Кайта Клер (Руанда),
КЭН
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЕГИОНЕ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ
енеджмент, как известно, определяется как система рационального управления ресурсами, прежде всего — людскими. Менеджмент охватывает все стороны жизни любой организации. Он становится процессом, который начинается от прогноза производства и реализации товаров или услуг, планирования цели и стратегии выживания в условиях конкуренции, организации производства, осуществление которого способствует координации действий всех участников процесса, мотивации работников в целях достижения эффективных результатов и завершается контролем выполнения намеченных задач.
Функции менеджмента взаимодополняемы и взаимосвязаны. Поэтому предприятие для нормальной деятельности должно уделять достаточное внимание каждой из них. При этом необходимо учитывать, что человек выступает главным фактором производства и участником всех этих функций. Не случайно менеджмент определяется и как управление людьми, умение добиваться поставленных целей с помощью других людей.
Менеджмент является интернациональным понятием, но в зависимости от менталитета, обычаев, традиций, образа жизни и деятельности каждая страна по-своему использует возможности менеджмента, что и определяет его национальный характер. В странах Тропичеcкой Африки менеджмент в качестве средства управления имеет много общего. В соответствии с классификацией Экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА) Африка подразделяется на пять субрегионов: Северная, Западная, Центральная, Восточная и
Южная. Но в то же время большее значение, чем эта классификация, имеет наличие в Африке двух исторически сложившихся крупных субрегионов: Северной Африки и Африки южнее Сахары, границей между которыми является пустыня Сахара. Для последнего обычно применяется термин "Тропическая Африка". В его состав
сейчас входят 46 стран.
Тот факт, что в наши дни страны Тропической Африки объединены в одной цивилизации — "тропическоафриканская цивилизация" (См.: Бондаренко Д.М. Теория цивилизации и динамика исторического процесса в деколониальной Тропической Африке. М., 1997.), —открывает возможность использования в них менеджмента в рамках единой концепции.
С развитием национального частного предпринимательства по рекомендации международных организаций (МВФ, МОТ и др.) изучение особенностей менеджмента в Тропической Африке становится весьма актуальной темой. Предпринимательство как рискованное занятие нереально без рационального управления. В то же время очевидно, что менеджмент в африканской экономике не должен быть копией зарубежного опыта. Поэтому выявилась необходимость осмысления концепции менеджмента, адаптирования ее к существующим условиям, внесения качественно новых моментов, отвечающих особенностям африканской цивилизации.
Характерной чертой для населения Тропической Африки является тесная связь человека с семьей. В этой части земного шара коллективистский тип личности доминирует над индивидуальным. В африканском обществе та или иная организация строится преимущественно на основе родственных связей. Эта особенность распространяется на все виды деятельности, и в частности на предпринимательскую.
Предпринимательская деятельность одного человека автоматически становится семейной, что связано со многими причинами. Во-первых, такова особенность африканского менталитета, который обязывает делиться с близкими. Во-вторых, основная часть первоначального капитала собирается родственниками. В-третьих, доходы, которые получает предприниматель, не направляются непосредственно на возмещение вложений родственников в капитал, и его обязательства не заканчиваются после погашения и оплаты
процентов. Такой долг в виде помощи не имеет срока возврата, а является как бы бессрочной инвестицией, приносящей прибыль родственникам, которые помогли начать дело.
Организация всегда является одним из главных компонентов менеджмента предприятия. Основное здесь — формирование организационной структуры и подбор исполнителей. В этом случае африканский предприниматель, как правило, привлекает своих родственников, которым он больше доверяет и кому обязан. И обычно персонал подбирается не в соответствии с требуемым уровнем квалификации, а исходя из сложившейся традиции. Когда среди кандидатов на работу есть младшие и старшие по возрасту, ответственную ва-
кансию получает самый старший из них.
Отсюда вопросам компетентности сотрудников уделяется недостаточное внимание, хотя это очень важно для того, чтобы достичь поставленной цели. А ведь главное в предпринимательской деятельности — получение прибыли, тем более что приходится распределять эту прибыль между большим числом родственников.
Стабильность предпринимательской деятельности тоже является одной из главных целей предприятия, особенно в современных условиях, когда проблема занятости стала глобальной. Предпринимательская деятельность, как правило, основана на создании и развитии малых и средних предприятий. Организация новых рабочих мест
является единственным надежным путем борьбы с нарастающей безработицей, особенно на Африканском континенте, где темпы прироста населения превышают темпы роста ВВП и появления новых рабочих мест.
Дополнительное количество рабочих мест подразумевает обычно создание большего объема общественного продукта и более высокий уровень удовлетворения материальных потребностей. Африканская же экономика на фоне нарастающей безработицы функционирует далеко не в полную силу своих производственных возможностей. Отсюда необходимо усиление развития и стабильности предпринимательской деятельности, чтобы обеспечить полную занятость растущему населению.
Планирование у африканского предпринимателя начинается, когда он делает прогноз развития на будущее. Он надеется на благополучие его семьи, поэтому ставит перед собой задачу, как этого достичь. Обычно источником для финансирования выступают собственные сбережения или, как уже говорилось, средства родственников, друзей. С таким начальным капиталом предприниматель может себе позволить инвестировать средства в сфере торговли или услуг, так как именно в этих видах деятельности срок окупаемости не
столь большой, как в сфере производства.
В странах Тропической Африки сама необходимость разработки планов развития наталкивается на некие барьеры, в основном социально-психологического характера. Тем не менее и здесь планирование является важнейшим и решающим элементом процесса менеджмента. Для региона в этом отношении характерны три категории предприятий:
♦ локальные филиалы крупных мультинациональных производств и отдельные частные группы, которые систематически разрабатывают долгосрочные планы;
♦ некоторые довольно крупные предприятия, которые формируют предварительный годовой бюджет. Такой тип плана касается в основном финансового аспекта деятельности предприятия. Их больше занимает предвидение объема продажи или оборота компании, чем стратегическое планирование;
♦ все остальные предприятия (их большинство), которые игнорируют все, что связано с планированием, живут сегодняшним днем и предпочитают "интуитивный менеджмент".
Общеизвестно, что планирование является стадией процесса управления, в рамках которого определяются цели деятельности и выявляются необходимые для их достижения ресурсы: деньги, материалы, оборудование, персонал. Процесс планирования людских ресурсов включает в себя анализ наличных ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программ удовлетворения перспективных потребностей.
Применительно к африканскому предпринимательству следует отметить, что в основном наемный труд как таковой не используется, особенно когда предприниматель и собственник дела представляют собой одно лицо. Когда предпринимателю помогают родственники, наличие людских ресурсов в этом случае гарантировано, поскольку
средней африканской семьи для этого вполне хватает.
Прогнозирование численности персонала необходимо для реализации краткосрочных и перспективных целей, и родственники изучают навыки хозяйствования, перенимают опыт, выступая в качестве потенциальных работников в будущем.
Координация, целью которой является достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия посредством налаживания рациональных связей между ними, в африканском предпринимательстве находится на низком уровне. Это объясняется тем, что некоторые современные средства коммуникации, например компьютерное
обеспечение, все еще недоступны для большого числа предпринимателей.
Удовлетворение потребности африканского предпринимателя обеспечивается также реализацией функции мотивации. Как правило, в своей деятельности он руководствуется в основном социальными, а не экономическими мотивами: своей независимостью в принятии решений и обязательствами перед семьей. Это подталкивает его к поиску дополнительных средств, к получению прибыли, созданию рабочих мест для родственников. Большинство предпринимателей не имеют специального образования, и для некоторых желание достичь уровня жизни, как у образованного человека, выступает средством мотивации к улучшению своего дела и получению максимальной прибыли. Образованный человек на Африканском континенте воспринимается как буржуа, который может получить солидный ежемесячный доход от работы, на которую необразованный не может устроиться или претендовать.
Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. Наблюдение, проверка, учет и анализ являются инструментами выполнения функции контроля.
Африканский предприниматель обычно ведет проверку всех сторон деятельности предприятия, но постановке бухгалтерского учета и тем более анализу внимания уделяется недостаточно. Так, в бизнесе учетные книги имеют и ведут все респонденты, но одни записывают только важные на их взгляд доходы и расходы, другие записывают не все, а третьи не всегда.
С таким положением в сфере учета, связанным с отсутствием информации, невозможно сделать детальный анализ, который позволил бы изучить финансовое положение предприятия, использование им капитала, чтобы определить тенденции развития и возможности их улучшения. Это связано и с тем, что большинство африканских предпринимателей недостаточно квалифицированны, а проведение учета и анализа требует специальных знаний.
Нерадивость в учетной информации обусловлена также тем положением, что африканский предприниматель мотивирован не столько стремлением совершенствовать свое дело и принимать решения, сколько получением быстрой выгоды. Он будет довольствоваться, при условии независимости, прибылью, достаточной для удовлетворения своих потребностей.
Но все это не значит, что в африканском предпринимательстве нет крупных динамичных руководителей, которые заинтересованы в увеличении капитала, росте и расширении своих предприятий. В Тропической Африке постепенно преодолевается барьер, отделявший местное предпринимательство от крупного промышленного производства. Это осуществляется, в частности, за счет сокращения расходов и использования интенсивных технологий.
Примером крупного промышленного производства может служить предприятие "Grupo Madal", которое было создано еще в начале столетия в провинции Замбези в Мозамбике. Оно в свое время представляло собой коммерческое предприятие, занимавшееся разнообразной деятельностью (чайные плантации, животноводство, морской транспорт и т.д.). Компания продолжала свою деятельность и после деколонизации. В настоящее время она является совместным предприятием. Сейчас на нем работает семь тысяч человек
только в одной провинции Замбези. Производство продолжает диверсифицироваться. Новые инвестиции направляются в леснупромышленность (строительство большого лесопроизводства начато в 1997 г.). Предприятие планирует получить горную концессию для добычи тантала. Имеются новые планы и в области сельскогхозяйства.
И это не единичный пример. В странах Тропической Африки существует множество предприятий, динамично развивающихся несмотря на все препятствия, связанные с социально-экономическими и политическими проблемами.
Сейчас, когда на Африканском континенте намечаются признаки экономического роста, есть надежда на то, что это будет происходить благодаря рыночным реформам, которые непосредственно связаны с частным сектором, с развитием предпринимательства.
Среди принципиальных причин улучшения положения специалисты отмечают развитие самого духа предпринимательства и повышение результативности работы. В первую очередь это относится к таким странам, как Ботсвана, Кот-д'Ивуар, Гана, Кения, Лесото, Малави, Маврикий и др. В некоторых из этих стран создались благоприятные
условия для предпринимательской деятельности – например, упрощение налогового законодательства, системы регистрации предприятий и др. Это хороший признак улучшения менеджмента в предпринимательской сфере и гарантия того, что с обеспечением мира и политической стабильности регион Тропической Африки может достичь многого.