Вклад Африки в мировую культуру ещё ждёт нашего осмысления
http://www.newafrica.ru/kultura/12.htm
Великий знаток африканского искусства, Виль Борисович Мириманов (1929-2004) – фигура, до конца не оцененная ни советской, ни российской исторической наукой и искусствоведением, хотя его авторитет в области африканистики и в широкой сфере искусствознания никем никогда не оспаривался. Помимо всех научных регалий, Мириманов был вице-президентом Международной ассоциации искусствоведов (АIСА), ассоциированным членом редакционного совета журнала "Current Anthropology", членом "College de Pataphisique" (Париж). Африканскому искусству были посвящены десять его монографий и обе диссертации.
В США издавна выходили и по-прежнему выходят книги, где утверждается, что африканцы не сделали вклада в мировую цивилизацию.
В Европе искусствоведческий термин "примитивное искусство" всё ещё понимают буквально. Эти псевдонаучные взгляды возможны лишь из-за недостатка исследований по этим темам. И знакомство с научными взглядами таких авторов, как Мириманов – лучший путь к пониманию реального вклада Африки в мировую культуру.
Мириманов был, вероятно, единственным в мире крупнейшим специалистом одновременно в трёх областях искусствознания: первобытное (наскальное) искусство, искусство тропической Африки и европейский художественный авангард.
Начав с фундаментальных трудов по искусству наскальному, он реконструировал историю африканского искусства и раскрыл его роль в становлении европейского художественного авангарда, его влияние на европейскую культуру Нового времени. Мириманов – гордость российской и мировой науки об искусстве.
Лили ГОЛДЕН,
профессор Университета Чикаго