За помощью – к лингвистам
Язык фульбе изучен сравнительно неплохо – и грамматическая структура, и словарь. Предметом острых дискуссий стал вопрос о месте языка фульбе в лингвистической классификации. Языковая близость часто является свидетельством родства соответствующих народов, общности их происхождения. Исследования установили довольно тесную связь языка фульбе с языками ряда народов Сенегала (в частности, с языком сереров).
Как объяснить близость языков столь разных народов – сереров, негроидов, древних жителей Западной Африки, и фульбе, явных пришельцев? Видный исследователь языка фульбе А.Лабурэ полагает, что они «заимствовали» свой нынешний язык у сереров.
Примеров потери своего языка целыми народами в истории множество; однако для этого должны быть весьма существенные причины. По численности фульбе намного превосходят сереров; о политическом господстве небольшого земледельческого племени над кочевниками фульбе нам ничего не известно; да и трудно представить такую ситуацию в принципе (кочевники легки на подъем: не сложились отношения с соседями – ушли в другие места). Что же могло заставить фульбе перейти на язык сереров? Приходится констатировать: серьезных аргументов в пользу этой гипотезы не приведено.
Ценные соображения по этой проблеме высказаны известным американским лингвистом Дж. Гринбергом. Он весьма убедительно обосновал наличие генетических связей между языками сереров и фульбе.
Работы зарубежных и российских языковедов показали, что существуют связи между языками народов Африки, живущих в различных ее регионах, удаленных друг от друга иногда на многие тысячи километров.
С большой долей уверенности можно говорить, что искать объяснение этому следует в Сахаре, которая была общей колыбелью очень многих народов Африки, их культур, их языков.
Данные, представленные археологией, биологией, климатологией, палеозоологией и другими науками, неопровержимо свидетельствуют, что на протяжении многих тысячелетий климат Сахары благоприятствовал жизни – растений, животных, человека. Русла исчезнувших рек, остатки каменной индустрии, петроглифы и фрески – порой удивительно прекрасные творения рук человеческих; изображения и окаменевшие остатки таких животных, как слон, носорог, гиппопотам, жираф (а кое-где до сих пор сохранились крокодилы, сомы, страусы, антилопы); остатки хвойного леса – все это говорит о том, что отнюдь не всегда Сахара была безжизненной пустыней. Находки неолитических стоянок вдали от современных источников воды говорят об относительно влажном климате Сахары еще в IV–III тыс. до н.э. Резкое усиление засушливости наступило в конце II тыс. до н.э.; с тех пор оно быстро прогрессировало. Во времена Геродота Ливия была уже безводной страной. Плиний, Страбон и другие древние авторы писали о Сахаре как о страшной пустыне.
Люди жили здесь с древнейших времен: многочисленные находки каменных орудий датируются ранним палеолитом. В эпоху неолита (то есть с VI тыс. до н.э.) почти вся Сахара была заселена. Здесь проживали племена, относившиеся и к европеоидной, и к негроидной, и к эфиопской расам.
Конечно, и археологически и палеоантропологически Сахара и соседние с ней регионы изучены пока что явно недостаточно. Но имеющийся материал позволяет предположить, что именно на этой территории скорее всего могли проходить в неолитическое время процессы взаимодействия племен из различных расовых групп, которым способствовали миграции, столь характерные для первобытного общества с его экстенсивным хозяйством (охота, собирательство, примитивное земледелие, кочевое скотоводство). Современная антропологическая карта Африки дает нам немало примеров смешанных в расовом отношении этносов. Так, характерные черты эфиопского типа отмечаются у народов нильской зоны, Северной Африки, Сахары и Судана, в основе своей европеоидов или негроидов.
Думается, что именно к этой группе смешанных расовых типов можно отнести фульбе, в основе своей европеоидов со значительной эфиопской примесью, приобретших за тысячелетия совместного проживания с негрскими народами некоторые негроидные черты. Здесь, в Сахаре, складывались основы культурного и языкового родства между очень многими народами континента, различные проявления которого, иногда поражающие нас, наблюдаем мы сегодня.
Ухудшение климатических условий в Сахаре привело к значительным изменениям в характере и направлении миграций. И земледельческие, и скотоводческие племена отходили в области, богатые водой: на север – к Средиземному морю, на восток и на юго-восток – к Нилу, на юг – к озеру Чад и к другим водным источникам (ныне не существующим). Но западные регионы Сахары еще долго предоставляли людям вполне приемлемые условия для жизни (нарастание засушливости в неолитическую эпоху шло с востока на запад). Раньше других ушли во влажные области Западной Африки земледельческие негрские племена; скотоводы же еще долго кочевали в сахарских степях и полусаваннах.
Какое место в миграциях сахарских племен принадлежало «прафулаязычным» племенам? По мнению известного французского археолога А.Лота, скотоводы – «предки фульбе» – появляются в Центральной Сахаре в середине IV тыс. до н.э. Вот его аргументы. Среди изображенных на фресках пастухов преобладает эфиопский тип; сцены танцев посреди стад, культ быка напоминают соответствующие обычаи современных пастухов фульбе. Быки в наскальных росписях относятся к тем породам, которые и сегодня можно встретить в стадах фульбе. Лот говорит также о совпадении таких этнографических деталей, как формы лука, жилища (полусферические хижины), покрой одежды (окутывающее платье у женщин, короткая туника у мужчин), прически и головные уборы, напоминающие прически и уборы современных женщин фульбе.
О малодоказательности подобных аргументов говорил в свое время видный российский африканист Д.А. Ольдерогге. Действительно, трудно допустить, чтобы женская прическа не изменилась за 4–5 тысячелетий!.. Наблюдения о породах скота свидетельствуют лишь о том, что фульбе – типично африканские скотоводы. Другие сопоставления – примеры сходных явлений, развившихся у разных народов независимо друг от друга. Например, жилища полусферической формы можно встретить у многих народов Африки.
Более-менее достоверная история фульбе известна лишь с конца I тыс. н.э. Они кочевали со своими стадами в предгорьях Атласа и в западных областях Сахеля (зона полупустынь и опустыненных саванн). Их передвижение в Южную Мавританию – Сенегал было вызвано, видимо, миграцией к югу арабских и берберских племен, перешедших к верблюдоводству. Именно отсюда началось в последующие столетия их «обратное» движение (с запада на восток), расселение по территории Западного Судана, в разных областях которого постепенно складываются их государства. В XVIII–XIX вв. исламизированные фульбе – один из наиболее активных и могущественных народов этого громадного региона.