Африка будет танцевать по-новому

Открытие. В Уагадугу, столице Буркина Фасо, открывается «Термитник» под руководством танцоров Сейду Боро и Салия Сану, живущих сейчас во Франции и выступающих на сцене государственного театра в городе Сен-Бриек.

Салия Сану (37 лет) и Сейду Боро (38 лет), живущие сейчас во Франции и выступающие на сцене государственного театра в Сен-Бриек, представили в городе Кретей новую программу– «Шаг в сторону» (Un pas de côté). Представление состоялось под музыку исполнителей из ансамбля «Ар Нова» (Ars Nova), которые, как это ни удивительно, еще и танцуют (1)! Эти два хореографа, основавшие в 1995 году собственную компанию «Салия ни Сейду», с тех пор живут постоянными поездками из Франции в свою родную страну Буркина Фасо и обратно, способствуя возникновению современного танца в Африке. В скором времени они откроют в пригороде Уагадугу центр хореографического развития, который окрестили «Термитником». Салия Сану и Сейду Боро ответили на наши вопросы в маленьком кафе близ Монпарнаса.

В чем особенность «Шага в сторону»?

Салия Это история встречи композитора и ударника Жан-Пьера Друэ и наших собственных достижений. Особенность состоит в том, чтобы сделать шаг в сторону, в одну и в другую, чтобы оставить наши привычки в раздевалке. Обычно мы работаем с африканскими музыкантами. В этот раз наличие пианино, кроме прочих инструментов, заставляет тело двигаться по-другому.

Сейду Сегодня новые дисциплины растут на ровном месте. Это необходимо. Это также способ избежать раскола между разными техниками.

Салия Музыка, которую исполняют музыканты, это не только звуки. Это также человек, который душит и двигается, играя на своем инструменте.

В скором времени вы будете руководить «Термитником», центром хореографического развития, в Уагадугу. Наверное, открытие центра по обучению современному танцу – событие довольно редкое для Африки?

Салия Наоборот. Центр откроет свои двери 16 декабря, в это же время начнется фестиваль «Диалог тела», который мы проводим уже 6 лет. Он станет местом обучения и обмена опытом. Молодые хореографы – а их немало – смогут, наконец, представить свою работу широкой публике. Ведь всего шесть-семь танцевальных коллективов добились международного признания, а большинство не имеют даже крыши над головой. Кроме того, мы хотим привлечь в «Термитник» молодежь. Дети не знают танцев, которые являются частью их традиций. Поэтому мы решили предоставить большему числу людей место для сохранения и просмотра традиционных танцев, наравне с другими дисциплинами, направленными на обучение современным танцам. Еще одна деталь: танцевальные коллективы смогут выступать в нашем центре. Уже благодаря «Диалогу тела» четыре коллектива из ЮАР, Камеруна, Кении, Туниса, Марокко, а также из Франции, Германии и Швейцарии будут представлять свою программу каждый вечер. Основываясь на сопоставлении этих танцевальных групп, мы хотим ознакомить африканскую публику со стилями и направлениями, которые существуют сейчас в Африке и в Европе. Число наших зрителей постоянно растет.

Сейду Надо привлекать внимание африканской публики к этому искусству. Конечно же, мы встречаем и противодействие.

Какое?

Сейду Многие считают, что современный танец – всего лишь европейский продукт. Ведь африканский танец, как мне кажется, должен быть привязан к традициям, которые люди, за исключением немногих, уже забыли. Это часть нашей истории. Африку заваливают всякой-разной продукцией с Запада, в том числе культурной. Африканцы больше не знают, кто они.

Салия Все происходит так быстро. В некоторых регионах людям не хватает питьевой воды, зато у каждого есть мобильный телефон. Полная чепуха. Вся эта деланная модерновость на самом деле поверхностная, ведь все может развалиться в любой момент. Нам платят во Франции, где мы в данный момент живем, но мы хотим привезти что-то новое и на свою родину.

С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Сейду Мы хотим изучить и записать все традиционные танцы. Это очень сложная задача. В Буркина Фасо проживают около 63 этнических групп. У каждой – свои формы и танцевальные па. Надо придавать этому большее значение, чтобы каждый понимал, откуда он родом.

Салия Современные танцы основаны, к примеру, на балете, но в деревнях существуют другие формы танца, несущие в себе определенный смысл. Робин Орлин или Бойс Секвана, например, делают центральным элементом своей работы цвет кожи, тогда как хореографы Западной Африки занимаются главным образом колонизацией с желанием вернуться к традиции, потому что у них есть еще этот ориентир.

Сейду Раньше молодые талантливые африканские хореографы, влекомые внешним рынком, уезжали в Европу. С помощью «Термитника» мы попытаемся изменить ход дела.

Салия Африканский танец был раньше семьей с четкой йерархией, во главе которого стоял вождь, и каждый занимал отведенное ему место. Сегодня танцевальная группа – это не более двадцати танцоров, танцующих вместе по двадцать лет подряд. «Термитник» появится на свет благодаря поддержке города Уагадугу, сотрудничеству с Францией, а главным образом благодаря Министерству культуры Буркина Фасо, которое выделило нам здание и оплачивает все постоянные расходы. В программу обучения входят: современный танец, африканский танец, традиционный танец, современный джаз, буто, техники пения, актерское мастерство, мастерство маски. Преподаватели съедутся со всего мира.

А вы откуда?

Сейду Я родился здесь. Мой отец был офицером в армии, моя мать – домработницей. Я встретил Салия в театральной школе Уагадугу. Потом мы познакомились с Матильдой Монье, когда она создала проект «Пур Антигон» в Африке.

Салия Я родился в деревне, в семье крестьянина. Я много исполнял традиционные танцы. У меня еще есть диплом инспектора полиции, но зов тела и танца оказался сильнее. Это расстроило моих родных. Когда ты говоришь в Африке, что ты танцор, люди просто не понимают. На тебя смотрят как на прокаженного, потому что здесь все танцуют. Для многих это работа, не заслуживающая ни копейки оплаты. Однако за последние 15 лет многое изменилось. На Ассамблее было принято решение о том, что танцоры, музыканты и актеры должны иметь статус артиста.

(1) Это событие состоялось в Доме искусств города Кретей.

Интервью взяла Мюриель Стайнметц