ЕЩЕ РАЗ ОБ «ИУДЕЙСКИХ» ЭЛЕМЕНТАХ В ПРАКТИКЕ ЭФИОПСКИХ ХРИСТИАН
Иосиф Александрович Фридман, ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова
Среди африканистов, семитологов и специалистов по религиям ближневосточного региона общеизвестным является факт наличия в эфиопском христианстве целого ряда черт, резко отличающих его от европейских христианских Церквей и сближающих с иудаизмом. Здесь полезным представляется дать краткую сводку таких культовых и обрядовых особенностей Эфиопской Церкви.
· эфиопы обрезают своих младенцев мужского пола. Мальчики подвергаются обрезанию не в возрасте семи-восьми лет, как у мусульман, а на восьмой день после рождения, как у евреев. Практикуют эфиопы, подобно арабам-бедуинам, и эксцизию;
· эфиопские христиане-монофизиты чтят субботу как день покоя, посвященный Богу, наравне с воскресеньем;
· верующие эфиопы-христиане тщательно соблюдают ветхозаветные пищевые запреты, изложенные в библейской книге Левит (гл. 11). Они, в частности, не употребляют в пищу мясо таких животных, как свинья, заяц, верблюд и ряда других;
· главной святыней эфиопского храма с древности является табот, представляющий собой, по убеждению верующих, копию Ковчега Завета, некогда стоявшего в Святая Святых иерусалимского храма, а ныне, по учению Эфиопской Церкви, пребывающего в древней столице страны – городе Аксум, в Церкви Марии Сионской, почитаемой в Эфиопии «матерью церквей». Именно табот сообщает храму святость, именно он более всего почитается верующим народом.
Все эти, а также некоторые другие, менее бросающиеся в глаза аспекты традиционной жизни эфиопских христиан, служили, само собой разумеется, объектами острой критики со стороны европейских миссионеров начиная с XVI века – времени первого знакомства европейцев со страной. Дело здесь в том, что, согласно учению как Католической, так и Православной Церкви, с пришествием Бога в мир, Его проповедью, крестной смертью и воскресением обрядовые предписания Ветхого Завета, данные некогда израильскому народу для его воспитания в духе верности Единому Богу, потеряли свою силу – в силе доныне остаются лишь нравственные ветхозаветные заповеди, прежде всего Десять Заповедей Моисеевых. По этой причине «иудейские» обычаи эфиопов однозначно трактовались европейцами как «мерзкие суеверия» и должно было пройти немалое время, прежде чем европейская наука смогла подвергнуть рассматриваемые практики беспристрастному анализу.
На сегодняшний день эфиопистика располагает рядом серьезных исследований, посвященных выяснению как происхождения «иудейских» следов в эфиопском христианстве, так и степени его влияния на повседневную жизнь христианской части населения страны. Среди этих исследований должны быть в первую очередь названы статьи Э. Уллендорфа[1], М. Роденсона[2], Э. Хаммершмидта[3] и Э. Айзека[4].
В нашей работе мы дадим обзор существующих на сегодняшний день взглядов на данную проблему и попытаемся сформулировать нашу собственную позицию.
[1] Ullendorff E., Hebraic-Jewish Elements in Abyssinian (monophysite) Christianity // Journal of Semitic Studies 1 (1956), pp. 216-256.
[2] Rodinson M., Sur la question des ‘influences juives’ en Ethiopie // Journal of Semitic Studies 9 (1964), pp. 11-19.
[3] Hammerschmidt E., Jewish Elements in the Cult of the Ethiopian Church // Journal of Ethiopian Studies 3, 2 (1965), pp. 1-12.
[4] Isaac E., An Obscure Component in Ethiopian Church History // Le Muséon 85 (1972), pp. 225-258.