Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Одиссея народа фульбе

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Одиссея народа фульбе

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - этнолог.

Происхождение этого народа, подобно происхождению Вселенной, остается неизвестным.

Воссоздание ранних этапов этнической истории народов, их этногенеза – одна из самых сложных историко-этнологических проблем. Ведь первые страницы истории народов приходится вырывать у ушедших тысячелетий, оставивших науке по большей части совсем мало достоверных фактов, к тому же «зашифрованных» столь сложно, что «опознание» каждого из них становится предметом специальных исследований; письменные документы появляются сравнительно поздно, а у многих народов этот дописьменный период длился до совсем недавнего времени. Лишь умелое комплексное оперирование различными материалами и методами многих наук – археологии, этнологии, антропологии, лингвистики и других (в том числе весьма далеких от названных, например, геоморфологии, палеозоологии, климатологии) позволяет ученым добиваться успеха (чаще всего – весьма относительного).

И если бы потребовались доказательства только что сказанного, то трудно, пожалуй, найти пример более показательный, чем загадка происхождения народа фульбе, разгадать которую ученые многих стран пытаются уже два столетия.

2

«Белые вороны» черного континента

Их сегодня, видимо, более 20 миллионов человек (точных данных нет). Живут они в основном в Западной Африке – едва ли не во всех странах, но больше всего в Северной Нигерии, Гвинее, Сенегале, Камеруне; отдельные группы имеются и в центральной части, и на востоке континента (в Судане). Это дисперсно расселенный народ, не имеющий единого центра. Само их название (мн. ч. фул`-бе, ед. ч. – пул-о) означает на их языке «рассеянные, распыленные» (во всяком случае, так считали известные французские африканисты А.Гаден и М.Делафосс). Преобладающая часть фульбе – мусульмане (очень ревностные); лишь некоторые кочевые группы сохраняют доисламские верования.

Все народы, среди которых они живут, – оседлые земледельцы; традиционное, исконное занятие фульбе – кочевое или отгонное скотоводство (разводят коров, овец, коз). Все окружающие их народы относятся к негроидной расе; у фульбе – узкое овальное лицо без прогнатизма, тонкие губы, прямой или слегка изогнутый тонкий нос, большие глаза, длинные волнистые волосы, желтый с красноватым оттенком цвет кожи, стройное сухощавое тело – типичные черты эфиопской расы. Впрочем, такой – «истинный» – тип фульбе в наше время можно увидеть редко: многовековое смешение с негрскими народами не могло не сказаться. Тем не менее мужчины и женщины фульбе, отвечающие нарисованному выше антропологическому портрету, и сегодня встречаются в аристократических кланах и среди фульбе – бороро (кочевников), значительно меньше метисированных.

Как бы то ни было, своеобразие физического типа, пастушеский быт фульбе – все это и путешественников, и исследователей наводило на мысль, что народ этот – пришлый в Западной Африке.

Откуда только не «выводили» фульбе, с кем только не «роднили»!.. Их объявляли потомками древних египтян, древних израильтян, «родственниками» цыган, басков, персов, вьетнамцев, полинезийцев, упоминаемого в Библии народа фут (фул), пришедших из Азии «светлокожих хамитов». Некоторые авторы говорят о берберском или арабо-берберском происхождении фульбе. Упомянутые предположения либо случайны, либо попросту фантастичны.

Большинство серьезных специалистов считали фульбе выходцами из Северо-Восточной Африки. Но их аргументация при внимательном рассмотрении оказывается далеко не безупречной.

Гипотез много, сколько-нибудь удовлетворительного решения проблемы нет.

3

В поисках прародины

Этнографическая литература о фульбе обильна и разнообразна, но в реконструкции ранних этапов формирования этого народа она мало может помочь. Из множества этнографических источников и материалов остановлюсь на этногонических (о происхождении) легендах этого народа. Все они помещают прародину фульбе где-то на «востоке» или «северо-востоке», где фульбе с очень давних времен разводили коров и быков, счастливым обладателем которых стал когда-то их легендарный предок Фу.

Легенды подчеркивают также, что фульбе – «белокожие» (или «краснокожие») люди в отличие от чернокожих народов Тропической Африки. Многие легенды составлены во второй половине прошлого тысячелетия, когда среди фульбе распространилась новая религия (ислам), принесенная в Африку арабами. Этим объясняется их содержание: они представляют фульбе потомками пророка Мохаммеда или его сподвижников, пришедшими в Африку, чтобы обратить в истинную веру язычников-негров. Другие легенды говорят о еврейском происхождении фульбе, указывая в качестве их предков различных библейских персонажей. Очевидна «политическая» подоплека подобных легенд; их главный мотив – «возвысить» фульбе над теми народами, среди которых они, пришельцы, оказались в ходе истории.

Есть ли «рациональное зерно» в той информации, которая содержится в этих легендах? Это проблема. Скажем, библейские мотивы могли попасть в фольклор фульбе достаточно поздно. Что касается «указаний» на «восток» или «северо-восток», то, как точно отметил английский историк и писатель Б.Дэвидсон, «…в Западной Африке нет ни одного известного нам народа, который бы не сложил легенду о своем восточном или северном происхождении».

Что говорит антропология? Исследователи считают, что расовый тип фульбе сформировался очень давно. Во всяком случае, некоторые черепа и костяки («возраст» их 4–6 тысяч лет) из неолитических стоянок у южной границы Сахары, как и наскальные «портреты» соответствующего времени, имеют явно «фульбоидные» черты.

Французский антрополог Ж.Лески в начале 1950-х годов провела сравнительное биохимическое обследование представителей разных расовых групп. Оно дало очень любопытные результаты. В организме негроидов (волофы, сереры, бамбара) хлора и натрия содержится меньше, а калия и меди больше, чем в организме европеоидов (французы). Разница в содержании этих элементов определяет интенсивность пигментации; количество же соответствующих веществ зависит от функционирования надпочечников. Для нас особо интересен тот факт, что по содержанию указанных элементов фульбе заметно ближе к европеоидам, чем к негроидам. Это можно рассматривать как одно из доказательств их генетической связи с европеоидной расой.

Что же касается выводов тех ученых, которые однозначно и безоговорочно относят фульбе к эфиопской расе, то они, думается, неоправданно прямолинейны и несколько поспешны. Анализ целого ряда антропологических характеристик фульбе и тех народов Эфиопии и соседних с ней областей, с которыми их сопоставляют, показывает немалые различия между ними.

4

За помощью – к лингвистам

Язык фульбе изучен сравнительно неплохо – и грамматическая структура, и словарь. Предметом острых дискуссий стал вопрос о месте языка фульбе в лингвистической классификации. Языковая близость часто является свидетельством родства соответствующих народов, общности их происхождения. Исследования установили довольно тесную связь языка фульбе с языками ряда народов Сенегала (в частности, с языком сереров).

Как объяснить близость языков столь разных народов – сереров, негроидов, древних жителей Западной Африки, и фульбе, явных пришельцев? Видный исследователь языка фульбе А.Лабурэ полагает, что они «заимствовали» свой нынешний язык у сереров.

Примеров потери своего языка целыми народами в истории множество; однако для этого должны быть весьма существенные причины. По численности фульбе намного превосходят сереров; о политическом господстве небольшого земледельческого племени над кочевниками фульбе нам ничего не известно; да и трудно представить такую ситуацию в принципе (кочевники легки на подъем: не сложились отношения с соседями – ушли в другие места). Что же могло заставить фульбе перейти на язык сереров? Приходится констатировать: серьезных аргументов в пользу этой гипотезы не приведено.

Ценные соображения по этой проблеме высказаны известным американским лингвистом Дж. Гринбергом. Он весьма убедительно обосновал наличие генетических связей между языками сереров и фульбе.

Работы зарубежных и российских языковедов показали, что существуют связи между языками народов Африки, живущих в различных ее регионах, удаленных друг от друга иногда на многие тысячи километров.

С большой долей уверенности можно говорить, что искать объяснение этому следует в Сахаре, которая была общей колыбелью очень многих народов Африки, их культур, их языков.

Данные, представленные археологией, биологией, климатологией, палеозоологией и другими науками, неопровержимо свидетельствуют, что на протяжении многих тысячелетий климат Сахары благоприятствовал жизни – растений, животных, человека. Русла исчезнувших рек, остатки каменной индустрии, петроглифы и фрески – порой удивительно прекрасные творения рук человеческих; изображения и окаменевшие остатки таких животных, как слон, носорог, гиппопотам, жираф (а кое-где до сих пор сохранились крокодилы, сомы, страусы, антилопы); остатки хвойного леса – все это говорит о том, что отнюдь не всегда Сахара была безжизненной пустыней. Находки неолитических стоянок вдали от современных источников воды говорят об относительно влажном климате Сахары еще в IV–III тыс. до н.э. Резкое усиление засушливости наступило в конце II тыс. до н.э.; с тех пор оно быстро прогрессировало. Во времена Геродота Ливия была уже безводной страной. Плиний, Страбон и другие древние авторы писали о Сахаре как о страшной пустыне.

Люди жили здесь с древнейших времен: многочисленные находки каменных орудий датируются ранним палеолитом. В эпоху неолита (то есть с VI тыс. до н.э.) почти вся Сахара была заселена. Здесь проживали племена, относившиеся и к европеоидной, и к негроидной, и к эфиопской расам.

Конечно, и археологически и палеоантропологически Сахара и соседние с ней регионы изучены пока что явно недостаточно. Но имеющийся материал позволяет предположить, что именно на этой территории скорее всего могли проходить в неолитическое время процессы взаимодействия племен из различных расовых групп, которым способствовали миграции, столь характерные для первобытного общества с его экстенсивным хозяйством (охота, собирательство, примитивное земледелие, кочевое скотоводство). Современная антропологическая карта Африки дает нам немало примеров смешанных в расовом отношении этносов. Так, характерные черты эфиопского типа отмечаются у народов нильской зоны, Северной Африки, Сахары и Судана, в основе своей европеоидов или негроидов.

Думается, что именно к этой группе смешанных расовых типов можно отнести фульбе, в основе своей европеоидов со значительной эфиопской примесью, приобретших за тысячелетия совместного проживания с негрскими народами некоторые негроидные черты. Здесь, в Сахаре, складывались основы культурного и языкового родства между очень многими народами континента, различные проявления которого, иногда поражающие нас, наблюдаем мы сегодня.

Ухудшение климатических условий в Сахаре привело к значительным изменениям в характере и направлении миграций. И земледельческие, и скотоводческие племена отходили в области, богатые водой: на север – к Средиземному морю, на восток и на юго-восток – к Нилу, на юг – к озеру Чад и к другим водным источникам (ныне не существующим). Но западные регионы Сахары еще долго предоставляли людям вполне приемлемые условия для жизни (нарастание засушливости в неолитическую эпоху шло с востока на запад). Раньше других ушли во влажные области Западной Африки земледельческие негрские племена; скотоводы же еще долго кочевали в сахарских степях и полусаваннах.

Какое место в миграциях сахарских племен принадлежало «прафулаязычным» племенам? По мнению известного французского археолога А.Лота, скотоводы – «предки фульбе» – появляются в Центральной Сахаре в середине IV тыс. до н.э. Вот его аргументы. Среди изображенных на фресках пастухов преобладает эфиопский тип; сцены танцев посреди стад, культ быка напоминают соответствующие обычаи современных пастухов фульбе. Быки в наскальных росписях относятся к тем породам, которые и сегодня можно встретить в стадах фульбе. Лот говорит также о совпадении таких этнографических деталей, как формы лука, жилища (полусферические хижины), покрой одежды (окутывающее платье у женщин, короткая туника у мужчин), прически и головные уборы, напоминающие прически и уборы современных женщин фульбе.

О малодоказательности подобных аргументов говорил в свое время видный российский африканист Д.А. Ольдерогге. Действительно, трудно допустить, чтобы женская прическа не изменилась за 4–5 тысячелетий!.. Наблюдения о породах скота свидетельствуют лишь о том, что фульбе – типично африканские скотоводы. Другие сопоставления – примеры сходных явлений, развившихся у разных народов независимо друг от друга. Например, жилища полусферической формы можно встретить у многих народов Африки.

Более-менее достоверная история фульбе известна лишь с конца I тыс. н.э. Они кочевали со своими стадами в предгорьях Атласа и в западных областях Сахеля (зона полупустынь и опустыненных саванн). Их передвижение в Южную Мавританию – Сенегал было вызвано, видимо, миграцией к югу арабских и берберских племен, перешедших к верблюдоводству. Именно отсюда началось в последующие столетия их «обратное» движение (с запада на восток), расселение по территории Западного Судана, в разных областях которого постепенно складываются их государства. В XVIII–XIX вв. исламизированные фульбе – один из наиболее активных и могущественных народов этого громадного региона.

5

Что же мы имеем, как говорится, «в сухом остатке»? Даже схематичную картину ранней этнокультурной истории фульбе можно рисовать сегодня очень гипотетично. Мы не можем хотя бы приблизительно назвать их «прародину»; указать время и маршрут их движения на запад материка; дать удовлетворительное объяснение их языкового родства с негроидными народами.

Однако у нас есть все основания отрицать любое неафриканское происхождение фульбского этноса. Его формирование проходило в течение тысячелетий на громадных пространствах Сахары и Судана в условиях тесных контактов и взаимовлияния племен, представлявших различные культурные, языковые, расовые типы.

Но, в общем, «загадка» фульбе так и остается пока загадкой. Нужны новые исследования, новые факты (и новый взгляд на уже имеющиеся), новые интересные гипотезы.

6

ФУЛ,  язык народа фульбе; известен также под названиями пель, фуль, фулани, феллата, пулар, фульфульде... (в этом рекордно длинном списке два последних термина, пулар и фульфульде, являются самоназваниями). Один из самых известных языков Африки. При значительном числе говорящих (около 15 млн. человек) фула выделяется уникальным территориальным разбросом – от побережья Атлантического океана на западе до долины Нила на востоке. Сегодня фула представлен в двух десятках африканских государств между 6 и 17 параллелями северной широты.

Образование такого гигантского языкового архипелага исторически обусловлено кочевым образом жизни фульбе, выпасавших свои стада и постепенно оседавших в полосе саванн, ограниченной с севера пустыней, а с юга – зоной распространения мухи цеце. Фульбе заметно отличаются от соседних народов (светлая кожа, тонкие черты лица и пр.), но их язык с определенностью относят к западно-атлантической семье (нигеро-конголезская макросемья; ближайшие родственники фула – сенегальские языки серер и волоф).

Наиболее крупные и компактные языковые коллективы фула отмечаются в Северной Нигерии и Северном Камеруне, Гвинее, Сенегале, Мали, но ни в одной из стран фульбе не составляют абсолютного этнического большинства. Лингвогеографическая дисперсия фула не могла не сказаться и на внутреннем диалектном дроблении языка. Выделяются три основных диалектных зоны – западная (от Сенегала до Сьерра-Леоне), центральная (Мали, Буркина-Фасо), восточная (Северная Нигерия и далее до Эфиопии). Диалектные различия проявляются в грамматике, фонетике и особенно лексике – в силу различия в языковых контактах, способствовавших большому притоку заимствований из соседних (а также европейских) языков. Фульбе – глубоко исламизированный народ, и значительный пласт лексики во всех диалектах составляют арабизмы.

Письменная традиция на фула имеет глубокие, по африканским меркам, исторические корни. В прошлом получило распространение письмо на фула с использованием арабской графики (так называемое аджами). В настоящее время преобладает письменность на латинской основе.

Значительный культурный опыт, накопленный фула на пути формирования литературного языка, сталкивается с препятствиями, обусловленными тем, что социолингвистически фула – язык с ацентрической дисперсией: этот термин означает отсутствие какого-либо варианта языка, который послужил бы прототипом общей литературной нормы. В коммуникативном аспекте статус фула варьирует от одного региона к другому: в одних случаях язык выходит за узкоэтнические рамки, становясь средством межэтнического общения либо даже вытесняя родные языки контактирующих групп, в других случаях у самих фульбе отмечается утрата родного языка с переходом на язык соседей.

Самой известной чертой языкового строя фула является именная классификация, отличающаяся от других языков с именными классами своим громоздким составом: в диалекте может быть до 25 именных классов. Категория класса выражается в имени сочетанием особого суффикса с особой ступенью чередования начального корневого элемента. Например, от корня со значением 'мужской' образуются формы разных классов: gor-ko 'мужчина', wor-b'e 'мужчины' (мн. число), ngor-ba 'осел-самец' и т.д.; от корня со значением 'женский' – debb-o 'женщина', rew-b'e 'женщины' (мн. число), ndew-u 'кобылица' и т.д. Менее известны типологически примечательные особенности фульского глагола, такие, как способность при помощи суффиксов в основе глагола выражать падежные отношения или использование особых окончаний при фокусном выделении разных членов предложения (подлежащего, дополнения и обстоятельства, сказуемого).

http://www.krugosvet.ru/articles/80/100 … 8098a1.htm

7

Хорошие статьи...