Жонас С. Агидиссу
аспирант кафедры «Мировая экономика и МВКО»
ВЕСТНИК ФА *2’2007

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ

Развивая экономическое и тех-ническое сотрудничество со странами Западной Африки, прави¬тельство СССР учитывало ряд прису¬щих им специфических особенностей. Эти особенности были обусловлены заметным отставанием в экономиче¬ском и социальном развитии, а также финансовыми трудностями, связан¬ными с неразвитостью экономики. Соглашения об экономическом и тех¬ническом сотрудничестве были за¬ключены со многими африканскими государствами после завоевания ими политической независимости.
Большинство стран не имели до¬статочно мощных строительных орга¬низаций, способных выполнять работы по сооружению объектов, предусмот¬ренных в соглашениях об экономиче¬ском сотрудничестве с СССР. По просьбе правительств Гвинеи и Мали там были созданы советские строи¬тельные организации, возводившие объекты фактически «под ключ». Поскольку большинство стран не располагали необходимыми кадрами опытных инженерно-технических и административных работников, после

завершения строительства промыш¬ленных предприятий советские спе¬циалисты оказывали содействие не только в обеспечении технологических процессов производства, но и в орга¬низации и налаживании работы пред¬приятия в целом. При их активной по¬мощи подготавливались национальные кадры, с тем чтобы со временем они могли сами обеспечивать нормальную эксплуатацию промышленных пред¬приятий и других объектов.
По состоянию на конец 1973 г. с помощью Советского Союза в стра¬нах исследуемого региона возводи¬лось около 25 объектов, в том числе промышленных и энергетических, гео-логоразведочных, сельскохозяйствен¬ных, а также в области транспорта и связи, в сфере образования, культуры и здравоохранения. Сотрудничество охватывало основные отрасли наци¬ональной экономики стран, но про¬филирующим направлением являлась сфера материального производства. На строительство промышленных и энергетических объектов предназна¬чалось примерно 50% общей суммы предоставленных  кредитов,  геолого-разведочных – 12%, сельскохозяй-ственных – 11%, транспорта и свя-зи – 6%. Остальные средства рас-ходовались на нужды просвещения, культуры, здравоохранения и др. Такая политика помогала ряду госу¬дарств Западной Африки создавать базу для развития национальной эко¬номики.
В начале 1990-х годов в экономи¬ческом и научно-техническом сотруд-ничестве произошли резкие измене¬ния, вызванные в первую очередь рас¬падом Советского Союза, что привело к дезинтеграции сложившихся в тече¬ние десятилетий советско-африкан¬ских внешнеэкономических связей…
В первые годы руководство Российской Федерации придержи-валось приоритетного курса на раз¬витие сотрудничества прежде всего с США, странами ЕС и Японией и недооценивало значения активных контактов с другими государствами. В странах Западной Африки заметно сократилась численность российских посольств и были практически лик¬видированы торговые и другие пред-ставительства РФ.
Такая политика привела к ра-дикальному снижению объемов рос¬сийско-западноафриканского торго¬во-экономического сотрудничества, а в отдельных случаях к его полному прекращению. При этом и прежде ограниченный круг основных торго¬вых партнеров еще более сократил¬ся. Из наиболее крупных остались страны  Северной  Африки,  а  среди
стран Западной Африки – Гвинея и Нигерия.
Во второй половине 90-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидно, что ориентация на экономи¬ческое и техническое сотрудничество преимущественно с западными стра¬нами не принесла желаемых резуль¬татов, и российским внешнеэкономи¬ческим организациям пришлось вос-станавливать ранее утраченные пози¬ции в странах «третьего мира», вклю¬чая государства Западной Африки. Однако образовавшийся в свое время вакуум попытались в ходе острой кон¬куренции заполнить ведущие запад¬ные государства и Китай. Им удалось многого достичь в этом направлении, и Западная Африка продолжает оста¬ваться в зоне их интересов.
Между тем Западная Африка, на территории которой находится 15 го¬сударств с населением около 250 млн. человек, представляет для России несомненный интерес с точки зрения расширения внешнеэкономических связей. На долю региона приходится до 36% ВВП и до 43% внешнетор¬гового оборота Западной Африки, значительная часть запасов некоторых видов минерального сырья, в том чис¬ле нефти – 48%, марганца – 40%, бокситов   более 90%.
Западная Африка представля¬ет собой крупную сырьевую базу. За счет ее поставок страны ЕС обеспечи¬вают существенную долю своих пот¬ребностей в минеральном сырье и топливе. Российский рынок также не может обойтись без такой продукции стран Африки, как стратегическое сырье – ниобий, тантал, марганец, кобальт, бокситы, а также некоторых видов сельскохозяйственной продук¬ции – какао-бобы, кофе, пальмовое и арахисовое масло, ваниль, гвоздика, тропические и субтропические фрук¬ты, а кроме того древесина ценных тропических пород, каучук. Вместе с тем в недалеком будущем Западная Африка, скорее всего, будет не только выступать в качестве мирового постав¬щика сырьевых ресурсов, но и пред-ставлять постоянно растущий рынок сбыта промышленной продукции для индустриально развитых государств.
Россия и регион Западной Афри¬ки обладают большими потенциаль¬ными возможностями для развития деловых связей на взаимовыгодной основе. Однако в настоящее время эко¬номическое сотрудничество России со странами Западной Африки пережи¬вает период спада в связи с переходом к новым формам, взаимовыгодным контактам на коммерческой основе и прекращением поставок товаров на кредитной основе.
Поступательное развитие дву-стороннего сотрудничества России с государствами Западной Африки со¬пряжено с немалыми объективными трудностями, обусловленными, как и прежде, незнанием экономических реалий этих стран, а также географи-ческой удаленностью партнеров и, со¬ответственно, высокой транспортной составляющей в цене товаров.
Увеличению объемов товарообо-рота между Россией и странами За-падной Африки препятствуют моно-культурность их экономики и широкое привлечение посредников к осущест¬влению коммерческих сделок, слабое изучение конъюнктуры рынка стран региона, недостаточная реклама как российских товаров, так и возмож-ностей для африканских бизнесменов в РФ.
Что касается российских пред-принимателей, то они не готовы вкла-дывать средства в проекты с неясной перспективой получения прибыли в будущем, к тому же они плохо зна¬комы с местной спецификой. Между тем в условиях Западной Африки при налаживании деловых связей весь¬ма желательно личное присутствие и работа предпринимателей непосред-ственно на месте, на что они идут весьма неохотно.
Определенным препятствием на пути развития двустороннего эконо-мического сотрудничества является широко распространенная коррупция среди чиновников всех уровней – как в странах Западной Африки, так и в России.
Возможные пути развития со-трудничества России со странами Западной Африки, по нашему мне¬нию, заключаются в следующем.
-ф- Участие российских организа-ций в проводимых на территории стран Западной Африки геологораз-ведочных работах, добыче полезных ископаемых, рыболовном промысле, строительстве зернохранилищ, хладо-комбинатов, подготовке кадров сред¬ней и высшей квалификации и других сферах сотрудничества, в которых на-коплен определенный опыт и достиг-нуты положительные результаты.
<*► Создание при участии РФ малых и средних совместных пред-приятий по производству удобрений, изготовлению сельскохозяйственных орудий для развития малой механиза-ции, строительных материалов, стек-лянных и пластмассовых изделий из местного сырья, а также по перера¬ботке продуктов тропического земле¬делия для поставок в Россию и другие страны СНГ – производство раство¬римого кофе, детского питания, соков и консервов из апельсинов, грейпфру¬тов, ананасов, манго, папайи и других тропических и субтропических фрук¬тов, а также крахмала и иной продук¬ции из кассавы (растения и кустарни¬ки, содержащие млечный сок).
<*► Перспективно участие рос-сийских организаций в ирригационных работах. Многие страны исследуемого региона испытывают потребность в расширении площадей орошаемого земледелия, существует также необ-ходимость в строительстве больших и малых ирригационных сооружений.
<*► Сотрудничество в сфере неф-тегазовой промышленности. Россий¬ские организации могли бы ока¬зать содействие в освоении новых месторождений нефти и газа,  стро-
ительстве тепло- и электростанций, работающих на природном газе, а так¬же в сооружении нефте- и газопрово¬дов. Следует особо отметить, что российские специалисты приобрели положительный опыт строительства последних в условиях субтропиков. Так, на рубеже 70–80-х годов в Нигерии в сжатые сроки и на высо¬ком техническом уровне в трудных климатических условиях (трасса про¬ходила в болотистой местности вдоль побережья Гвинейского залива) были построены две системы нефтепро-дуктопроводов протяженностью бо¬лее 900 км, с пятью насосными стан¬циями общей производительностью 11,2 млн. т нефтепродуктов в год.
<*► Совместные исследования в использовании солнечной и тепловой энергии. Как отметил генеральный директор компании «Союзкарта-Имиекс», новые российские техноло¬гии, особенно в космической области, предоставляют возможность решать многие проблемы не только в России, но и в других странах – в частности, проблемы экологии, создания и обнов¬ления топографических карт, геологии поиска воды, нефти и газа.
<*► Создание совместных торго-во-закупочных фирм, а также учреж-дение совместного банка или финан-совой компании...
Несмотря на переживаемые обеими сторонами трудности как фи-нансово-экономического, так и поли-тического характера, двустороннее торгово-экономическое    сотрудниче-
ство начинает восстанавливаться в различных сферах на взаимовыгодной основе и главным образом за счет рас¬ширения частного бизнеса.
Технико-экономическое сотруд¬ничество в различных формах при¬обретает стабильный характер. В 2001 г. сделан первый шаг в налажи¬вании межбанковских контактов. Российский межрегиональный АКБ «Форте-Банк» и нигерийский «Холл-марк бэнк» установили прямые парт¬нерские отношения, что позволяет осуществлять комплексное обслужи¬вание, включая все виды финансиро¬вания экспортно-импортных операций российских товаропроизводителей, обеспечивать гарантирование торго¬вых сделок.
С 1996 г. возобновлено предо-ставление государственных стипендий гражданам стран Западной Африки для обучения в российских вузах.
Заметно активизировались за последнее время обмен высокопо-ставленными представителями влас¬тных структур и деловых кругов, ор¬ганизация торгово-промышленных выставок, проведение «круглых сто¬лов» российскими и африканскими предпринимателями.
Предприятия Уральского и дру¬гих регионов России для координации усилий по продвижению своих това¬ров и услуг в страны Азии, Африки и Ближнего Востока создали компанию «Уралимпекс». В 2000 г. была орга¬низована поездка послов ряда афри¬канских стран в Челябинск, где они могли на месте ознакомиться с воз¬можностями российской промышлен¬ности. Дипломаты выразили заинте¬ресованность своих стран в развитии взаимовыгодного сотрудничества с Уральским регионом.
Крупным российским торгово-промышленным объединениям было бы целесообразно устанавливать свя-зи с африканскими региональными интеграционными структурами, в час¬тности с экономическим сообществом стран Западной Африки ЭКОВАС, в которое входит 16 государств. В ЭКОВАС реализуются программы либерализации торговли, таможенных процедур, создания свободной торго¬вой зоны, развития региональной ин-фраструктуры.
Как отмечали многие участники бизнес-форума «Российские предпри¬ниматели в Африке», состоявшегося в конце марта 2002 г. в Институте Африки РАН, интересам России отвечает дальнейшее расширение по-литических, торгово-экономических, научно-технических, культурных и других связей с африканскими страна¬ми, включая и государства Западной Африки. При этом избыток рабочей силы в ряде стран в сочетании с бо¬гатыми природными ресурсами обес-печивают одну из самых высоких в мире норм прибыли при осуществ-лении постоянного товарообмена и долгосрочного экономического со¬трудничества.
В настоящее время требуется восстановление и наращивание меж-государственных контактов, в том числе на высшем уровне, укрепление механизмов двусторонних консульта¬ций. Остро ощущается необходимость обновления и совершенствования до¬говорно-правовой базы торгово-эко¬номического и технического сотруд¬ничества РФ со странами Западной Африки и перехода к практическим делам, а также активизации дея¬тельности межправительственных ко¬миссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Важным направлением разви-тия деловых контактов со странами Западной Африки является взаимо¬действие в вопросах стимулирования и защиты капиталовложений.
Имеются определенные сдвиги в восстановлении и расширении тех¬нико-экономических связей России со странами Западной Африки. Все более активно проявляют себя в ис¬следуемом регионе местные предпри-нимательские структуры.
Хорошие перспективы всесторон¬них связей открылись после офици¬альных визитов в 2001 г. в РФ пре¬зидентов Нигерии и Гвинеи. В ре¬зультате их встреч и бесед с президен¬том В.В. Путиным и другими высо-копоставленными представителями российских государственных структур и деловых кругов достигнут ряд важ¬ных соглашений. Россия и Нигерия договорились в течение ближайших пяти лет увеличить товарооборот. Кроме того, Россия готова принять участие в осуществлении запуска нескольких космических аппаратов в интересах Нигерии для контроля над окружающей средой и зондирования околоземного пространства.
В ходе переговоров глав госу-дарств были намечены конкретные шаги по расширению взаимодействия в области добычи и переработки бок¬ситов, дорожного строительства, гео-логоразведки, авиаперевозок. Также была достигнута договоренность о передаче «Русскому алюминию» в концессию сроком на 25 лет ряда ме¬сторождений бокситов Диан-Диан.
Сотрудничество с Гвинеей в по¬следние годы приобрело устойчивый взаимовыгодный характер. В горно¬добывающей промышленности Гви¬неи действует несколько компаний с участием российского капитала. Они созданы с целью проведения геоло¬горазведочных работ и добычи золота, алмазов и бокситов. Среди них рос¬сийская компания “Геопроект”. Она проводит работы по уточнению запа¬сов бокситов на месторождении Диан-Диан по контракту с “Русским алюми¬нием”, открывшим в середине 2000 г. свое представительство в Гвинее, по¬скольку предполагается масштабное сотрудничество по добыче алюмини¬евого сырья для российской промыш¬ленности. Объемы поставок бокситов с ныне действующего бокситодобыва-ющего комплекса, построенного еще при содействии СССР, оцениваются примерно в 700 тыс. т.

* * *
Встречи на высшем уровне, несомненно, способствуют не только восстановлению, но и дальнейшему ведущие посты в области бизнеса и расширению всестороннего сотрудничества России со странами Западной Африки. Но темпы развития и харак-тер российско-африканских экономи-ческих отношений во многом будут определяться темпами возрождения российской экономики. Инициатива налаживания со-трудничества с западноафриканскими странами в сырьевой области принад-лежит ныне преимущественно частно-предпринимательскому капиталу. И в обозримом будущем, видимо, именно его интересы будут определять воз-можные направления и конкретные сферы и формы взаимодействия с западноафриканскими партнерами. Нужно учесть и то, что 80% кадров во многих отраслях этих стран учи-лись в советских вузах, что могло бы способствовать процессу развития
совместных предприятий. Эти специ-алисты в настоящее время во многих странах Западной Африки занимают политики. Поэтому российским бизнесменам всегда можно найти с ними общий язык в различных сферах пред-принимательской деятельности. Однако думается, что действия российского бизнеса могли бы быть более успешными, если бы предпри-ниматели руководствовались не только коммерческими интересами, но и долгосрочной государственной внешнеэкономической стратегией, определяющей цели и приоритеты во взаимоотношениях с западноафри-канскими государствами. Кроме того, важно, чтобы бизнес-структуры ощу-щали твердую волю высшего руко-водства России, направленную на последовательное осуществление при-нятой стратегии, а также опирались на конкретные механизмы, способ-ствующие реализации стратегического курса.

ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. акад. С.А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
Лопатов В.В. Сотрудничество в сырьевой области – перспективное направление расширения российско-африканского взаимодействия // Внешне-экономический бюллетень. 2004. № 9.
Паньков В. Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) // МЭиМО. 2005. № 3.
Холопов А. Глобализация и макроэкономическое равновесие // МЭиМО. 2005. № 2.