Западная Сахара: беженцы в пустыне
wwwunhcr.org/pubs/sowr2000/russian/ch10.pdf (в формате PDF)
Границы территории, некогда известной как Испанская Сахара, были определены в четырех
франко2испанских соглашениях, заключенных между 1900 и 1912 годами, а большая часть
Марокко стала французским протекторатом. Испанская Сахара оставалась испанским владением до 1975 года, когда колониальные власти вывели войска с территории в ответ на развитие политических событий в Испании, растущее сопротивление колониализму среди
значительной части местного населения и давление со стороны независимого Марокко. В ноябре в соответствии с Мадридскими соглашениями между Испанией, Марокко и Мавританией эта колония была разделена на северную и южную зоны, которые отошли, соответственно, к Марокко и Мавритании. Именно тогда эта территория стала называться Западной Сахарой. В течение последующих месяцев тысячи военных и гражданских лиц из обеих стран прибыли на вновь приобретенную территорию, а тысячи жителей Западной Сахары покинули ее.
В последние годы испанского правления вокруг основанной в 1973 году группой молодых
студентов военной и политической организации под названием Народный фронт освобождения
Сегиет2эль2Хамра и Рио2де2Оро, более известный как Фронт ПОЛИСАРИО, сформировалось
антиколониальное движение. Соглашение, в срочном порядке заключенное между Испанией,
Марокко и Мавританией в 1975 году, спровоцировало возобновление оказания помощи этой организации, которая уже получала ее от Ливии и в возрастающем объеме от Алжира в виде военной подготовки и поставок оружия. При поддержке алжирского правительства беженцы, которым удалось покинуть Западную Сахару, были размещены в четырех лагерях к югу
от Тиндуфа, в засушливом и скалистом районе в юго2западной части Алжира. Именно в этих
лагерях Фронт ПОЛИСАРИО в феврале 1976 года провозгласил независимость Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и создал правительство в изгнании. Когда в августе 1979 года Мавритания отказалась от своих территориальных претензий, Марокко оккупировала южную часть этого сектора и установила административный контроль.
Ожесточенная война между марокканской армией и войсками Фронта ПОЛИСАРИО шла до тех пор, пока обе стороны при посредничестве ООН не согласовали план урегулирования, который был одобрен Советом Безопасности в апреле 1991 года. В соответствии с этим планом они обязались с сентября официально прекратить огонь и соглашались провести референдум под эгидой Организации Объединенных Наций. Это дало бы народу Западной Сахары возможность сделать выбор между интеграцией с Марокко и независимостью. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), которая была учреждена в апреле 1991 года, проделала сложную работу по определению электората
для этого референдума. Выполнение задачи по выявлению жителей Западной Сахары среди населения, разбросанного по этому региону, неоднократно откладывалось вследствие разногласий между марокканским правительством и Фронтом ПОЛИСАРИО относительно
того, кто имеет право голоса. Обе стороны считали, что от состава электората будут зависеть результаты референдума. К декабрю 1999 года, больше чем через пять лет после начала процесса регистрации избирателей и проведения собеседования с 198,5 тыс. потенциальных избирателей, из которых немногим более 86 тыс. были признаны имеющими право голосовать, МООНРЗС все еще не выполнила свою задачу до конца. Она оказалась втянутой в сложный и деликатный процесс заслушивания апелляций, поданных приблизительно двумя третями тех, кому было отказано в регистрации.
В ожидании референдума УВКБ ООН готовилось к добровольной репатриации беженцев, которые имеют право голосовать, и членов их семей – всего приблизительно 120 тыс. человек. Подавляющее большинство беженцев, независимо от того, выходцами из какого района страны они являлись, неизменно утверждали, что они желают вернуться в ту часть Западной Сахары, которая лежит к востоку от стены песка (бермы) длиной в 2,5 тыс. км, воздвигнутой мароккан2
скими войсками. Стремясь укрепить доверие, УВКБ ООН содействовало поездкам сахарцев к родственникам через границу. Необходимость возвращаться в западную часть территории вызывает обеспокоенность беженцев относительно своей безопасности.
Западная Сахара остается разделенной на две зоны по обе стороны стены. Войска ОЛИСАРИО контролируют значительную часть внутренних районов страны и территорию до восточных границ с Алжиром и Мавританией. Марокко сохраняет контроль над прибрежными районами, включая так называемый “полезный треугольник” на севере между Эль2Аюн, Смара и
крупными месторождениями фосфоритов в Бу2Кра. Хотя границы этих зон не претерпели значительных изменений за последнее десятилетие, многое изменилось в их пределах. Марокко значительно улучшило основную и промышленную инфраструктуру в Эль2Аюн и в
меньшей степени – в остальной части “полезного треугольника”.