Профессор Львова Э.С.
Празднества и зрелища в культуре африканских народов (Эфиопия)

Праздники всегда занимали и занимают важное место в культуре африканских народов. В традиционном обществе они (с пением, музыкой, танцами, богатыми пирами) никогда не были лишь выражением веселья и радости жизни. В каждом действе был заложен глубокий смысл, связывавший его с историей народа, верованиями, жизненным циклом. Не было понятия «зрелище» с его резким делением на актеров и исполнителей, Все были равноправными участниками торжественного или духовного действа. Пожалуй, только интронизация и выходы правителей приближались к зрелищам в нашем понимании смысла.

Страны Африки достаточно пестры в этническом и культурном отношении. Но и среди них своим разнообразием выделяется Эфиопия. Здесь издавна сосуществуют три больших культурных круга – христианский, складывавшийся с 4 века н.э., мусульманский, окончательно сформировавшийся к 14-15 векам и самый древний – языческий. Кроме того, и поныне свою культуру сохраняет уже небольшая (после массовой миграции в Израиль) группа иудаистов-фалаша. Между ними никогда не было жестких границ, и в эфиопском христианстве, и в «черном» исламе, и в иудаизме фалаша немало черт традиционных верований, как видны и следы противоположного влияния. Иногда бывает даже трудно наверняка определить принадлежность культуры того или иного народа к определенному кругу. Так, современные исследователи народа хадья видят в духовной культуре, традиционной по сути, черты и христианского, и мусульманского влияния.

Торжественны и красочны церковные службы. У разных народов страны (амхара, гураге, тигре, оромо и др.) есть различия в литургии, характере церемониалов и празднеств, одеяний клира и церковной символике (так, форм креста насчитывается более 30), и даже в разных религиозных центрах (таких как Аксум, Лалибела, Гондэр, Дабра Либанос и др.). Однако в целом они идентичны. Одеяния священников восприняли «лемд» военачальников, обязательный элемент – цветные зонты и церемониальные кресты. В службе используются традиционные музыкальные инструменты, пение «йолалата», отбивание ритма, приплясывания – черты, более свойственные традиционным верованиям, нежели христианству. В проведении главных христианских праздников (Тымкет – Крещение), Фасика (Пасха) и Мэскаль (Крестовоздвижение) также видны черты языческих представлений. Особенно ярко это заметно при проведении Мэскаля, когда возжигаются пирамидальные костры и проводятся обряды, заставляющие вспомнить ежегодные праздники урожая и плодородия.
Эфиопские иудаисты строго отмечали субботу и целый ряд праздников, иногда сопровождавшихся паломничествами к древним «святым» местам – горам, пещерам. И в этих праздниках, и в пышном, торжественном проведении Пасхи много черт, присущих и народам-соседям. По переселении в Израиль эти особенности трудно изживаются.

Мусульмане Эфиопии (оромо, сомали и др.) отмечают общемусульманские праздники – Мавлюд (день рождения Пророка), ыд-ал-Курбан, Иль де-Фитр. В последние годы начал торжественнго отмечаться День Корана. Наряду с этим сохраняются такие традиционные церемонии как жевание зерен кофе с молитвами, обращенными как к Аллаху, так и к Вако (оромо), паломничество к могилам местных святых и т.д. Также обращениями к Аллаху, местным духам природы и духам предков сопровождается у сомали «дабшид» – праздник «священного огня».

Один из самых важных праздников в традиционном цикле – ежегодный праздник урожая, день первинок. У некоторых народов Эфиопии (волайта, сидамо и др.) он носит название Мэскаль, лишен христианского флера и сохраняется в первозданном виде до наших дней. В нем присутствуют все признаки праздника, связанного с плодородием – очищение огнем, использование зерен и плодов главных продовольственных культур, блюда из первого урожая, тучные пиры, обращение к духам предков и природы.

Нередко места паломничества и поклонения (горы, озера) служат одновременно и христианам, и мусульманам, и приверженцам традиционных культов. Отдельные элементы языческой культуры, связанные с традиционными верованиями, переходят в общеэфиопский ритуал и теряют свой сакральный характер. Ярким примером этого является кофейная церемония, выросшая из обрядов культа плодородия и проводящаяся ныне всеми эфиопами без различия вероисповедания.