транссахарская Африка - это заповедник традиционного общества, огромные пространства, населенные этносами и культурами, не утратившими древней идентичности, не растворившимися в механической государственности. Современность была навязана им извне. Сегодня, когда на повестке дня стоит глобализация, Черная Африка снова воспринимается как объект, но настолько безнадежно отставший, что непонятно, что, кому и как его "глобализировать". И есть шанс, что на сей раз Африку оставят в покое.

Сегодня лидеры Африки все яснее начинают осознавать потребность в новом африканском проекте. Этот проект имеет, как ни парадоксально, много параллелей с евразийскими и европейскими планами интеграции. Кризис буржуазного централизованного государства, его геополитическая несостоятельность - общий вызов для человечества. И ответом может быть не просто "объединение всего человечества" (это - утопия), но объединение "больших пространств". На повестке дня в транссахарском пространстве области все определенней встают проекты "панафриканизма".

Логика нового панафриканизма, озвученного, в частности, президентом Уганды Йовери Мусевени в его проекте создания "Соединенных Штатов Центральной Африки", такова: постколониальные государства-нации на Африканском континенте искусственны и случайны, они лишь умножают безысходные конфликты; цепляться за них не стоит; вместо этого следует перейти к панафриканской интеграции, к складыванию единого геополитического пространства - Великой Африки, Черной Империи. Границы новой Империи будут совпадать с пределами цивилизации, экономический уклад будет унифицированным, а народы, этносы, племена будут существовать по автономной логике - без строгой привязки к территории и административной системе. Такое устройство позволит организовать полюса развития и модернизации в крупных африканских городах, сохранив этническую уникальность каждого народа.

Выдающийся африканский мыслитель Леопольд Седар Сенгор писал: "Африканский негр мог бы сказать: я танцую, значит, я существую!". Панафриканская идея интеграции Черной Империи дает возможность носителям негритюда существовать в танце; это - концепция "танцующих народов", легко перемещающихся по гигантскому континенту, выбирающих свой путь и свои ценности, свободных использовать в отношении иных цивилизаций свой уникальный фильтр: выбирая приемлемое и интересное, отбрасывая негодящееся.

Панафриканский проект, безнадежно отстав от современности, прекрасно вписывается в логику и эстетику постмодерна: технологические центры и первозданные народы, ритуальные танцы и виртуальные биржи, освобождение угнетенных и пролиферация абсурдных проектов. Иногда создается впечатление, что это может стать замечательным образцом и для всего остального человечества, ужасно уставшего от столетий рационального существования. На повестке дня: геополитика постмодерна. Черная Африка в этом - наш идеал.

Александр ДУГИН, председатель политической партии "Евразия"