Ацамба Ф.М. Паломнический караван из Египта и кочевые племена (ХVIII – нач. ХIХ вв.)
Мусульманское паломничество в средние века и в новое время представляло одно из важнейших мероприятий в арабо-мусульманском мире. Организация паломничества, его успеш-ное проведение, отъезд и благополучное возвращение паломни-ков воспринималось как знак благословения свыше и как при-знак могущества государств, организаторов хаджа.
Паломничество – одно из пяти священных обязанностей каждого мусульманина имело огромное политическое и идеоло-гическое значение, оно объединяло в едином потоке всех ве-рующих независимо от цвета кожи, этнической принадлежности и социального положения.Не меньшее значение имел хадж и как экономическое пред-приятие. В Мекку и Медину отправлялись многочисленные куп-цы со своими товарами. Исполнив свой благочестивый долг, они разворачивали коммерческую деятельность. Традиция устройст-ва ярмарок во время паломничества в Мекку была унаследована с доисламских времен и мусульмане неуклонно следовали этой традиции. Притом, что паломники отправлялись в Мекку и Ме-дину со всех концов обширного мусульманского мира. Египет-ский паломнический караван занимал особое место. Со времен средневековья на Египет, как на одну из богатейших стран, было возложено обязательство снабжать священные города и их насе-ление всем необходимым. С включением Египта в состав Ос-манской империи эти обязательства были подтверждены. Из Египта отправляли значительные объемы продовольственного зерна, крупные суммы денежных дотаций, мед, воск, свечи. ВКаире один из ремесленных цехов специализировался на изго-товление кисвы – священного покрывала для Каабы. Для покры-тия огромных расходов, связанных с подготовкой и проведением хаджа в Египте были учреждены крупные земельные вакфы.
Со временем сложилась управленческая структура, воз-главлявшая и обслуживавшая паломничество. Предводителем паломничества являлся амир аль-хадж, который производил че-рез соответствующий штат все расходы, связанные с паломниче-ством, контролировал выдачу специальных пособий по заранее составленным спискам. Он же командовал военным эскортом, сопровождавшим караван.
Согласно одному из фирманов Султана Сулеймана П (1526-1566), адресованному египетскому паше, паломников должен был сопровождать военный отряд в 500 воинов из состава ос-манских войск, расквартированных в Египте. От амира аль-хаджж во многом зависела безопасность каравана и его бла-гополучное возвращение. Амир аль-хаджж должен был обладать даром военного предводителя, дипломатическими способностя-ми и главное – он был обязан честно и добросовестно относить-ся к огромным суммам, выделяемым на проведение паломниче-ства и расходовать их строго по назначению.
Немаловажную роль играл глава каравана – кафиле баши, который обеспечивал караван необходимым количеством вьюч-ных и верховых животных, руководил их отбором, закупкой или наймом.
По своим масштабам мусульманское паломничество пред-ставляло грандиозное мероприятие, в котором одновременно участвовали десятки тысяч людей.
Польско-литовский владетельный князь Николай Христо-фор Радзивил в бытность в Египте в 1583 г. писал, что в Каире число зарегистрированных в специальный реестр паломников достигло 12000 ч. Египетский караван включал также всех же-лавших совершить хадж из Северной Африки и внутренних рай-онов Африки.
Перевозка людей, грузов, продовольствия, запасов воды, осуществлялось на вьючных и верховых животных. Особое зна-чение имели верблюды и кони. Они представляли для изучаемо-го времени главное транспортное средство. Морская перевозка паломников через Красное море из порта Кусаир в Джидду име-ла ограниченные масштабы.
Паломническому каравану необходимое число верховых и вьючных животных предоставляли египетские кочевые и полу-кочевые племена. Без содействия племен и без их участия па-ломничество в том виде, в каком оно было задумано для своего времени, не могло быть осуществлено. Племена в данном случае выступают как один из важнейших факторов совершения па-ломничества, и перед нами встает проблема – оседлые и кочев-ники. Взаимодействие оседлых и кочевников выступало в араб-ском мире как одна из глобальных проблем, от степени урегули-рования которой зависели судьбы целых районов с высокоразви-тым земледелием и многих городов. Важность этой проблемы была осознана практически всеми правителями Египта, и были сделаны удачные попытки органического включения кочевников в социально-политическую структуру общества. При мамлюк-ских султанах многие шейхи особенно могущественных племен были включены в категорию «людей меча», и им были предос-тавлены условные земельные владения – икта. Османские завое-ватели упразднили мамлюкские икта, однако шейхов племен рассматривали наравне с провинциальными правителями-кашифами. Шейхи в подведомственных им областях подобны кашифам гласила «Книга законов Египта», составленная в 1524 г. (по другим сведениям в 1523 г.). Шейхи были обязаны в своих областях следить за состоянием оросительных систем, за свое-временным поступлением налогов в казну, пресекать возможные мятежи. Они несли ответственность перед Портой и Порта со-храняла за собой право смещать их с поста шейха племени, если они этого заслуживали. Со временем шейхи превратились в крупных откупщиков и участвовали в эксплуатации крестьян.
В конце ХУIII в. когда Египет был завоеван французами, ученые, сопровождавшие завоевательную экспедицию Наполео-на Бонапарта среди других задали вопрос о мультазимах (от-купщиках) Хусейну Эфенди – высокопоставленному чиновнику финансового ведомства. Он ответил, что с давних пор в Египте в качестве мультазимов выступают мамлюкские беи, командую-щие янычарскими корпусами, улама (ученые богословы) купцы, женщины и бедуинские шейхи. Некоторые племена занятие ско-товодством сочетали с промысловой деятельностью, доставляли в города камедь, натуральную соду, сенну, финики, кто-то зани-мался извозом на Ниле.
Практически каждый город и каждая деревня Египта имели своего торгового партнера в лице какого-либо племени, или имели тесные контакты с кочевниками. Независимо от различий в хозяйственной деятельности все племена объединяло одно об-щее дело – это участие в торговых операциях и снаряжение па-ломнического каравана. По данным источников, к концу ХУШ в. в Египте проживали свыше 120 племен, небольшая часть кото-рых осела и занималась земледелием. Общая численность чле-нов племен достигала 150 – 200 тыс. человек. При том, что всего в Египте проживало 2,5 – 3 млн. человек, кочевой и полуоседлый элемент составлял около 5 – 6%. Это представляло минимальное численное соотношение кочевников к оседлому населению во всем арабском мире в новое время. Тем не менее, кочевники в жизни Египта играли исключительно важную роль.
Оценивая значение египетских кочевников, Наполеон Бо-напарт писал: «Арабы-бедуины – самая большая язва Египта. Из этого не следует, что их надо уничтожить; напротив, они необ-ходимы. Без них эта прекрасная страна не смогла бы поддержи-вать никаких связей с Сирией, Аравией, оазисами, королевства-ми: Сеннар, Дарфур, Абиссиния, Триполи, а также Феццан. Без них перевозка грузов с Нила к Красному морю, из Кены в Ку-сейр, из Каира в Суэц стала бы невозможной. Убыток, который понесла бы страна от их уничтожения, был бы весьма значите-лен. Бедуины держат большое количество верблюдов, лошадей, ослов, баранов, быков и т.д., которые составляют часть богатств Египта. Натуральная сода, египетская кассия, камедь, тростник, камыш, для добывания которых надо углубиться в пустыню на несколько дневных переходов, были бы потеряны».
По неполным данным египетские племена владели общим поголовьем свыше 30 тысяч верблюдов и коней, что могло обес-печить все нужды паломнического каравана. Однако соприкос-новение паломников с кочевниками не ограничивалось египет-скими пределами. Маршрут каравана пролегал по аравийской пустыне, населенной гораздо более многочисленными племена-ми, чем в Египте. В Аравии процентное соотношение кочевни-ков и оседлых приблизительно выглядело как 80 к 20. Но глав-ная особенность ситуации в Аравии заключалась в том, что мно-гие аравийские племена не были интегрированы в социально-политические структуры в той степени, как это сложилось в Египте. В Аравии было много независимых племен, которые не считались с установлениями центральных властей. Каждое пле-мя, через территорию которого следовал караван стремилось получить как можно больше денег и товаров за свое покрови-тельство паломникам или за лояльность к ним. Известны много-численные случаи ограбления именно паломнического каравана, из чего следует вывод о том, что бедуины не выказывали особо-го религиозного рвения.
Именно за пределами Египта по-настоящему проверялась способность амира аль-хадж руководить столь сложным пред-приятием и снискать элементарное уважение со стороны шейхов племен, через земли которых он вел караван.
Египетские племена были вовлечены государственной вла-стью во все заботы по снаряжению паломнического каравана, в то время как аравийские племена рассматривали паломничество (в данном случае египетское) как один из важных источников дополнительных доходов.
И в том и в другом случае велика была роль племен, как в снаряжении, так и совершении паломничества.