С. В. Буталий
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКИХ ХРИСТИАНСКИХ МИССИЙ В ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕСТНЫХ ОБЩЕСТВ (1842–1914 гг.)
Работа представлена кафедрой восточного регионоведения Краснодарского института экономики, права и гуманитарных специальностей.
Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ю. Г. Смертин В статье рассматриваются основные этапы становления немецких христианских миссий в Юго-Западной Африке в XIX–XX вв. Анализируется деятельность миссионеров по распространению христианства и европейской культуры среди местного населения. Показана противоречивость этого процесса и его влияние на трансформацию местных обществ.
Ключевые слова: миссионеры, Юго-Западная Африка, гереро, нама, культура, христианство, цивилизация, трансформация.
The main stages of formation of German Christian missions in South-West Africa in the 19th–20th centuries are considered in the paper. The author analyses the activity of
missionaries who were spreading Christianity and European culture among the locals.
The inconsistency of this process and its influence on transformation of local societies are shown.
Key words: missionaries, South-West Africa, Herero, Nàmá, culture, Christianity, civilisation, transformation.
История колониализма неразрывно связана с деятельностью христианских миссий. Германский колониализм не был исключением. Стремление к приобретению колоний в Германии проявилось сразу же после создания империи в 1871 г.
В большой степени это было связано с бурным экономическим ростом и поиском Германией своего места в быстро меняющемся мире, который вступил в первую фазу глобализации.
Германия по ряду причин опоздала к разделу мира и теперь хотела наверстать упущенное. Не только правящие круги, но и широкая общественность возлагали большие надежды на создание германской колониальной империи (Kolonialreich).
Немцы предполагали извлекать громадные выгоды из этого предприятия, получая из заморских стран сырье для бурно развивающейся промышленности, расширяя торговлю немецкими товарами, создавая новые инвестиционные возможности. Колониализм должен был цивилизовать погрязших во мраке невежества туземцев, распространить по миру блага немецкой культуры и Христова Евангелия. В наиболее концентрированном виде эти идеи были выражены инспектором немецких миссий Фридрихом Фабри в его книге «Нужны ли Германии колонии?» (Fabri F. Bedarf Deutschland der Colonien? Eine politische-ekonomische Betrachtung. Gotha, 1897), ставшей вехой в немецкой колониальной историографии. Он отвечал на свой вопрос утвердительно и считал, что колонии рейху нужны как рынок для экспорта и источник сырья, как территории, где немцы обретут новый дом под германским флагом, спасая таким образом отечество от угрозы перенаселения.
Фабри верил, что колонизация станет клапаном для ослабления социальной напряженности в Германии и блокирует революционные устремления социалдемократов, а в самих колониях немцы цивилизуют и обратят в христианство туземные народы.
Миссионерские общества активно лоббировали колониальную экспансию Германии. Они обладали определенным политическим влиянием. Католические миссионеры имели связи с Партией центра в рейхстаге, протестантские группы были тесно связаны с торговцами и чиновниками. Хотя между ними существовали внутренние разногласия, в целом миссионеры были согласны в том, что Германия должна расширяться как за счет религиозного влияния, так и осуществляя политику захвата заморских территорий. Они считали, что германский меч должен быть брошен на чашу весов в борьбе с работорговцами и языческими милитаристами в Африке» [8, р. 28].
Немецкие миссионеры уже имели некоторый опыт работы с африканцами, в частности в Юго-Западной Африке. После английской оккупации Капской колонии в 1806 г. здесь развернуло деятельность Лондонское миссионерское общество. В 1814 г. его руководство послало в Юго-Западную Африку немца И. Г. Шмелена, который основал первую миссионерскую станцию в Бетани. Позднее, в 1825 г., британская Уэслейенская методистская церковь (названная так по имени основателя Уэслея) направила в этот регион препо-
добного Уильяма Трефола, но он и два его африканских спутника были убиты бушменами около Вармбада. Спустя восемь лет преподобный Эдвард Кук основал методистскую станцию в Вармбаде. Его усилиями за несколько лет в христианст-во были обращены более тысячи бон-дельсвартов (группа нама). Методистские миссии были открыты в восточной части Страны нама, на р. Носсоб, и на севере, в Рехоботе. Около 1865 г. эти станции были переданы Рейнскому миссионерскому обществу, а еще раньше, в 1840 г., оно стало контролировать станцию Лондон-ского миссионерского общества в Бетани [6, р. 385].
Рейнское миссионерское общество, штаб-квартира которого находилась в немецком городе Бармен, распространяло протестантскую версию христианства в Капской колонии. Обратить внимание на Страну нама его руководству настоя-тельно посоветовал Г. Шмелен. Во второй половине XIX в. Рейнская миссия выпол-няла основную работу по евангелизации населения ЮЗА. Ее первыми миссионе-рами в 1842 г. стали Г. Кляйншмидт и Г.Хан, а также Г. Шеппман и И. Рат, при-бывшие немного позже.
Шепман основал миссионерскую станцию в Стране гереро, в Ройбанк (рай-он Уолфиш-Бей), где было достаточно свежей воды. Рат открыл миссию для ге-реро в Отжимбингве на р. Свакоп. Хан и Кляйншмидт попытались обосноваться в Окахандже, но отсутствие здесь воды в засушливом 1844 г. заставило их пере-меститься в более благополучный Отжи-
канго, расположенный примерно в 20 км юго-западнее. Здесь было основана мис-сионерская станция, названная Гросс-Бармен, в честь штаб-квартиры Рейнского миссионерского общества. В 1870-х гг. в ЮЗА прибыли новые немецкие миссионеры, сыгравшие важную роль в ее истории: К. Бютнер, Й.-Я. Ирле, Ф. Эйх и др. К концу 1870-х гг. немецкие
миссионеры крестили около 2400 нама и гереро [1, с. 30; 7, s. 115].
Миссионеры играли важную, хотя и противоречивую роль в изменении образа жизни туземцев. Они учили детей и взрослых читать и писать на языке афри-каанс (капско-голландском), ставшем лин-гва франка в ЮЗА, выполняли функции врачей, психиатров, фармацевтов и т. п. [14, р. 128–190; 9, р. 19–87].
Миссионеры открывали на терри-тории миссий магазины и занимались продажей европейских товаров. Для ко-ординации усилий и повышения прибылей немецкие миссионеры создали в 1879 г. Миссионерское торговое акционерное общество, которое, кроме всего прочего, занималось экспортом огнестрельного оружия.
Деятельность миссионеров прохо-дила в сложных условиях, но в целом бы-ла плодотворной. В официальном доку-менте, который подводит краткий итог миссионерской деятельности в период, предшествовавший установлению гер-манского протектората, отмечалось: «Они (аборигены. – С. Б.) живут в мерзости и пороке, невероятной грязи и сплошном невежестве. В междоусобных войнах на-ма и гереро, которые продолжались деся-тилетия, люди и собственность обеих сторон были уничтожены в огромных ко-личествах… Преподобный М. Бринкнер вынужден был семь раз спасаться бегст-вом со своей станции Гросс-Бармен, а жизни миссионеров неоднократно под-вергались огромной опасности. Однако горстка людей, отрезанных от остально-го цивилизованного мира, отчаянно и упорно продолжает свою работу, не-смотря на все эти неприятности и раз-
очарования. Миссионеры приложили много усилий, чтобы овладеть трудными языками нама и гереро, они создали письменность на этих языках. Более то-го, со временем они создали разнооб-разную туземную литературу на этих языках. Они исследовали еще неоткры-тые территории вплоть до Страны овам-бо, строили дороги, возводили дома,
церкви, школы, вводили новые сельско-хозяйственные и садовые культуры, обу-чали туземцев домоводству, шитью и садоводству… Довольно много городов и деревень, таких как Виндхук, Гобабис, Окаханджа и Омаруру, обязаны своим существованием конструктивной работе Рейнской миссии» [12, р. 67].
Нужно отметить, что миссионеры также внесли значительный вклад в «на-учный колониализм». Такие священно-служители, как Генрих Феддер, который написал классические труды по истории и этнологии Юго-Западной Африки, сыгра-ли значительную роль в «открытии» ко-лоний. Миссиями издавалось большое количество словарей, грамматик местных
языков, этнографических работ, которые представляли ценность для ученых и об-разованных людей.
Влияние миссионеров было глубо-ким и разнообразным. Оно распространя-лось даже на моду. Как отмечает А. С. Ба-лезин, именно в те времена сложился фе-номен, известный как «традиционная оде-жда женщин-гереро» – длинные и пыш-ные викторианские платья, скопирован-ные с туалетов миссионерских жен и до-полненные головным платком, повязан-ным особым образом [1, с. 30].
Одной из главных трудностей в дея-тельности миссионеров был кочевой об-раз жизни местного населения, поскольку для успешного религиозного обучения необходимы были регулярные занятия.
Другой проблемой было несовпадение, а иногда и противоположность социальных институтов и моральных установок нама и гереро с христианскими стандартами.
Христианским миссиям наносился серь-езный ущерб во время частых междо-усобных войн. Миссионерские станции были одновременно и военными центра-ми; здание церкви было своего рода кре-постью в период племенных и клановых войн, миссионеры даже снабжали свою паству огнестрельным оружием [2, с. 37; 9, р. 79]. Кроме Рейнской миссии в ЮЗА
вели работу и другие миссионерские об-щества, но в гораздо меньшем масштабе.
Одним из них было Финское миссионер-ское общество. Рейнская миссия в лице Г.Хана посоветовала Финской миссии обосноваться в Стране овамбо, и ее дея-тельность началась в 1870 г. Поначалу ус-пехи были более чем скромными. За 20 лет в христианство был обращен всего 21 че-ловек [15, р. 161], однако многие овамбо, хотя и не крестились, жили при миссиях и перенимали некоторые черты европейско-го быта. Миссионеры упорно занимались евангелизацией, образованием, лечением местного населения. Финское общество
до сих пор является самой мощной хри-стианской организацией в Стране овамбо. Католические миссионеры появи-лись в ЮЗА довольно поздно. Первая, но неудачная попытка основать станцию в Омаруру относится к 1879 г. Католики хо-тели наладить работу среди групп овам-бо, живших по р. Окавонго, но эти по-пытки «провалились из-за громадных
трудностей, вызванных отсутствием средств сообщения и нездоровыми кли-матическими условиями» [12, р. 66]. В 1896 г. католики откупили у Рейнской миссии земли под станцию в Кляйн-Виндхуке, а позже основали несколько станций в разных частях страны, в том числе в районе Окавонго в 1910 г.
Ко времени установления герман-ского протектората над Юго-Западной Аф-рикой в 1884 г. Рейнское миссионерское общество наиболее глубоко проникло в племенную жзнь гереро и нама. Г. Хан писал: «Наше прибытие и расселение…оказало благоприятное, стимулирующее воздействие на гереро, далеко превзо-шедшее все мои ожидания. Никогда ранее гереро не засевали, не пололи и не гото-вили свои поля к посеву с таким рвением.
А теперь они всерьез принялись за строительство. Камагереро (вождь гере-ро. – С. Б.) строит себе солидный дом. Вождь Виллем Зерав следует его приме-ру. Какуоба, кандидат на крещение, воз-двигает себе уютный дом, а еще два кандидата на крещение из гереро соби-раются строить небольшие дома. Все это – чудеса, совершающиеся на наших
глазах. Кто мог предположить еще не-сколько лет назад, что гереро будут при-ходить к нам и заказывать за плату две-ри и окна!» [цит. по: 2, с. 36].
Однако некоторые миссионеры вре-менами сталкивались с враждебностью вождей, поскольку, исходя из своих прин-ципов справедливости и законности, вме-шивались в их отношения с соплеменни-ками. Все же в кризисные времена тради-ционные власти часто обращались к ним за советом и руководством. Возможно, вызывало подозрение и недоверие и то, что миссионеры совмещали духовную деятельность с торговлей, но в целом к началу германской колонизации афри-канцы в основном испытывали к ним до-
верие и уважение.
Однако были и неприятные инци-денты, один из них ассоциируется с мето-дистским миссионером Хэдди, которого глава готтентотов-орлам Йонкер Афркаа-нер обвинил в предоставлении прави-тельству Капской колонии разведыва-тельной информации о событиях в Стра-не нама. Было одно противоречие, кото-рое оставалось неразрешимым. С одной стороны, миссионеры через развитие тор-говли способствовали прогрессу местно-го населения, а с другой – они ассоцииро-вались с европейской колониальной экс-пансией из Капской колонии. Поэтому Йонкер говорил, что миссионеры – это «предатели, покушающиеся на нашу зем-лю, проповедники лжи, богохульствую-щие лгуны… Вас прислали приручатьнас. Вы построили дом и кажетесь дру-желюбными, а потом приходят торгов-цы… и искатели медной руды (из Южной Африки. – С. Б.). Вы хотите сделать с на-ми то, что уже сделали с народом Малойстраны нама (область расселения нама в Капской колонии. – С. Б.) – отобрать на-ши земли» [10, р. 29–39]. Такие высказы-вания широко распространились по Стране нама, и для миссионеров, не имевших таких намерений, наступили трудные времена, потому что они порож-дали недоверие среди народа, с которым
они долгое время жили в мире. В то же время Йонкер был тесно связан с миссио-нером Ханом, служившим в Ной-Бармене (Отжиканго), и поддерживал его. Они об-менивались письмами, подарками, посе-щали друг друга в течение двадцати лет.
Если говорить в целом, то христианство к началу германской колонизации стало существенным фактором политических, социальных и экономических отношений в Юго-Западной Африке. Миссионеров иногда обвиняют в том, что они были сторонниками уста-новления германского протектората [5,с. 14; 11]. Возможно, это справедливо, но нужно понимать, что у них были собственные цели, не всегда совпадав-шие с поборниками колониальной идеи в Германии. Миссионеры видели глав-ным препятствием для своей деятель-ности постоянные междоусобные вой-ны между племенами и кланами и по-лагали, что в регионе нужно появление сильной власти, которая установила бы порядок и распространила действие за-конов на все население. Они как могли помогали установить хотя бы хрупкий мир. В 1870 г., когда назревал большой конфликт между гереро и орлам, рей-ские миссионеры прибегли к диплома-тии, и в Окахандже был подписан мир-ный договор между Магареро и Йонке-ром Африкаанеро.
Колонизация Юго-Западной Африки, начавшаяся после 1884 г., означала куль-турную революцию в системе ценностей, представлений и верований ее населения. Но начало трансформации в сфере культу-ры положили миссионеры через систему образования. Распространение христианст-ва приводило к изменению мировоззрения части местного населения, возникновению нового типа общности, основанной не на кровных, а на религиозных связях. Принятие христианства для афри-канца в принципе означало разрыв с соб-
ственной культурой. Ему запрещались любые формы традиционных обычаев:отмечать языческие праздники, события, имеющие значение для общины и семьи, – рождение ребенка, бракосочетание, по-миновение умерших, не разрешалось участвовать в обрядах, связанных с се-зонным циклом сельскохозяйственных работ, так как эти обряды были основаны на традиционных религиозных веровани-ях общины. Принятая в обществе поли-гамия объявлялась страшным грехом.
Миссионеры не воспринимали никакой культуры, кроме собственной, и исполь-зовали свое положение духовных лидеров для того, чтобы навязать пастве негатив-ное отношение к местной общинной жизни и культуре. Запрет накладывался на все виды традиционного искусства, например, танцы, музыку, и декоративные элементы типа татуировок, особых при-чесок и т. п. Новообращенный должен был принимать христианское имя и отре-кался от африканского имени, которое имело определенный, значимый для со-племенников смысл. Наконец, строгое со-блюдение христианских норм означало отказ от признания власти местных вож-дей и старейшин, так как их власть была не от Бога, а базировалась на вере в их связь с языческими богами и предками. В конечном итоге подобные требо-вания вели к отделению и изоляции аф-риканских христиан от общины и к хвозрастающей зависимости от миссий.
Они теряли право на поддержку общины во время болезни или старости. Как счи-тает немецкий исследователь В. Руш, «независимо от мотивов деятельности от-дельных миссионеров, в целом их работа способствовала разрушению традицион-ных культур и образа жизни в африкан-ских общинах» [4, с. 99]. С этим можно со-гласиться, но лишь частично. Как отмечаютнекоторые исследователи, полной замены традиционных ценностей новыми не про-изошло [13, р. 505–506]. Усвоение религи-озных новшеств носило в основном по-верхностный характер. Можно согласиться с М. Д. Никитиным, который считает, что «христианство заняло как бы верхнюю часть в системе представлений и стало
своеобразной идеологической сверх-структурой, под которой продолжали су-ществовать культ предков, колдовство, магия, тотемизм, вера в различных духов» [3, с. 181]. Он же отмечает, что в колони-альный период вера в колдовство даже усилилась, так как возросла социальная мобильность общества, увеличилось чис-ло контактов и конфликтов между людь-ми, расширилась сфера соревнования за властные посты, образование и рабочие места [3, с. 182]. Христианским священ-никам приходилось мириться с неполным
соблюдением церковных уложений, если оно не входило в очевидное противоречие с основными догматами веры. Таким об-разом происходила африканизация хри-стианства. Уже в начале ХХ в. в Юго-Западной Африке возникают христиан-ско-африканские церкви и секты, которые приобретут широкое распространение в Намибии после Второй мировой войны.В целом воздействие миссионеров на африканские общества Юго-Западной Аф-рики было глубоким и противоречивым. Несомненно, они подготовили почву для
колониального захвата Германией африкан-ских территорий и созданию на них белой поселенческой общины путем христиани-зации части населения, его образования в
соответствии с западными ценностями.С установлением германского протекто-рата христианские миссии получили но-вые возможности для своей деятельности.
При этом миссионеры отнюдь не шли вфарватере государственной политики, а преследовали собственные цели, основ-ной из которых была евангелизация аф-риканцев. Миссионеры всегда осуждали эксцессы колониальной эксплуатации и становились на сторону местного населе-ния в его конфликтах с германскими вла-стями. Значителен вклад христианских миссий в изменение культурной парадиг-мы африканцев. Масштабы распростра-нения западной культуры, в том числе и бытовой, были намного больше количест-
ва черных христиан; новообращенные знакомили с ней своих соплеменников. Использование ее вещественных и духов-ных атрибутов становилось престижным делом. К негативным моментам деятель-ности миссионеров следует отнести их ригористическое стремление к лишению африканцев идентичности, однако, как было сказано, в целом им этого сделать не удалось. За свою в основном бескорыст- ную и плодотворную работу немецкие миссионеры снискали уважение у наро- дов Юго-Западной Африки, что подтвер-
ждается расширением их деятельности в современной Намибии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балезин А. С. Немецкая община в Намибии: основные этапы формирования // Восток:Афро-азиатские общества. История и современность. 1992. № 5.
2. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.
3. Никитин М. Д. Черная Африка и британские колонизаторы: столкновение цивилизаций.Саратов, 2005. С. 181, 182.
4. Руш В. Некоторые заметки о последствиях деятельности христианских миссионеров для культуры и образа жизни африканских народов // Раздел Африки и его последствия. М.:
Наука, 1990.
5. Фокин С. В. «Дранг нах Африка»: колониальная политика Германии (конец XIX–30-е годы ХХ в.). М., 2003.
6. Colonialism in Africa. 1870–1960. Vol. 1: Politics of Colonialism 1870–1914 / Ed. by L.H. Gann, P.Duignan. Cambridge, 1969.
7. Driesser M. Die Rheinishe mission in Sudwestafrika. Gutersloh, 1932.
8. Gann L. H., Duignan P. The Rulers of German Africa. 1884–1914. Stanford, 1977.
9. Lau B. Southern and Central Namibia in Jonker Afrikaner’s Time. Windhoek, 1987. Р. 19–87.
10. Lau B. Conflict and Power in Nineteenth-Century Namibia // The Journal of African History. 1986. Vol. 27. N 1. P. 29–39.
11. Loth H. Die christliche Mission in Sudwestafrika. Zur destruktiven Rolle der Rheinishen missionsgeselischaft beim Prozese der Staatsbildung in Sudwestafrika (1842–1893). Berlin, 1963.
12. Report presented by the Government of the Union of South Africa to the Council of the League of Nations concerning the Administration of South West Africa for the year 1928. Cape Town,1928.
13. Tshibangu T., Ade Adjayi J. F., Sannen L. Religion and Social Evolution // UNESCO General History of Africa. Vol. VIII. Africa since 1935. Berkeley, 1999.
14. Vedder H. South West Africa in early times. Being the story of South West Africa up to the date of Maharero’s death in 1890. L., 1938.
15. Wellington J. South West Africa and its Human Issues. Oxford, 1967.