Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Традиции и культурные особенности » Разнообразие религий в Африке


Разнообразие религий в Африке

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Афрохристианство (Местные Африканские Церкви)

Афрохристианство (Местные Африканские Церкви) - Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христианства и местных традиционных африканских верований. Афрохристианство зародилось в конце XIX века в южной части Африки в виде приспособления различных христианских конфессий

2

Эфиопские Секты (Черные Церкви)

Эфиопские Секты (Черные Церкви) - Группа афрохристианских сект. Появились в начале XX века в Восточной Африке и затем распространились на Центральную Африку, а также на другие континенты. Проповедуют в основном богоизбранность эфиопов. Многие эфиопские секты являются монархическими. Часть сект заимствовала вероучении и обрядность Эфиопской православной церкви. Другие создали новую, собственную доктринальную систему. Общая численность приверженцев эфиопских сект в мире на конец XX века - от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

3

Африканская Апостольская Церковь (Африканская Апостольская Церковь Джохана Маранке, Бапостоло)

Африканская Апостольская Церковь (Африканская Апостольская Церковь Джохана Маранке, Бапостоло) - Афрохристианская синкретическая секта. Основана в 1932 г. в Южной Родезии Джоханом Маранке. Учение секты наиболее близко к доктринам апостольских пятидесятников. Основывается на так называемом ""Евангелии шона"", написанном Джоханом Маранке.

4

ну а как же традиционные религии?
И ислам?

5

"ЦЕРКОВЬ ХРИСТА НА ЗЕМЛЕ, ОСНОВАННАЯ СИМОНОМ КИМБАНГУ"

      "Церковь Христа на земле, основанная Симоном Ким-бангу" - крупнейшая  в
Центральной Африке секта, названная так по имени своего основателя.
     Кимбангизм появился на свет в Бельгийском Конго  (современный  Заир)  в
1921 году, после того как "Божий избранник" Симон Кимбангу получил,  по  его
словам,  указание  свыше  донести  "слово  Господне"  до  своих  африканских
братьев. Исследователи объясняют успех  этого  течения  разразившейся  тогда
эпидемией  гриппа:  крестьяне  приводили  больных   к   наделенному   "силой
исцеления" пророку, умоляя его вернуть их к  жизни.  И  многие,  разумеется,
одолевали болезнь, как это обычно бывает, но молва приписывала выздоровление
"Чудесному заступничеству" Кимбанги.
     Но,  конечно  же,   истинная   причина   распространения   кин-бангизма
объяснялась не столько "исцелениями", сколько стремлением населения  колоний
добиться независимости, хотя бы в области религии.
     Это эклектическое учение соединило христианское единобожие с элементами
местных культов, провозгласило веру в "черного мессию", с приходом  которого
должно наступить "царство свободы и правды", а  африканцы  станут  хозяевами
своей земли.
     В секте соблюдаются  христианские  бытовые  и  пищевые  запреты,  обряд
крещения.  В   другой   стороны,   разрешена   полигамия,   а   богослужения
сопровождаются ритуальными плясками,  доводящими  верующих  до  исступления.
Членами секты могут быть исключительно африканцы.
     Вплоть до провозглашения независимости Бельгийского Конго (I960)  секта
была запрещена, а ее основатель 30 лет - до самой смерти - провел в  тюрьмах
и в изгнании.
     После ее легализации, секту возглавил третий сын Симона Кимбангу,  "его
преосвященство" Дьянденда.
     Каждый год кимбангисты собираются в небольшом заир-ском поселке Нкамба,
чтобы почтить память  своего  "нгун-зы"  (пророка)  Симона  Кимбангу.  Сотни
людей,  одетых  во  все  белое,  под  звуки  фанфар  и  тамтамов,  энергично
жестикулируя, пританцовывая и распевая религиозные гимны, медленно  шествуют
по улицам поселка.
     В  настоящее  время  в  Заире  и  сопредельных   с   ним   государствах
насчитывается около миллиона кимбангистов.

6

Исламские секты

ИСМАИЛИТЫ

      ИСМАИЛИТЫ - первоначальное название приверженцев Исмаила  как  седьмого
шиитского имама.
     В 972 г. исмаилитам удалось освободить из тюрьмы Обей-дуллаха,  мнимого
потомка Исмаила (потомка Пророка через Фатиму),  и  поместить  его  на  трон
Мади, а впоследствии одного из его преемников на трон Каира,  таким  образом
подчинив  Египет  управлению  потомков  Фатимы.  Египетские  калифы,   более
признательные, чем  вообще  бывают  государи,  покровительствовали  доктрине
исмаилитов, доставившей  им  престол.  Учение  исмаилитов  было  официальной
идеологией фатимидских халифов.
     Доктрина исмаилитов состоит из общедоступного, внешнего (захир)  учения
и "скрытого" (батин), доступного только посвященным. Отсюда исмаилитов  всех
направлений называли ВАГИНИТАМИ (с X в.).
     Дойяль-Доат, или верховный проповедник  исмаилитов  и  судья,  разделял
власть с каирским халифом. Собрания исмаилитов бывали  в  Каирской  Ложе,  в
которой заключалось много книг и научных инструментов. Наука  была  наружною
целью, но настоящая цель была совсем другая.
     Курс "скрытого" учения разделялся на девять степеней. Первая  старалась
внушить ученику сомнения  и  доверие  к  его  учителю,  который  должен  был
разрешить их. Для этой цели коварные вопросы  показывали  ученику  нелепость
буквального смысла Корана и  тайные  намеки  давали  понять,  что  под  этой
скорлупой скрывалось сладкое и питательное ядро. Но инструкции далее не шли,
если  ученик  не  обязывался  страшными  клятвами  слепо  верить  и   вполне
повиноваться своему наставнику. Вторая степень учила признавать  имамов  или
руководителей,  назначенных  Аллахом,  источниками  всякого  знания.  Третья
степень сообщала ученику число тех блаженных или священных имамов (их  число
было мистическое - семь). Четвертая сообщала им, что Аллах послал в мир семь
законодателей и у каждого было семь помощников, называемых  "немыми",  между
тем как законодатели назывались "говорящими". Пятая сообщала, что у  каждого
из этих  помощников  было  двенадцать  апостолов.  Шестая  сообщала  адепту,
дошедшему до тех пор, что все догматы религии должны быть подчинены правилам
философии; ему также объясняли систему Платона и Аристотеля. Седьмая степень
обнимала  мистический  пантеизм.  Восьмая  опять  ставила   перед   учеником
догматические правила магометанского закона, оценивая их по  справедливости.
Девятая степень окончательно, как необыкновенный результат всех  предыдущих,
учила, что ничему не надо верить и что все законно.
     Вот цели, к которым стремились: ответственность и достоинство  человека
должны быть уничтожены; престол потомков Фатимы должен быть окружен полчищем
ассаси-нов,  грозными  телохранителями;  должна  быть  набрана  таинственная
милиция, которая распространит далеко славу Каирского  халифата  и  страх  к
нему и нанесет гибельные удары ненавистному багдадскому правлению.
     Проповедники исмаилизма распространялись далеко  за  пределы  Каирского
халифата, в Аравии и Сирии ими приобретались последователи,  которым  умыслы
руководителей секты исмаилитов  были  неизвестны,  но  которые  со  страшной
торжественностью клялись в слепом повиновении.
     Ночные труды собраний исмаилитов в  Каирской  Ложе  продолжались  целое
столетие,   и   ее   доктрины,   кончавшиеся   отрицанием   всякой   истины,
нравственности и правосудия, в результате произвели нечто очень странное.

7

АССАСИНЫ

     В конце XI в. в исмаилизме произошел раскол: образовался  неоисмаилизм,
ставший идеологией секты АССАСИНОВ ("ассасин"  -  от  арабск.  "хашишиюн"  -
"курящие гашиш"), которые обожествили своего  имама  -  Хасана  ибн  Шаббата
(1033 - 1124). Он известен также под именем "Старца",  или,  лучше  сказать,
"Владыки Горы".
     Хасан ибн Шаббат, один из проповедников исмаилизма,  человек  отважного
духа, имел большое влияние в Каире. Это влияние, однако, возбудило зависть в
других, которым удалось отправить его в ссылку.  Его  посадили  на  корабль,
чтобы вывезти из страны, но поднялась буря, и все сочли себя  погибшими.  Но
Хасан, приняв повелительный вид, воскликнул: "Аллах обещал мне, что со  мною
не случится ничего дурного!" Вдруг буря утихла, матросы закричали: "Чудо!" -
и сделались  последователями  Хасана.  Хасан  прошел  Персию,  проповедуя  и
набирая прозелитов, и, захватив крепость Аламит, на рубеже Ирака  и  Дилема,
которую назвал "Домом Богатства", учредил там свое правление.
     История времени Хасана полна его именем. Короли в самом  центре  Европы
дрожали  при  его  имени.  Его  могущественная   рука   достигала   повсюду.
Филипп-Август французский так его  боялся,  что  не  смел  пошевелиться  без
телохранителей, и, может быть, неумолимый Владыка Горы щадил его  именно  за
этот страх.
     Сначала Хасан не показывал никакого намерения, кроме  усиления  влияния
Каирского халифата, но скоро сбросил эту маску, т. к. его свирепый  характер
с трудом подчинялся хитрости и лицемерию.  Он  сбавил  девять  степеней,  на
которые разделялись исмаилиты в Каире, на семь и сам стал во главе с титулом
Сейдна, или Сидна, откуда происходит испанское "сид" и итальянское "синьор".
     Чтобы привести в порядок учрежденные им семь степеней,  Хасан  составил
учение  ассасинов.  Первая  степень  предписывала   наставнику   внимательно
наблюдать за характером кандидата, прежде чем принять его  в  секту.  Вторая
убежда-лаего  приобрести  доверие  кандидата,  льстя  его   наклонностям   и
страстям; третья  -  запутать  его  сомнениями  и  затруднениями,  показывая
нелепость  Корана;  четвертая  -  исторгать  из  него  торжественную  клятву
верности и по-виновеия, с обещанием изложить его сомнения перед наставником;
и  пятая  -  показывать  ему,  что  самые  знаменитые  люди  в   государстве
принадлежали к их тайной секте. Шестая, называемая "утверждение", заставляла
наставника  экзаменовать  прозелита  из  всего  предшествовавшего  курса   и
утвердить его в нем. Седьмая, наконец,  называемая  "Изложением  аллегории",
давала ключи к секте.
     Последователи   Хасана   разделялись   на   две   большие   рати:    на
"саможертвователей"  и  "искателей".   Первая,   пренебрегая   ус-талостями,
опасностями и пытками, радостно отдавала жизнь, когда это  заблагорассудится
Владыке Горы, который требовал, чтобы она или защищала  его,  или  исполняла
его смертные приговоры. Когда жертва указывалась, верные в  белой  тунике  с
красным кушаком (цвета невинности и  крови)  отправлялись  исполнять  данное
поручение. Их  не  могли  остановить  ни  расстояние,  ни  опасности.  Найдя
человека, которого искали, они  поджидали  благоприятной  минуты  для  того,
чтобы убить его. Конрад Монферратский,  поссорившись  с  Владыкой  Горы  или
возбудив зависть каких-нибудь  христианских  государей,  желавших  устранить
его, был одною из первых жертв этой секты. Два ассасина  допустили  крестить
себя и, поместившись возле него, по-видимому,  усердно  молились.  Но  когда
представился удобный случай, они убили Конрада Монферратского, при этом один
из них скрылся в церкви. Но, услыхав, что  Конрада  унесли  еще  живого,  он
опять добрался до него и нанес второй удар. После этого умер  без  малейшего
ропота среди утонченных пыток.
     Каким же образом приобреталась подобная преданность? Рассказывают, что,
когда  начальнику  нужен  был  человек  для  исполнения  особенно   опасного
предприятия,  он  прибегал  к  следующей  стратегии.  В   одной   персидской
провинции, называемой Сигистан, была знаменитая  долина  Мулеба,  в  которой
находился дворец Владыки Горы. Эта долина была защищена  высокими  горами  с
отвесными утесами, а все приступы к ней были охраняемы сильными  крепостями.
В долине обрабатывались самые роскошные  сады,  с  павильонами,  великолепно
меблированными.  В  этих  павильонах  жили  изумительной  красоты   женщины.
Человека, которого Владыка выбирал для исполнения опасного задания,  сначала
поили допьяна и в таком положении  относили  в  долину.  Там  его  оставляли
бродить, где ему захочется. Когда человек настолько приходил в себя, что мог
оценить свое неожиданное местоположение и насладиться прекрасными женщинами,
он проводил все время в любовных наслаждениях. При  этом  человека  уверяли,
что он попал в Рай. Но прежде, чем он утомлялся  или  пресыщался  любовью  и
вином, его опять поили допьяна и в  таком  состояни  относили  домой.  Когда
требовались услуги этого человека, Владыка опять посылал за ним  и  говорил,
что он раз позволил ему насладиться Раем и что, если человек  этот  исполнит
его приказание, то сможет пользоваться  испытанными  уже  наслаждениями  всю
свою жизнь. Обманутый, думая, что его господин имеет власть сделать все это,
был готов совершить всякое преступление, которое от него требовалось.
     У  Хасана  был  кровожадный  характер.  Он  убивал  с  расчетом,  чтобы
приобрести славу и  могущество,  внушить  страх  и  обеспечить  себе  успех.
Персидский халиф намеревался  напасть  на  эту  секту  и  уничтожить  ее.  В
результате он нашел на своем изголовье кинжал и письмо от Хасана, в  котором
говорилось следующее: "То, что  положено  возле  твоей  головы,  может  быть
воткнуто в твое сердце".
     Несмотря на преклонный возраст, Хасан оставался  кровожаден  до  конца.
Собственной рукой он убил двух своих сыновей, фактически, без  серьезных  на
то оснований, а по пустячному обвинению: одного за то, что тот "убил  день",
а другого за то, что тот "отведал вина". Хасан не  имел  намерения  основать
династию или правильное правительство, а только секту или  тайное  общество.
Возможно, что сыновья его погибли за то, что  плохо  скрывали  свое  желание
заступить на его место.
     Повиновение верных не прекратилось со смертью Хасана. Это видно хотя бы
из следующего примера: Генрих, граф Шампанский, должен  был  проезжать  близ
территории ас-сасинов. Один из  преемников  Хасана  пригласил  его  посетить
крепость. Это приглашение граф принял. Когда  они  осматривали  башни,  двое
"верных" по знаку "Владыки" поразили себя кинжалом в сердце и упали к  ногам
испуганного графа, а хозяин хладнокровно заметил: "Скажите слово, и по моему
знаку все они таким образом падут наземь".
     Султан прислал  посланника  уговорить  мятежных  ассасинов  покориться.
Владыка в присутствии посланника сказал одному "верному": "Убей себя!"  -  и
он сделал это. Другому он сказал: "Спрыгни с этой башни!" - и  тот  бросился
вниз. Потом, обратившись к  посланнику,  Владыка  сказал:  "Семьдесят  тысяч
последователей повинуются мне точно таким же образом. Это мой  ответ  вашему
господину".
     Некоторые христианские государи подозревались  в  потворстве  действиям
ассасинов. Один из них - Ричард Львиное Сердце. Английские  писатели  честно
старались снять с него обвинение в  том,  что  он  подстрекнул  ассасинов  к
убийству Конрада Монферратского. Долго также существовал  слух,  что  Ричард
покушался на  жизнь  короля  французского  через  Хасана  и  его  ассасинов.
Племянник Барбароссы, Фридрих II, был отлучен от церкви  Иннокентием  II  за
то, что подучил ассасинов убить герцога Баварского; а Фридрих И в  письме  к
богемскому королю обвиняет эрцгерцога австрийского в покушении на свою жизнь
посредством подобных же агентов. Историки также упоминают  об  одном  арабе,
который в 1158 г. был пойман в  императорском  лагере  при  осаде  Милана  с
намерением  убить  императора.  Кто  вооружил  этого  ассасина?  Неизвестно.
Взаимное недоверие существовало между правителями Европы, и власть Хасана  и
его преемников увеличивалась соразмерно этому.
     Был период, когда какой-то начальник или  Владыка,  менее  развращенный
или жестокий, чем его  предшественники,  пытался  восстановить  исмаилитскую
веру, но это было или притворство,  или  ему  не  удалось  осуществить  свое
намерение. Его преемники сделались только еще свирепее. И справедливо  было,
что смерть должна была постигнуть тех, кто  издавал  приговоры  смерти;  что
подозрение и  вероломство  преследовали  тех,  кто  распространял  их  между
людьми; что преступление должно уничтожить то, что  воздвигло  преступление.
Скала,  бывшая  главным  местопребыванием  Владык  Горы,  сделалась   местом
ненависти и заговоров. Отцы смотрели на сыновей с завистью и страхом, а те с
нетерпением ждали смерти своих родителей. Они избегали друг друга,  а  когда
были вынуждены встречаться, то один надевал под платье железную кольчугу,  а
другой   удваивал   число    телохранителей.    Отцеубийство    наказывалось
отцеубийством. Чаша с ядом мстила за кинжал. Но однажды мера  переполнилась:
монголы, предводительствуемые ханом Гулагу, в 1256 г. напали на ассасинов  и
покорили их,  и  свет  освободился  от  упрека,  который  навлекло  на  него
существование подобной секты.
     Но легенда гласит, что некоторые из асассинов сумели спастись и  бежали
в Индию, где сделались служителями индуистской богини Кали, "Черной Матери",
и основали касту наследственных убийц,  известных  как  тхаги  (на  хинди  -
обманщики, убийцы) или фансигары (душители). В обычаях  тхагов,  безусловно,
присутствуют как индуистские, так и мусульманские черты, но в  индуизме  это
направление известно с 800 г.
     Прямые потомки ассасинов - представители  вполне  мирной  мусульманской
секты низари исмаили, которую возглавляет преподобный Карим Ага Хан IV (род.
1936), получивший образование в Гарварде.

8

МАРАБУТЫ

     В начале VIII в. территория современного Марокко была завоевана арабами
и включена в состав Арабского халифата. Бербе.рские племена легко восприняли
ислам. До прихода арабов берберы исповедовали христианство и иудаизм, верили
в карфагенских богов, в различных местных идолов.  Несложные  обряды  ислама
более подходили жизненному укладу местного населения.
     Однако, помимо ортодоксального ислама, здесь, как и повсюду в  Северной
Африке,  получили  распространение  суфийские  (или  дервишские)  ордена   -
религиозные братства, предполагающие свой, особый путь "спасения", хотя и  в
русле ислама, но со значительными отклонениями от официального вероучения.
     Возникновение этих орденов всегда было  связано  с  именем  какого-либо
святого - общемусульманского или местного. В  частности,  в  Марокко  такими
святыми стали так называемые МАРАБУТЫ.
     Члены религиозных братств марабутов  верят,  что  уединенно  живущие  и
посвятившие всю свою  жизнь  молитвам  мусульмане  стоят  на  более  высокой
ступейи общения с Богом, чем обыкновенные верующие. Более того, они источают
"Божественную благодать"  -  барака,  которая  якобы  заполняет  их  жилища.
Благодаря этой благодати они могут совершать разного рода чудеса.
     Барака, по представлению верующих, сохраняется и после смерти  святого,
она окружает его могилу. Поэтому жилища марабутов  и  места  их  захоронения
стали объектами паломничества. Здесь находят убежище и те, кто скрывается от
преследования или опасается мести; никто из верующих не посмеет поднять руку
на  человека,  находящегося  "под  защитой  святого".  Чаще  всего   обители
марабутов - рибаты - становились центрами, вокруг  которых  формировались  и
действовали религиозные братства.
     Основная организационная ячейка братства - завия  -  может  включать  в
себя как селения с несколькими жителями, так и большой  город,  существовать
самостоятельно или входить в состав другого,  большего  по  размеру  ордена.
Поэтому часто слова "братство" и "завия" означают одно и то же.
     Во главе братства стоит шейх - марабут, якобы обладающий полученной  по
наследству барака. Свою "духовную преемственность". от  святого,  основателя
братства, он постоянно подчеркивает и рьяно оберегает.
     Формально   братство   представляет   собой   добровольную   ассоциацию
мусульман, но это не исключает подчинения рядовых  членов  жестким  правилам
ордена. Вот обязательства, которые  накладывал  на  своих  адептов  духовный
наставник братства Деркавийа,  основанного  в  XVII  в.:  "Обязанности  моих
братьев будут заключаться  в  том,  чтобы  преодолеть  свои  страсти.  Чтобы
выполнить эти обязательства, они должны... ходить босыми, голодать, посещать
лишь людей набожных, избегать общества людей, обладающих властью, не  лгать,
мало спать, проводить  ночи  в  молитвах,  собирать  милостыню.  Они  должны
делиться с  шейхом  самыми  серьезными  и  самыми  незначительными  мыслями,
посвящать его в самые важные и в самые малые дела свои.  Они  должны  всегда
повиноваться шейху и быть в руках его, как трупы в руках тех,  кто  обмывает
трупы". Беспрекословное подчинение шейху также считается одним  из  основных
показателей зрелости члена ордена - адепта.
     Адепт обязан беспрекословно выполнять все  распоряжения  шейха.  Обычно
указание дается конфиденциально. Даже  если  распоряжение  общее  для  всех,
адепт этого не знает. В этом плане братства хорошо подготовлены к подпольной
деятельности..
     Значительную роль  в  жизни  братств  играют  факихи,  которые  обучают
молодежь и новых  членов  обрядам,  знакомят  их  с  суфийскими  доктринами,
составляющими идейную основу орденов.
     Один из  обязательных  ритуалов  всех  марабутских  орденов  -  зикр  -
многократное повторение имени Аллаха молча и вслух. Для большего воздействия
на  психику  верующего  зикр  часто  сопровождается  игрой  на   музыкальных
инструментах, пением и танцами. Немецкий путешественник  Хорст  Меншинг  так
описывает радение дервишей: "Мужчины и многочисленные дети образуют  большой
круг, в середине которого под звуки райты (духовой музыкальный инструмент) и
ритмичные удары двух барабанов танцует несколько  человек...  Они  топают  в
такт ногами и при этом откидывают голову то  вперед,  то  назад.  Все  более
дикими становятся танцы, все  более  возбуждающим  отбиваемый  барабанщиками
ритм. Танцоры, явно принадлежащие к  секте  Айссауа,  приходят  в  состояние
экстаза. Один высоко подпрыгивает, звонко ударяет себя при этом по  лицу  и,
растянувшись во весь рост, падает на землю. Но на нас это зрелище производит
жуткое и отталкивающее впечатление" (Х.Меншинг. Между Рифом и Дра. М., 1957,
с. 136).
     Ордена дервишей всегда пользовались большим влиянием среди верующих,  и
это вызывало их конфликты  с  государственной  властью.  Эмиры  из  династии
Альморавидов вели беспощадную  борьбу  с  непокорными  главами  братств,  не
признававших их  могущества.  Они  сжигали  их  сочинения,  изгоняли  их  из
Марокко.  Однако  уже  в  XV  в.  угроза  португальской  экспансии  вынудила
правителей последней династии - Маринидов - прибегнуть к помощи  дервиш-ских
орденов. Братства объявили священную войну христианам. Выдвинув в начале XVI
в. новую династию  саадийских  шерифов  (так  называли  тех,  кто  вел  свое
происхождение от пророка Мухаммеда), возглавивших  борьбу  с  португальцами,
братства значительно укрепили  свои  позиции  в  стране.  После  победы  над
христианами в битве у реки Махазен в 1578 году их престиж возрос еще больше.
     В течение всей истории  Марокко-  братства  оказывали  огромное,  порой
решающее влияние на ход политических событий в стране.

9

Ислам — религия, принесенная в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоевана арабами Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер: принявшие ислам освобождались от тяжелой подушной подати, получали такие же права, какими пользовались арабы-мусульмане, и т. д. Полная исламизация Магриба (общее название стран Северной Африки от Ливии до Марокко) заканчивается к XII в. В течение 1Х-Х1 вв. ислам распространяется и среди народов Западного Судана. В Восточный Судан мусульманская религия стала проникать в IX в. Негроидные народы Южного Судана сохраняли традиционные культы и религии вплоть до второй половины XIX в., но затем также стали постепенно переходить в ислам. В Восточную Африку ислам завезли мусульманские купцы, торговцы, переселенцы из Азии (преимущественно с Аравийского полуострова и Индостана). К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось и на всю Тропическую Африку, где ислам стал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространен главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами) : маликитским, шафиитским, ханбалитским и ханифитским. Преобладающее большинство мусульман северо- и западноафриканских стран придерживается ма-ликитского мазхаба; в Египте и вос-точноафриканских государствах - ша-фиитского, в Южно-Африканской Республике выходцы с Индостанского полуострова являются сторонниками ха-нифитского и капские малайцы — шафиитского мазхабов. Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства), которых в Африке насчитывается несколько десятков. Наиболее значительны и многочисленны ордена тиджа-нийя, кадирийя, шадилийя, хатмийя, сенусийя и др. Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджаниитов и т. д. Представителей второго направления в исламе - шиизма - в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы — выходцы с Индостанского полуострова, относящиеся к различным ответвлениям исмаилизма (бохра, ходжа), имамитам и др., и в меньшей степени местное население. Кроме того, в Африке около 150 тыс. ибадитов (представителей третьего направления в исламе - хариджизма). Из них подавляющее большинство проживает в странах Северной Африки -Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко и небольшие группы - в странах Восточной Африки и на островах Индийского океана. В перечисленных государствах Северной Африки, а также в Египте, Мавритании и Сомали ислам является государственной религией.

Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют о 31% жителей. Что касается отдельных

государств, то последователи ислама преобладают, составляя свыше 90% населения, в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Республике Джибути, в Сомали и на Коморских Островах. Более половины жителей являются мусульманами в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Кроме того, большое число приверженцев ислама имеется также в Эфиопии, Танзании и Кении.

10

Из протестантских организаций церквей и сект раньше всех начали миссионерскую деятельность в Африке голландские реформаты - с середины XVII в. на юге континента, англикане и методисты - с начала XIX в. С середины XIX в. к прозелитической работе приступили немецкие (лютеранские) и американские миссионеры. Стали создаваться многочисленные протестантские миссионерские общества. После второй мировой войны особенно активизировали свою деятельность американские миссионерские общества (в первую очередь Епископальной церкви, методистов, пресвитериан, баптистов и др.).

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики — свыше 38% (33 млн.), протестанты - около 37% (31 млн.), мо-нофизиты - более 24% (20 млн.), остальные - православные и униаты. Больше всего сконцентрировано христиан в странах Восточной Африки -свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвертую часть населения региона, причем здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живет пятая часть всех африканских католиков. Более чем по 2 млн. их в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди. Из остальных государств наиболее католицизирован-ными являются Острова Зеленого Мыса, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Лесото, остров Реюньон и Сейшельские Острова.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). По одному с лишним миллиону протестантов проживает в Гане, Заире, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар. Монофизиты представлены сторонниками с Эфиопской церкви (16,7 млн.), Коптской церкви в Египте (3,5 млн.) и небольшим числом армяно-григориан в Египте, Судане и Эфиопии. Православных менее четверти миллиона человек, причем половина относится к Александрийской православной церкви, более трети - к африканским православным церквам Восточной Африки (85 тыс.). Четверть миллиона адептов принадлежит к различным униатским церквам, в подавляющем большинстве к Коптско-католической и Эфиопо-католической.

11

Христианско-африканские церкви и секты представляют собой организации, которые откололись от западных церквей и сект и создали свою догматику, свои ритуалы, обряды и т. п., сочетающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства. В западной литературе их называют по-разному - синкретическими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими, сепаратистскими церквами или сектами. Как правило, в эти церкви и секты входят только африканцы, в подавляющем большинстве выходцы из одного племени или народа. Христианско-африканские церкви и секты распространены во всех регионах Тропической и Южной Африки. Эти организации первоначально носили антиколониальный характер и являлись своеобразной формой протеста против порабощения. Со временем эти движения переходили на чисто религиозную почву. В настоящее время все они являются только религиозными организациями и нередко находятся в оппозиции к правительствам своих стран. По некоторым оценочным данным, приверженцев христианско-африкан-ских церквей и сект насчитывается по всей Тропической Африке 9 млн., что составляет 3% населения этого региона. Около половины их сосредоточено в Южной Африке, в Западной Африке - более 4да>, в Восточной -менее десятой части. В ЮАР находится треть всех приверженцев христиан-ско-африканских церквей и сект, в Заире и Нигерии - свыше миллиона адептов в каждой. Всего на эти три страны приходится 60% приверженцев синкретических организаций. Из остальных стран, имеющих значительное число приверженцев (по нескольку сот тысяч) этих религиозных организаций, следует назвать Кению, Гану, Бенин, Зимбабве, Берег Слоновой Кости, Замбию и остров Мадагаскар. Некоторые синкретические церкви и секты довольно влиятельны и многочисленны (насчитывают по нескольку сот тысяч приверженцев). Например, „херувимы и серафимы", церковь Лумпа, секты кимбангистов, мацуаистов, харристов, китавала (на последнюю большое влияние оказывает секта свидетелей Иеговы) . Христианско-африканские церкви и секты распространены в 27 странах Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

12

Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского полуострова и их потомки, которых насчитывается в настоящее время свыше 1,1 млн. -около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР -более трети, а в Кении - десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки и на других островах Индийского океана. Из других южно- и восточноазиат-ских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм -25 тыс. приверженцев, джайнизм -12 тыс., буддизм и конфуцианство -25 тыс. человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки, мистра — евреи Северной Африки (свыше 100 тыс.), ашкенази - выходцы из европейских стран, проживающие главным образом в Южной Африке (свыше 120 тыс.), и фалаша - представители одного из аборигенных народов Эфиопии (около 30тыс.).

13

Протестантизм
1.Англиканство
Церковь провинции Южной Африки
Церковь провинции Центральной Африки (Замбия, Зимбабве, Малави)
Провинция англиканской церкви Конго* (Демократическая Республика Конго)
Протестантская епископальная церковь провинции Бурунди*
Епископальная церковь провинции Руанды*
Церковь в провинции Танзании
Англиканская церковь Кении [бывш. Церковь провинции Кении]
Церковь Уганды
Провинция епископальной церкви Судана [Епископальная церковь Судана]
Англиканская церковь Нигерии [бывш. Церковь провинции Нигерии]
Церковь провинции Западной Африки* (Гана и другие страны)

Англиканские церкви, не входящие в Англиканское сообщество
Церковь Христа в Африке* (Кения)
Церковь луо Номийя [Данное мне слово Божье]* (Кения)
Церковь Англии в Южной Африке*

2.Лютеранство

Евангелическо-лютеранская церковь в Южной Африке
Объединенная евангелическая церковь Намибии
Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании
Евангелическая церковь Мекане Иесус (Эфиопия)
Лютеранская церковь Христа (Нигерия)
Малагасийская лютеранская церковь [Лютеранская церковь Мадагаскара]

3.Кальвинизм
Реформатство

Голландская реформатская церковь Южной Африки
Голландская реформатская церковь Африки* (ЮАР)
Голландская реформатская миссионерская церковь* (ЮАР)
Голландская реформированная церковь в Южной Африке*
Реформатская церковь в Южной Африке*
Евангелическая церковь Лесото*
Реформатская церковь в Замбии*
Евангелическая церковь Габона*
Евангелическая церковь Камеруна
Евангелическая церковь Того*

Пресвитерианство

Евангелическая церковь Египта*
Пресвитерианская церковь в Судане*
Пресвитерианская церковь Ганы
Евангелическая пресвитерианская церковь* (Гана)
Пресвитерианская церковь Нигерии*
Камерунская пресвитерианская церковь*
Пресвитерианская церковь в Камеруне*
Пресвитерианская община в Демократической Республике Конго*
Пресвитерианская церковь в Руанде*
Пресвитерианская церковь Восточной Африки (Кения)
Пресвитерианская церковь Мозамбика*
Церковь Центральной Африки, пресвитерианская (Малави)
Пресвитерианская церковь Африки* (ЮАР)
Пресвитерианская церковь Южной Африки*
Реформированная пресвитерианская церковь* (ЮАР)

Конгрегационализм

Объединенная конгрегациональная церковь Южной Африки*
Зулусская конгрегациональная церковь* (ЮАР)
Евангелическая церковь Конго* (Республика Конго)
Евангелическая община Демократической Республики Конго*

4.Меннонитство
Собственно меннониты

Нигерийская меннонитская церковь*
Община меннонитских братских церквей в Демократической Республике Конго*

5.Методизм

Методистская церковь Южной Африки
Африканская методистская епископальная церковь* (ЮАР)
Методистская церковь в Зимбабве*
Объединенная методистская церковь* (Зимбабве)
Африканская методистская епископальная церковь* (Замбия)
Объединенная методистская церковь Анголы*
Община объединенных методистов в Демократической Республике Конго*
Методистская церковь в Кении*
Методистская церковь, Нигерия
Методистская церковь, Гана*
Протестантская методистская церковь в Кот-д'Ивуаре*

6.Перфекционизм

Протестантская церковь Центрального Кот-д'Ивуара*
Община свободных методистов на востоке Демократической Республики Конго*
Свободная методистская церковь в Руанде*
Церковь Бога в Восточной Африке* (Кения)

14

Сионизм

В Африке имеются тысячи сионистских церквей, конгрегаций и групп, многие из которых считают себя потомками Десяти колен. В Западной Африке, где бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, и где на побережье вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа "сыны Эфраима" в Нигерии, мандиного в Сенегале, в Гане. На юге Африке племя лемба (Зимбабве) считает себя потомками эфиопских фалаша. В Уганде живет несколько сот последователей секты Аба-Йудая, соблюдающих иудейские обряды.

15

Заметьте почти все Христиане Африки - либо сектанты либо полуязычники. Это сразу подчеркивает, что тупые и узколобые негритянские люди неспособны принять истину, которая хоть как-то сможет их преобразить.

16

Narimund написал(а):

.... Это сразу подчеркивает, что тупые и узколобые негритянские люди неспособны принять истину, которая хоть как-то сможет их преобразить.

Слушай писун недоделаный,о какой преображающей истине ты пытаешся гнусавить?

17

Религии Африки

Классификация. Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня на африканском континенте проживает множество народов, говорящих более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей Африки различают по принадлежности к определенной "расе" и "культурному ареалу", однако за последние четверть века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая классификация языков.
В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные родственные языки. Основная - семья конго-кордофан, где наиболее значимой является нигеро-конголезская группа, к которой относится большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан включает в себя центр и юг Африки.
Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила Западного Судана и среднего течения Нигера, - нило-сахарская.
На севере и северо-востоке распространены языки афроазиатской семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские языки; к последней группе принадлежат языки хауса.
Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно "щелкающими" (по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал им название койсанских языков, на них говорят преимущественно бушмены и готтентоты.
Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах северной Африки, среди египтян и берберов издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой - баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.
На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.
Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге  же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение  христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.
При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l'Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986. Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки. Единственно возможное решение для справочного издания, каким является настоящая книга, - это попытаться соединить все три подхода.
Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное "небесное" божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).
Религии Западной Африки. Верования йоруба, пожалуй, можно отнести к наиболее распространенным среди африканцев (их исповедуют более 15 млн. человек), проживающих в Нигерии и сопредельных странах, например, в Бенине. За последнее время многие африканисты посвятили свои работы подробному исследованию этих культов.
Еще в начале века среди йоруба было сильно влияние тайного союза Огбони, избиравшего главного представителя верховной власти в обществе - короля. Будущий король, не являясь членом данного союза, оставался в неведении до самого своего избрания.
Члены этого эзотерического общества изъяснялись на непонятном для непосвященных языке и создавали величественные сакральные произведения искусства, недоступные для понимания большинства йоруба. Связанный с таинствами инициации, внутриплеменной культ Огбони до сих пор представляет собой загадку. В центре пантеона йоруба находится Онил, Великая Богиня Мать иля, изначального "мира", пребывающего в состоянии хаоса, до его упорядочения. Иль противопоставлен с одной стороны оруну, олицетворяющему небо как организованное начало, а с другой эйе, населенному миру, возникшему в результате столкновения оруна и иля. Обитатели оруна являются объектами всеобщего поклонения, ориши - объекты поклонения эзотерических культов, деус оциозус Олорун не имеет своего культа, а иль для йоруба олицетворяет таинственное женское амбивалентное начало. Богиня Йемойя, оплодотворенная собственным сыном Орунганом, породила многочисленных духов и богов. Йемойя у йоруба выступает как покровительница женщин, обладающих магическими знаниями, которые взяли ее за образец по причине ее исключительно бурной жизни. Порча, ведущая к бесплодию, находится в ведении богини Олокун, жены Одудуа.
Еще одна богиня, покровительствующая женскому чародейству, - Озун, настоящая Венера йоруба, известная своими многочисленными разводами и скандалами. Она создательница магических искусств, и колдуньи считают ее своей покровительницей.
Упорядоченный мир расположен в стороне от иля. Творцом его является Обатала, божество, формирующее эмбрион в чреве матери. Через него орун отправил в эйю бога прорицания Орунмила, чьи предметы, необходимые для предсказания, по традиции хранятся в домах йорубов. Гадание, связанное с именем божества Ифа, это разновидность геомансии, унаследованной от арабов. В нем присутствует 16 основных фигур, на основании комбинаций которых делается прогноз. Гадатель не разъясняет предсказание; он ограничивается тем, что читает традиционный для данного случая стих, что отдаленно напоминает толкования древней китайской книги гаданий И Цзин. Чем больше стихов знает гадатель, тем больше уважения оказывает ему клиент.
Важное место среди оришей занимает трикстер Эзу, маленький итифаллический божок. Он смешон, но одновременно и весьма хитер. Чтобы добиться его расположения надо приносить ему в дар жертвенных животных и пальмовое вино.
Воинственное божество Огун является покровителем кузнецов. Кузнецы в Африке повсюду находятся на особом положении, так как их работа требует уединения и сопряжена с определенной таинственностью; отсюда - наделение кузнецов амбивалентными магическими способностями. Двойственное отношение у йорубов и к близнецам. Рождение близнецов, рождающееся как аномалия, ставит перед африканскими народами дилемму: надо или устранить близнецов, ибо их существование нарушает мировое равновесие (в этом случае один из двух или же оба близнеца должны быть уничтожены), или же оказывать им специальные почести. Йорубы говорят, что в далеком прошлом они предпочитали первое решение, но некий прорицатель посоветовал им придерживаться второго. Теперь близнецы у них - предмет особых забот.
Если Обатала изготовляет тело, то Олодумар вдыхает в него душу, эми. После смерти элементы, составляющие человеческое существо, возвращаются к оришам, которые вновь распределяют их среди новорожденных. Однако в человеке имеется и бессмертный компонент, а посему духи могут возвращаться на землю, где они вселяются в танцора по имени Эгунгун. Танцор этот передает послания усопших живым.
Ритуальная церемония, сочетающая в себе элементы ужасного и веселого, - танец Желеде, устраиваемый на базарной площади в честь предков - женщин, богинь, наводящих ужас, отчего их необходимо задабривать.
Верования акан. Акан - группа народов, говорящих на языке тви подгруппы ква, которым пользуются йорубы; народы акан образовали дюжину независимых королевств на территориях Ганы и Кот-Дивуар; наиболее значимым объединением является этническая общность асанти. Основные компоненты внутренней оранизационной структуры - кланы, подразделяемые на восемь матрилинейных родов, - не совпадают с организацией политической. Как и у йоруба, у асанти есть свой небесный деус оциозус, Ньяме, сбежавший из мира людей из-за женщин, которые страшно шумели, приготовляя пюре из ямса. В каждом подворье асанти на дереве устраивают маленький алтарь для поклонения Ньяме. Ньяме - бог-демиург, к нему взывают постоянно, равно как и к богине земли Асасе Йаа.
У асанти имеется целый пантеон личных духов абосом, и безликих духов асуман, они поклоняются духам предков асаман, взывая к ним посредством подношений, возлагаемых на скамеечки, окрашенные кровью или иными красителями. В доме короля имеются специальные черные скамеечки, куда время от времени кладутся жертвенные подношения. Королевскую власть у асанти олицетворяет король Асантеене и королева Оэнеммаа, которая, не являясь ему ни женой, ни матерью, представляет матрилинейную группу, совпадающую с группой, стоящей у власти.
Главный религиозный праздник во всей королевствах акан - Апо, во время него поминают предков, проводят церемонии очищения и умилостивления.
Видение мира народами бамбара и догон (Мали), Жермен Дьетерлан в своей книге "Essai sur la religion bambara", 1951, писал: "По крайней мере девять народностей, численно отличающихся друг от друга (догон, бамбара, форжерон, курумба, бозо, мандинго, самого, мосси, куле), имеют одну и ту же метафизическую, или, говоря иначе, культовую основу своих верований. Тема сотворения раскрывается сходным образом: сотворение осуществлялось при помощи слова, сначала неподвижного, а затем начавшего вибрировать; вибрация эта породила сущность вещей, а потом и сами вещи; то же происходило с землей, первоначально перемещавшейся в вихревом движении по спирали. С помощью вибрации были созданы люди; изначально это были близнецы, воплощавшие в себе совершенное единство. Признается вмешательство божественной силы в акт творения; иногда эта сила материализуется в облик какого-либо божества, господствующего над миром; подобные представления повсюду идентичны. Все верят в необходимость упорядочения космоса, а так как человек пребывает в тесной с ним связи, то и в упорядоченность собственного внутреннего мира. Одним из неизбежных следствий таких представлений является детальная разработка устройства хаоса, именуемого нами, за неимением лучшего термина, нечастотой; борьба с хаосом осуществляется посредством сложных ритуалов очищения".
В космологии догонов архетипы пространства и времени вписаны в виде чисел в грудь небесного божества Амма. Творцом пространства и реального времени является трикстер, шакал Йуругу. По другой версии, вселенная и человек произошли посредством изначальных колебаний, винтообразно расходившихся из одного центра и осуществляемых семью сегментами различной длины. Космизация человека и антропоморфизация космоса - два процесса, определяющие миропонимание догонов. Как утверждает Ж. Калам-Гриоль в работе "Ethnologie et langage", догон "ищет свое отражение во всех зеркалах антропоморфной вселенной, где каждая былинка, каждый муравей является носителем "слова". Столь же велико значение слова у бамбара; Доминик Заан в работе "Dialectique du verbe chez Bambara" отмечает: "Слово устанавливает {...} связь между человеком и его Божеством, а также между конкретным миром объектов и субъективным миром представлений". Произнесенное слово - словно ребенок, родившийся на свет. Имеется множество способов и средств, цель которых - упростить устам рождение слова: трубка и табак, употребление ореха колы, спиливание зубов, обычай натирать зубы красящими веществами, татуировка рта. Ведь рождение слова сопряжено со значительным риском, ибо оно нарушает гармонию молчания. Молчание, тайна обладают инициационной значимостью, так как изначально мир существовал без слов.
Изначально не было нужды в речи, ибо все, что существовало, понимало "неслышимое слово", беспрерывный шелест воздуха, который грубое, воплотившееся в дерево фаллическое божество Пемба передает небесному демиургу, утонченному и растекающемуся водой Фаро. Мусо Корони, жена Пембы, породившего растения и животных, ревнует мужа, совокупляющегося со всеми женщинами, созданными Фаро. Она тоже изменяет ему, и Пемба преследует ее, хватает за горло и сдавливает его. От столь бурного выяснения отношений между неверными супругами в беспрерывном шелесте дыхания возникли паузы, необходимые для порождения слов и возникновения речи.
Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение речи одно из его предзнаменований. В личном плане упадок определяется как вандзо, женское распутство и порочность, свойственные человеческому существу, являющемуся в совершенном своем состоянии андрогином. Зримое выражение вандзо - крайняя плоть. Обрезание устраняет у андрогина его женское начало. Избавленный от женского начала, мужчина отправляется на поиски супруга, и таким образом возникает сообщество людей. Физическое обрезание осуществляется во время первой детской инициации, называемой н'домо; последняя же из шести последовательных инициаций, называемых диоу, - обряд коре - преследует цель восстановить у мужчины его духовную женственность, превратив его снова в андрогина, то есть в совершенное существо. Обряд н'домо означает для личности приобщение ее к жизни сообщества; обряд коре означает уход из этой жизни для достижения безграничности и беспредельности божественного существования. На фундаменте своих мифов и ритуалов догон и бамбара возвели целую "архитектонику познания", сложную и детально разработанную.
Религии Восточной Африки. Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей. принадлежащих к четырем большим вышеназванным языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.
Упрощенное гадание геомансического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - "да" или "нет", отыскать виновного или предсказать будущее. Так как причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э. Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.
У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, чем у девушек. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как Мау Мау у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.
Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э. Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.
У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам. в них вселяются духи.
Верования Центральной Африки.
Верования банту. В Центральной Африке живет около десяти миллионов банту; народы банту расселены по берегам реки Конго и на территории, расположенной между границами Танзании на востоке и Конго на западе. Благодаря работам Виктора Тернера (Victor Turner "The Forest of Symbols", 1967; "The Drums of Afflictions", 1968) и Мэри Дуглас (Mary Douglas "The Lele of the Kasai", 1963) наиболее изученными являются народности ндембу и леле.
В основе верований банту - культ духов и магические обряды, цель которых - заслужить милость духов. С культом духов связано создание тайных союзов; особенно много подобных союзов у некоторых народностей ндембу; также повсеместное распространение имеет институт королевских предсказателей и "культ скорбящих", суть которого состоит в изгнании из людей "скорбных" духов, вселившихся в них. исполняя требования вселившихся в них духов, люди эти, вне зависимости от своей этнической принадлежности, селятся отдельно, но общаясь с медиумом, требуют, чтобы тот говорил на их языке. У многих народов банту носителями магических знаний большей частью являются женщины.
Божественный творец откровенно асексуален, это в основном деус оциозус; он не имеет особого культа, но когда клянутся, призывают его в свидетели.
Пигмеи тропического леса подразделяются на три большие группы: ака, бака и мбути д'итури, проживающие в Заире; изучению жизни пигмеев посвящены работы известного исследователя Колина Тернбола, чья книга "The Forest People", 1961, получила широкую известность. Начиная с отца Вильгельма Шмидта (1868-1954), стремившегося отыскать у бесписьменных народов первобытные монотеистические верования. многие католические миссионеры, равно как и этнографы, подтвержиди существование у всех трех вышеуказанных групп веры в создателя, постепенно превратившегося в небесное божество. Однако Колин Тернбол отрицает наличие единого бога-создателя у мбути: этот народ обожествляет жилище и заросли кустарника, где он проживает. У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не занимаются гаданием. У них имеются определенные традиции, сопровождающие ритуалы обрезания у мальчиков и изоляции девочек во время первых месячных.
Верования Южной Африки. Переселение народов банту на юг происходило двумя большими волнами: между 1000 и 1600 гг. н.э. (сото, твана, нгини, а также зулу, ловенду и венда) и в XIX в. (тсонга). По данным африканиста Лео Фробениуса (1873-1938), основание ныне несуществующего королевства Зимбабве связано с приходом с севера предков народа хумбе. Согласно одному из мифов каранга, правитель, наделенный божественной властью, должен поддерживать равновесие между противоположными состояниями: засухой и сыростью, символами которых выступают принцессы с сырой вагиной и сухой вагиной. Принцессы с сырой вагиной предназначались для совокупления с большим водным змеем, которого иногда именуют Радужным Змеем; это сверхъестественное существо имеется в пантеоне многих народов Западной и Южной Африки. Принцессы с сухой вагиной были весталками и поддерживали ритуальный огонь. Во время засухи принцесс с сырой вагиной приносили в жертву, дабы вызвать дождь.
Обряд инициации у мальчиков, достигших половой зрелости, более сложен, нежели аналогичный обряд у девочек. У мальчиков обрезание не является обязательным, у девочек не практикуется клитороэктомия, хотя в процессе обряда и имитируется отрезание клитора. Символическое значение обряда иниицации - переход из ночи в день, из тьмы к солнечному свету.
Верования афроамериканцев зародились на островах Карибского архипелага, восточном побережье Южной Америки (Суринам, Бразилия) и в Северной Америке среди рабов - выходцев из Западной Африки.
Африкарибские культы, за исключением афро-гвианских, наиболее близки исконно африканскими верованиями, хотя они и позаимствовали у католицизма некоторые имена и понятия. Культ воду на Гаити, роль которого в завоевании независимости страны хорошо известна, - это культ поклонения духам, божественным лоа, происходящим из пантеона фон и йоруба; в культах сантериа на Кубе и шанго (на Тринидаде)  культовые духи относятся к оришам йоруба. Однако на всех трех островах приносят кровавые журтвы и устраивают экстатические танцы, чтобы впасть в транс и получить возможность общаться с богами, носящими как африканские имена, так и имена святых римской церкви, хотя по происхождению божества эти являются исконно африканскими. Культ воду, с его белой и черной магией, с его загадками и оккультными тайнами, имеет своих почитателей во всех слоях гаитянского общества.
Многие синкретические культы основаны на почитании предков; к них относятся культы кумина, конвинс и танец кроманти беглых рабов на Ямайке, танец Биг Друм Данс на островах Гренада и Каррьяку, келе на острове Святой Люсии и т.д.
В некоторых других культах, как например, среди миалистов Ямайки и баптистов, называемых Shouters (крикунами) на Тринидаде и Shakers (трясунами) на Сент-Винсенте, - элементы христианства имеют большее значение, нежели африканские верования.
Растафарийцы Ямайки в основном являются приверженцами миллентаризма. Для среднего западного человека они ассоциируются с прической dreadlock и музыкой регги; их философия и музыка имеют множество адептов как на Западе, так и в Африке.
Идентификация Эфиопии с землей обетованной афроямайцев на основании толкования Псалма 68, 31 вызвала к жизни политическое движение, оформившееся после коронования эфиопского принца ("рас") Тафари (откуда название Растафарийский) императором Абиссинии в 1930 г. под именем Хайле Селассия. Со временем, особенно после смерти императора, движение раскололось на несколько группировок, не имеющих ни общей идеологии, ни общих политических устремлений.
Афробразильские культы возникли около 1850 г. как синкретические верования; из исконно африканских черт в них созранилась вера в переселение духов орикса и экстатические танцы. На северо-востоке культ получил название кандомбле, на юго-востоке - макумба, а с 1925-1930 гг. большое распространение получил зародившийся в Рио-де-Жанейро культ умбанда. Изначально запрещенные, сегодня культы поклонения духам существенным образом определяют картину религиозной жизни Бразилии.
Афрогвианские верования возникли в Суринаме (бывшей нидерландской Гвиане) среди креольского населения побережья и получили распространение среди беглых рабов, укрывавшихся в глубине страны. Религия креолов побережья называется винти или афкодре (от голландск. afgoderij - "идолопоклонство", "обожание"). В обоих культах сохраняются элементы древних африканских и исконных верований.
Религиозная жизнь африканцев Соединенных Штатов Америки славится своей насыщенностью; особенность ее состоит в том, что американские негры, в большинстве своем успешно подвергшиеся евангелизации, не сохранили в неприкосновенности африканские культы и ритуалы. Идея возвращения в Африку, пропагандировавшаяся Американским Обществом Колонизации (American Colonization Society) с 1816 г. и, в несколько видоизмененном виде, различными негритянскими церкями на рубеже нашего века, успеха не имела. Некоторые афроамериканцы, разочаровавшись в христианской церкви, оказавшейся не в состоянии удовлетворить их социальные чаяния, приняли иудаизм, а многие - ислам. На сегодняшний день существует два объединения афроамериканских мусульман, и оба восходят к организации Народ Ислама, основанной Элией Мухаммадом (Элия Пул, 1897-1975) в 1934 г. на базе сообщества, созданного мусульманином Уоллесом Д. Фардом, и вобравшего в себя элементы учения параллельной организации Мавританский Храм Науки (Moorish Science Temple) Ноубла Дрю Али (Тимоти Дрю, 1886-1920) и учения индийских миссионеров из группы Ахмадья, основанной в 1920 г. В 1964 г. от Народа Ислама отделилась группа Мусульманская мечеть, возглавляемая Малькольмом Икс (Малькольм Литтл, 1925-1965). После смерти Элии Мухаммеда в 1975 г., его сын Варитхуддин Мухаммед (Уоллес Дин) превратил Народ Ислама в организацию, придерживающуюся идей ортодоксального ислама (суннитов), дав ей название Американская мусульманская миссия. Народ Ислама является сегодня организацией, во главе которой стоит пастор Льюис Фарракан из Чикаго, продолжающий следовать по пути, указанному Элией Мухаммедом.

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 53-67.
http://www.upelsinka.com/Russian/religion_africa.htm

18

Добрый день! Не знала, в какую часть форума податься со своим вопросом, решила в эту. Неоднократно видела африканских женщин со шрамами на лице. Как правило, 2 или 3 аккуратненькие черточки возле наружного уголка глаза с обеих сторон. Но сегодня видела лицо испещренное коротенькими шрамами-черточками, выглядит как 2 коротенькие параллельные линии, где-то по сантиметру, и такие коротенькие линии - по всему лицу. И еще одна женщина с двумя длинными параллельными линиями во всю щеку с обеих сторон. Очень интересно, что это значит. Все примеры принадлежат к одному народу, к какому - не знаю, скорее всего, из французской экваториальной Африки.

19

слышала объяснение,якобы делается в детстве против злых духов.Шрамирование делается христианами(про мусульман не знаю),то есть противореча библии,что доказывается невежество людей(в котором кстати они не всегда виновны).

20

lesya m написал(а):

слышала объяснение,якобы делается в детстве против злых духов.Шрамирование делается христианами(про мусульман не знаю),то есть противореча библии,что доказывается невежество людей(в котором кстати они не всегда виновны).

Не знаю как в других странах, но шрамирование очень распространено в Того и Бенине. Делают его и мусульманам тоже, не только христианам, причем у каждого племени свои виды шрамов. И даже в одном племени могут быть разные виды шрамов. Помимо основной веры(мусульманство и христианство) все исповедуют еще и вуду, вера в духов, распространено идолопоклонство, анемизм. У племени кабиа шрамы расположены в виде сантиметровых насечек между бровями, у племени иве по две насечки под каждым глазом, эти насечки означают принадлежность к племени и одновременную защиту не от духов, а от сглаза по нашему. У племени котоколи насечки ставят только детям, родившимся на определенные божественные праздники, эти дети считаются баловнями Бога, везунчиками. Но шрамы им ставят большие, по три большие полосы на каждую щеку и на животе от пупка режут большие шрамы через весь живот в виде восходящего солнца, оно приносит удачу таким людям, но эти шрамы редко кто видит, их всегда закрывают на теле одеждой. Шрамы делаются следующим образом, когда рождается ребенок, ему делаются насечки и посыпаются какой-то травой, чтобы ранки не затягивались сразу, обычно ребенка держат сутки раздетым и молятся над ним, чтобы ему была удача в жизни.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Традиции и культурные особенности » Разнообразие религий в Африке