Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2002, №5
СМИ ЮАР
В тех странах, где тоталитаризм являлся нормой в течение многих десятилетий, демократизация общества, как правило, осуществляется с большими сложностями. Этому имеется множество объяснений: и устоявшиеся привычки и традиции, и сложившиеся и утвердившиеся системы отношений между гражданами, медиаструктурами и общественными, государственными и административными институтами.
В Южно-Африканской республике после прихода к власти в 1994 г. правительства черного большинства во главе с Африканским национальным конгрессом, произошли кардинальные изменения: страна отказалась от расизма и апартеида в государственной политике. В настоящее время период смены власти завершился и по логике развития событий в стране должна происходить дальнейшая демократизация общества, однако наблюдатели констатируют, что порой происходит обратный процесс - возвращение в некоторых сферах жизни к прежним отношениям и порядкам.
Сегодня, например, правительство президента Табо Мбеки, как в свое время правительство белого меньшинства, постоянно выступает с критикой СМИ за их негативные и критические выступления в адрес административных и государственных институтов. Власти призывают журналистов к патриотизму, настоятельно рекомендуя создавать положительный образ страны, так как это необходимо для привлечения инвесторов и туристов, объясняя имеющиеся негативные явления "сложностью переходного периода" и "тяжелым наследием прошлого". В парламенте слышатся призывы к журналистам и общественности "взяться за руки, чтобы продвигать образ страны за рубежом".
Деятельность журналистов в современной ЮАР достаточно жестко регулируется различными правилами и законами. Например, в 2001 г. действовал мораторий на публикацию полицейской статистики о преступности. В стране существует закон о поддержке обеспечения доступа к информации, запрещающий публиковать определенную медицинскую информацию, в частности по СПИДу. В соответствии с некоторыми принятыми в стране официальными правилами провайдеры служб Интернета и телефонные компании регулярно снабжают полицию информацией, оправдывая это тем, что они имеют соответствующие указания.
Южноафриканские журналисты достаточно часто выступают с критикой существующих законов и запретов, ограничивающих их действия. Особенно острые дискуссии о свободе слова возникли после террористических актов 11 сентября. События в США позволили южноафриканским властям усилить контроль в сфере СМИ. В октябре 2001 г. известная журналистка Марина Биддоли опубликовала в деловой газете "Бизнес дэй" статью под названием "Атака террористов может стоить Южной Африке свободы".
Представители общественности ЮАР, в том числе и некоторые журналисты, опасались, что события в США будут способствовать прохождению через южноафриканский парламент новых выдвинутых на обсуждение ограничительных законов: закона о перехватах и контроле, закона об электронных коммуникациях и сделках и закона о компьютерных злоупотреблениях. Проекты этих трех новых законопроектов подверглись резкой критике, так как в случае их утверждения правительственные службы, полиция и даже частные предприниматели и частные детективы получат возможность прослушивать звонки и контролировать электронные коммуникации без распоряжения суда.
Предложенный закон об электронных коммуникациях и сделках дает властям возможность проверять электронные послания. Он также позволит назначенным правительством киберинспекторам контролировать любой веб-сайт и любые действия, осуществляемые через Интернет, включая коммерческие и банковские операции. Обсуждаемый закон о перехватах и контроле критикуется главным образом за то, что разрешает при определенных обстоятельствах проводить мониторинг телекоммуникационных систем без специального разрешения. Для обеспечения действия закона о перехватах и контроле необходимо будет создать специальную инфраструктуру, которая позволит властям контролировать передаваемую информацию. Предполагается, что государственная телекоммуникационная компания "Телком" истратит на необходимое оборудование 500 млн рандов, а компания Эм-ти-эн - 70 млн.
Южноафриканские юристы, журналисты и общественные организации опасаются, что принятие новых мер регулирования электронных СМИ и коммуникаций узаконит вмешательство властей в их деятельность. Кроме того, критики обсуждаемых законов указывают, что в них не предусмотрены ежегодные отчеты правительственных подразделений перед общественностью о проведенных электронных инспекциях и предпринятых в связи с их результатами действиях, как это принято в большинстве цивилизованных стран.
Менее спорным видится закон о компьютерных злоупотреблениях, который предполагается включить в более широкое законодательство об электронной коммерции. Его обсуждение и утверждение намечено на 2002-2003 гг. Очевидно, что в ЮАР не скоро смогут бороться с хакерами на законных основаниях.
Учитывая историю страны, понятно, почему южноафриканская общественность так опасается возврата к прежним порядкам и так болезненно реагирует на возможность введения новых ограничительных законов. Многие в ЮАР еще хорошо помнят, что при апартеиде представители спецагентств на почтах при помощи пара распечатывали конверты и просматривали их содержимое и что уличенные в пересылке "запрещенной информации" лица немедленно оказывались за решеткой.
Южноафриканские газеты после трагических событий в США широко цитировали высказывание известного изобретателя сложной Интернет-кодирующей технологии Филла Зиммермана, опубликованное в газете "Гардиан", заявившего, что после 11 сентября законы, ограничивающие демократию, проходят через конгрессы мира как нож сквозь масло и что если новые законы приведут к созданию системы всеобщей слежки, то террористы победят и это будет стоить достигнутой свободы1.
Мировой кризис, разразившийся в сфере информационно-коммуникационных технологий в 2000-2001 гг., оказал заметное влияние и на положение дел в ЮАР. Например, рынок оборудования для сетей уменьшился там в 2000 г. на 21% , упав с 2,5 до 1,9 млрд рандов. В прошедшем 2001 г. рынок не вернулся к докризисным показателям 1999 г. Компании, поставщики оборудования для телекоммуникационной инфраструктуры - "Киско", "Нортел" и "Лусент", - терпят убытки. В начале года разорилось несколько заметных электронных издательских медиагрупп. Другие находятся в трудном финансовом положении, оставаясь на плаву лишь благодаря слияниям и сокращениям штата. Только электронные бизнес-издания, такие как "Мани веб" и Ай-ти веб, преуспевают.
Два основных игрока южноафриканского Интернета - компании "И-Африка" и Эм-веб - исчезли из списков Йоханнесбургской фондовой биржи. В марте закрылась вещательная компания "Бродкаст интерэктив групп", занимающаяся Интернетом и имеющая несколько радиостанций. В июне прекратило существование одно из наиболее успешных независимых онлайновых информационных агентств ЮАР "Воза", его сайт посещало 5,5 млн пользователей в месяц.
В июле прошлого года редактор наиболее известной радикальной газеты страны "Мейл энд гардиан" Дэвид ле Пейдж заявил, что уже никто не говорит о доходах, все говорят о том, кто потерял больше. Если сравнивать "Мейл энд гардиан" с крупнейшими онлайновыми компаниями, такими как "Индепендент онлайн" и "Ньюс24. ко. за", потери газеты в 1,3 млн рандов (0,5 млн дол.) за 2000 г. ничтожны. В электронной версии газеты был проведен опрос читателей, готовы ли они, чтобы онлайновый вариант стал платным. Большинство читателей ответили, что это их не устроит. Причины кризиса в сфере новых электронных масс-медиа некоторые объясняют тем, что Интернет не смог привлечь достаточного количества рекламы. Аудитория у информационных сайтов в ЮАР была достаточной и традиционные СМИ охотно выходили в электронное пространство. Но рекламные агентства не захотели вкладывать деньги в то, что они пока расценивают лишь как смелый эксперимент. В своем докладе аудиторская компания "Прайсвотерхаус Купер" утверждает, что в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать увеличения доли рекламных расходов в Интернете, и высказывает предположение, что затраты на онлайновую рекламу снизятся, например в США, с 20,3 млрд в 2001 г. до 15 млрд в 2004 г. Прогноз для ЮАР выглядит более оптимистично. Считают, что рост телекоммуникационного рынка там будет опережать даже рост экономических показателей, так как этот рынок особенно важен для электронной коммерции и Интернета, а ЮАР стремится сравняться с ведущими странами в развитии информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, инвесторы рассматривают страну как потенциально выгодный рынок и ворота для доступа на континент. Видимо, поэтому, несмотря на очевидные кризисные явления в сфере ИКТ, южноафриканский Интернет продолжает развиваться, и количество его пользователей продолжает расти. Сегодня в ЮАР в стране с 44 млн населением уже проживает 2 млн пользователей Интернета, в два раза больше, чем во всех остальных африканских странах с население более 600 млн человек. В 2001 г. в стране насчитывалось 9 млн мобильных телефонов (в 2000 г. - 7 млн) - почти в два раза больше, чем обычных (5 млн).
В прошлом году с целью преодоления цифрового неравенства между городским и сельским населением, между черными и белыми и обеспечения доступа всех граждан к ИКТ в ЮАР начал обсуждаться новый проект по созданию так называемого электронного правления. Создание электронного правления - единой информационно-коммуникационной системы для связи граждан и административных структур - предполагает координацию действий для использования ИКТ в государственном управлении и образовании.
На сегодняшний день большая часть национальных и провинциальных правительственных департаментов имеет веб-сайты, которые помещают правительственную информацию, однако пока эти веб-сайты не связаны между собой и ни один из них не использует интерактивных возможностей Интернета. Хотя большинство департаментов имеет доступ к электронной почте, она почти не используется, даже если чиновник одного подразделения пишет другому. То же относится и к переписке между правительством и представителями бизнес-систем. Хотя полицейский сектор считается наиболее обеспеченным современным оборудованием, до сих пор не используются электронные способы передачи криминальных сводок из одной провинции в другую. Можно найти множество объяснений сложности внедрения новых технологий в правительственных и административных структурах. Трудно привлекать профессионалов, так как в госсекторе зарплата намного ниже, чем в сфере бизнеса. Широко использующееся устаревшее оборудование часто ломается. Некоторые чиновники намеренно препятствуют установлению нового оборудования из боязни потерять работу, но главное - это цифровое неравенство.
Именно с целью преодоления цифрового неравенства в рамках планов построения в стране информационного общества и создания электронного правления предполагается в ближайшее время обеспечить универсальным доступом к ИКТ всех южноафриканцев. Для этого планируется на почтах установить 5 тыс. терминалов, оборудованных компьютерами с доступом к Сети, ксероксами, принтерами и т.п. Новая система, названная "Почта для граждан", позволит, используя эти терминалы, отправлять мейлы, путешествовать по Сети, создавать документы в ворде, слайды для местных школ в "Пауер Поинт", готовить и рассылать СиВи, составлять финансовые бюджеты и даже создавать собственные веб-сайты, используя программу "Майкрософт Паблишер".
Граждане смогут на почтах открыть счета, с которых деньги будут списываться при использовании необходимого оборудования. Доступ пользователей к службам будет осуществляться с помощью карточки с цифровым шифром или биометрическим способом, по отпечаткам пальцев. Как и Россия, ЮАР является страной наличных денег, у подавляющего числа южноафриканцев нет кредитных карточек, кроме того, большинство южноафриканцев вряд ли сможет пользоваться техническими возможностями терминалов самостоятельно. Поэтому специальные сотрудники будут помогать при эксплуатации оборудования и станут посредниками при расчетах. Считают, что общественные терминалы и другие формы общественного доступа граждан к ИКТ до определенной степени компенсируют большинству населения отсутствие собственных персональных компьютеров.
И.Ю. Нечаева